Африка
 
Веа родился в пригороде либерийской столицы Монровии, примечательной тем, что это второй город в мире после Вашингтона, названный в честь президента США. Как и многие соотечественники, Джордж вырос в бедности, его окружали 15 братьев и сестер. Воспитывала парня бабушка. Несмотря на беспросветную либерийскую жизнь, Веа усердно учился в школе. Это не мешало Джорджу играть в футбол, его талант был очевиден. Вскоре благодаря своему дару он начал зарабатывать, его команда нередко играла за деньги. Веа менял команды, пока не добрался до Майти Бэрролл, одного из первых либерийских профессиональных клубов. В первом и единственном сезоне он выиграл чемпионство и кубок страны. На следующий год уже в составе Инвинсибл Элевен Веа забил 24 мяча в 23 играх, выиграв второй сезон подряд золотые медали чемпионата. Камерунские скауты не дремали, и двадцатилетний парень, работавший оператором в телекоммуникационной компании, получил предложение от столичного Тоннера. Он явно перерос уровень либерийского футбола, но куда может привести его талант, тогда, наверное, не знал и сам Веа.
 
Сегодня, как говорят многие, футболом правят деньги, поэтому очень популярны назидания и воспоминания о старых временах, когда спортсмены выступали не ради купюр, а играли за какие-то более высокие идеи. Возможно, так и было, но не в случае с Веа. Жизнь в бедности кое-чему его научила, и он цеплялся за выгодные предложения. Контракт с Тоннером из Яунде уже был подписан, Веа оставалось выйти на поле и поразить камерунскую публику. Но в дело вмешался ивуарийский клуб Африка спортс, предложив либерийцу солидные деньги. Футболист поставил подпись, решив отправиться в Абиджан. Камерунцы в праведном гневе устроили скандал, и Веа пришлось год отыграть за Тоннер. Он показал, что может отлично выступать не только в домашних условиях, но и быть полезным легионером. Джордж по обыкновению помог своей команде выиграть чемпионство. Это был 1988 год. С тех пор столичный клуб первым в Камеруне не становился. А Веа, как и следовало ожидать, отправился дальше. Пришло время для очередного карьерного рывка. Его ждала Европа.
 
Франция
 
Это сейчас кажется, что Арсен Венгер всю жизнь провел в Арсенале, но на закате восьмидесятых француз работал в Монако. Он доверял либерийцу, видел в нем большого футболиста. Впервые Джорджу не удалось в первом сезоне выиграть титул, но он наконец-то попал туда, где ему могли составить конкуренцию. Настанет день и перерастет Веа Францию. Пока же он усердно работал и, конечно же, много забивал, за что был впервые признан лучшим игроком Африки. В 1989 году монегаски дошли до финала Кубка страны, через два года они смогли завоевать этот титул. Их еврокубковая кампания в следующем сезоне удалась. Они дошли до финала Кубка обладателей кубков, но в Лиссабоне их остановил Вердер из Бремена, забив два безответных мяча. За четыре сезона в Монако Веа забил 66 голов, но чемпионом страны так и не стал. За титулом и новыми вызовами он отправился в ПСЖ.
 
Когда он оказался в столице Франции, ему было уже 26 лет. Он отлично адаптировался к местному футболу и продолжил делать то, что умел лучше всего – забивать голы, при этом он совершенно был чужд окружающему миру. Так и не выучил французский, жил в отеле. Постоянно подвергался расистским нападкам. Жаловался на местную полицию.
 
Превозмочь сложности французской жизни ему помогла женщина по имени Клер, ставшая женой. Что бы ни происходило в жизни Веа, неизменной оставалась результативность. В первом же сезоне он повторил прошлогодний успех – отличился 23 раза. Выиграл очередной кубок Франции и дошел до полуфинала кубка УЕФА. Через год - победа в чемпионате и полуфинал в Кубке обладателей кубков, а также второй титул игрока года в Африке.
 
Этот же год ознаменовался не только голами на футбольном поле, но и благотворительной деятельностью. Веа начал сотрудничать с ЮНИСЕФ, международным чрезвычайным фондом помощи детям ООН, участвовал в программах по иммунизации населения. Он создал футбольную команду в Монровии Джуниор профешнлс, главным требованиям к детям было посещение занятий в образовательных школах. Цель Джорджа понятна, он не единственный, кто в Африке пытался ее достичь – помочь детям сделать выбор между улицей и правильной жизнью. Футбольная школа служила не только нравственным ценностям, но и спортивным. Некоторые ее ученики впоследствии доросли до национальной сборной, а Веа оставался президентом команды. Сейчас ее не существует.
 
В 1995 году Джордж Веа вместе с ПСЖ взял кубок Франции, кубок лиги, прошел без потерь групповой этап Лиги чемпионов и снова вылетел в полуфинале. Их победил Милан. И с этой командой связана новая жизнь Джорджа Веа.
 
Италия
 
Как бы это замыленно не звучало, Веа перешел в Милан, в итальянскую Серию А, не маленьким мальчиком, а вполне зрелым мужчиной – в возрасте 29 лет. Первый сезон (1995/96) стал самым успешным для Веа в красно-черной форме. Он, как и везде,кроме Монако,с первого раза стал чемпионом и демонстрировал великолепный футбол.
 
Рим, Стадио Олимпико, 3 декабря 1995 года. Милан на выезде встречался с претендентом на титул чемпиона Италии – Лацио. К 87-й минуте на табло были мрачные нули, как вдруг напротив названия гостевого клуба зажглась единичка. Спокойная атака, начатая выбросом мяча кипером россо-нери Себастьяно Росси в ноги Стефано Эранио, тот делает пас на Веа, который оказался в гордом одиночестве перед плотной линией обороны лациале во главе с юным Алессандро Нестой. Что делает Веа: пас назад или удар издали? Нет и нет! Обставив опорника орлов, Веа прокинул мяч мимо Несты и командос и пробил мимо ошеломленного такой дерзостью вратаря Лацио Франческо Манчини. 1:0, Милан увез из Рима 3 очка.
 

 
В первом сезоне во внутреннем первенстве Веа забил 11 голов и работал в атакующем механизме, составленном из Роберто Баджо, Марко Симоне, Звонимира Бобана и Паоло Ди Канио. Механизм, согласитесь, довольно своеобразный. Это не помешало Милану опередить Ювентус на восемь очков и занять первое место.
 
1995 год – это не только год дебюта Веа в Милане. Это пик карьеры либерийца, которого буквально забросали индивидуальными наградами. Футболист года по версии журнала Онз мондьяль, Золотой мяч, лучший игрок мира по версии ФИФА, лучший игрок Африки, лучший бомбардир Лиги чемпионов.
 
Было бы несправедливо просто так перечислить эти регалии. Никогда прежде лучшим игроком года по версии ФИФА не становился африканец. До 1995 года Золотой мяч мог получить только европеец, правила изменились, награду стали вручать участникам европейских чемпионатов. Таким образом, Веа стал первым, кто оставил европейских футболистов без приза. Став трехкратным игроком года Африки, он догнал рекордсмена Абеди Пеле из Ганы. Спустя 14 лет их обоих превзошел Самюэль Это`О, получив награду в четвертый раз.
 
После чемпионского сезона алленаторе Милана Фабио Капелло отправился тренировать Реал. У Оскара Табареса дела пошли не очень, в срочном порядке его заменил на тренерском мостике Арриго Сакки.
 
8 сентября 1996 года. 1 тур Серии А. Милан - Верона. К 43-й минуте хозяева поля вели со счетом 2:1 благодаря дублю близкого друга Джорджа Веа – Марко Симоне. Подача углового у ворот красно-черной скуадры. Мяч перелетел всех футболистов и на углу штрафной площади попал к либерийцу. То, что произошло дальше, вошло в историю итальянского футбола под названием «Il Соast to coast di Weah» и по степени эффектности превзошло знаменитый гол столетия Диего Марадоны в четвертьфинале чемпионата мира-86 Аргентина – Англия (2:1). Джордж Веа набрал спринтерскую скорость и от своей штрафной площади в одиночку добежал до штрафной веронезе, по ходу движения оставив не у дел пятерых соперников, и, в результате, отправил мяч в дальний от вратаря угол! Гол! Итог матча: Верона пала 4:1.
 

 
Сезон 1996/97 оказался провальным для Милана и неоднозначным для Веа. В Серии А либериец забил 13 голов – это личный рекорд в чемпионате Италии. Однако россо-нери опустились с 1-го места на… 11-е! Апофеозом краха Милана во внутреннем первенстве стало домашнее поражение от Ювентуса с неприличным счетом 1:6.
 
Однако проблемы Милана и Веа в частности в Серии А померкли в сравнении с мраком и ужасом в Лиги чемпионов. Действующий чемпион Италии не сумел выйти из группы, имея в соперниках Порту и скромные скандинавские Гётеборг и Русенборг. Основное противостояние возникло между россо-нери и португальскими драконами, между Джорджем Веа и защитником Жорже Коштой по прозвищу Bicho (Животное) и Tanque(Танк).
 
На 69-й минуте первого матча на Сан-Сиро Веа переправил мяч в пустые ворота и вывел Милан вперед 2:1, но остался лежать на газоне – Жорже Кошта умышленно наступил на руку Джорджа. После этого эпизода телеоператоры крупным планом показывали гримасу боли на лице форварда россо-нери, совсем позабыв об игре. Вместо Веа на поле вышел Эдгар Давидс, а в оставшееся время дракон Марио Жардел отправил два мяча в ворота хозяев. Победу праздновал Порту - 3:2.
 
В Португалии россо-нери первыми забили блестящий гол – Костакурта сделал пас через полполя на Веа, наш герой сделал скидку на Давидса, и тот, переложив мяч с правой ноги на левую, уложил снаряд в девятку. Встреча завершилась вничью 1:1, а основные события произошли в подтрибунном помещении. В скрытом от видеокамер месте Веа нанес удар головой Жорже Коште, сломав тому нос. Позже Джордж рассказал о хамской игре Кошты, об ударах по ногам во время второго матча и к довершению «праздника футбола» – о расистских высказываниях со стороны потерпевшей стороны. La Gazzetta dello Sport привела слова жены Веа, Клер: «Этот парень из Порту оплевывал и оскорблял Джорджа, а после игры оскалил зубы и стал прыгать как обезьяна».
 
Инцидент произошел незадолго до вручения руководителями ФИФА приза Fair Play 1996 Джорджу Веа – за бескорыстную помощь сборной и народу Либерии. Как ни странно свой приз либериец получил, а вместе с ним – шестиматчевую дисквалификацию в еврокубках. В заключительном матче группового этапа Милан, естественно без Веа, умудрился на своем поле проиграть Русенборгу (1:2) и уступить чемпиону Норвегии дорогу в четвертьфинал.
 
Перед стартом сезона 1997/98Веа активно участвовал в жизни либерийской молодежи. Он посещал профессиональные училища, где дети, прошедшие войну в качестве солдат, постигали навыки гражданских специальностей, навещал больных в клинике. Он принял участие в матче между командами, сформированными из молодых парней, которые выжили в боях и только осваивались в мирной жизни.
 
Современные футболисты часто говорят: «Сбылась моя мечта, я стал частью …», и вместо многоточия они произносят названия топ-клубов. В том году Веа сказал эти же слова, только закончил предложение он не названием команды. Он стал частью ЮНИСЕФ.
 
Тем временем его карьера в Милане пошла на убыль. Вернулся Фабио Капелло, но даже возвращение мэтра не повлияло на спортивные успехи – 10-е место с 10 голами Веа в Серии А.
 
В сезоне 1998/99 Милан резко вернулся на итальянский трон под руководством Альберто Дзаккерони, но Веа не завоевал доверия Дзака, а вместе с ним и место в составе. В чемпионском сезоне Джордж забил 8 мячей, среди них были и сверхважные, но роль первой скрипки в составе россо-нери стал играть Оливер Бирхофф.
 
В марте того же года Веа при сотрудничестве итальянского комитета ЮНИСЕФ и звезд футбольной Африки выпустил диск с песнями африканского музыканта Фрисби Омо Изибора. Доходы от продажи диска были направлены в страны, где родились футболисты.
 
Перед Миллениумом Милан приобрел звезду сборной Украины – Андрея Шевченко. Именно украинскому голеадору Джордж Веа уступил место в составе и в январе 2000 года стал игроком лондонского Челси.
 
Англия, Франция, ОАЭ и футбольный бой за Либерию
 
Уход из Милана в 2000 году формально нельзя назвать окончанием клубной карьеры Веа, в таких случаях чаще используют сочетание двух антонимов – начало конца. Он отыграл в аренде за Челси, выиграл очередной трофей – Кубок Англии. Забил несколько важных мячей, но подписать его клуб не решился. Так он оказался в Манчестер Сити, но и там не задержался, и спустя 5 лет вернулся во Францию. После одного сезона в марсельском Олимпике Джордж переехал в ОАЭ, где в 2003 году закончил карьеру. Через год ФИФА объявила список 125 лучших ныне живущих игроков. Веа, естественно, был среди них.
 
 
Если можно говорить о постепенном затухании с 2000 года клубной карьеры либерийского нападающего, то в сборной для Веа настало особенное время. Родившийся в Либерии может сколько угодно мечтать о выступлении на чемпионате мира, но эта дверь останется закрытой. Есть уникумы, как тот же Гиггз, которым, несмотря на великую клубную карьеру, путь на главный турнир сборных закрыт. Что только ни делал Джордж -  и играл за сборную, и финансировал ее из своего кармана, - но командавсе равно оставалась на задворках африканского футбола. Послужной список участия Либерии в отборочных турнирах к Кубку Африки пестрит словами «не прошла», «дисквалифицирована», «не участвовала».
 
Первую игру он провел за сборную в 1988 году, тащил ее на себе и вывел впервые в истории страны в финальную часть Кубка Африки в 1996 году. В ЮАР Веа не забил, но его команда одержала первую победу, набрала одинаковое количество очков с Заиром и Габоном, но по разнице забитых и пропущенных мячей заняла последнее третье место. Но самое главное началось в 2000 году, когда Веа покинул Милан. Стартовала отборочная кампания чемпионата мира в Японии и Южной Корее. Великий Джордж был играющим тренером. В первом раунде Либерия обыграла с минимальным счетом по сумме двух встреч сборную Чада. На решающей стадии цикла его сборная оказалась в группе с Нигерией, Суданом, Ганой и Сьерра Леоне. В восьми матчах Веа забил всего один гол. Но это был единственный мяч в последней игре против Сьерра Леоне. На 72-й минуте встречи надежда нации вывела свою команду на первое место отборочной группы. Вся Либерия ждала две недели – столько оставалось до решающего тура в группе, в котором встретились нигерийцы с ганцами. Нигерии нужна была только победа – в этом случае они обходили Либерию и отправлялись на чемпионат мира. Уже на первый минуте Агали усложнил ситуацию для команды Веа. А Бабангида двумя мячами в первом тайме растоптал либерийскую мечту. 3:0. Нигерия занимает первое место.
 
Перед чемпионатом мира они снова встретились. Это был второй и пока последний для Либерии Кубок Африки. Команда Веа оба матча в группе с Мали и Алжиром свела вничью. В решающем туре, который мог закончиться триумфальным выходом в плей-офф, нигерийцы снова отправляют команду Веа в нокаут. В августе того же года Веа оставил тренерский пост. Но его отношения со сборной длились дольше, чем клубная карьера.
 
 

Жизнь после футбола или политический бой за Либерию
 
Яркие моменты истории либерийской сборной происходили на фоне второй гражданской войны, которая закончилась в 2003 году. На 2005 год были назначены президентские выборы. Джордж Веа, любимец нации, которого Нельсон Мандела назвал Гордостью Африки, принял решение участвовать в борьбе за пост главы государства. У него было много сторонников, но и хватало оппонентов, которые ловко оперировали двумя тезисами. Футболист во время выступления во Франции получил гражданство этой страны. Только в суде Веа удалось отстоять право участвовать в президентской гонке. Второй аргумент критиков сводился к отсутствию у Веа образования. Это было серьезной проблемой, ведь Джордж так и не закончил школу. На это его сторонники резонно отвечали: «Интеллигенты развалили страну, при Джордже хуже не будет». За него говорили бескорыстность и доброта. Его сторонники верили в то, что этому кандидату не нужна власть ради каких-то личных благ. Его карьера была феноменальна. Он всегда действовал в интересах государства. Постоянно участвовал в благотворительных акциях, и ему явно было не наплевать на жизнь простых либерийцев, да и вышел Веа из адской бедности, которая так хорошо была знакома жителям страны.
 
И 11 октября 2005 года большинство отдалисвои голоса великомуфутболисту. Но в ноябре состоялся второй тур, который с большим преимуществом выиграла Элен Джонсон-Серлиф – первая женщина-президент Африки. Веа был возмущен. Он сделал ряд заявлений о фальсификации выборов. Его сторонники вышли на улицы. Ряд африканских лидеров обратился к Джорджу с призывом принять результаты, заявив, что выборы все-таки прошли честно. И Веа принял эти результаты. Он, великий футболист, человек с большим сердцем, отец четырех детей, неоднократно в своей жизни принимал поражения. Но он никогда не отступал. В 2007 году он окончил школу в США, сделав в 41 год то, что не успел в детстве. После этого либерийский политик поступил в университет. Собирался еще раз участвовать в выборах президента, но в итоге вошел в штаб одного из кандидатов.
 
10 ноября 2011 года получившая в этом же году нобелевскую премию мира Элен Джонсон-Серлиф при поддержке 90 % населения была избрана на второй президентский срок.
 
Илья Макаров, Михаил Калинин, специально для Другого футбола