Квалификация
«В Баие родилась Бразилия, и первой бразильской столицей был Салвадор», — так говорил величайший бразильский писатель Жоржи Амаду, который родился, прожил почти всю свою жизнь и умер в этом крае. Первым участником Копа Либертадорес от Бразилии тоже стал клуб Баия, выиграв в 1959 году первый розыгрыш Кубка страны (появление Либертадорес стало главным фактором в организации более-менее понятного общебразильского турнира).
В том была своя грандиозная история. В финале Баия сошлась с Сантосом с 18-летним, но уже всемирно известным чемпионом Пеле, с Жаиром, с Зито, с Коутиньо. Первый матч состоялся в Сантосе, и гости увезли победу 3:2. В Сальвадоре голы Коутиньо и Пеле позволили Пейшес победить 2:0. Второй и решающий матч разделили три месяца, и за это время у Баии поменялся тренер – вместо Жениньо был назначен аргентинец Карлос Воланте. 29 марта (уже 1960 года) в Рио-де-Жанейро на Маракана открыл счет Коутиньо, но голы Висенте, лучшего бомбардира розыгрыша Лео Бригильи и Аленкара знаменовали триумф салвадорцев.
В Аргентине общий чемпионат разыгрывали уже давным-давно, но Сан-Лоренсо становился чемпионом только по разу в десятилетие. В 1959 году, когда впервые титул означал еще и квалификацию в общеконтинентальный турнир, победу одержали именно Святые, ведомые великим бомбардиром Хосе Санфилиппо.
 
В Уругвае борьба за чемпионство развернулась, естественно, между Насьоналем и Пеньяролем, которые сошлись в финале. Перед ним желто-черным удалось не без хитростей усилиться уже на тот момент эквадорским футболистом Альберто Спенсером, от которого, наверное, уже тогда начинало веять величием. По одной информации, это его два гола принесли успех Пеньяролю в финале, по другой, скажем так, более официальной, голы забивали не менее выдающийся Луис Кубилья и Карлос Линацца. Исход матча был решен в самом конце и не обошелся без драки, из-за чего на 87-й минуте судья выгнал семерых футболистов в составе обеих команд – 2:0.
 
В Парагвае чемпионом, ни разу не проиграв, стала Олимпия. В Чили 19 лет спустя второй титул выиграл Универсидад де Чили, в решающей игре победив Коло-Коло (в итоговой турнирной таблице обе команды набрали по 38 очков), который в те годы часто оставался вторым. В Колумбии ради попадания в Либертадорес прервал свою шестилетнюю серию без чемпионств самый титулованный Мильонариос. В Боливии в последние годы шестой декады ХХ века доминировал Хорхе Вильстерман – и он же седьмой участник первого розыгрыша Копа Либертадорес, или по-другому Кубка чемпионов Америки.
 
Эквадорского представителя не было, потому что чемпионат 1959 года, как предыдущий, не состоялся из-за конфликта ассоциаций Гуаяса и Пинчинчи (провинции Эквадора; к первой относится Гуаякиль, ко второй – Кито, два центра страны и футбола). 
 
Решение – основать Кубок Либертадорес – было принято в Каракасе. Почему же венесуэльские клубы пропустили первых три розыгрыша? Преграды выстраивала собственная лига, которая хотела, чтобы страна была представлена достойно. Депортиво Эспаньолу честь Венесуэлы она не доверила. Самоустранился участия и сильнейший в Перу Университарио.
 
Премьера в Монтевидео
 
Итак, турнир отправился в свой путь 19 апреля 1960 года из Монтевидео матчем между Пеньяролем и Хорхе Вильстерманом.  Никакие помпезные празднования, церемонии и прочее не фиксировали это событие, а летопись, не считая протокольных данных, с трудом складывается по коротким заметкам из газет.
 
Не считая часы и минуты, можно определить автора исторического первого гола турнира. Им стал 28-летний левый вингер Пеньяроля Карлос Борхес. Тоже игрок выдающийся – участник швейцарского чемпионата мира-1954 года, где уругвайская сборная, выступавшая в качестве чемпиона, добралась до полуфинала, тримфатор Копа Америка-1956. 
 
На его месте мог бы оказаться величайший Альберто Спенсер. В эпизоде на 13-й минуте Спенсер попал в перекладину, а потом мяч в ворота боливийских гостей добил уже Борхес. Спенсер за игру забил четыре гола, но о них история уже знает гораздо меньше, чем о том самом добивании Борхеса. Правда, то версия Википедии, а El Diario описывает гол по-другому: прорыв совершил Хуан Хохберг, сделал передачу на Кубилью, который, в свою очередь, сыграл на Борхеса, и тот забил. На бесценной фотографии того эпизода виден мяч в воротах, Борхес в полупозиции после удара и рядом с ним темнокожий Спенсер. Значит ли это, что первая версия правильная? Тем более, существуют фотографии и других голов, и по ним тоже видны расхождения с описанием в El Diario.
 
Игра же завершилась со счетом 7:1, и в ответной встрече в Ла-Пасе уругвайцы уже могли особо не волноваться за свою судьбу. Историк Атилио Гарридо, чьими трудами мы охотно пользуемся в подготовке этого материала, целое расследование посвятил теме, кто же забил единственный гол за Хорхе Вильстерман в Монтевидео, ведь он исторический для боливийцев. Все думали, первенство принадлежало капитану Максимо Алькосеру, но один из читателей в комментариях на сайте Pasion Libertadores сообщил, что изначально была допущена ошибка, а гол на самом-то деле забил Ренан Лопес, чем озадачил историка. Лопес записывает гол на себя, Алькосер сейчас находится в недееспособном состоянии, чтобы поговорить с Гарридо. Автор голевой передачи Сесар Санчес был уверен, что гол забил Алькосер, но когда Гарридо в разговоре с ним сказал о словах Лопеса, то Санчес вдруг всю уверенность растерял. По версии же Лопеса, Санчес тоже ни при чем – передачу делал Оскар Клауре. Правда из этого клубка воспоминаний так и не выяснилась. Человеческая память ненадежна…
 
Разгром Чили
 
На следующий день играли на другом берегу Ла-Платы, и первым аргентино-бразильским противостоянием в Кубке Либертадорес стал матч между Сан-Лоренсо и Баией. Обидчиков команды Пеле хватило только на первый тайм удержать нули, во втором Оскар Росси, Мигель Анхель Руис и великий Хосе Санфилиппо принесли разгромную победу Святым. Два гола Санфилиппо в ответном матче на Фонте-Нова уберегли аргентинцев от неприятностей (2:3).
 
8 мая турнир перебрался через Анды и впервые пожаловал в Чили. Визит Мильонариоса, наверное, добил последние сомнения о перспективах колумбийского футбола. 0:6 – это не холодный душ, а кипяток на футболистов Универсидад де Чили из Сантьяго. Чили ведь тогда серьезно готовилось выступить на домашнем чемпионате мира-1962, игроков за рубеж не отпускали, и чуть меньше половины сборной выступала за Универсидад. Среди них был и Леонель Санчес, который на мундиале через два года забьет четыре гола и вместе с Гарринчей, Вавой, Флорианом Альбертом, Валентином Ивановым и Дражаном Ерковичем разделит первую строчку в гонке бомбардиров. Сборная Чили и выступит очень удачно, заняв третье место. Но на истории славного Универсидада навсегда было поставлено такое вот жирное колумбийское пятно…
 
Среди тех, кто поучаствовал в разгроме Универсидада, был Марино Клингер. Спустя два года на том же ЧМ-1962 он забьет в ворота Льва Яшина (причем мастерски обыграет знаменитого голкипера в голевом эпизоде), чем спасет Колумбию от поражения в игре против СССР. На минуточку, это было первое очко на мундиалях для колумбийцев и последнее аж до 1990 года, когда Кофейные во второй раз поедут на мир. 
 
Заодно парагвайский вратарь Пабло Сентурион стал первым, кто отбил пенальти в Либертадорес. Кто в тот же момент стал первым неудачником, не забившим одиннадцатиметровый – история умалчивает. В Боготе Миллионеры ограничились скромненькими 1:0.
 
Продать публику
 
Сан-Лоренсо обладал огромнейшим в стране стадионом, но руководство клуба решило, что нет надобности его использовать, и матчи турнира стало проводить на маленьком стадиончике Уракана. Только представьте себе разницу, когда против Пеньяроля на Сентенарио противостоишь 55 тысячам зрителей, а дома тебя могут поддержать только 15 тысяч. Предполагается, что это могло сыграть решающую роль в полуфинале. Из Монтевидео ведь аргентинский клуб увез ничью 1:1, но не сумел забить дома – 0:0. А будь ответный матч на большом стадионе да при полных трибунах?! 
 
Руководство Святых подставило себя и во второй раз. Регламент предусматривал дополнительный третий матч на нейтральном поле, но уругвайские деятели заплатили аргентинцам, испытывавшим финансовые проблемы, и те согласились сыграть снова на Сентенарио в Монтевидео. Слово взял Альберто Спенсер – он открыл счет в игре, а затем, через три минуты после того, как Санфилиппо сравнял, эквадорец забил победный гол. Пеньяроль в финале!
 
Материал об Альберто Спенсере:  Cabeza mágica
 
Сейчас, конечно, такого представить в большом клубном турнире нельзя, но парагвайская Олимпия, благодаря отказу от участия перуанского чемпиона начавшая сразу с полуфинала, вышла в финал Кубка Либертадорес только благодаря одной-единственной победе. (Спустя 51 год сборная Парагвая пройдет в финал Копа Америка без единой победы на турнире, однако то все-таки сборные.) Зато очень яркой – после нулей в Колумбии асунсьонцы разбили Мильонариос у себя дома со счетом 5:1.
 
Пеньяроль
 
Пеньяроль – это, конечно, не только Спенсер и Кубилья. 
 
Наставник Роберто Скароне, прежде чем в начале 1960 года возглавить Пеньяроль, поработал в четырех странах – Аргентине, Колумбии, Перу и Чили. Первый успех пришел с желто-черными, но сразу.
 
Вратарь Луис Майдана провел всю карьеру в одном клубе. Защитник Вильям Мартинес был в составе чемпионского Уругвая 1950 года, хотя на полях Бразилии в игре так и не появился. Активно играл на мундиале-54 в Швейцарии, где Селесте дошла до полуфинала. Капитан команды – Нестор Гонсалвес. По всей видимости, универсален, раз в различных заметках его упоминают то как защитника, то как оборонительного плана хавбека. Тоже вся карьера в Пеньяроле и одиннадцать лет выступлений за Селесте. Компанию Гонсалвесу и Мартинесу в обороне чаще всего составляли Сантьяго Пино и бразилец Салвадор.
 
Универсалом был и Вальтер Агирре – мог играть в полузащите и на флангах защиты. В команде-1960 работал в центре поля с Луисом Кубильей. В атаке основой была тройка Линацца – Спенсер – Борхес. Их могли дополнить (судя по финалам) Хупитер Крешио или Хосе Марио Гриекко. Всегда готов был помочь предпенсионного возраста Хуан Хохберг.
 
Но да, главное оружие команды – это Спенсер и Кубилья.
 
Cabeza del Oro
 
Сентенарио первым принимал финал чемпионата мира, первый из финалов Кубка Либертадорес прошел тоже там. Практически все, что в Южной Америке касается слова «первый», связано с Уругваем. Небо Монтевидео в воскресенье, 12 июня, окрасилось в серый цвет, но угроза дождя не помешала собрать 70 тысяч человек. 
 
Чилийский арбитр матча Карлос Роблес во втором тайме удалил с поля правого защитника Олимпии Хуана Висенте Вискано за фол против Спенсера. Это облегчило задачу Пеньяролю, и эквадорский гений сказал свое веское слово на 79-й минуте игры – принял передачу Луиса Кубильи и выстрелом из-за пределов штрафной послал мяч в ворота Эрминио Арьяса. После матча парагвайцы через СМИ устроили истерику по поводу судейства Роблеса и уругвайских линейных, и этим они добились замены арбитра на ответный матч в Асунсьоне – назначен был аргентинец Хосе Луис Праддауде.
 
Через неделю Олимпии удалось открыть счет под конец первого получаса игры. Иполито Рекальде на линии штрафной подобрал мяч, отскочивший от головы Мартинеса, и отправил в сетку ворот Майданы. На случай победы парагвайского клуба планировался третий матч в Буэнос-Айресе.
 
Но ему не суждено было состояться. Защита хозяев не давала дышать Спенсеру, и в перерыве Скароне заменил его на опытнейшего 36-летнего Хуана Хохберга – оказалось, удачный ход. На 83-й минуте Борхес подал угловой, голова Луиса Кубильи на долю секунды опередила ногу защитника и нанесла удар по мячу – гол! 1:1 – стадион в Асунсьоне вмиг умолк, как десять лет до этого замолчала Маракана. Уругвайцы стали первыми чемпионами мира, первыми чемпионами Америки, Кубок Либертадорес первым выиграл Пеньяроль!
 
…Восхода на вершину клубного южноамериканского Олимпа поклонникам Олимпии придется ждать девятнадцать лет. В 1979-м, как и во второй раз в 1990-м, к победе ее приведет… Луис Кубилья. Великого футболиста и тренера не стало совсем недавно – он умер в начале марта 2013 года.
 
Продолжение следует
 
Евгений Блажко, Football.ua
 
Фотоматериалы взяты из сайта pasionlibertadores.com