К новым вершинам

В последние недели Венесуэла регулярно попадала в новостные ленты мировых футбольных изданий, хотя причиной тому служили не заслуги южноамериканской сборной, а громкие имена тренеров, интерес к которым ей приписывали. Диего Марадона сам заявил о намерении пообщаться о судьбе сборной Венесуэлы с соратником своего хорошего друга Уго Чавеса, бывшим водителем автобуса, а ныне преемником бравого подполковника на посту президента Николасом Мадуро. Легендарный аргентинец публично заявил о своей готовности повести вперед венесуэльскую национальную команду и тем самым предоставил журналистам отличный информационный повод. Правда, федерация футбола Боливарианской Республики вскоре опровергла интерес к Марадоне. Дружба дружбой, а футбол врозь.

В список претендентов на должность наставника сборной Венесуэлы испаноязычные СМИ также включали тренера Коста-Рики Хорхе Луиса Пинто. Неизвестно, насколько обоснованной была данная информация, но в любом случае ошеломляющий успех колумбийца на чемпионате мира позволяет Пинто рассчитывать на более заманчивые предложения.

Еще раньше на тренерскую скамью сборной Венесуэлы испанские источники отправляли бывшего энтренадора Барселоны Херардо Мартино. Но эти слухи быстро растворились в потоке новой информации.

В итоге достаточно резонансные поиски Венесуэлой нового рулевого завершились назначением, которое мало где в мире привлекло серьезное внимание. Но если подавляющему большинству европейских футбольных болельщиков имя Ноэля Санвисенте ничего не говорит, то в родной стране оно давно звучит громко и гордо. В активе 49-летнего тренера семь национальных титулов, пять с ФК Каракас и два последних с командой под названием Самора. Эти достижения сделали Ноэля самым успешным тренером в истории чемпионата Венесуэлы. Так что пускай выбор местной федерации футбола оказался не таким громким, как ожидалось, зато выглядит он вполне рационально. Выбирали венесуэльские футбольные чиновники наставника для сборной больше полугода, потому можно предположить, что отнеслись они к этому процессу со всей ответственностью. По крайней мере, этого требуют цели, которые ставит перед собой сегодня сборная Венесуэлы.  

«Я рад представить вам человека, который имеет достаточно заслуг, чтобы возглавить сборную, перед которой стоит цель – почему бы и нет – выйти на чемпионат мира 2018 года в России», — с такими словами объявил имя нового главного тренера президент Венесуэльской федерации футбола Рафаэль Эскивель.

«Мы будем работать и сражаться ради выхода на чемпионат мира, — принял вызов Ноэль Санвисенте. – Я надеюсь покорить новые вершины, развивая успехи своих предшественников Сесара Фариаса и Ричарда Паэса».

15 лет назад подобное заявление главного тренера национальной команды Венесуэлы вызвало бы у представителей других южноамериканских сборных разве что ехидную ухмылку. Тогда венесуэльский футбол был объектом насмешек, но его прогресс за последние годы больше никому не позволяет надменно относиться к Ла Винотинто («Красное вино» — прозвище, полученное сборной Венесуэлы за бордовый цвет футболок).

В тени бейсбола

В 2002 году сборная Эквадора впервые в своей истории приняла участие в финальной стадии чемпионата мира, оставив Венесуэлу с незавидным статусом единственной сборной в зоне КОНМЕБОЛ, ни разу не пробившейся на мундиаль. С тех пор Эквадор успел отметиться на еще двух мировых первенствах и даже пройти групповой раунд в 2006 году, а Венесуэла по-прежнему мечтает о дебюте на чемпионате мира. Однако в новом тысячелетии эти мечты с каждым годом становятся все более обоснованными. В истории венесуэльского футбола началась качественно новая эпоха. Если судить только по финальным стадиям мундиалей, Винотинто остаются главными неудачниками южноамериканского футбола, но теперь никто не назовет бордовых самой слабой командой на континенте, хотя роль отъявленного аутсайдера отводилась венесуэльцам на протяжении долгих десятилетий.

Единственное, чем могла похвастаться Венесуэла с момента проведения своего первого матча в 1938 году, это стабильность. Вполне себе стабильное последнее место в южноамериканских отборочных турнирах чемпионатов мира. С 1966 по 1994 год Венесуэла наиграла в квалификации 36 матчей, одержав всего две победы и еще трижды добившись ничьей. Не помогло бордовым и изменение формата отбора со сведением всех команд в одну группу накануне ЧМ-1998. Три очка в 16 матчах подтвердили, что в южноамериканском футболе нет сборных слабее Венесуэлы.

Но не стоит думать, что Венесуэла, столь богатая сногсшибательными красавицами (только США «воспитали» больше победительниц конкурса Мисс Вселенная), страдает недостатком атлетичных мужчин. Дело в другом: тогда как все соседи Венесуэлы по континенту больны футболом, в Боливарианской Республике испокон веков спортом номер один является бейсбол. Страсть к этой игре венесуэльцам привили американцы, разрабатывавшие в южноамериканской стране нефтяные месторождения с 20-х годов прошлого столетия. Нефтедоллары приезжие работники и их начальство забирали себе, а с местными аборигенами делились фастфудом и бейсболом. Дальнейшая национализация нефтяной промышленности не сделала венесуэльских метисов и мулатов богатыми, зато бейсбол и гамбургеры остались у них навсегда. Но если с американскими сэндвичами в Маленькой Венеции (именно это имел в виду Америго Веспуччи, называя территории Карибского побережья Южной Америки Венесуэлой) успешно конкурирует индейская лепешка арепа, то у бейсбола достойных соперников не было. До последнего времени.

В 1940-х годах Венесуэла трижды выигрывала чемпионаты мира по бейсболу, что вызвало в стране бейсбольный бум, который дал местным физически развитым парням четкий рецепт успеха: чтобы вырваться из нищеты и стать востребованной фигурой среди знаменитых венесуэльских красавиц, нужно хорошо бить по мячу битой, а не ногами. Но, опять-таки, этот рецепт был столь однозначным лишь до определенного времени.

Боливарианская революция

Переломным стал 2001 год, когда сборную Венесуэлы принял под свое руководство местный специалист Ричард Паэс. На Кубке Америки-2001 бордовые выступили традиционно плохо (три поражения, ноль забитых голов, семь пропущенных), зато удивили весь континент серией из четырех побед под конец квалификации ЧМ-2002.

Паэсу удалось развить успех в отборе следующего мундиаля, набрав со своей командой небывалые 18 очков. На этом шутки о южноамериканской футбольной Андорре закончились. Ричард Паэс заставил соперников по-новому взглянуть на Винотинто, а главное, отношение к национальной команде по футболу изменилось в самой Венесуэле.

«Раньше мы знали, что в любом случае проиграем и нашей целью было избежание разгрома. Теперь мы стараемся играть с должным балансом, не только обороняться, но и атаковать», — так описывал Паэс изменения в психологии своей команды.

Первые успехи сборной Венесуэлы были связаны не только с мастерством главного тренера, но и с появлением нескольких талантливых исполнителей во главе с, пожалуй, лучшим игроком, когда-либо надевавшим бордовую футболку национальной команды, Хуаном Аранго. История этого футбольного художника с чудотворной левой показательна для Венесуэлы. Его родители – колумбийцы, и именно выходцы из других южноамериканских, а также европейских стран долгие годы не давали венесуэльскому футболу стать совсем уж маргинальной забавой. Однако своим примером этот колумбиец по крови показал тысячам венесуэльских парней, что в их стране тоже можно мечтать о больших успехах, гоняя мяч по дворам Каракаса или других населенных пунктов. 

Первые достижения сборной Венесуэлы привлеки внимание не только простых мучачос, но и первого среди равных – несравненного Уго Чавеса. Президент Боливарианской Республики, пламенный фанат бейсбола, которому он посвящал немало свободного времени и авторские колонки в газетах, даже на время отвлекся от борьбы с проклятыми американцами и занялся организацией проведения в стране Копа Америка-2007. В результате в Венесуэле было построено несколько современных футбольных стадионов, а лучшие из старых подверглись реконструкции. А главное – на несколько недель футбол действительно стал спортом номер один в стране, отодвинув бейсбол на второй план. И Винотинто не посрамили Венесуэлу, заняв первое место в группе с Перу, Боливией и Уругваем и впервые в истории пробившись в четвертьфинал континентального турнира. В четвертьфинале Венесуэла снова встретилась с Уругваем, с которым сыграла вничью 0:0 в первом раунде. Во второй раз оставить Селесте без победы бордовым не удалось, но Кубок Америки 2007 года все равно стал для венесуэльцев огромным успехом как со спортивной, так и с организационной точки зрения.

Намного менее удачным для Винотинто стал старт квалификации ЧМ-2010, что привело к отставке Ричарда Паэса, но сменивший его молодой местный специалист Сесар Фариас быстро настроил команду на нужный лад, и отбор Венесуэла завершила с 22 очками, отстав от пятого места всего лишь на два пункта.

Это достижение стало закономерным результатом самоотверженной работы нового наставника, который взял шефство над молодежными и юниорскими сборными страны и планомерно подтягивал к главной национальной команде лучших из молодых, в частности Хосе Саломона Рондона, который в те годы начинал зарабатывать репутацию в Европе, выступая за испанский Лас-Пальмас.

Кульминационным моментом работы Фариаса в сборной Венесуэлы стал Кубок Америки 2011 года в Аргентине. Бордовые начали турнир с нулевой ничьей со сборной Бразилии, после чего обыграли Эквадор и совершили подвиг в решающей игре с Парагваем, на последних минутах отыграв отставание в два мяча. Таким образом Венесуэла снова пробилась в четвертьфинал Копа Америка, но на этот раз не остановилась на первой стадии плей-офф, а нанесла поражение чилийцам, после чего в полуфинале уступила Парагваю лишь в серии пенальти.

В отборе ЧМ-2014 Венесуэла финишировала на шестом месте с 20 очками, но теперь такой результат уже не считается большим успехом в стране, которая мечтает о дебюте на мундиале. Тем не менее Фариас оставил своему последователю Ноэлю Санвисенте крепкую команду, в активе которой есть победы и над Уругваем, и над Аргентиной, и над Бразилией (пускай и в товарищеском матче).

Перед новым тренером поставлена конкретная цель – выход на чемпионат мира 2018 года. И у венесуэльцев нет повода сомневаться в соответствии наставника команды занимаемой должности.

«Чего точно стоит ожидать от Санвисенте, так это тяжелой работы, он трудится по 24 часа в сутки, — говорит футбольный комментатор из Венесуэлы Игнасио Бенедетти. – Он сильно отличается от Фариаса, который, подобно многим тренерам, хочет, чтобы игроки делали то, что он им скажет. Санвисенте обеспечивает игроков всем необходимым, но предоставляет им свободу выбора на поле». 

Ну что же, начало 21 века венесуэльские болельщики по праву называют рассветом Винотинто. Посмотрим, насколько высоко взойдет их бордовое солнце.

Станислав Салата, Football.ua