На стыке 1990-х и 2000-х Шахтер не просто вместе со всеми шагал из одного столетия и тысячелетия в другое – донецкий клуб вступал в совершенно новую для себя эру. Для Горняков это было время романтики и свежих ощущений, время, когда каждый новый шаг воспринимался с огромным энтузиазмом, каждое новое свершение вызывало ощущение бесконечного праздника. В сезоне 2000/01 Шахтер под руководством Виктора Прокопенко наконец-то сумел на полном серьезе навязать Динамо борьбу за золото и даже поверг своего конкурента прямо в его логове. Увы, концовка чемпионата принесла Горнякам и их верным поклонникам огромное разочарование – споткнувшись в предпоследнем туре о ЦСКА (0:0 в Донецке. Кстати, армейцев тогда возглавлял Михаил Фоменко), Шахтер упустил золотые медали, проиграв киевскому гранду всего лишь одно очко. На этом фоне мгновенно померкла победа в Кубке Украины, переставшая казаться успехом.

Но ничто не могло отбить у Донецка вкуса к Лиге xемпионов, который он познал осенью 2000-го. Дебют Шахтера в самом престижном еврокубке можно считать достаточно успешным (шесть очков и третье место в группе с Лацио, лондонским Арсеналом и пражской Спартой), но главным было не это, а то, что горняцкий край мгновенно пристрастился к новому «наркотику», без которого теперь уже никак не мог. Потому к началу нового сезона болельщики Шахтера и думать забыли о недавних горестях, вновь зарядились оптимизмом и ждали новых побед. Очередной раунд борьбы с Динамо только начинался, потому основные ожидания были связаны с квалификацией ЛЧ.

Надо заметить, что в первой половине 2000-х жребий проявлял к донецкой команде удивительную благосклонность. До тех пор, пока Горняки не получили статуса сеянных в самых поздних квалифайраундах Лиги чемпионов, им обычно попадались соперники, которые, как минимум, не превосходили Шахтер по классу. Типа пражской Славии, Брюгге или московского Локомотива. Не повезло дончанам лишь дважды. Второй такой случай произошел в 2005 году, когда на пути Шахтера в групповой турнир оказался миланский Интер. А первый касается как раз лета-2001, о котором мы сейчас говорим. В те времена групповой стадии главного еврокубка предшествовало три предварительных раунд. Горняки стартовали со второго из них. Там они были в посеве, потому ожидать чего-то страшного не приходилось – швейцарский Лугано казался соперником не самым простым, но не более того. Зато жеребьевка третьего этапа квалификации ничего хорошего Шахтеру не принесла – там его поджидала дортмундская Боруссия.

Взирать на одного из немецких грандов с содроганием у донецких болельщиков, надо сказать, были все основания. Горняки тогда лишь начинали свой путь к признанию на европейской арене. Они уже избавились от роли команды, безнадежно уступавшей даже середнякам чемпионатов Голландии или Бельгии, но все еще были всего лишь гостями на главном футбольном празднике континента. А Боруссия, пережив спад в конце 90-х, вновь набрала силу. Под руководством Матиаса Заммера дортмундцы заняли в бундеслиге третье место, получили билет в Лигу чемпионов и отдавать его безвестному сопернику из какого-то там Донецка явно не собирались. Тем более что летом Боруссия, и так обладавшая весьма добротным по тем временам составом (опытнейший вратарь Леманн, защитники Вернс и Колер, опорник Санди Олисе, бразильцы Деде и Аморозо), значительно усилилась – в Дортмунд прибыл чешский дуэт, состоявший из класснейшего плеймейкера Томаша Росицки и форварда-гиганта Яна Коллера, наводившего страх на всю Европу. В общем, относительно фаворита предстоящей битвы двух мнений быть не могло.

Впрочем, для начала Шахтеру нужно было преодолеть барьер в лице Лугано. С этой задачей подопечные Виктора Прокопенко управились достаточно легко (3:0 дома, 1:2 в гостях), но понесли крайне неприятную потерю – в Швейцарии был удален сенегальский защитник Ассан Н’диайе (ныне, увы, покойный), получивший за свое поведение два матча дисквалификации. Таким образом, в противостоянии с Боруссией рассчитывать на африканца наставнику Горняков не приходилось. При этом жалко и самого Ассана. Жалко, потому что еще за полгода до того, только-только перейдя в Шахтер (примерно в то же время донецкий клуб приобрел еще одного африканца – нигерийского форварда Джулиуса Агахову, которого авторитетные эксперты включали на тот момент в сотню наиболее перспективных футболистов всего мира! Разумеется, на него в Донецке возлагали особые надежды, тем более что Агахова с ходу принялся регулярно поражать ворота соперников), рассказал в одном из интервью, что его кумиром и примером для подражания является… кто бы вы думали? Маттиас Заммер! И надо же было такому случиться, что Асссан сначала получил уникальную (и так и оставшуюся в его жизни единственной) возможность сыграть против команды, которую возглавлял его кумир, а затем эту возможность столь глупым образом сам же и похоронил…

Боруссия ответила на пробоину в составе Шахтера своей потерей. Судя по всему, уже по прибытии в столицу Донбасса (первый раунд украинско-немецкого противостояния волею жребия должен был состояться на нашей земле) какое-то повреждение получил основной форвард дортмундской команды Марсио Аморозо. В итоге бразилец появился на поле лишь в середине второго тайма и не был похож сам на себя. Так что можно было говорить о том, что в кадровом плане соперники находились в равном положении.

Однако свои шансы представители Шахтера видели не в этом, а совсем в других факторах. Неисправимый оптимист Виктор Прокопенко накануне поединка не проявил и доли страха или тревоги, отметив, что козырем его команды является скорость, за счет которой Горняки должны преодолевать центр обороны Боруссии, в котором собраны опытные, но отнюдь не самые быстрые футболисты. А румынский хавбек Мариан Алиуцэ заявил, что если в прошлом сезоне Шахтер в Лиге чемпионов больше сражался, то теперь, набравшись опыта, он играет в футбол, а потому дончанам вполне по силам поставить перед фаворитом пары неразрешимые задачи.

Слова наставника хозяев с делом не разошлись. Виктор Евгеньевич явно сделал ставку на скоростной футбол, и дончане, подгоняемые забитыми под завязку трибунами центрального стадиона Шахтер (о чем-то подобном Донбасс Арене тогда не мечтал, наверное, даже Ринат Ахметов), с первых секунд понеслись вперед.

В противостоянии с априори намного более сильной командой очень важно, чтобы в нужный момент тебе улыбнулась Фортуна. Увы, в тот жаркий (в прямом и переносном смысле слова) летний вечер удача напрочь отказалась помогать Горнякам. Уже на второй минуте Шахтер заработал угловой на правом фланге, Геннадий Зубов подал на ближний угол вратарской, а там Андрей Воробей сумел выиграть позицию у Юргена Колера и головой по дуге направил мяч в район дальнего угла. Кто-то из оборонцев гостей уже изготовился выносить «круглого» с линии ворот, однако еще неизвестно, удалось ли бы ему это, если бы мяч не опустился на перекладину. От нее он, кстати, отскочил точно на ногу свободному Алексею Бахареву, но российский легионер, которому еще только предстояло пережить эпопею со сменой гражданства и неудачной попыткой поиграть за сборную Украины, так и не решил, что же ему делать, и в итоге в каком-то странном прыжке отправил «предмет раздора» за лицевую линию. Чуть позже все тот же Колер в жесткой борьбе с оппонентом неудачно вынес мяч к линии штрафной площадки, а там еще хуже сыграли опорные хавбеки Дортмунда, не накрывшие Тимощука. Анатолий уже тогда славился своими пушечными ударами, так что он, не встречая совершенно никакого сопротивления, подстроился под мяч и что есть мочи зарядил – мяч издевательски облизал стойку и был таков…

А дальше мы увидели, уж простите за каламбур, классическую демонстрацию класса. Боруссия посмотрела на все эти трепыхания соперника, посидела на своей половине поля, потом сходил в атаку – и открыла счет. Банальный корнер с правого края, точно такой же, как тот, который на старте поединка подавал Зубов. Даже навес пошел примерно в ту же зону – на ближний угол вратарской площади. В это время половина донецкой обороны старалась обезвредить огромного Коллера, остальные разобрали других высокорослых немцев. А на миниатюрного Ларса Риккена никто внимания не обратил, и тот подобного пренебрежительного отношения к себе прощать не захотел – набежав, он с ходу головой нанес очень сильный удар. Мяч, впрочем, полетел практически туда, где находился Юрий Вирт, но попавшийся на противоходе голкипер не сумел как следует оттолкнуться от газона и всего лишь коснулся «сферы», которая от его рук вонзилась в сетку.

И сладостная иллюзия равной игры с территориальным перевесом Шахтера куда-то враз улетучилась. Правда, надо отдать должное подопечным Виктора Прокопенко – они стойко пережили случившееся и постарались продолжить играть в тот же футбол, что и до пропущенного мяча. Наградой за это им стал еще один опаснейший момент у ворот Йенса Леманна. Однако и в этой ситуации Горнякам не подфартило – Воробей сумел рывком уйти от Колера и из-под него пробил в дальний угол, но вратарь Боруссии успел сложиться и таки дотянулся до мяча. Этого касания оказалось достаточно для того, чтобы «предмет раздора» вместо ворот вновь нашел их каркас и, ударившись о штангу, вернулся к Леманну. До конца первого тайма еще один раз попытал счастье Тимощук, но на сей раз страж дортмундских ворот поймал мяч мертвой хваткой.

Вскоре после того, как команды вернулись на поле из раздевалок, стало ясно, что до перерыва Шахтер решил сыграть в «пан и пропал». Горняки оставили на газоне родной арены все силы, и на второй тайм их уже попросту не хватило. Вроде как физическая форма дончан должна была быть получше, ведь они к тому времени отыграли уже пять туров в чемпионате Украины, тогда как Боруссия лишь вступала в сезон, проведя два бундеслиговских матча. Но она-то в первом тайме не носилась, как угорелая, предоставив это сопернику, потому и была готова провести в том же ритме и вторую сорокапятиминутку. А вот футболисты Шахтера тужились, пытались снова включить скорость, ощущалось, насколько сильно они этого хотят, однако резерв был исчерпан. В итоге вторая половина встречи превратилась для сторонних наблюдателей в скучнейшее зрелище – подопечные Маттиаса Заммера не спеша перекатывали мяч в районе центрального круга, не особо торопясь идти в наступление, а Горняки безуспешно пытались вернуть «предмет раздора» в свое владение. Откровенно разочаровал Агахова, который в самый нужный момент полностью провалил игру. Единственное качество, в котором Джулиус превосходил Юргена Колера, была, разумеется, способность нигерийца к взрывным рывкам. Потому никто так и не понял, по какой же причине форвард донецкой команды весь матч стремился переиграть опытнейшего центрбека в позиционной борьбе, на которой тот съел не то, что собаку, а несколько сотен борзых.

Окончательно все стало ясно за четверть часа до окончания матча. И вновь роковым для Горняков оказался угловой на правом фланге. На этот раз последовала низовая подача, далеко не самая мастерская, надо сказать. Но не менее отвратно сыграл футболист Шахтера, которому ничего не мешало отправить мяч за боковую линию, в крайнем случае, на еще один корнер, а он вместо этого вынес его к линии штрафной прямо по центру ворот. Обретавшийся поблизости Алиуцэ не потрудился накрыть Олисе, и нигериец невероятным по силе ударом едва не порвал сетку в районе левой «девятки». Юрий Вирт даже не стал прыгать, а просто рухнул на колени – шансов отразить этот пушечный выстрел у него не было и в помине. Эпизод сей оказался практически полной копией момента Тимощука из первого тайма. Небольшое отличие состояло лишь в том, что в этот раз мяч оказался в сетке…

Тот Шахтер завоевывал сердца болельщиков по всей Украине и даже всему бывшему Союзу не только своей игрой, но и несокрушимым характером. Команда Виктора Прокопенко попросту не умела сдаваться. Вот и в тот вечер, подавленная и фактически поставленная на колени, горняцкая дружина отыскала где-то глубоко внутри себя силы и пошла в отчаянное наступление. Как ни странно, оно могло принести успех – Воробей классным пасом отрезал практически всю оборону Боруссии и вывел Зубова на свидание с Леманном, но на Гене уже висели защитники, и в борьбе с ними он лишь неудачно катнул мяч мимо ближнего угла. Это был последний шанс Шахтера…

Общее настроение после матча лучше всего выразилось в обиде Виктора Прокопенко, которому стало неприятно от того, что журналисты так и не спросили его о планах на ответный поединок. Причина тому была прозрачной – в Горняков уже никто не верил… Кроме того, наставник донецкой команды отметил, что Боруссия преподала им хороший урок. По словам Виктора Евгеньевича, он состоял в том, что футболист стоимостью в 50 миллионов долларов никак не может играть хуже того, за кого уплачено в 25 раз меньше. Но лично мне кажется, что обучали Шахтер совсем другому. Это была очень суровая, жестокая, но необходимая школа классного футбола. Именно через такие матчи и такие поражения донецкая команда и весь клуб шли к тому, чем они являются сейчас. К тому, чтобы спустя чуть больше десяти лет самим наводить ужас на соперников одним лишь своим именем.

Впрочем, впереди в любом случае оставался поединок в Дортмунде, и о нем мы поговорим уже через неделю.

Шахтер – Боруссия Д 0:2
Голы: Риккен, 34, Олисе, 74

7 августа 2001 года. Донецк. Шахтер. 31 724 зрителя

Арбитр: Кнуд Эрик Фискер (Дания)

Шахтер: Вирт, Старостяк (Левандовски, 80), Окоронкво, Тимощук, Попов, Алиуцэ (Ателькин, 79), Флоря, Бахарев, Зубов, Воробей, Агахова

Боруссия Д: Леманн, Эванилсон, Колер, Хайнрих, Метцельдер, Коллер, Росицки (Аморозо, 65), Рейна (Стевич, 75), Олисе, Деде, Риккен (Бобич, 84)

Сергей Янков, специально для Своей рубашки