Воспитанник колхоза
 
Сколько же одинаковых историй мы слышим, сталкиваясь с биографией того или иного игрока – с детства мечтал о том, чтобы стать профессиональным футболистом, родители отвели в ДЮСШ, тренер приметил, подобрал позицию, выделялся в матчах со старшими ребятами…
 
У одного из лучших защитников в истории отечественного футбола ничего подобного не было. Александру Головко и в голову не приходило заняться спортом профессионально! Вернее, это не совсем так. Саша очень любил игру миллионов и все же попытал счастья – сходил на просмотр в родной херсонский Кристалл. Однако Анатолия Байдачного, возглавлявшего на тот момент команду, молодые да перспективные не интересовали – он привел с собой опытных футболистов, вокруг которых собирался строить игру. Разочарованный и, вероятно, разуверившийся в своих спортивных талантах Саша надолго забыл о профессиональном футболе. Он прилежно учился в школе, затем поступит в местный филиал Национального университета кораблестроения имени адмирала Макарова (этот ВУЗ дислоцируется в Николаеве, что и неудивительно – именно там долгое время располагался центр кораблестроения всего СССР). Одновременно с тем Головко активно поигрывал за колхозные команды – футбол-то он, как уже было сказано, любил.
 
И наверняка мы ничего не знали бы об инженере Александре Головко, если бы не дивный изворот судьбы – вместе с Сашей за колхозы играл некогда грозный форвард симферопольской Таврии Юрий Бондаренко (ныне они с нашим героем кумовья), завершивший свою карьеру, но отчаянно желавший оставаться на поле. Именно он заприметил парнишку, который явственно выделялся на фоне других аматоров, и тут же позвонил Анатолию Заяеву, незадолго до того возглавившему Таврию. Чего у Анатолия Николаевича не отнимешь, так это готовности работать с молодыми футболистами. Он мог спокойно рассмеяться в ответ на предложение Бондаренко – мол, какой-то там любитель, давно прошедший детский возраст и никогда не игравший среди профессионалов! Но Заяев смеяться не стал и согласился просмотреть Головко. И заодно только это ему должны сказать спасибо все поклонники украинского футбола.
 
Первые победы
 
Впрочем, многое зависело и от решения самого Александра. Ему ведь было уже не десять лет и ради, прямо скажем, туманной перспективы нужно было ломать весь привычный жизненный уклад, отказываться от расписанных планов. Сашина мама вообще была в шоке от того, что сын вдруг решил сорваться в Симферополь. Но Головко никогда не боялся преград и резких поворотов – это он докажет еще не раз. Чувствуя, что футбол все-таки значит для него больше, чем все остальное, молодой человек купил билет на поезд и поехал – в неизвестность.
 Головко никогда не боялся преград и резких поворотов
Поразительно, но Заяев, мгновенно оценив талант Александра, попытался при этом использовать его в качестве наконечника атак. Как рассказывает сам Головко, Анатолий Николаевич полагал, что у Саши есть для этого все данные – резкость, хорошая реакция, умение играть головой. Однако сам футболист очень быстро дал наставнику понять, что на позиции форварда чувствует себя неуютно, после чего вернулся в центр обороны, который уже никогда не покидал. Вы представляете себе, какой нужно обладать смелостью, дабы в ситуации, когда ты пришел со стороны и в любой момент тебя могут выставить за дверь, позволить себе излагать собственное видение футбола тренеру, старшему тебя на добрых сорок лет?! Но в этом весь Головко – независимый, уверенный в себе, никогда не сливающийся с серой массой и умеющий отстоять собственное мнение…
 
Александр мгновенно превратился в основного футболиста Таврии и в первом же сезоне занял с командой шестое место в первой союзной лиге. А затем был крах СССР, первый чемпионат независимой Украины и достижение, на которое, наверное, будут ориентироваться все последующие поколения игроков и болельщиков симферопольской команды, рассказывая и вспоминая о событиях, овеянных легендой и аурой какой-то таинственности – Таврия навсегда вписала свое имя в историю отечественного футбола, став первым чемпионом Украины! Напомню, что из-за сложившихся обстоятельств (начинать первенство пришлось весной) чемпионат тогда играли в двух группах, победители которых встречались в «золотом матче» (так что аналогичная битва Шахтера и Динамо в 2006 году была лишь второй). Сенсационно заняв первое место в своей подгруппе, крымчане сразились с Динамо на львовском стадионе Украина и еще более неожиданно обыграли главного отечественного гранда и фаворита с минимальным счетом (единственный гол забил форвард Таврии Сергей Шевченко). В отличие от многих участников тех событий, Головко утверждает, что его команда выиграла по делу, и киевляне попросту не знали, что делать против симферопольской тактики. Эти слова можно было бы принять за бахвальство, если не знать Александра – человека глубоко профессионального, всегда трезво и здраво оценивающего себя и все, что происходит на футбольном поле.
 
Разумеется, то был одноразовый взлет – у симферопольского клуба не было никакого фундамента для стабильных успехов. Впрочем, еще одного достижения в Крыму Головко со своей командой все же добился – в сезоне 1993/94 Таврия пробилась в финал Кубка Украины, где ее ждало южное дерби с Черноморцем. С первого раза этот трофей Александру не дался – после скучной нулевки крымчане допустили в серии пенальти лишь один промах. Увы для них, одесситы обошлись вообще без осечек… Кроме того, наш герой успел дебютировать в еврокубках – в качестве чемпиона Таврия получила путевку в ЛЧ. Но до основной сетки симферопольская команда не добралась – одолев в первом раунде квалификации ирландский Шелбурн, на следующем этапе крымчане получили полную кошелку голов от достаточно скромного швейцарского Сьона. Головко тогда лишь учился бороться с оппонентами международного уровня…
 
Крымская школа
 
Надо отметить, что Саша попал именно к тем наставникам, которые были ему нужны. Анатолий Заяев всегда славился как своим терпеливым отношением к молодым ребятам, так и жестким подходом. Кроме того, Головко приходилось немало работать с Николаем Турчиненко – бывшим либеро Таврии, который очень многому научил Александра. При этом Турчиненко также предпочитал воспитывать отнюдь не пряником. Сам Головко вспоминает, что каждую ошибку на общекомандных собраниях разбирали так, что повторять ее не хотелось. Что именно наш герой имеет под этим в виду, он не уточняет, но и так можно догадаться. Однако как раз в таких условиях и так достаточно крепкий характер Александра закалился окончательно, у него внутри выработался стальной стержень, который невозможно было сломать или хотя бы погнуть. Наверняка именно это позволило ему впоследствии стать основным в звездном Динамо…
 Каждую ошибку на общекомандных собраниях разбирали так, что повторять ее не хотелось
Кстати, учебу в университете Головко бросать не стал. Продолжил заниматься и после переезда в Симферополь, причем не покупал оценки за хрустящие бумажки, а действительно штудировал конспекты, решал задачи (а инженерная специальность – это всегда непросто, достаточно сказать, что дипломным проектом у Александра был… арматурный завод!). Ведь прозвище Голова он получил отнюдь не только из-за фамилии – в отличие от многих коллег, Саша никогда не был зациклен на одном только футболе, у него разносторонние интересы, наш герой обладает способностью глубоко и вдумчиво анализировать те или иные события, ко всему подходит взвешенно и рационально. Великолепным доказательством этого стало поступление в киевский институт физкультуры после перехода в Динамо – высшее образование и стабильный приличный доход у Александра уже были, так что еще одна «корочка» ему совершенно не требовалось. Но Головко было интересно узнать, как ведет себя организм профессионального спортсмена, что происходит с человеком во время серьезных нагрузок, каким путем идет наука в этом направлении… Воистину, Александр Головко – это действительно не только ноги, но еще и Голова.
 
Непроходимые
 
В июне 1995-го Головко провел свой второй матч за сборную, удачно сыграв против хорватов в отборочном поединке к Евро-96 (наши выиграли благодаря голу Калитвинцева). Практически сразу после той встречи к Александру подошли тогдашний президент Динамо Григорий Суркис и возглавлявший бело-голубых Йожеф Сабо. Они напрямую спросили Головко, не хочет ли тот перейти в стан киевского гранда. Саша попросил время на раздумья, хотя все и так было понятно – от подобных предложений не отказываются. Вернувшись в Симферополь, Александр переговорил с руководством Таврии и ее главным тренером. Никто силой держать футболиста не понимали, всем было понятно, что второго шанса для подобного рывка в карьере у него может уже и не быть. Вскоре Головко уже заселялся в Конча-Заспу.
 
Как и четырьмя годами ранее, никакой раскачки нашему герою не потребовалось – он мгновенно застолбил за собой место в стартовом составе и очень долгое время никто не смел поставить его под сомнение. В 1996-м в Киев вернулся Валерий Васильевич Лобановский, однако на судьбе Александра это никак не сказалось – он совершенно спокойно перенес переход к требованиям и нагрузкам великого тренера и лишь постоянно прибавлял в мастерстве. Вот когда пригодилась школа Заяева и Турчинова – Головко к тому времени был профессионалом до мозга костей, ему и в голову не могло придти жаловаться по поводу изнуряющих тренировок. Тренер сказал, что так надо – значит, надо.
 
Иногда футболисту очень важно найти СВОЕГО партнера – того, кто будет понимать с полуслова, того, с кем играть одно удовольствие. На память сразу приходит знаменитая парочка «9-19», которую в МЮ составили форварды Энди Коул и Дуайт Йорк, в отечественном футболе можно вспомнить знаменитый в 90-е ударный тандем Гецко-Паляница. Да мало ли таких пар было… Вот и Александр Головко встретил в Динамо идеального напарника – Владислава Ващука. Иногда создавалось впечатление, что между ними присутствует какая-то мистическая, телепатическая связь – настолько здорово Александр Головко встретил в Динамо идеального напарника – Владислава Ващукацентрбеки киевского гранда страховали друг друга, настолько легко они предсказывали действия партнера и распределяли свои обязанности. На несколько лет эти ребята попросту забетонировали центр обороны Динамо. Ладно, соперники по чемпионату Украины, но ведь и ведущие команды Европы не могли ничего поделать с парой Головко-Ващук!
 
Головко был одним из главных творцов успехов Динамо конца 90-х, когда киевляне гремели на весь Старый Свет, обеспечивая прекрасный имидж украинскому футболу. Он учился на горьких ошибках в виде домашнего погрома от Ювентуса, он намертво закрывал звезд европейского футбола и едва не достиг со своей командой главной вершины – финала Лиги чемпионов. Увы, именно неудачные действия нашего героя стали одной из преград подопечных Лобановского на пути к главному клубному трофею – в легендарном домашнем матче против Баварии Саша ничего не смог противопоставить мощному форварду гостей Карстену Янкеру, и пока Головко отчаянно хватал лысого громилу за футболку, тот, не замечая Александра, словно он был всего лишь назоливой мухой, принял мяч и сравнял счет за пару минут до финального свистка. Очевидно, что имей Динамо хотя бы один гол перевеса, ответная встреча в Мюнхене сложилась бы совсем иначе… Однако глупо было бы вешать всех собак на Головко – там вся команда была хороша, не сумев удержать победу, которая была уже, казалось, в руках.
 
Вояж в Поднебесную
 
Уехать за границу Саша мог еще летом 1999-го, вместе с Шевченко и Лужным. Головко побывал на просмотр в Ливерпуль и вроде бы произвел хорошее впечатление на Жерара Улье, строившего на Анфилде новую команду. Да вот незадача – руководство Динамо после успехов в Лиге чемпионов логично предполагало, что его ведущие футболисты стоят немалых денег, и затребовало у мерсисайдцев 8 миллионов долларов. В результате Улье остановился свой выбор на Ригоберте Сонге, стоившем почти втрое дешевле…
 
Может быть, если бы состоялся тот переход, Александр Головко до сих пор играл бы в футбол. Он ведь, никого не обвиняя, прямо говорит о том, из его поколения выжимали соки, и работали футболисты тогда на износ. В Англии подобного наверняка не было бы, и Сашу не стали бы преследовать неприятности со спиной. Впрочем, прибора для того, чтобы заглянуть в параллельную реальность, пока что никто не изобрел…
 
Еще одну попытку трудоустроиться на Туманном Альбионе нашей герой предпринял на исходе 2002 года (как раз тогда, когда его «закадычный партнер» Ващук неожиданно ушел в московский Спартак). Агент Головко пытался пристроить его в Болтоне, но Сэм Аллардайс, судя по всему, в новом защитнике заинтересован не был – по словам Александра, легендарный наставник Скакунов даже не стал самостоятельно просматривать динамовца…
 
К тому времени Головко уже потерял место в основе киевского клуба. Все произошло как-то очень незаметно и очень быстро – только что позиции Саши в команде казались незыблемыми, и вдруг он стал все чаще оставаться на скамейке запасных. Увы, причиной тому были, прежде всего, достаточно тяжелые травмы, от которых Александр, по сути, в полной мере так и не оправился. Переломным для него моментом стала и кончина Лобановского – заменивший мэтра Алексей Михайличенко не видел для нашего героя места в составе. Стало ясно, что пришло время расставания. Последний свой матч в бело-голубой футболке Александр Головко провел 17 августа 2003 года – Динамо в Запорожье на последних минутах упустило победу, сыграв 2:2…
 Последний свой матч в бело-голубой футболке Александр Головко провел 17 августа 2003 года
Так уж вышло, что агентом у Саши был китаец. Потому он достаточно быстро сумел пристроить нашего героя в Поднебесную – Головко подписал контракт с клубом Циндао Бейлэйт, первая часть названия которого соответствовала городу, в котором сия команда дислоцировалась. Профессионализм Александра нашел свое подтверждение и тут – хотя Саша был иностранцем, толком не знавшим китайского языка и культуры, он получил капитанскую повязку. Головко в очередной раз с первых матчей застолбил за собой место в стартовом составе и за полгода отыграл девятнадцать встреч. Бытовые условия его полностью устраивали – клуб снимал для футболиста трехкомнатную квартиру, исправно платил немаленькую зарплату. Летом 2004-го Циндао готов был подписать с Головко полноценный контракт (для начала китайцы взяли Александра у Динамо в аренду), но Саша вежливо отказался и вернулся в Киев. В оценке случившегося он, как всегда, честен – в команде, занявшей при нем предпоследнее место (и избежавшей вылета только из-за расширения высшего дивизиона), он не получал никакого удовольствия от футбола, попросту отрабатывая контракт. По словам самого Александра, после школы Лобановского сотрудничать с тренерами, возглавлявшими Циндао Бейлэйт было очень сложно и попросту неприятно. Головко и здесь принялся высказывать свое мнение, его внимательно выслушали, но менять ничего не стали. Оставаться в таких условиях нашему герою претило.
 
Вернувшись домой, он еще надеялся побороться за место в составе Динамо. Но Йожеф Сабо, когда-то позвавший Головко в Киев, прямо заявил футболисту, что собирается строить оборону команды по линейному принципу и не видит для Александра места в этих построениях. Многие ожидали, что Головко вновь отбудет в Китай, но наш герой направил свои стопы совершенно в другом направлении – к истокам! В конце марта 2005-го, когда дозаявочная кампания уже подходила к концу, Динамо и Таврия договорились о переходе Саши из клуба, ставшего для него родным, в клуб, некогда родным бывший. Там Александру были очень рады, через некоторое время он и здесь стал капитаном, а в центре обороны рядом с Головко играл другой ветеран украинского футбола – его тезка Чижевский. Именно в составе Таврии Саша провел свой трехсотый матч в высшей лиге (случилось это 28 мая 2005 года – симферопольцы принимали сражавшийся за место в Кубке УЕФА Ильичевец и победили со счетом 2:0).
 
Все складывалось хорошо, но в межсезонье 2005/06 главный тренер крымской команды Олег Федорчук был отправлен в отставку, а на его место прибыл Михаил Фоменко. И, пожалуй, впервые в карьере наш герой по-настоящему не поладил с наставником. Саша намекает, что ему не могли прямо в лицо сказать, что не нуждаются в нем, и вынуждали играть за дубль. Что там на самом деле произошло, сказать сложно, но ясно одно – весной Головко уже практически не играл. В заключительном туре он вышел на поле луцкого стадиона Авангард на последние пять минут встречи. Последние во всей своей карьере – летом 2006 года Александр Головко, которого продолжала донимать хроническая травма спины, повесил бутсы на гвоздь в далеко не самом критическом по меркам современного футбола 34-летнем возрасте…
 
Time for New Begininngs
 
Конечно, в карьере нашего героя ощущается какая-то недосказанность. Будучи в свое время одним из сильнейших игроков своего амплуа в Европе, он так и не выиграл ничего серьезнее чемпионата и Кубка Украины. Головко так и не сыграл по-настоящему за пределами родины, и вне нашей державы о нем едва ли помнят. Да и со сборной, стабильно выступая в ее составе на протяжении семи лет, он не добился ровным счетом ничего. Однако же сам Александр говорит совершенно верные слова: «Я доволен карьерой. Спасибо Богу, что это было». И в его искренности сомневаться не приходится. Своей игрой он оставил неизгладимый след в истории украинского футбола, стал самой настоящей легендой отечественного масштаба, играл в полуфинале Лиги чемпионов. Многим ли дано подобное? К тому же не только работой наша жизнь ограничивается – Саша давно стал отцом счастливого семейства, воспитывает троих детей. Головко так и не сыграл по-настоящему за пределами родины, и вне нашей державы о нем едва ли помнят
 
Стоило Головко повесить бутсы на гвоздь, как тут же последовало предложение от ФФУ войти в тренерский штаб одной из юношеских сборных. Александр взял время на раздумья – поспешные решения не в его духе. Но вскоре он уже трудился под началом бывшего партнера по Динамо Юрия Калитвинцева в команде U-17, а чуть позже стал главным тренером ребят годом старше. С тех пор Александр поработал со сборными U-19 и U-16, а нынче вновь возглавляет семнадцатилетних. Как всегда, Головко откровенен и не скрывает, что с кадровым потенциалом в украинском футболе проблемы. Однако при этом он не ноет, не плачется, а усердно работает. Можно не сомневаться в том, что для юных футболистов работа с таким человеком будет очень полезной – Александр способен передать им не только футбольные премудрости, но и умение относиться к своему делу по-настоящему профессионально. Ну а то, что наш герой будет учиться и развиваться, став однажды высококлассным специалистом, можно не сомневаться. Ведь мы знаем – Александр Головко это не только ноги, но прежде всего Голова.
 
Сергей Янков, специально для Своей рубашки