Обыграв в четвертьфинале Кубка Чемпионов 1976/77 действующего обладателя трофея, хорошо знакомую Баварию, Динамо впервые в своей истории оказалось в шаге от финала главного евротурнира. Соперником киевлян была другая немецкая суперкоманда 70-х, менхенгладбахская Боруссия. В первом поединке на переполненном Республиканском команда Лобановского переиграла «пруссаков» (Боруссия – латинское название Пруссии) по игре и показателям, но забила только один гол. Так что битва при Рейнштадионе – родной для гладбахцев Бекельберг тогда как раз ремонтировался, да и вместительность у него была раза в два меньше, чем у дюссельдорфской арены (а расстояние между городами – 30 километров) – намечалась более чем серьезной.

 

В дебюте поединка команды обменялись навесами в штрафную, у Динамо лажанулся Рудаков, выпустив мяч из руки (привез всего лишь угловой, но это было только начало – весь матч киевский вратарь отыграл как-то нервно, не всегда уверенно и надежно). А потом преимущество тут же оказалось у хозяев. И Боруссия, и Динамо действовали в основном флангами, но главный момент первых минут случился по центральной оси – у гладбахцев был неплохой штрафной, удар после которого киевские защитники вынесли, а добивание получилось несильным и в руки Рудакову.

 

Через минуту Динамо ответило неплохим моментом Блохина – Олег по линии вратарской дошел до линии лицевой, ударить уже не получалось, поэтому просто навесил на дальнюю, пустую штангу. Увы, никто из партнеров не сообразил (или не успел) туда подтянуться, и шикарнейший момент был утрачен.

 

Но это, увы, был лишь эпизод. Уже через пару атак Боруссия имела хороший шанс забить – датчанин Симонсен с разворота бил верхом метров с 6-ти, получилось выше ворот. А потом случился гол. Неопасный штрафной на левом фланге вдалеке от ворот гладбахцы разыграли, пошел простенький навес в штрафную – а там вдруг ни с чего Рудаков и Матвиенко, вместо разобраться в ситуации взяли да и столкнулись. Мяч-то кое-как вынесли, но на ногу Симонсену – Алан тут же пробил, и Матвиенко пришлось останавливать удар рукой. Бесспорный пенальти, который мощным и точным ударом в левый нижний угол реализовал Райнер Бонхоф.

 

И поперла Боруссия (которая этим голом уравняла ситуацию и шансы команд в противостоянии – 1:1 с потенциальным овертаймом)! Атаки, штрафные, на 30-й минуте у Симонсена был убойный момент, но мяч после удара датской головы пролетел мимо дальнего угла. Игра подуспокоилась только минуты после 35-й, когда Динамо начало переходить центр поля и создавать нехитрые комбинации. До этого у киевлян вообще ничего в атаке не получалось. В конце тайма Рудаков потянул непростой удар в дальний угол, а Блохин мог и забить – но его размашистый удар получился слабым и в защитника, а отскок Кнайб забрал спокойно и уверенно.

 

После перерыва гости наконец-то заиграли в футбол, а не просто «стояние на Рейне». Правда, Боруссия быстренько восстановила статус-кво, но даже при этом Динамо уже не замыкалось на своей половине поля, а старательно и упорно гоняло мяч по флангам – в основном по бровке нынешнего кандидата в президенты ФФУ Анатолия Конькова. На 54-й минуте у киевлян был перспективный штрафной, но разыграли динамовцы его очень плохо. А вот у Владимира Онищенко через пяток минут был шикарный момент – вышел под углом на Кнайба, хотел было пробить, но не успел. Тут же был момент у вышедшего на замену Владимира Мунтяна (оживившего игру Динамо), но хоть футболист и выскочил один на один с вратарем Боруссии, мяч до него не допустили.

 

Где-то с середины второго тайма Боруссия уже не спешила атаковать, а временами даже откровенно отсиживались в обороне. Динамо этим воспользовалось и начало создавать свое в атаке. На 71-й минуте Блохин после прострела с фланга бил в дальний угол, не попал. Через три минуты у Александра Бережного был просто супершанс – Блохин головой сбросил ему под удар, Саша выстрелил под перекладину, но Кнайб успел потянуть и перевести мяч на угловой.

 

Вот так игра и развивалась – Боруссия переводила дух, Динамо пыталось атаковать, и все это в вероятном ожидании дополнительного времени. Но на 82-й минуте очередной ляп Рудакова решил исход противостояния (и путевки в финал). У Боруссии был штрафной почти по центру ворот. Хитрюга Симонсен не стал бить, а «паненкой» забросил мяч в штрафную на Витткампа. Навстречу Хансу-Юргену выскочил Рудаков, но сделал это настолько нерасчетливо, что немцу не составило труда головой прокинуть кипера и пробить по воротам. Там почти на линии ворот оказался Матвиенко – именно от него мяч и отскочил на левый фланг. Возможно, коснувшись руки защитника Динамо. Судья, впрочем, не отреагировал на вялые сигналы гладбахцев – а те быстренько вернулись в игру, и Витткамп после навеса Виммера успел пробить в щелочку между Рудаковым и защитниками.

 

Динамо, которому уже нечего было терять, побежало вперед – и в одном из эпизодов герой 82-й минуте Витткамп остановил мяч в собственной штрафной, скорее всего, рукой (качество видео, сами понимаете, какое…). Динамовцы маяковали судье, но тот снова не поставил пенальти.

 

А Динамо свой гол таки забило. Через 10 секунд после окончания матча. Кто-то из киевлян то ли ударил метров с 25-ти, то ли просто сбрасывал мяч в штрафную Боруссии – и как раз в этот момент прозвучал свисток судьи. Кнайб тут же пошел кувырком по штрафной, поэтому мячик и закатился в ворота – но это уже никого не волновало. В свой первый (и последний) финал КЕЧ вышла Боруссия, а не Динамо.

 

20 апреля 1977. Дюссельдорф. Рейнштадион. 72 000 зрителей

 

Боруссия М – Динамо К 2:0 (Бонхоф, 21, пен, Витткамп, 82)

 

Боруссия: Кнайб, Фогтс, Клинкхаммер, Витткамп, Бонхоф, Волерс, Симонсен, Виммер, Кулик, Штилике (Ханнес, 77), Хайденрайх

 

Динамо: Рудаков, Коньков, Матвиенко, Фоменко, Решко, Трошкин, Зуев (Мунтян, 54), Онищенко, Буряк, Бережной, Блохин

 

Владимир Мыленко, специально для Ретро Футбола