Канули в Лету былые славные дни, когда одетые в строгую черно-белую форму автозаводцы решали судьбу чемпионства, делегировали в сборную своих звездных игроков и собирали внушительную аудиторию на отстроенном процветающим ЗИЛом собственном стадионе.
 
Нынче Торпедо только начинает подъем к былым вершинам. После «катарсиса» в любительской лиге и победы в одной из групп второй лиги команда вернулась в первый дивизион, с ходу заняв восьмое место. Сброшенный с неба «бог футбола» готовится к возвращению, лелея надежду однажды вернуться на Пантеон.
 
Как дела у падшего гранда? Об этом мы попросили рассказать украинского полузащитника Владимира Бондаренко, проведшего прошлый сезон в стане автозаводцев.
 
– Владимир, прежде всего, в каком вы сейчас статусе? Остаетесь игроком Торпедо?
 
– Нет, с командой я уже расстался, поддерживал форму дома перед новым местом работы, которым стал ПФК «Александрия».
 
– Давайте вспомним обстоятельства вашего перехода в московский клуб…
 
– Предложил мне поехать на сборы команды агент. Мы занимались под руководством Чугайнова, и мне очень понравилась атмосфера в коллективе. Хорошее впечатление оставил и тренерский штаб, и ребята, объединенные вокруг мечты стать у истоков возрождения такого славного клуба.
 
Полгода я играл на привычной позиции опорника, но обстоятельства заставили перейти в центр обороны. Это не моя позиция, но в интересах команды нужно было там сыграть – основные ребята травмировались.
 
Начался мой сезон с тяжелого матча против оренбуржцев, а переломным стал матч против Енисея. Мы уступали дома красноярцам со счетом 0:2, а могли и с большим счетом «гореть» – они нас очень прилично «повозили», как никто больше, пожалуй. Вот в тот момент я и забил свой мяч, ударом головой замкнув подачу со штрафного. Так, можно сказать, прошел «посвящение» в торпедовцы.
 
– Нынешнее Торпедо помышляет о выходе в премьер-лигу? Реально ли это, и если да, то когда команда может замахнуться на возвращение в элиту?
 
– Торпедо только начинает восхождение. Не следует забывать, что под руководством Чугайнова «автозаводцы» только-только поднялись из второй лиги в первый дивизион. Это, конечно, уже не та команда, которая когда-то играла в высшей лиге СССР и России. И не тот клуб.
 
– Какие «остатки былой роскоши» сохранились в Торпедо?
 
– Играли мы на спорткомплексе имени Стрельцова, вот только он нынче не принадлежит клубу, а, насколько знаю, миллиардеру Прохорову. Базы, как таковой, тоже не было. Так что совсем немного осталось…
 
– Раньше в московском футболе любили искать «пятое колесо» – вплоть до конца 80-х так Локомотив именовали. Теперь железнодорожники могут похвастаться множеством титулов, красивым стадионом. Стало быть, нынче на должность «пятого колеса» определено несчастное Торпедо?
 
– Боюсь, что да. Клуб поддерживает небольшая группа спонсоров, но нет особой инфраструктуры, чуть ли не единственным «коренным» торпедовцем является молодой полузащитник Безлихотнов. По сравнению с московскими грандами Торпедо, конечно, выглядит «бедным родственником».
 
– Ранее команда могла похвастаться собственным, особенным болельщиком. Трудяги с завода Лихачева целыми десятилетиями ходили на матчи любимой команды, детей-внуков приводили. И теперь, вижу, по 4-5 тысяч команда собирает.
 
– Да, вот болельщики – это то, что хотелось бы отметить. Фан-группа – это самое светлое пятно Торпедо. Команду поддерживают фанатично, самозабвенно. На выезды следуют с нами. Мало сталкивался в своей карьере с такой преданностью, хоть, вроде, во многих футбольных городах играл.
 
– А в каком состоянии сегодня лихачевский автозавод? Он спонсирует еще команду?
 
– Помогает по мере возможностей. Там же, на территории ЗИЛа, клубный офис находился, так что на предприятии удалось побывать. На вид – состояние плачевное. Такое впечатление, как будто время на нем на эпохе Великой отечественной войны остановилось.
 
– Играть в ФНЛ непросто: выезды бывают и во Владивосток, и в Хабаровск. Как по весям России на матчи добирались?
 
– Самолетом. Разве что в Нижний Новгород на скоростном поезде ездили. Снова спасибо болельщикам – благодаря их поддержке, и на выезде, как дома, себя чувствовали.
 
– Вас брал в команду Чугайнов. Какие впечатления от работы с ним? За что его «сняли» весной? Почему запустили в прессу слухи о «режиме»?
 
– Вроде как со многими тренерами посчастливилось поработать, а от Игоря Валерьевича впечатления – как от одного из лучших. Как человек – он хороший, как тренер – очень качественный. Чего стоит тот факт, что он вывел команду в первый дивизион, и мы сразу попали в восьмерку, играя в «чемпионском плей-офф»! Тренер он тактически грамотный, очень перспективный. А что довелось ему расстаться с командой – ну что же, так сложилось. Я знаю этот конфликт изнутри, и хотя с тренером и некрасиво поступили, он свое дело для Торпедо сделал.
 
– Какие ваши впечатления от экспериментального сезона 2011/12? Стоило нашим соседям переходить на систему «осень – весна»?
 
– Такова уж была инициатива сверху – футболистов-то кто спрашивал? Провели полтора года, теперь по новой. А как по мне, то лучше летом играть, чем в декабре. Например, никогда не забуду, как с Черноморцем играл против киевского Арсенала. Болото по шею, земля промерзла…
 
– Впервые вы оказались в российском пердиве в 2004 году. С той поры лига изменилась в лучшую сторону? Появление ФНЛ серьезно сказалось на ее уровне?
 
– Названия – это названия, сменилась себе вывеска, пусть. Но лига сама действительно изменилась. Если раньше нельзя было представить себе, чтобы с «вышки» кто-то переходил сюда, то теперь, как видим, и с Европы игроков покупают. Денег стало больше во всем российском футболе, и в первом дивизионе тоже. К тому же, Россия готовится к чемпионату мира, это тоже уже сейчас приносит свои плоды.
 
– Среди них – и стадионы. Финал кубка России провели в Екатеринбурге, в нескольких других городах арены готовят, реконструируют. С этого делаем вывод, что со стадионами в ФНЛ проблем нет?
 
– Проблемы все еще есть, и далеко не везде все так хорошо, как в городе, принявшем финал кубка. Но стройки ведутся, это обнадеживает, конечно.
 
– Вашим первым российским клубом была Лисма-Мордовия, которая тогда была скромным середняком, а нынче вышла в премьер-лигу с первого места. Какой была эта команда тогда, что слышали и видели о ее уровне теперь?
 
– Когда я туда пришел, Лисма только вошла в пердив. Губернатором тогда был Меркушкин, который до недавнего времени еще руководил и много для выхода Мордовии в премьер-лигу сделал. Что говорить о делах 8-летней давности? Тогда все только начиналось. Теперь клуб совсем другой, город вошел в программу ЧМ-2018, стадион строят. Об этом лучше Степанца спрашивать, который там играет.
 
– Вы играли, в основном, в больших городах. А в Стерлитамак какими ветрами вас занесло?
 
– Вот все смотрят на название, а между тем, серьезный клуб был. Команду держал человек, собиравшийся ее на серьезный уровень выводить. Но потом в Уфе начали хоккейный клуб Салават Юлаев поднимать, и все деньги туда ушли. А так – город как город, соду делали.
 
– Ленинградское Динамо, в котором вы играли позже, имело свои особенности? У нас вот в Киеве Арсенал и Оболонь все еще ищут себе место за плечами Динамо. А в Санкт-Петербурге Динамо с Зенитом за внимание болельщиков могло посоревноваться?
 
– Да как вам сказать… Никто в городе, сложилось впечатление, о команде даже не знал. Садишься в такси, просишь подвезти к стадиону, где Динамо будет играть. А таксист говорит: «Какой футбол? Зенит сегодня вроде не играет».
 
– В Балтике с легендой украинского футбола Ткаченко не пересекались?
 
– Нет, не было его уже там. Вот, кстати, от Калининграда остались самые лучшие впечатления. Два прекрасных года там провел. Даже уходить из Балтики не хотел.
 
– В ФНЛ много украинцев. Есть среди них знакомые?
 
– Конечно. Все почти друг друга знаем. Степанца знаю, с Трусевичем в Черноморце играл, с Малыгиным – в Торпедо пересеклись. Очень много ребят.
 
– Вы поиграли в России в Лисме-Мордовии, Соколе, Содовике, Балтике, петербургском Динамо. А о Торпедо какие воспоминания останутся?
 
– Обо всех былых событиях память со временем только лучшее сохранит. Торпедо, пусть и опустился в самые низы, – клуб с большой историей. В таких случаях всегда симпатизируешь бывшему гранду, желаешь ему возвратить славные дни.
 
Артур Валерко, Football.ua
 
Справка обозревателя Football.ua
 
Владимир Бондаренко родился 6 июля 1981 года в Киеве. Центральный полузащитник, защитник. Рост – 179 см, вес – 75 кг. Воспитанник школы киевского Динамо, играл в столичных ЦСКА и Арсенале, а также фарм-клубе армейцев, бородянской Системе-Борэкс. Позже защищал цвета киевской Оболони и одесского Черноморца. Всего в чемпионате Украины сыграл 146 матчей, отличился 9 голами. В составе юниорской сборной Украины под руководством Анатолия Крощенко стал вице-чемпионом Европы U-18 2000 года. В 2004 году впервые оказался в России, за семь лет сменил пять клубов тамошнего первого дивизиона. Всего в этом турнире сыграл 164 матча, записал на свой актив 16 голов. В московском Торпедо оказался поздним летом 2011 года. Дебютировал 12 августа в домашнем матче с Енисеем (1:2), сразу же отличившись голом. Отыграл в сезоне 24 матча (2 гола), последний – против Мордовии 19 апреля (0:0). ФК Торпедо финишировал на 8 месте в ФНЛ, в которой играл впервые после возвращения из второй лиги.