- Сколько жевательных резинок вы используете во время матча?

- Меня ими снабжает Карлос Карбахоса, наш начальник PR-службы. Наверное, 13-14 пластинок во время матча. Нечеловеческое количество!

- Вы бы курили, если бы можно было это делать на скамейке запасных?

- И много. Поэтому я использую жевательную резинку.

- А вы сейчас курите больше, чем обычно?

- Нет, свою обычную норму.

- Есть какое-то предчувствие в концовке сезона?

- Да, и оно очень и очень оптимистичное.

- То есть вы способны завоевать и Лигу, и Кубок, и «Большие уши»?

- Мы можем выиграть все или все проиграть – таков футбол, тут уж ничего не поделаешь. Но я доволен тем, как команда подходит к концу сезона. Это Мадрид, соединяющий в себе молодость и опыт, талант и характер.

- Футбольная команда похожа на того тренера, который ее возглавляет?

- Конечно! Если ты нервный, то и твоя команда нервная. Если ты мягок, то таковыми станут и парни под твоим руководством. А если у тебя есть гений, то он найдется и в твоем коллективе.

- Можно сказать, что вы одержимы футболом?

- Футбол полностью меня поглощает. Я смотрю очень много матчей – и дома, и здесь, на тренировочной базе в Вальдебебас, где я пересматриваю наши поединки и готовлю видео по предстоящим соперникам для показа футболистам.

- Кому вы все время звоните, выходя из клубного автобуса?

- Жене. Просто «Привет, как дела?», ничего особенного. Она никогда не высказывается на тему футбола, хотя и разбирается в нем. А что ей остается? Дома по телевизору постоянно идет футбол!

- Вы по-прежнему поздно ложитесь?

- Да. Я вообще сплю не больше пяти часов. Иногда смотрю кино перед сном.

- Расскажите про ваш обычный вечер.

- До половины седьмого я работаю здесь, в Вальдебебас, вместе со своими помощниками. Потом немного прогуливаюсь по городу. Вот, пожалуй, и все. Сразу скажу, что не хожу со своей женой по магазинам, мне это жутко не нравится. Пускай сама ходит.

- В глобальном плане – чем вас привлекает ваш нынешний клуб?

- Реал Мадрид – это страсть, которая есть в любой точке нашей планеты. В Испании, как и в Италии, целыми днями говорят о футболе. Здесь, как и на юге моей страны, существует огромное количество передач по телевидению и радио, посвященных футболу. Это отличает Испанию и Италию от, например, Англии и Франции, где популярны и другие виды спорта. Вроде регби.

- Тата Мартино утверждает, что при этом здесь мало говорят о самом футболе как об игре.

- В некотором роде он прав. Здесь, допустим, не говорят о каких-то тактических новшествах, а больше привыкли вступать в полемику по любому поводу и обсуждать арбитражные неудачи. В Испании плохо то, что на арбитров оказывается колоссальное давление, что плохо влияет на работу судей в целом. Самые лучшие арбитры – это англичане. Знаете, почему?

- Почему?

- Потому что они работают без давления. И у них нет этой вечной боязни совершить ошибку. Ошибается тот, кто боится ошибиться.

- Вы знаете арбитра, который будет судить финал Копа дель Рей?

- Да, его фамилия Лаос. Я ничего о нем не спрашивал, потому что не привык обсуждать тему арбитража со своими футболистами. Это меня не волнует. Когда я покинул Италию, я вообще перестал интересоваться темой судейства.

- Как вы видите финальный поединок Кубка Испании?

- Это будет напряженная борьба двух равных соперников. Хочу, чтобы Мадрид стал главным героем этого матча, хотя это будет чрезвычайно непросто сделать против Барселоны – команды, игровая философия которой направлена на владение мячом, а следовательно, и на владение инициативой.

- Как вы думаете, на вас и Тата Мартино давит наследие, соответственно, Моуриньо и Гвардиолы?

- С Моуриньо мы говорили о команде в прошлом августе, с тех пор мы больше ни разу не виделись.

А вообще… Я думаю, что тренировать Барсу сложнее, чем любую другую команду, потому что она исповедует очень точную и тонкую философию на протяжении многих лет. И эта философия приносила ей результат. Вернее даже, приносила ей столько положительных результатов, что никто не вправе вот так просто взять и поменять эту философию игры.

В Мадриде по-другому, потому что ты можешь менять стиль игры. Мартино кажется мне серьезным специалистом, но ему очень нелегко. У него тяжелое время – что бы он ни сделал, его постоянно критикуют. И вокруг столько истерии…

- На вас она не влияет?

- Я спокоен. Каждый сезон это путь от эйфории к драматической развязке и обратно. Я стараюсь не сильно радоваться удачам и не очень расстраиваться, если что-то не получается – такой подход помогает сохранить душевное равновесие. После жеребьевки Лиги чемпионов все казалось отрицательным, после матча Барселоны в 33-м туре мир уже приобрел другие краски. А ведь одно событие произошло в пятницу, а другое в субботу: видите, как быстро все меняется?

В конце концов, в нашем случае самое важное состоит в том, что мы продолжаем борьбу за три титула.

- Эль Класико отличается от соперничества великих клубов в Италии или Англии?

- Это великая традиция. Мне очень нравится Эль Класико, и вообще, все, что касается этого соперничества, до тех пор, пока в дело не вмешивается политика.

- Какова атмосфера в раздевалке перед финалом Копа дель Рей?

- Она отличается от той, что бывает перед другими матчами. Отличается на уровне концентрации. Никаких шуток, все очень и очень серьезны.

- Правда, что у вас есть всякие фишки, чтобы снизить напряжение в раздевалке?

- Если я вижу большое напряжение в раздевалке, то я никогда не давлю на футболистов на предматчевой установке. Иногда шучу, иногда рассказываю анекдоты. Нужно снизить напряжение, сделать так, чтобы игрок концентрировался исключительно на той работе, которую ему предстоит проделать на поле. Так он сосредоточится на важных вещах и будет чувствовать себя более спокойно.

- Что вы сказали игрокам в перерыве матча в Дортмунде?

- Ну, сначала я постарался воодушевить их, потому что понятно, в каком состоянии они зашли в раздевалку, а потом начал заниматься тактическими изменениями. Ситуация не была легкой, но думаю, что после перерыва мы стали играть лучше и выглядели более достойно. Вот видите, как опять все быстро меняется в футболе? Конец первого тайма в Дортмунде – трагедия, конец второго — счастье, пятничная жеребьевка Лиги чемпионов – мы недовольны, субботние матчи Примеры – мы воодушевлены.

- Вы никогда не критикуете своих футболистов на пресс-конференциях…

- Ну, почему же? Я могу ведь сказать, что мы играли плохо – разве это не критика? Понимаете, критиковать можно поведение. Я вот говорю своему сыну: «То, что ты сделал, это плохо». В футболе все по-другому, ты не должен сомневаться в своих игроках. Например, после матча с Боруссией я поговорил с Ильяррой, поскольку мне казалось, что он не совсем понял то, что я от него хочу увидеть на футбольном поле. Он дал мне ответ – как и полагается, на футбольном поле, в следующем матче против Альмерии. И все, никаких проблем нет.

А вообще он серьезный и славный парень.

- Вы разговариваете со своими игроками об их частной жизни?

- Нет. Я вообще стараюсь избегать этих тем. В Италии все закончилось тем, что один футболист признался мне в том, что разочаровался в институте брака...

И через неделю он женился!

- Что вы ему тогда сказали?

- «Решайся уже!»

- Правда ли, что Зидан общается с футболистами больше, чем вы?

- В индивидуальном порядке – да. И знает он их лучше. Я не говорю с ними много. Вообще, я считаю, что если тренер слишком близок к игрокам, много разговаривает и все из такой же оперы, то они теряют к нему уважение.

Разговоры же Зизу мне очень помогают. Он приносит пользу и умеет выстраивать диалог так, как никто другой. Футболисты его уважают. У него есть божественный дар и он станет замечательным тренером.

- Вам часто звонит президент?

- Мы все время на связи, но мало разговариваем о футболе или непосредственно о матчах. Он интересуется относительно атмосферы в раздевалке, как себя чувствует тот или иной игрок…

Но обычно он просто спрашивает, как у меня дела.

- И как у вас дела?

- Я счастлив из-за того, что нахожусь здесь. Мне нравится город Мадрид, и местные жители легки в общении… Напоминают мне итальянцев, а не англичан, ха-ха!

Люди оптимистичны. Они переносят кризис, в котором находится Испания, со спокойствием и верой в то, что все закончится хорошо. Замечательный народ.

- А вы говорите с Флорентино Пересом о будущем сезоне? Про усиления или про то, в чем нуждается команда?

- Нет. Мы сконцентрированы на настоящем. У нас много повседневных задач, которые нужно решать.

- Ваше будущее в Мадриде находится под вопросом?

- Я спокоен. Я доверяю своей команде и своему тренерскому штабу. Футбол не поддается расшифровке, все может измениться в мгновение ока. Вернемся в Дортмунд: забей мы пенальти в начале встречи, это был бы товарищеский матч.

- Боитесь Баварии?

- Я знаю, что они тоже не очень довольны выпавшим им жребием. На данном этапе соревнования сложным является любой соперник, каждая команда проповедует свой стиль игры. Кроме того, Лига чемпионов это очень странный турнир, где зачастую случаются вещи, которых ты не ожидаешь – победа Челси два года назад стала настоящим сюрпризом. В Милане, где Лига чемпионов настолько же важна, насколько и в Мадриде, перед нами стояла перманентная задача попадания в четверку лучших команд Европы. Понимаете, если каждый год ты играешь в полуфинале Лиги чемпионов, то рано или поздно ты все равно ее выиграешь.

- Вам нравится стиль Атлетико?

- Они играют, исходя из характеристик тех футболистов, которые есть в наличии. Они проводят фантастический сезон, и мне очень нравится их организация игры в обороне, их самопожертвование, или то, как они используют Диего Косту. Но мы так играть не будем. Этот не тот стиль, который соответствует духу нашей команды.

- Бернабеу это не понравится?

- Бернабеу может быть холодным, если вы понимаете, о чем я. На этом стадионе очень требовательная публика. В Парме, городе, который я считаю родным, у нас есть Королевский театр, очень опасное место для оперных певцов. Там не та публика, которая прощает – лишь та, которая требует. Зато, если в торжествуете в Королевском театре, то вы действительно великий.

Как и на Бернабеу.

- Вы измените стиль игры, учитывая, что Криштиану не выйдет на поле?

- Каждый день он делает шаг вперед, но понятно, что Криштиану не появится на поле, если не будет полностью готов, а к вечеру среды это практически невозможно. Но система игры не изменится. Зачем? У нас есть футболисты, уверенные в себе и замечательно чувствующие себя в том стиле игры, который сейчас демонстрирует наша команда.

- А раздевалке будет тяжело без лидера?

- Конечно, отсутствие Криштиану это неприятный момент, но никто из футболистов не причитает: «О, боже мой, что же мы без него будем делать?!» Они обладают доверием тренера, верой в собственные силы, а кроме того, игроки наглядно продемонстрировали, что могут побеждать и без Криштиану. Это прекрасная возможность взять на себя ответственность в финале Копа дель Рей.

- Чему вы научились, проиграв Барселоне Эль Класико на Сантьяго Бернабеу?

- Это был матч, в котором мы могли победить, и сейчас футбол предоставляет нам возможность реванша. Мы должны быть очень внимательными. В качестве тренера я провел много финальных поединков, и я считаю, что команда в решающих матчах должна показывать лучшее, на что способна, а не концентрироваться лишь на нивелировании выдающихся качеств соперника. Таким образом, мы прежде всего хотим показать то лучшее, что есть у Мадрида.

- А какова лучшая версия Мадрида в нынешнем сезоне?

- Выездной матч против Шальке. На поле у нас получалось очень многое, плюс, мы достойно использовали свои голевые моменты.

- Что вы повторяете своим игрокам каждый день?

- Что нужно владеть мячом, контролировать игру, быть эффектными в атакующей фазе атаки, быстро возвращать мяч при потере и осуществлять высокий прессинг.

- Вы работали с великими футболистами. Такими, как Зидан, Пирло, Ибрагимович, Криштиану Роналду… Что вы говорили каждому из них?

- Только одно. Что их талант должен приносить пользу команде.

Беседовали Хайме Родригес, Антонио Эредиа

Перевод Алекса Маннанова, Football.ua