Канонические войны (то есть начиная от Десятидневной войны в Словении в 1991-м до македонско-албанской резни в Македонии в 2001-м) продолжались в Югославии десять лет, и за это время многие парни из Делие так никогда и не вернулись на сектор: они являлись сербскими националистами и уходили воевать за сербский стяг, ехидно разбомбленный НАТО. Из всех них наиболее известна судьба Аркана, который в ту пору являлся президентом Союза болельщиков Црвены Звезды. Он основал Сербскую добровольческую гвардию, паравоенное формирование, вошедшее в историю как «Тигры Аркана». СДГ, куда вошли многие поклонники Црвены Звезды, воевала в Хорватии и Боснии и Герцеговине. Аркан и его последователи обвинялись Международным трибуналом по бывшей Югославии в убийствах, из
насилованиях, пытках и похищении людей. Желько Ражнатович был бандитом с детского возраста (начинал юным вором-карманником) и вернулся с войны богатым человеком. Он купил белградский клуб Обилич, который поднял из второго дивизиона до золотых медалей национального первенства, владел казино, ресторанами, недвижимостью и был женат на самой популярной сербской певице Светлане Величкович (Цеце Ражнатович).
 
Аркана застрелили зимой 2000 года в холле белградского отеля "Интерконтиненталь".
 
22 марта 1992 года на «Вечном дерби» (такое название носит белградское Эль Класико, противостояние между Црвеной Звездой и Партизаном) появились «Тигры Аркана». Одетые в военную форму, они заняли позиции на Северной трибуне, демонстрируя дорожные знаки «Вуковар – 20 км» (Вуковар – город в Хорватии, взятый в осаду в 1991 году Югославской Народной Армией при поддержке СДГ, после того, как местное население устроило сербам резню), «Вуковар – 10 км» и «Добро пожаловать в Вуковар!» Последним на сектор прошел Аркан, и, увидев его, стадион взорвался аплодисментами. Аплодировали все: и фанаты Звезды, и поклонники Партизана. Это был единственный в своем роде момент единения против общего ненавистного врага – хорватов. Сербский комментатор Игорь Тодорович, работавший в таких фэнзинах, как «Дай Гол», «Ми Смо Гробари» и «Коп», прокомментировал «Вечное дерби» 1992 года следующим образом: «Я был в тот день на стадионе, и это было впервые в моей жизни – когда болельщики двух клубов, ненавидящих друг друга, пели и скандировали в унисон. Они никогда не делали этого раньше и никогда – потом. Игра закончилась с нулями табло, что совсем неудивительно. Игроки элементарно не могли сконцентрироваться, так как больше наблюдали за Арканом на секторе, а не за мячом на поле. Мы, все, кто присутствовал на стадионе, были объединены в тот вечер своей национальной идеей и ненавистью ко всему хорватскому. Это было… хм… удивительное чувство власти, ощущение, что мы, футбольные болельщики, можем что-то изменить в этой жизни, в сегодняшнем мире. Обычно Белградское дерби проходит не так. Я был в Англии во время апогея футбольного хулиганизма, так вот, это просто цветочки по сравнению с той бойней, которую фанаты ведут на Балканах».
29 мая 2003 года в финале Кубка Сербии и Черногории сошлись Црвена Звезда и калиф на час – команда Сартид из маленького городка (80 тысяч человек) Смедерево, что в 50 км от Белграда. Встреча проходила на стадионе Партизана и была довольно скучной, если бы не очередная акция Делие. «Герои» собрались в составе 7 000 человек, и кричали в адрес приезжих саппортеров: «Надеемся, вы умрете точно так же, как итальянцы на Эйзеле! Собираетесь получить косовский штамп в паспорте?!» На противоположенном секторе около четырехсот ничего не понимающих болельщиков Сартида недоуменно и нудно били в барабаны, но затем случилась катастрофа. Сартид забил гол в дополнительное время, и это был именно золотой мяч, который принес первый трофей в истории маленькой команды из Смедерево.
 
Далее произошло следующее.
 
Через несколько секунд после гола все силы полиции, курировавшие безопасность на стадионе Югославской Народной Армии (несколько сотен человек), бросились к трибуне, на которой сидели звездаши, чтобы блокировать прорыв белградских траблмейкеров на поле и на противоположенную трибуну – а в том, что прорыв состоится, никто не сомневался.
 
Так все и произошло.
 
Некоторые стосы Делие все же достигли сектора с болельщиками Сартида, где начали заливать пластиковые сиденья бензином – понятно, что эта акция была спланирована заранее.
 
Цеца Ражнатович: вдова Аркана одна из самых популярных певиц на Балканах

 
Делие – самая страшная, организованная и бескомпромиссная банда в сербском футболе и одна из самых уважаемых фирм в мире. Она первой призвала прекратить поножовщину в балканском околофутболе и первой выбросила ножи. Что, впрочем, не значит, что выбросила все остальное – «Герои» бьются на «говне», не используя лишь холодное и огнестрельное оружие. Впрочем, это тема всех местных хулиганов.
 
Еще одна фишка Делие – отказ от забивонов. Фирма не позиционирует себя как сугубо хулиганское объединение, следовательно, ее нельзя вызвать на сходку пятьдесят на пятьдесят или семьдесят на семьдесят, как это принято в лесах и парковых зонах России и Польши.
 
«Мы смеемся над поляками, которыми тут все восхищаются, — говорит седовласый, спокойный как танк, человек с интеллигентным лицом профессора математики, один из «генералов» звездашей Зоран Тимич. – Что это за фирмы, для которых главное драка, что это за фирмачи, половине из которых даже не интересен футбол? Это не фанатская тема. Фирма, в первую очередь, должна поддерживать клуб. Все остальное можно оставить за кадром».
 
В 2007 году, что интересно, мог состояться замес между двумя знаковыми бригадами. «Общак» польского Леха из Познани, составленный из группировок Brygada Banici и Young Freaks’98, и считающийся, наряду с московской «Ярославкой», сильнейшими кулаками Старого континента, в 80 километрах от Познани остановил автобусы с Делие, и призвал «Героев» на честный бой сто на сто без аргументов. Спустя некоторое время белградская банда вышла из автобусов всем составом (около 300 человек), сжимая в руках предметы, при соприкосновении с которыми человеческий организм обычно получает изрядную порцию боли.
 
Поляки ретировались, заявив, что сербы были "на говне", а это ни черта не fairplay.
 
Продолжение следует
 
Алекс Маннанов, специально для Football.ua