Девизом фирмы Лидса всегда было гордое "No.1 when it mattered" ("Лучшие, когда это важно"). Leeds United Service Crew, крупнейшая фанатская фирма Лидса, действительно была одной из лучших в период расцвета британского хулиганизма.
 
Как и большинство наиболее успешных в своем деле английских фирм, LUSC возникла в начале 1970-х годов. Однако ребята из Йоркшира, в отличие от многих конкурентов, впервые всерьез заявили о себе не на внутренней, а на международной арене. В мае 1975 года Лидс пробился в финал Кубка европейских чемпионов, где англичанам предстояло встретиться с Баварией. Поединок проходил на 50-тысячном стадионе Парк де Пренс в Париже и завершился победой мюнхенцев со счетом 2:0, причем не в последнюю очередь из-за арбитра: Мишель Китабджиян по причине сомнительного офсайда отменил гол Питера Лоримера и не назначил два пенальти за игру рукой Беккенбауэра и его же фол на Аллане Кларке.
 
Разгневанные неоднозначным судейством и поражением любимой команды, гости из Лидса начали вырывать сидения и бросать их на поле, а французская полиция, абсолютно неготовая к подобным инцидентам (на тот момент истинную опасность футбольных фанатов знала только Англия, но все равно ничего не могла с ней поделать), просто вывела болельщиков Лидса со стадиона. Но это лишь поспособствовало дальнейшим проблемам: английские фанаты пересеклись с немецкими и отправили многих из них на больничные койки, а автобус с болельщиками Баварии поставили в горизонтальное положение. Подобные выходки стоили Лидсу четырехлетней дисквалификации УЕФА. Позже "бан" был сокращен до двух лет, но йоркширский клуб все равно сумел пробиться в еврокубки лишь спустя 17 лет.
 
Новости о новой мощной фирме быстро облетели всю Европу и, конечно, старушку Англию. После возвращения из Парижа ряды LUSC существенно пополнились, а в восьмидесятых численность LUSC уже достигла двух тысяч.
 
Наиболее принципиальным соперником для Павлинов (прозвище, к слову, фанаты Лидса получили из-за паба "Старый павлин" вблизи домашнего стадиона, позже кличка передалась и команде) был Манчестер Юнайтед. Вообще, это противостояние можно смело назвать одним из древнейших в футболе: корни соперничества Лидса и Манчестера уходят в XV век. Война Алой и Белой розы, длившаяся в средневековой Англии на протяжении трех десятков лет, представляла собой соперничество династий Йорков и Ланкастеров. Город Лидс, как и графство Йоркшир, поддерживал первых, Манчестер – вторых. С тех пор открытых военных конфликтов между этими городами не происходило, но вражда и ненависть, лишь усиливаясь с веками, передаются из поколения в поколение – не случайно цвета и символика команд и сегодня соответствуют тем розам из XV века. Каждый игрок, перешедший из Манчестера в Лидс или наоборот, непременно становился предателем в глазах поклонников своего бывшего клуба, даже несмотря на былые заслуги. Наиболее громкими подобными переходами были трансферы Эрика Кантона, Рио Фердинанда и Алана Смита из Лидса в Манчестер.
 
Естественно, в эпоху британского футбольного хулиганства это противостояние не могло не отразиться и на околофутболе. Практически каждый матч МЮ и Лидса в любом из городов сопровождался "нулевыми" или "третьими" таймами, однако эти стычки все же были достаточно обычными для того времени и не выделялись среди других принципиальных поединков или дерби.
 
Куда более "интересным" было противостояние между LUSC и Chelsea Headhunters. Движ Лидса враждовал со всеми лондонскими клубами, поскольку был едва ли не единственным конкурентоспособным мобом за пределами столицы. Первое по-настоящему серьезное столкновение фанатов Лидса и Челси произошло в 1982 году: массовая драка, начавшаяся в метро в центре Лондона, не прекратилась даже с приездом полиции. Синие получили серьезный и неожиданный отпор от "провинциальной фирмы" и жаждали реванша, но на матче второго круга взять его не удалось – едва поезд с фанатами Челси прибыл на вокзал, в него было брошено несколько гранат со слезоточивым газом, что повергло в шок как приезжих, так и всю околофутбольную общественность. Leeds United Service Crew продолжал набирать обороты.
 
Фирма Лидса и ее члены были сторонниками правого националистического движения. Именно по политическим мотивам возникла вражда с Бирмингемом, фанаты которого были "левыми" и бились почти против всей Англии (напрашивается аналогия с украинском околофутболом, где подавляющее большинство фирм относятся к правым и ведет войну против киевского Арсенала). В мае 1985-го поединок последнего тура сезона между Лидсом и Бирмингемом закончился массовой дракой, которую не выдержал даже стадион Сент-Эндрюс: одна из стен обвалилась, похоронив под собой подростка.
 
Несмотря на невероятную жесткость, а порой и жестокость, LUSC наравне с другими английскими фирмами подчинялись неписаным законам, своего рода фанатскому "кодексу чести". Один из главных его пунктов гласил, что любая фирма может атаковать только аналогичную фирму, но никак не обычных зрителей или "скарферов".
 
"Невинные люди иногда попадали в различные неприятные ситуации, но это было неизбежно, – вспоминает один из участников LUSC 80-90-х годов. – А чтобы специально атаковать простых болельщиков — никогда. У нас был свой этикет, который призывал не заходить слишком далеко".
 
Девяностые годы принято считать закатом практически всех английских фирм. Количество полицейских растет, на трибунах и вокруг стадиона устанавливается множество камер, позволяющих отследить правонарушителей во время и после беспорядков, а сами нарушители получают "баны", то есть запрет на посещение всех футбольных матчей в Великобритании на определенный срок. Чаще всего такое наказание распространялось на один, три или пять лет, но особо злостным рецидивистам дисквалификацию давали пожизненно.
 
В этой связи произошедшее в 1990 году стало для английской общественности вдвойне неожиданным. Лидс, выступавший во втором дивизионе (тогдашний аналог Чемпионшипа) уже на протяжении восьми лет, перед последним туром шел на первой строчке в турнирной таблице. Для оформления чемпионства и долгожданного возвращения в элиту Павлинам необходимо было лишь победить аутсайдера чемпионата — Борнмут — в последнем матче сезона. Естественно, важность матча и предвкушение золота не оставили равнодушными и фанатов: расстояние в 400 км преодолело почти 10 000 гостей из Лидса – невиданная численность болельщиков для совсем неблизкого выезда.
 
Итоги такого путешествия были известны еще задолго до того, как поезда и автобусы покинули Йоркшир, но полиция так и не сумела ничего предпринять. Многочисленная армия фанатов Лидса превратила тихий курортный городок с населением в 150 000 жителей в настоящую горячую точку. Приезжие разгромили несколько крупных пабов, устроили драку на пляже (Борнмут находится на южном побережье Великобритании), однако поклонников команды-хозяйки было в разы меньше, и серьезного сопротивления они не оказали. Тогда LUSC, к которым примкнули и случайные болельщики, устроили массовую драку с полицией, в ходе которой взорвали несколько мотоциклов, разбили витрины торговыми автоматами и устроили настоящий погром. В результате 12 полицейских получили различные травмы, а 104 фаната Лидса были арестованы и награждены вышеупомянутыми банами и значительными штрафами. А их команда, к слову, победила со счетом 1:0 и вернулась в сильнейшую лигу Англии, где вскоре стала чемпионом.
 
После незабываемого финиша сезона 1989/90 LUSC ушли в тень. Власти еще больше усилили контроль над порядком на стадионах, а в ту сотню наказанных фанатов вошло и множество лидеров фирмы. Казалось, лучшие времена хулиганов (и худшие – правительства) навсегда остались позади, но громом среди ясного неба грянул полуфинал Кубка УЕФА в 2000 году, когда волею жребия в соперники Лидсу достался турецкий Галатасарай. Первый матч прошел в Стамбуле 6 апреля и ознаменовался трагедией: двух болельщиков Лидса зарезали в одном из баров в центре города. Несмотря на то, что эти люди не входили в состав LUSC, все члены фирмы были невероятно шокированы этой утратой. Уверенные в своей непобедимости, хулиганы Лидса попытались отомстить на месте, но им никто из ультрас Галатасарая так и не попался. Трагедия поразила не только фанатов Лидса, но и все фирмы Англии: даже злейшие враги и принципиальные соперники были объединены гневом и единым желанием мести.
 
Проиграв в полуфинале, Лидс вылетел из Кубка УЕФА, но в параллельной паре Арсенал одолел французский Ланс и пробился в финал, где ему предстояло встретиться с Галатасараем. Две ведущие фирмы Канониров – Gunners и Herd – cобирались в прямом смысле уничтожить турок в Копенгагене и предложили всем англичанам объединиться и отомстить совместными усилиями. Такое предложение было радостно воспринято во всей Великобритании, а потому в столицу Дании англичане отправились весьма солидным альянсом – к Канонирам присоединились Leeds United Service Crew, Chelsea Headhunters, Inner City Firm (фирма Глазго Рейнджерс), Soul Crew (фанаты Кардифф Сити из Уэльса) и Jack Army (группировка валлийского Суонси).
 
Прибыв в Данию, англичане разделились и начали активные поиски врага. Вскоре валлийские товарищи из Суонси устроили драку с группировкой Галатасарая, на собственном примере убедившись в жестокости турок, которые активно использовали ножи. Вскоре полиция в целях безопасности собрала всех поклонников Галатасарая на Ратушной площади, но собственные силы стражи порядка весьма переоценили: британцы все равно прорвались через отцепление и вступили в схватку с турками. Только после двадцати минут ожесточенной бойни полиция Копенгагена применила слезоточивый газ и все-таки сумела прекратить кровавую стычку.
 
Но на этом, конечно, дело не закончилось. Галатасарай в финале одержал победу по пенальти, но после матча объединенные английские силы не успокоились и продолжали атаковать все турецкие фирмы, которые попадались на пути. Битва при Копенгагене, как позже окрестили эти события фанаты и журналисты, продолжилась и на следующий день, когда в аэропорт прибыли фанаты обеих команд. Пассажиры рейсов в Стамбул и Лондон оказались в одном терминале, что, конечно, не могло не спровоцировать еще одно побоище.
 
Результатом двухдневной бойни в Дании стал арест 60-ти человек, 19-ти серьезно пострадавшим потребовалась скорая помощь, а 37 наиболее активных (или просто попавшихся?) фанатов Арсенала пожизненный запрет на посещение домашних матчей Канониров.
 
События 2000 года можно действительно назвать закатом LUSC и всего английского движа. С тех пор фанаты Павлинов ушли в тень, хотя официально свое существование не прекратили и иногда появляются на сцене вновь.
 
"Футбольные фанаты по всей стране отлично проводили время, но эта эпоха подходит к концу, — сказал Эдди Келли, один из бывших хулиганов Лидса. – Мы садимся на задние ряды и даем дорогу молодым". Сам Эдди, впрочем, имел четырехлетний запрет на посещение стадионов в Англии за нападение на стюарда, а спустя несколько месяцев после этих слов был арестован за нарушение этой дисквалификации.
 
В 2007-м поединок между Лидсом и Ипсвичем в Чемпионшипе привел к очередному скандалу: гости Элланд Роуд на последних минутах матча забили гол, который означал для Павлинов понижение в классе и вылет в третий по силе дивизион Англии. Около сотни взбешенных фанатов выбежали на поле и, пробежав через весь стадион, атаковали приезжих. Тринадцать непосредственных участников тех событий получили новую порцию банов, заработав в сумме 45 лет дисквалификации.
 
Тем не менее LUSC знаменит и другими поступками. Уже в ХХI веке активисты фирмы объявили о сотрудничестве с благотворительными организациями и отправляли средства для помощи инвалидам из родного города. "Фанаты Лидса в 80-е, конечно, не были ангелочками, но большинству из тех сумасшедших юношей сейчас уже за сорок, у них есть свои семьи и хорошая работа. Хулиганство давно в прошлом", — рассказал болельщик Павлинов с многолетним стажем. А среди их современников в Лидсе и сейчас не существует единого мнения – была ли та эпоха интересной или ужасной?
 
Девизом фирмы Лидса всегда было гордое "No.1 when it mattered" ("Лучшие, когда это важно"). На вопрос о текущем состоянии дел в Лидсе один из жителей Йоркшира лаконично ответил: "It no longer matters". Это больше не важно.
 
Денис Кондак, Football.ua