С самого начала было понятно, что дело закончится дерьмово.

SCF (которую в ту пору называли просто Vak-S) привезли на ристалище сто "касок", тогда как забивон подразумевал столкновение пятьдесят на пятьдесят. Естественно, что фанаты Фейеноорда с чистой совестью распевали: "Эти цвета не бегут! Эти цвета не бегут!": когда твоих бойцов в два раза больше, то вдарить по тапкам как-то вообще не с руки. Полиция тем временем оцепила небольшой городок Бевервейк, славящийся лишь футбольным клубом Де Кеннемерс и Церковью Святой Агаты: махач планировалось провести прямо на рынке. Увидев полицейских, аяксиды стали выбираться из города (стражи правопорядка успокоились и закончили преследование, когда они покинули Бевервейк), держа на связи хулиганов Фейеноорда – стороны договорились забиться на трассе А9, куда через некоторое время подъехали существенно увеличившиеся ряды траблмейкеров: как минимум, двести фанатов Аякса, и, как минимум, триста саппортеров Фейеноорда. 

Договор включал в себя и неприятие "аргументов", на что, естественно, все наплевали: и амстердамские, и роттердамские хулиганы оказались вооружены бейсбольными битами, ножами, кусками арматуры или железными прутьями, электрошокерами и молотками (главное орудие на ночных пустынных улицах Роттердама в девяностых – дешевое и легко вырубающее жертву, не заставляющее прибегать к поножовщине). 

23 марта 1997 года фанатские армии Аякса и Фейеноорда выстроились друг против друга на пустынной автомагистрали, чтобы начать самый мощный голландский "третий тайм" в XX веке. Где-то вдалеке уже звучали полицейские сирены, но на них никто не обращал внимания: любой знает, что махач в ОФ – дело быстрое. Роттердамцы имели численное преимущество, поэтому, чувствуя уверенность, начали первыми. Под общий клич "Эти цвета не бегут!" портовый фестлайн вклинился в толпу противников, разделяя ее на две части. Бегущие следом выкидывали аяксидов с трассы на поле, окружавшее дорогу. Победитель определился уже через 15 секунд – фанаты Аякса бежали с поля боя. Те, кому не повезло, лежали на жухлой траве, прикрыв головы руками, но это их не спасло: роттердамский движ пошел на добивание, используя молотки и бейсбольные биты. Фанат Аякса Карло Пикорни метался в беспамятстве, получив несколько сильных ударов по голове. В конце концов, ему нанесли удар, ставший смертельным – гвоздодером. 

Карло Пикорни исполнилось 35 лет, и он вплотную приблизился в верхней возрастной планке для околофутбола – это только британский олдскул и в 50 чувствует себя на 17, и стремится продолжать бухать и биться в любом возрасте. Фанаты Аякса сразу определили странный характер самого убийства: Пикорни считался идеологом крупнейшей амстердамской фирмы F-Side, а на "бригадиров" просто так не нападают. 

Через несколько дней F-Side объявила о кровной мести, а дело приобрело столь широкий общественный резонанс, что привлекло внимание даже криминальных структур Амстердама и Роттердама. Амстердамский криминальный мир требовал от роттердамских подпольных коллег выдачи убийц или убийцы Пикорни, но в Дамбе на Ротте решили разобраться самостоятельно: и лишь в нулевых появился инсайд о том, что в SCF быстро вычислили убийц (их было трое, и все они состояли в небольшом региональном мобе) и выслали их из крупнейшего населенного пункта Южной Голландии во избежание неприятностей – как для фирмы, так и для них самих. 

Люди, не интересующиеся внутренним миром фанатов, могут предположить, что убийство болельщика противника сродни ратному подвигу, но это не так. Убийство в ОФ – это всегда что-то за гранью, и никто к этому целенаправленно не стремится. Фирма, "вспрыснувшая кровь", может стать изгоем на околофутбольной сцене, либо будет являться объектом для нападения сразу нескольких крупных фанатских объединений. В принципе, такая участь могла постигнуть и SCF, которой объявили войну F-Side (Аякс), Spangenaren и Tifosi del Castello (обе – Спарта Роттердам), Vak-P (Твенте), Bunnikside (Утрехт) – по сути, все мощные хулиганские движи страны, кроме GF и Z-Side, представляющих Гронинген и ненавидящих Аякс. SCF выручили только несгибаемость самой фирмы и то, что бойцы из Роттердама входят в один из крупнейших саппорт-общаков Европы – Het Legioen.

F-Side, впервые столкнувшаяся с убийством представителя своей фирмы, появилась на свет в 1976 году на Vak-F, одном из секторов амстердамского стадиона Де Мер. Впоследствии хулиганы Аякса перебазировались на сектор Vak-M, находившийся недалеко от гостевого сектора Де Мер – с тем, чтобы атаковать приезжих фанатов. На Амстердам-Арене местом обитания самой радикальной фирмы аяксидов стала Южная трибуна. К концу девяностых популярность F-Side выросла настолько, что болельщики, мечтавшие войти в главный амстердамский движ могли ожидать решения по своей заявке годами. Те, кому это окончательно надоело, в самом начале 2001 года образовали свою хулиганскую фирму, сначала известную под скромным и ничего не значащим наименованием Ajax Ultras. Но вскоре новообразованная фирма переименовалась в концептуальную VAK410. 

VAK410 может выступить в качестве союзников F-Side (обе фирмы делят Южную трибуну Амстердам-Арены), но предпочитает самостоятельные акции. В 2010 году фирма на выезде начала крушить стадион Ювентуса и швыряться файерами в итальянских стюардов, что никем так и не было понято и принято. Три года спустя на встрече против Манчестер Сити представители VAK410 вывесили баннер против современного футбола, на котором присутствовало перечеркнутое изображение типичного в обывательском понимании шейха, и приветствовали футболистов английского клуба криками "Мешки с деньгами!" УЕФА не оценил благородный порыв болельщиков Аякса, превратившийся в психологическую атаку на главных финансовых спонсоров европейского футбола и впаял клубу из Амстердама штраф. Однако самым главным в послужном списке VAK410 по-прежнему остается попытка саботирования финального матча Кубка Голландии – 2014, в котором Аякс встречался со Зволле на Де Кейп, стадионе Фейеноорда. Начав с детских шалостей вроде обмазывания дверей туалета известной субстанцией, хуллз из VAK410 дважды пытались сорвать поединок, закидывая дымящимися файерами штрафную площадь своей же команды. 

Аякс, ведя в счете 1:0, сенсационно уступил 1:5. 

Фирма VAK410 очень долгое время пыталась пересечься с SCF, хулиганами Фейеноорда, но этого благословенного момента пришлось ждать почти 10 лет, когда союз F-Side и VAK410 выступил против объединенных сил роттердамского клуба – "отцов" из SCF и "детей" из FIIIR: результат быстрого перемаха оказался печальным для столичного околофутбольного движения. 

Если вышеуказанные две фирмы Аякса прославились на ниве околофутбола, то бригады North Up Alliance и South Crew (несмотря на типичное хулиганское название) больше известны трибунной кореографией. Это две группы ультрас, которые отвечают за общую атмосферность на Амстердам-Арене. 

South Crew возникла в 2007 году, а на фанатских секторах ее соседями является VAK410 – по этой причине траблмейкеры достаточно часто принимают участие в перфомансах SC. South Crew выпускает лотерейные билеты: финансовая выгода от данного предприятия идет на изготовление гигантских баннеров. 

North Up Alliance – фирма, рожденная на Северной трибуне в 2012 году, где впоследствии администрация клуба выделила им 300 кресел. Тифо и корео Севера неизменно делается под руководством North Up Alliance: если матч проходит в выходные, то они со своими креативами приходят на стадион еще в четверг вечером, готовя баннеры для следующего домашнего матча Аякса. 

Фирмы South Crew и North Up Alliance раскрашивают при помощи граффити тоннель, по которому команды выходят на поле – кроме их художников, в подтрибунные помещения больше никто из болельщиков не допускается. 

Нидерланды ранее являлись колонией Испанской империи, а после обретения независимости в "Нижние земли" устремились сефарды – еврейский субэтнос, сформировавшийся на Пиренейском полуострове, и подвергавшийся в Испании гонениям по религиозному и национальному признаку. На испанской территории сефарды имели проблемы и с местным населением, и с жестокой местной инквизицией, зато в исторически демократичных Нидерландах они сумели обрести истинное счастье переселенцев. Уже к 1700 году в Амстердаме образовалась самая большая еврейская община в Западной Европе, состоявшая из 10 тысяч человек. 

К началу нацистской оккупации Нидерландов в стране проживало 150 000 евреев, из которых 80 000 – в Амстердаме. Еврейский холокост в Голландии пережили только 35.000 из них. Тем не менее, в больших городах, в частности, в Амстердаме, оставались целые еврейские кварталы. По одному из них к своему стадиону и двигались фанаты Аякса – так Саймон Купер, автор великолепного труда «Футбол против Врага», объясняет первопричину, по которой аяксидов стали называть евреями. 

В конце XX века в Голландию хлынул приток беженцев из арабских стран. Для марокканцев, иранцев и иракцев именно евреи оставались самым ненавистным народом, поэтому бытовой антисемитизм обрел в Нидерландах второе дыхание. Фанаты же Аякса, в свою очередь, начали делать то, что издавна культивирует лондонская фирма "Жид Арми" - подначивать противников своей «еврейскостью». На секторах аяксидов стали появляться гексаграммы, интерпретируемые в качестве символа государства Израиль, а именно, звезды Давида. Еще в семидесятых годах прошлого века саппорт самого популярного клуба страны использовал кричалку "Супер – евреи! Супер – евреи!", которая сменилась на не менее популярную "Joden! Joden!" "Хаву нагилу" можно было скачать с официального сайта клуба, а болельщики требовали, чтобы знаменитая еврейская мелодия звучала на стадионе из динамиков сразу после того, как Аякс забивает гол. 

Вычурная "еврейскость" столичных болельщиков по-настоящему выводила из себя их противников. В частности, фанаты Фейеноорда приветствовали футболистов амстердамской команды шипением, имитируя подачу смертельного вещества "Циклон Б" в газвагенах, и скандировали: "Hamas! Hamas! Joden aan het gas!", призывая уничтожать евреев способом, давно утратившим оригинальность. 

"Еврейская" перекличка саппортеров Аякса


Настоящим же евреям, болевшим за Аякс, поведение амстердамского саппорта совершенно не нравилось, поскольку они считали, что F-Side и другие амстердамские фирмы лишь разжигают межнациональные конфликты и антисемитизм. Одно время Еврейская община Амстердама даже призывала бойкотировать матчи Аякса, а руководство аяксидов несколько раз поясняло "Мы – не еврейский клуб", не в силах усмирить весь этот бесконечный шабат, творившийся на фанатских секторах Амстердам-Арены. 

В общем, клуб-то не еврейский, но звезда Давида ярко сияет с каждого сектора. 

Алекс Маннанов, Football.ua