Эвертон нельзя назвать одним из величайших клубов Англии, но его фанатской армии можно только позавидовать. Болельщицкий движ Ирисок в Британии называют (если речь не идет о конкретных мобах и фирмах) «Evertonians or Blues», и им есть чем гордиться: например, тем, что ливерпульская команда провела 111 сезонов в высшем дивизионе чемпионата Англии, а это – рекорд. Примечательно, что 40% всех поклонников Эвертона живет на расстоянии менее 10 миль от Гудисон парк, а 77% — на расстоянии менее 50 миль от стадиона любимой команды. Кроме всего прочего, Ириски пользуются большой популярностью в церемониальном графстве Мерсисайд, чьим крупнейшим населенным пунктом является Ливерпуль, графствах Чешир (столица – Честер) и Ланкашир (столица – Престон), в Северном Уэльсе и… чилийской провинции Вальпараисо.

Относительно Чили история была такая. Английские моряки, саппортеры Эвертона, в 1909 году основали в чилийском городе Винья-дель-Мар футбольную команду, которую, не мудрствуя лукаво, назвали тоже «Эвертоном». Впоследствии чилийский Эвертон четырежды становился чемпионом страны (в последний раз – в 2008 году) и налаживал теплые отношения со своей «головной» командой.

Дабы поддерживать постоянную связь с фанатами с привлечением новейших социальных коммуникаций, футбольная команда Эвертон стала первым клубом АПЛ, зарегистрированным в сети Facebook. Это произошло в феврале 2009 года.

Если вечные соперники из Ливерпуля могли похвастаться такими бандами, как The Urchins или Runcorn Riot Squad, а также десятком мобов поменьше, то у Ирисок всегда была только одна большая фирма. County Road Cutters появилась на свет в конце семидесятых и практически сражу же громко заявила о себе. В 1979 году Эвертон поехал в гости к бельгийскому Антверпену, а следом за любимой командой двинулась и новообразованная бригада CRC, устроившая беспорядки прямиком в центре бельгийского города – причем, до этого была еще и похожая высадка в Брюсселе. Против английских хулиганов выдвинулась бельгийская фирма Generation Supporter, которую тут же уложили лицом в асфальт, причем, некоторые бельгийские фанаты получили ножевые ранения. С тех пор применение ножей стало одной из главных фишек County Road Cutters.

Стоит отметить, что лезвия использовались на абы какие, а исключительно элитной фирмы Stanley – той самой, которая придумала первый в мире складной нож с выдвижным лезвием. В те суровые годы среди хулиганов Эвертона даже ходила мрачная шутка – мол, если кто и отправится на тот свет, то ему не придется жаловаться, что это было сделано с помощью дерьмового металла.

На европейской арене фестлайн Ирисок стал широко известен в сезоне 1984/85 – тогда Эвертон принимал участие в Кубке кубков и выиграл трофей, свой единственный на сегодняшний день за пределами Англии. В первом, втором и третьем раундах Эвертону противостояли, соответственно, ирландский ЮСД из Дублина; Интер из Братиславы, представлявший Чехословакию; и голландская Фортуна из Ситтарда. County Road Cutters легко накрывали противников и не испытывали особого сопротивления, тогда как континентальные газеты делали фирме рекламу, предупреждая об опасности посещения арены Гудисон парк. Но в полуфинале Кубка кубков Ирискам досталась мюнхенская Бавария – клуб, имевший огромное количество поклонников, в том числе и хулиганского толка. Первый матч проводился в ФРГ, и представители CRС, специально готовившиеся к этому поединку, отправили в Мюнхен серьезный десант. Едва прибыв в город, англичане стали устраивать беспорядки, вызывая на бой фанатов Баварии. В конце концов, против них выстроились разобщенные местные траблмейкеры, но в дело быстро вмешались полицейские, арестовав 12 парней из Ливерпуля.

Финал Кубка кубков проходил в Роттердаме, где Эвертону предстоял поединок против венского Рапида. Никаких хулиганов у австрийцев не было, зато, к радости всех боевито настроенных фанатов Ирисок, в Голландии их встречала огромная толпа знаменитой впоследствии фирмы SCF: таким образом, County Road Cutters и Sport Club Feyenoord устроили яростный междусобойчик – роттердамская фирма никогда не упускала случая «прыгнуть» на англичан, поскольку считала это бесценным опытом для дальнейших «третьих таймов».

К середине восьмидесятых County Road Cutters представляла собой уже серьезную силу, с которой приходилось считаться абсолютно всем. CRC стала одной из первых английских фирм, отказавшейся от ношения цветов и вступившей на путь казуалов – это требовалось для того, чтобы полицейские не смогли вычислить хулиганский движ в толпе фанатов. Ливерпульская полиция проявляла особенную настойчивость в поисках хуллз, носивших в карманах ножи Stanley, поэтому фестлайну Ирисок все время приходилось шифроваться. Так как фирмы Ливерпуля и Эвертона избегали прямой конфронтации по всем правилам Мерсисайдского дружеского дерби, то главными врагами для CRC стали фанаты Манчестер Юнайтед и их главная боевая единица – бригада Red Army.

CRC ведет уличные бои

 

В восьмидесятых английские клубы зачастую проводили летние сборы в ФРГ и Нидерландах. В 1986 году возникла критическая ситуация – в Северном море на корабле «Королева Беатрикс» оказались фанаты Эвертона, Ливерпуля и МЮ. Быстро начался махач, в котором фирмы из Ливерпуля, состыковавшись для этого случая, набросились на Red Army. Мерсисайд одержал вверх, но поклонники «Красных дьяволов» затаили обиду – с тех пор встречи между МЮ и ливерпульскими клубами всегда вели к фанатским столкновениям. Вообще, в Англии очень многие фирмы не любили Red Army по той простой причине, что манкунианцы всегда главным аргументом считали численный перевес, что в корне отличалось от основ олдскульного английского хулиганизма с его сложной системой слежения, споттеров, казуального движа и неожиданного накрыва – ценностями и принципами, возведенными в культ «большой тройкой», самыми великими фирмами в ОФ – Chelsea Headhunters, WHU Inter City Firm и Millwall Bushwhackers.

К слову, County Road Cutters очень редко пересекались с «большой тройкой» — до Стамфорд Бридж, Аптон Парк или Дэн Арены еще нужно было доехать, а в Лондоне на приезжих фанатов «прыгали» сразу по въезду в город. В основном, этим занимались маленькие фирмы, искавшие авторитета, признания и столкновения, тогда как хулиганы «большой тройки» обычно контролировали только свою ветку метро и никогда не отдалялись дальше чем на две-три станции от основной локации, коим всегда являлся пункт с выходом на свою спортивную арену.

В девяностые County Road Cutters переживали пересменку и кризис – бывшие «генералы» образовали отдельный моб Casuals, тогда как основная фирма лишилась лидеров, а новые законы против насилия на трибунах сделали невозможным ношение холодного оружия.

В начале нулевых CRC вынырнула из подполья, пережив болезненную смену поколений. Мир околофутбольного хулиганизма за это время сильно изменился. Сменились акценты, появились новые банды. Одна из самых жестоких новоявленных образований – Naughty Forty, представляющая мускулы футбольного клуба Сток Сити, осуществила накрыв – самый страшный в истории County Road Cutters. В январе 2002 года NF отвлекли внимание полиции, окружив стражей правопорядка, а другая часть хулиганов Стока «прыгнула» на CRC численностью в 500 «касок», тогда как фанаты Эвертона насчитывали только 100 бойцов. Бравая сотня сопротивлялась, но полегла под натиском силы, имеющей грандиозный численный перевес.

В 2004 году Уэйн Руни перешел из Эвертона в Манчестер Юнайтед, что было воспринято County Road Cutters как предательство и еще больше осложнило отношения между саппортом Ирисок и «Красных дьяволов». В следующем году МЮ приехал в Ливерпуль, и с самого начала было ясно, что добром это не закончится. Зрители на Гудисон парк устроили самый настоящий артобстрел, закидывая приезжих футболистов самым разнообразным скамом. Квинтэссенция ненависти произошла в «третьем тайме», когда County Road Cutters атаковали гостевых саппортеров на выходе со стадиона. «Общак» МЮ возглавляла Red Army, и две старые фирмы, два матерых врага, традиционно сошлись в рукопашной. Полиция, квалифицировавшая действо в качестве «крупномасштабных беспорядков», пыталась унять хулиганов, но копов забросали пустыми бутылками из-под пива. После драки на поле боя остались лежать около ста фанатов Манчестер Юнайтед – раненые, травмированные и порезанные.

Через неделю после «Мерсисайдского кошмара» («шапка» одной из английских газет) бригадиры Red Army, внимательно просмотревшие видеоматериалы с места сражения, обвинили главную фирму Эвертона в том, что она привлекла к бою банду Urchins, фанатов Ливерпуля, на дух не переносящих Манчестер Юнайтед.

Ответ был дан в ярком ПТУ-стиле: «И чё?!»

В узкоспециализированной литературе образ болельщика Эвертона был популяризирован Энди Николлзом, состоявшим в County Road Cutters в восьмидесятых и девяностых, «хулиганом категории C» — высшей градации NFIU. За свою околофутбольную карьеру Николлз арестовывался более 20 раз, депортировался из Исландии, Швеции и Бельгии, был внесен в «черные списки» в Англии и Уэльсе, а кроме того, получил пожизненный запрет посещения Гудисон парк (согласно судейскому решению, он вообще должен находится не менее, чем в 10 милях от того стадиона, где Ириски проводят свой очередной матч).

В своей первой книге «Скалли» Николлз называет Гудисон парк «худшим местом в Британии» (естественно, для приезжих) и рассказывает о том, что гостевых фанатов буквально режут на пути к этой спортивной арене.

В середине нулевых Николлз, совместно Ником Лоулесом, создал потрясающую работу «Хулиганы» в двух частях – это настоящая энциклопедия английского околофутбольного хулиганизма, в которой повествуется обо всех ярких британских бандах.

Впоследствии «хулиган категории С» написал еще одну интересную вещь – теперь уже в содружестве со знаменитым Кассом Пеннантом, бывшим чернокожим «бригадиром» Inter City Firm.

Алекс Маннанов, Football.ua

Вопросы автору вы можете задать на конференции