Chapter IV

  • Страна: Республика Перу    
  • Расположение: западное побережье Южной Америки
  • Население: ~30.500.000   
  • Столица: Лима   
  • Непримиримые соперники: Чили, Эквадор    
  • Прозвища: Los Incas (Инки – группа народов, создавшая крупнейшее индейское раннеклассовое государство в Южной Америке – Империю Инков), La Bicolor (Двухцветные), La Rojiblanca (Красно-белая команда)
  • Рейтинг ФИФА: №61   
  • Титулатура: Копа Америка – 2   
  • Крупнейшие клубные дерби:
  • Суперкласико дель футболь перуано: Университарио VS Альянса  
  • Класико Модерно: Университарио VS Спортинг Кристал      
  • Класико дель футболь перуано: Альянса VS Спортинг Кристал     
  • Крупнейшие фанатские объединения:
  • Comando SVR Альянса    
  • Trinchera Norte Университарио    
  • Extremo Celeste Спортинг Кристал    

 

Практически все туристы, приезжающие в Перу, хотят посмотреть именно это место. Мачу-Пикчу, «Старую вершину», «Город среди облаков», называют последней тайной Империи Инков. На самом деле тайн-то она оставила реально запредельное количество, но Мачу-Пикчу действительно место чудовищной красоты. Никто не знает ни настоящего названия этого удивительного города, ни цели его постройки, ни почему в свое время его покинули все жители. Расположенный на высоте 2450 метров (Чокекирао еще выше, но гораздо меньше изучен и значительно хуже известен в туристических компаниях), Мачу-Пикчу поражает воображение тем, что заставляет тебя окунуться в мир детства, когда казалось, что люди умеют летать – на террасах затерянного города инков облака проплывают мимо тебя.

Перуанский поэт Сесар Вальехо, один из классических представителей испаноязычных лириков XX века, говорил о том, что у младенцев парадоксально мудрые глаза. Это очень удивительное, тонкое и точное наблюдение, но если мы обратимся к ранним истокам перуанского околофутбола, к его, так сказать, младенчеству, то с Сесаром Вальехо придется не согласиться. Уже первое перуанское Суперкласико, которое так тогда еще не называлось, закончилось грандиозным скандалом. В 1928 году Университарио побеждал Альянсу со счетом 1:0, в ответ на что получил драку стенка на стенку, после которой (и нескольких последующих стычек) поле пришлось покинуть сразу 5 грубиянам из Альянсы. Матч был прерван, а удаленные футболисты Альянсы так активно отвечали освистывающим их зрителям, что вскоре потасовка возникла между игроками и болельщиками, причем, последние в качестве оружия использовали палки, выдранные из деревянных скамеек.       

И это было только начало! В дальнейшем перуанское Суперкласико продолжало жечь напалмом: 10 (!!!) красных карточек одной команде (Альянсе в 1949), самовольный уход двух футболистов одной команды в раздевалку (Альянса в 1988, на тот момент команда проигрывала 0:2 и оставалась на поле ввосьмером), и это не учитывая массовых драк, то и дело вспыхивавших на газоне между двумя историческими противниками.

Альянса, гордо именуемая «Народной командой», и Университарио, называемый просто «Ла У» (его основали студенты и профессора Национального университета Сан-Маркос, а это уже интеллигенция) – две самые популярные футбольные команды в Перу. Это не просто популярность; они мега-, супер-, ультрапопулярны. До 80% всего населения всего Перу болеет либо за Альянсу, либо за Университарио, клубам посвящают стихи, песни, книги и фильмы, эмблему Альянсы изображают на иконах, а лауреат Нобелевской премии по литературе Марио Варгас Льоса в качестве самого важного впечатления своего детства описывает поход на стадион для того, чтобы воочию увидеть в деле «Ла У». Дело дошло до того, что противостоянию этих двух команд посвящено даже специальное блюдо с оригинальным названием «Класико»: маисовая каша и рисовый пудинг, соседствующие на одной тарелке.  

Естественно, что при большой любви возникает и великая ненависть, поэтому каждое перуанское Суперкласико превращается в реальный матч жизни и смерти.     

Первые организованные группы инчас возникли у Университарио в 1968 году – конечно же, это были студенты, регулярно посещающие матчи любимой команды. Банда называлась Barra U и саппортила на Западе, но вскоре их стало так много, что часть акционеров переместилась на Восток. В конце восьмидесятых годов двое хулиганов (история сохранила их «погремухи» — «Ворон» и «Хументо»), которым не нравилась излишне пассивная позиция Barra U, перебрались на Северную трибуну, взяв с собой еще нескольких радикалов. Так на свет появилась Trinchera Norte («Северная траншея»), одна из самых боевых и агрессивных организаций хуллз в стране. Она быстро обрастала новыми фестлайнерами и вскоре футбольный хулиганизм Перу в том числе начали ассоциировать и с фанатами Университарио с Северной трибуны. Барра брава имеет филиалы по всей стране и даже за рубежом – в Испании, Аргентине, Италии, США и Японии.

Тем не менее, самая большая барра брава Перу поддерживает не Университарио, а Альянсу. Организация барристас у «Народной команды» увидела свет в 1972 году под названием Barra Aliancista. Потом она еще несколько раз меняла имя и дошла до наших дней в качестве Comando SVR (обычно говорят просто «Comando Sur», «Южная бригада»). Именно фанаты Альянсы заложили дебютный кирпич в фундамент перуанского организованного саппорта – они первыми принесли на эстадио барабаны, первыми начали изготавливать баннеры, первыми стали использовать пиро. Идея создания организованного и единого движа появилась у двух фанатов Альянсы («Феху» и «Софо Кастанеда») после поездки в Буэнос-Айрес, где на Бомбонере они лицезрели во всей красе легендарную La 12 и пообщались с ее будущим лидером – уже тогда знаменитым Кике «Мясником».  

В восьмидесятых барристас Альянсы официально оформили организацию, избрали первого президента и членов правления, и выработали девиз: «Нас мало, но мы в тельняшках присутствуем всегда, а значит, этого достаточно».    

В 1988 году «Южная бригада» закидала поле бутылками в знак протеста против плохого судейства и в той же декаде осуществила нападение на гостевой сектор с представителями «Ла У» во время Суперкласико. Дело доходило до того, что журналисты из Уругвая призывали местных болельщиков не выходить лишний раз из дома, поскольку в Монтевидео прибывала Альянса, а вместе с ней – и ее опасный хардкорный саппорт.    

В 1991 году Comando SVR предприняла беспрецедентную попытку сжечь одну из деревянных трибун стадиона Университарио (команда тогда еще не переехала на сегодняшний Монументаль У): ночью акционеры сумели без палева проникнуть на арену, пронеся с собой бензиновые канистры, после чего, собственно, и был осуществилен поджог. Ветер перекинул пламя на соседний жилой дом, и запаниковавший президент «Южной бригады» начал гасить пламя, что в итоге стоило ему должности и выбитых зубов.

В середине девяностых насилие достигло своего пика – Comando SVR и Trinchera Norte практически ежедневно схватывались друг с другом в разных районах Лимы. Многие болельщики получали тяжелые травмы, было и несколько убитых парней. В нулевых фанатский движ в стране стал переживать кризис – власти начали планомерную борьбу против мафии и бандитизма в столице, вследствие чего знаковые "генералы" оказались на нарах. Потеря лидеров вела за собой и смену поколений, а в околофутболе это обычно долгий процесс, сопровождающийся стагнацией или регрессом.

Пересменка продолжалась почти десятилетие и сейчас Перу являет нам свой новый организованный саппорт – еще робкий, еще неуверенно стоящий на ногах, но все-таки живой.       

Продолжение следует…

Алекс Маннанов, Football.ua  

Вопросы автору вы можете задать на конференции.