Chapter XI

  • Страна: Аргентинская Республика       
  • Расположение: юго-восточная часть Южной Америки, восточная часть архипелага
  • Огненная Земля  
  • Население: ~42.620.000  
  • Столица: Буэнос-Айрес      
  • Непримиримые соперники: Бразилия, Англия, Италия, Германия, Уругвай, Чили,
  • Колумбия  
  • Прозвища: La Albiceleste (Бело-голубые), La Celeste y Blanca (Бело-голубые)
  • Рейтинг ФИФА: №3 
  • Титулатура: Чемпионат мира – 2, Копа Америка – 14, Олимпийские Игры – 2  
  • Крупнейшие клубные дерби:
  • Суперкласико: Бока Хуниорс VS Ривер Плейт         
  • Класико де Авельянеда: Индепендьенте VS Расинг             
  • Класико Росарино: Росарио Сентраль VS НОБ
  • Крупнейшие фанатские объединения:
  • Los Borrachos del Tablon Ривер Плейт          
  • La 12 Бока Хуниорс          
  • La Guardia Imperial Расинг           

 

Ла Бока – небольшой городской район (баррио) Буэнос-Айреса, расположенный в южно-восточной части города. Именно здесь пять столетий назад испанский конкистадор Педро де Мендоса заложил населенный пункт, разросшийся затем до столицы Аргентинской Республики. Типичные жилища жителей района состояли из разноцветных жестяных листов (краски одного цвета на весь дом не хватало) и располагались на высоких сваях: район-то портовый. Со временем это стало форменной фишкой баррио, ставшего прибежищем итальянских мигрантов из Генуи. Традиционно, Бока – один из самых криминогенных очагов Буэнос-Айреса. Здесь же, на улице Брандсен, строение 805, располагается стадион Альберто Хосе Армандо, известный всему мира как Ла Бомбонера.

Об общих тенденциях развития футбольного хулиганизма в Аргентине читайте здесь.

Если в районе Бока спросить, когда появилась La 12, то вам ответят, что она была постоянно. С этим трудно не согласиться: Бока Хуниорс входит в десятку самых популярных клубов мира, и она действительно всегда обладала внушительной болельщицкой армией, такой, что официальной барра браве даже не нужно было придумывать какого-то специального названия, ибо саппорт Генуэзцев перманентно считался 12-м футболистом команды.          

История La 12 – это хроники непрекращающейся войны с врагами, как внешними, так и внутренними. Барра брава Боки обрела организованность в начале семидесятых, когда движ возглавил Кике «Мясник». Он организовал регулярные взносы и специальную футбольную лотерею, которая приносила неплохую прибыль: выручка шла на финансирование выездов и изготовление баннеров. Тогда же La 12 стала завсегдатаем полицейских хроник, все время устраивая беспорядки на стадионах. Эра Кике «Мясника» и двух его помощников, «Немца» и «Старого Карраскосы», длилась почти 10 лет.

Но к концу семидесятых во внутреннем движе Боки силу набирала другая фракция, возглавляемая итальянцем Хосе Барритой по прозвищу «Дед». Баррита всю свою сознательную жизнь прожил в районе Ла Бока, и итальянские мигранты, составлявшие большинство жителей баррио, поставили на него.

Эпохальная встреча между мобами, поддерживающими Кике «Мясника» и Хосе «Деда» прошла в 1981 году и едва не завершилась перестрелкой. По ее итогам La 12 переходила под командование Барриты.        

Выручка барра бравы увеличилась в разы, поскольку не понаслышке знакомый с криминальным миром Хосе Баррита использовал все возможности для увеличения дохода. Надавив на руководство клуба, «Дед» сумел подмять под себя парковочные места близ стадиона Бомбонера и получить несколько должностей для своих парней непосредственно в клубе – например, стюардов и косильщиков газона.

Однако самый большой выхлоп обеспечивала продажа наркотиков. Был определенный договор с полицией: в дни матчей они присутствует только на стадионе, но около самой спортивной арены рулила только La 12, в том числе обеспечивая и безопасность зрителей. Полиция получала свой процент, а «генералы» Боки богатели, продавая наркоту фанатам. Наиболее славились предпринимательской жилкой братья Рафаэль и Фернандо Ди Зео, главные помощники «Деда». Они создали «Фонд игрока номер 12» — внешне благотворительный, но на практике занимавшийся отмывом денег, полученных от продажи наркотиков.

В восьмидесятых La 12 в столкновениях потеряла пятерых бойцов, навсегда шагнувших по ту сторону условного горизонта. В 1994 году барристас Боки устроили засаду банде Los Borrachos del Tablon, своим кровным врагам, поддерживающим Ривер Плейт, и застрелили двух «бригадиров» Миллионеров. Дело получило широкую огласку и позволило начать судебный процесс против Хосе Барриты, который был обвинен в вымогательстве и получил 4 года тюремного заключения. С тех пор его никто не видел. Согласно полицейскому рапорту, «генерал» Боки умер в тюрьме в возрасте 48 лет.

От пневмонии.

La 12 возглавил Рафа Ди Зео, и к середине девяностых барра Боки оказалась сказочно богата: нелегальные способы добывания и отмывания денег остались прежними, а к легальным прибавились фанатские туры для иностранцев и просьбы к футболистам сделать пожертвование в «благотворительный» «Фонд игрока номер 12». Конечно, на футболистов никто не давил и можно было отказаться, но… Все понимали, что лучше не отказываться. Футболисты были богами, но лишь на газоне: на трибунах и за пределами секторов Бомбонеры правила La 12 и братья Ди Зео, ставшие к тому времени полноценными криминальными авторитетами Буэнос-Айреса.

В нулевых началось золотое время для Los Borrachos del Tablon, и в 2003 году Рафа Ди Зео отказался вывести фестлайн Боки против этой бригады, получив множество обвинений в трусости. Это стало началом его заката.

Вскоре Рафа угодил на нары, и в его отсутствие бригаду возглавлял один из его помощников, Мауро Мартин. Однако после того, как старший из братьев Ди Зео отбыл тюремное заключение, оказалось, что Мартин теперь не желает уступать насиженное и приносящее хороший доход место. В 2011 году Бока играла против Атлетико Рафаэла, а в это время на трибунах творилось невообразимое: La 12 разделилась на две фракции, которые, перебивая друг друга, пели совершенно разные песни и исполняли разные кричалки – это были фракции Ди Зео и Мартина, вот-вот готовые схлестнуться в открытом поединке.

Они и схлестнулись, но позже – в августе 2012-го Мауро Мартин получил огнестрельное ранение во внутреннем столкновении La 12, а уже в январе следующего года его, еле отошедшего от ранения, обвинили в убийстве. Годом позже в районе Альмагро, что в южном Буэнос-Айресе, перед поединком против Сан-Лоренсо де Альмагро, La 12 пережила еще одну внутреннюю войну: группировки Ди Зео и Мартина схватились друг с другом, оставив на улице десятки раненых болельщиков.

С тех пор в La 12 пришел конец централизованной власти: барра браве требуется сильный лидер, которого все еще нет. О хаотичности нынешнего движа говорит и совсем недавний факт: в середине мая 2015 года саппорт Боки распылил перцовый газ на футболистов Ривер Плейт, за что Генуэзцы подверглись исключению из Копа Либертадорес и штрафу в 200 тысяч долларов.

В околофутбольном мире любой организации обязательно нужен рулевой. Движ с лидером и движ без него словно Доктор Хаус и Профессор Хаос: при всей похожести наименований, внутренняя суть меняется кардинально.  

Алекс Маннанов, Football.ua  

Вопросы автору вы можете задать на конференции.