Я тебя ненавижу-вижу, но ко мне ты все ближе-ближе!
 
В столице Боснии зачастую говорят не «Сараевское дерби», а «Врхбоснийское дерби» (Врхбосна, буквально «Верхняя Босна» это историческое название Сараево), имея в виду самый главный футбольный матч страны, противостояние между командами Железничар и Сараево.
 
Фудбальски клуб Железничар («Железнодорожник») появился на свет в 1921 году, созданный группой, что легко предположить из названия, работников железной дороги. Руководство Железничара традиционно толерантно относилось ко всем этносам, за клуб выступали футболисты разных национальностей. В Чемпионате Югославии Железничар провел 34 сезона (из общих 46) в Первой лиге, по разу став чемпионом и вице-чемпионом страны, и дважды достигая финиша на третьей позиции. Кроме того, «Жельо» может похвастаться финалом Кубка Югославии и полуфиналом Кубка УЕФА. Первыми фанатами «железнодорожников» становились гордые ряды рабочего класса, а также мигранты (не боснийцы) из других регионов Югославии.
 
После того как закончилась Вторая мировая война, боснийские коммунисты озаботились вопросом создания футбольной команды, которая будет представлять город и республику на национальном уровне. Таким образом, в 1946 году в главном населенном пункте Боснии появился новый футбольный клуб. В отличие от Железничара, Сараево выражал именно боснийские интересы, а его болельщиками становились представители местной партийной номенклатуры и жители «Старого Сараево», исторического района Врхбосны, в котором проживали этнические боснийцы. Сначала команде постеснялись дать название «Сараево» (югославские коммунисты могли указать на боснийский национализм), взяв скромное наименование Торпедо. Впрочем, как Торпедо клуб просуществовал только один год.
 
Тесные связи «бордово-белых» (основные цвета Сараево) с политической элитой Боснии позволили консолидировать в команде лучших футболистов, являвшихся боснийцами по национальности. Партийная верхушка даже обязала нескольких ведущих игроков Железничара перейти в Сараево, что моментально вызвало предсказуемое недовольство в рядах болельщиков «Жельо». Сараево дважды выигрывал югославский чемпионат, и после каждого раза саппортеры Железничара говорили: «Нашими силами! Нашими футболистами!»
 
Фиаско проводимой преемниками Тито национальной политики, распад мировой социалистической системы, всплеск национального самосознания «малых народов», обострение межэтнических конфликтов – все это привело к распаду Югославии, характеризовавшемуся гражданской войной.
 
Боснийская война началась в 1992 году, в качестве острого межэтнического конфликта между сербами, хорватами и боснийцами. Боснийцами называют тех людей, которые имеют гражданство Боснии и Герцеговины, независимо от религиозной или этнической принадлежности; сам же титульный этнос (южные славяне, обращенные в ислам во время вхождения Боснии в Османскую империю) предпочитает самоназвания «бошняки» или «муслимане». К моменту распада Югославии население Боснии и Герцеговины состояло из бошняков (44%, преимущественно мусульмане), сербов (31%, в основном, православные) и хорватов (17%, главным образом, католики). Большинство сербов, проживавших в Боснии, вынужденно покинули страну, так как ненависть к ним со стороны бошняков была слишком сильна. Сербов обвиняли в резне в Сребренице, одним из самых кровавых эпизодов Югославской гражданской войны, когда их войска убили до 8.000 безоружных боснийских мужчин, в том числе мальчиков и стариков. Впоследствии Международный трибунал по бывшей Югославии квалифицировал Сребреницкую резню в качестве геноцида боснийского населения.
 
Кроме того, сербы 1395 дней осаждали Сараево (одна из самых протяжных осад в новейшей военной истории), в результате чего население города сократилось на 35%. В Боснийской войне принимали участие многие, как бывшие, так и на тот момент официально действующие футболисты Железничара и Сараево. В основном, конечно, это касается игроков Сараево, который всегда тяготел к полностью боснийскому составу. Представители Железничара отправлялись по своим странам: экс-«железнодорожники» сербского происхождения воевали на стороне сербов, хорваты – на стороне хорватов, бошняки – на стороне боснийцев.
 
Если в середине прошлого столетия самым популярным клубом Боснии считался Железничар, то в конце XX века, на фоне националистических настроений, пальма первенства перешла к Сараево.
 
После войны же именно «бордово-белые» отождествлялись у бошняцкого населения с родной страной, ее титульным этносом и главным городом. В новом чемпионате новой страны большинство ее населения поддерживали именно футбольный клуб Сараево. 

Типичная картина для главного дерби страны 



«Орда Зла» против «Маньяков»
 
Бывает так, что отец и сын, муж и жена, проживающие в столице Боснии, болеют за разные клубы. Они не разговаривают между собой во время Сараевского дерби, и сидят на враждебных секторах стадионов Асим Ферхатович (Сараево) и Грбавица (Жельо).
Болельщицкие разногласия между двумя лагерями сараевских саппортеров докатились и до наших дней.
 
В Боснийской войне принимала участие Horde Zla, одна из самых радикальных фирм югославского футбола, состоящая из этнических бошняков, осуществляющая саппорт в пользу футбольного клуба Сараево.
 
Сторонники команды исторически были известны как Pitari, что буквально значит не то, что вы подумали, а «изготовители пирогов». Несмотря на безобидное кондитерское прозвище, сараевские хуллз никогда не считались мирными саппортерами, и пути развития ультрас-бригад они предпочли широкую ниву околофутбольного хулиганизма.
Первые массовые беспорядки с участием фанатов Сараево датируются 1986-м годом, когда футболисты и болельщики Железничара были заброшены всевозможным скамом бордового цвета – главного колора боснийского клуба.
 
Тогда администрация Сараево решила, во избежание каких-либо беспорядков, предоставить своим беснующимся саппортерам постоянные места на одном из секторов эстадио. Фанатов разместили на Северной трибуне Олимпийского стадиона Асим Ферхатович.
 
Радикальная националистическая политика HordeZla, и их боевые акции привлекали в бригаду все новых и новых членов молодежных субкультур Боснии, и уже в 1988-м году сараевская фирма стала крупнейшей в боснийском регионе. Тогда же была устроена поножовщина на выездной игре в Мостаре. Эта акция характеризовалась большим уроном частным домам города, магазинам и ювелирным лавкам, что впоследствии станет визитной карточкой HordeZla: для бригады было важно не только одержать победу на ристалище, но и нанести при этом максимальный урон и разрушения на территории противника.
 
Ведь они являлись не просто футбольными фанатами, а настоящей ордой. «Ордой Зла».
В отличие от других боснийских фирм, Horde Zlaподчеркивала свою национальную принадлежность, и всегда называла себя именно бошняками, а не представителями Югославии, как бы поддерживая этим откровенно пробоснийскую политику своего любимого клуба.
 
Сараевское дерби. Только факты:
 
·         Голкипер Слободан Януш провел больше всего Врхбоснийских дерби – 21 (16 – в качестве первого номера Железничара, 5 – как страж ворот Сараево).
·         Лучшие бомбардиры в истории главного матча Боснии – Асим Ферхатович (Сараево) и Джелалудин Мухаремович (Железничар), забившие по 6 мячей в ворота непримиримого соперника.
·         Железничар двадцать лет не проигрывал Сараево на своем поле: с 1977 по 1997 г.г.
·         За всю историю Сараевского дерби лишь одному футболисту удалось сделать хет-трик. Тремя мячами в 1986 году отметился Радмило Михайлович из Железничара.
 
Окончание следует
 
Алекс Маннанов, специально для Football.ua