Несколько лет назад «бригадиры» Делие приняли сложное решение, отказавшись от любой финансовой помощи от клуба. Мотивация была следующей: если фирма получает финансовую помощь от клуба, то она невольно становится заложницей этой самой помощи, и во многих вопросах вынуждена не отстаивать свое мнение, а принимать позицию руководства команды. 
 
Для Делие же это было совершенно неприемлемо. 
 
Когда возникали вопросы к руководству клуба, то фирмачи просто ехали к президенту Црвены Звезды. Шел ли президент на контакт? Это неважно, ему не оставляли возможности отказаться от диалога.
 
В Делие все решение принимаются сообща, что позволяет избежать конфликтов и недомолвок – тех самых, которыми лет пятнадцать мучаются Гробари в своем внутреннем движе, где недопонимание возникает исключительно по денежным причинам: то есть, по сути, кто-то хочет брать деньги у клуба, кто-то не хочет. У фанатов Црвены Звезды такого нет: если на какой-либо вопрос люди смотрят по-разному, то решение не принимается силовым методом – с людьми ведут конструктивный диалог, стараются найти консенсус. «Мы вместе» — это не просто фраза, это действительно выражение, включающее в себя менталитет звездашей, которые если что-то и делают, то делают это вместе. 
Или не делают вообще. 
 
Делие – «общак» Црвены Звезды, в который входят и новые мобы, организовавшиеся в самом конце XX века, такие объединения, как Ultra Boys, Red Boys, Brigate, North Army, Kenjaj, Lunatics, Iron Boys, Goblins, Red Evil, Heroes. Если оценивать мобы по силе, то наиболее впечатляющим, пожалуй, является Belgrade Boys – агрессивная банда, проповедующая английский стиль саппорта и «третьи» таймы. BB предпочитают атаковать из засады, соблюдая политику Делие – никаких заранее обговоренных забивонов! 
 
Еще в 1986 году объединения саппортеров Црвены Звезды подружились с Gate 7, основной фирмой греческого Олимпиакоса. Это случилось в Греции, когда югославский клуб играл в Кубке европейских чемпионов против Панатинаикоса, и на гостевой сектор звездашей пожаловали парни из Gate 7 – дабы поддержать приезжую команду в битве со своими непримиримыми врагами. Олимпиакос и Црвена Звезда являются самыми популярными клубами своей страны, а кроме всего прочего, они облачены в одинаковые цвета. Считается, что Црвена Звезда и Олимпиакос составляют союз-триумвират, в который еще входят и российские саппортеры московского Спартака, но это не совсем так. Зоран Тимич неоднократно говорил о том, что с болельщиками Спартака дружат некоторые мобы Црвены Звезды, но некоторые мобы – это еще не вся фирма Делие. Сербы многое не понимают в российском движе – например, модную манеру спартачей вывешивать на секторе баннеры польского Леха, только потому, что с Лехом можно мутить околофутбольные темы и, как предполагается, учиться чему-то новому у польских хулиганов. 
 
Союз с фанатами Олимпиакоса предполагал и участие в «третьих» таймах на стороне друзей – у греков свое собственное внутреннее мощное противостояние, в первую очередь, с Панатинаикосом. 
 
В сезоне 2007/08 Делие в составе 900 акционеров выехали на 15 автобусах на гостевой поединок с греческим Арисом, которому Црвена Звезда противостояла в Лиге Европы. Но кроме всего прочего сербские траблмейкеры решили и схватиться с фанатами ПАОКа, греческого клуба, являющегося врагом для болельщиков Олимпиакоса и первым другом Партизана, который саппортеры Црвены Звезды ненавидят. 
 
Акция проходила под кличем «Партизан и ПАОК – один клуб, один враг!»
 
А с ПАОКом Делие все-таки схлестнулись: на баскете
 
 
Атмосфера в Греции была крайне напряженной – парни из Делие рассказывали, что на греческой границе местные полицейские демонстрировали им футболки и шарфы ПАОКа, надетые под форму. Вообще, на границе сербов мурыжали очень долго: в басах ничего не нашли, хотя заглавная фирма Црвены Звезды отправилась в вояж в Элладу, захватив с собой биты, палки и телескопические дубинки, утяжеленные свинцом. Автобусы с фанатами так долго находились в «отстойнике», что попросту не успевали на футбольный матч – первый бас с болельщиками Звезды подъехал к эстадио, когда шла уже пятнадцатая минута еврокубкового поединка. На сектор приезжие хулиганы заходили, прорвав оцепление стюардов и «стадионных» акабов, заряженные дубинками. Греческий саппорт не рискнул прыгнуть на приезжих фанатов, вооруженных «телескопами». 
 
Приключения продолжались и после игры. Опасаясь «третьего тайма», беспорядков в городе и боев локального значения против фирм Ариса и ПАОКа, полиция продержала Делие на трибунах максимально долго: фанатский движ Црвены Звезды вновь загрузился в автобусы лишь спустя два часа после окончания футбольного матча. 
 
Спустя некоторое время, когда автобусы с Делие проходили границу, болельщики первого баса получили по рации (в каждом автобусе были рации, чтобы держать связь между собой) известие, что замыкающее колонну транспортное средство горит. Естественно, что автобусы тут же остановились, а сербские хулиганы бросились выяснять, в чем же там дело. Последний бас не горел – его закидали камнями карланы греческих клубов, но полиция, сопровождавшая балканскую колонну, моментально отреагировала, приказав болельщикам забираться в покинутые средства передвижения. 
 
Так и возникли инциденты. 
 
Греческий полицейский попытался проникнуть в один из автобусов Делие, но его туда не пускали. Когда же двери, наконец, открылись, один из звездашей подошел к выходу и пальнул в полиса из ракетницы, что тут же породило массовую драку, в которой, с одной стороны, участвовала греческая полиция и спецназ (сначала 250 человек, потом – свыше трехсот), а с другой – 900 акционеров Црвены Звезды. Все пространство около автобусов заволакивало дымом: полицейские Эллады использовали слезоточивый газ. 
 
Бой проходил практически на нейтральной земле (пограничная стойка между Грецией и Македонией), и, в конце концов, сербской фанатской армии удалось выбить греков на их территорию. 
 
Те члены Делие, которые попытались преследовать стражей правопорядка, увидели перед собой уже огнестрельное оружие. «Пересечете территорию Греции, — кричали им акабы по-английски, — и мы застрелим вас на хер!»
 
Напоследок парни из Делие разнесли пункт пограничного контроля, после чего с легкостью на душе и песней в сердце отправились в родной Белград. 
 
Окончание следует
 
Алекс Маннанов, специально для Football.ua