Ведь правду говорят, что главные черты характера любого человека формируются с самого раннего возраста. Неизвестно, стал ли бы Рио Фердинанд в какой-то другой параллельной вселенной профессиональным футболистом, но чего у него не отнять, так это харизмы, буйности, жесткости, принципиальности и желания выбиться в люди. Еще в детстве ему доходчиво объяснили, что жизнь – штука довольно неблагодарная и весьма курьезная, а чтобы выжить в реалиях современности, нужно обязательно, не покладая рук, бороться за свои идеалы и мнение.

В этом паренька окончательно убедили развод родителей, угрюмые и серые деньки, проведенные в Пекеме (криминальном районе Лондона) и последующее убийство нигерийского школьника Дамиолы Тейлора. Так что деньги, коим игрок всегда знал цену, Рио зарабатывал уже с четырнадцати, а также специально пошел учиться в военную школу, чтобы как можно лучше адаптироваться среди сверстников и понять, как стать настоящим мужчиной. Все это к чему? Пожалуй, только благодаря вышеперечисленным обстоятельствам и качествам, хладнокровию и профессионализму один из самых звездных футболистов АПЛ смог стать таким, каким мы его помним и любим по сей день. И, кажется, экс-исполнителя Дьяволов поклонники манкунианцев сейчас любят даже чуточку больше, держа в уме нынешнее безобразие и переменную стабильность в защитной линии своей команды.

Хотя, а еще каким, в конце концов, мог вырасти Рио, пребывая под попечительством Фрэнка Лэмпарда-старшего и старины Харри Рэднаппа, который, как говориться, за словом в карман никогда не лез, и, будем откровенны, не особо церемонился с подопечными? Или в Лидсе, где собралась та еще братия, между прочим, наводящая ужас на всех без исключения грандов английского первенства? Как бы там ни было, Фердинанд прошел отличную жизненную школу, прежде чем оказаться в МЮ, успев к тому времени запомниться несколькими примечательными личными наградами и званиями – к примеру, в 1998-м центрбека признали игроком года в рядах Вест Хэма, или включили в символическую сборную по версии ПФА в 2001-м. Не стоит забывать и о том, что уверенная игра на предпоследнем рубеже позволила сделать футболиста самым дорогим защитником в мире – Лидсу пришлось выложить немаленькие по тем временам восемнадцать миллионов фунтов стерлингов, чтобы переманить 22-летнего и голодного к трофеям юношу на Элланд Роуд.

И надо сказать, что Фердинанд проявил себя очень добротно – когда в 2000-м Белые усилиями Алана Смита и Ли Бойера неистово рвали и метали на европейском поприще, то главный тренер Павлинов Дэвид О‘Лири со спокойной душой знал, что "позади" есть человек со стальными нервами, способный не только остановить любого соперника, но и своевременно подключиться к развитию атаки; кстати, в том розыгрыше Лиги чемпионов Рио поразил ворота в ту пору несгибаемого Депора.   

Именно это лишний раз подтвердило правильность такого дорогостоящего приобретения, и спустя год Фердинанду вручили капитанскую повязку. А спустя еще один – продали в связи с проблемами клуба вовремя "нарисовавшемуся" и подсуетившемуся на трансферном ринке сэру Алексу Фергюсону. 

"Когда мне было 21 или 22 года, я терпеть не мог Манчестер Юнайтед, потому что он выигрывал все подряд. Однажды ко мне подошел фанат Юнайтед и сказал: "Готов поспорить, ты был бы не прочь перейти к нам". Я ответил, что никогда не сделаю этого" – Рио Фердинанд.

Нужно понимать, что на момент продажи Рио, Лидс уже вовсю трещал по швам, чему успешно ранее поспособствовали финансовые проделки президента Питера Ридсдейла и, в меньшей степени, Дэвида О‘Лири. Предложение в тридцать три миллиона фунтов стерлингов показалось весьма лакомым кусочком и едва ли не спасательным кругом для медленно, но верно утопающего корабля. Вот так и случилось, что О‘Лири, безуспешно отбиваясь от толп кредиторов, продал одного из своих лучших и стабильных игроков принципиальному сопернику – 22 июля 2002 года радостный сэр Алекс Фергюсон представил футбольной общественности новоиспеченного защитника Красных дьяволов.

"Я очень рад, что Рио теперь у нас. Это настоящий лидер и превосходный игрок", – не скупился на комплименты довольный Ферги.

Этой покупкой красная часть Манчестера лишь подтвердила собственные амбиции, негласно заявив о возвращении в гонку за чемпионский трофей АПЛ, а Фердинанд, тем самым, вновь вернул себе звание самого дорогого защитника в мире, отобрав пальму первенства у Лилиана Тюрама, перешедшего в 2001 году из Пармы в Ювентус.

По правде, Рио тогда несказанно повезло, что на тренерском мостике руководил шотландец, а в раздевалке, выбивая дурь из молодежи и новичков, ирландец – если Фергюсон учил тактике и пониманию игры, то Рой Кин – командному духу и философии коллектива.    

"На одной из моих первых тренировок в Юнайтед я отдал пас Гари Невиллу. Нормальный такой пас. Но Рой Кин закричал: "Пасуй вперед! Рискуй! Ты не в Лидсе или Вест Хэме! Ты – игрок Манчестер Юнайтед!" Я подумал: "Сумасшедший парень. Как мне общаться с ним каждый день?" Но потом, конечно, жалел, что пришел в Юнайтед, когда Кин был на излете", – вспоминая, откровенничал Рио.

Имея двух первоклассных наставников – мудрого менеджера и вспыльчивого, вечно подгоняющего капитана – Фердинанд быстро закрепился в основе, отыграв в дебютном сезоне во всех турнирах сорок шесть поединков. Свои непосредственные умения пришлось показывать тут же и сразу – и это помимо того, что на новичка давило повышенное внимание, понимание цены и ранее выплаченных Лидсу денег, да и в воротах периодически "пожарили" Бартез или Ховард. Сюда же из проблем добавим порой язвительную критику прессы или глупую дисквалификацию, связанную с тестом на допинг, из-за которого игрока отстранили аж на восемь месяцев (а могли вообще на два года!).      

В 2006 году Рио получил достойную и равноценную поддержку в виде Неманьи Видича, который приехал на Олд Траффорд прямиком из московского Спартака – вскоре, сыгравшись, серб и англичанин создали в штрафной площадке непробиваемую стену. Можно с уверенностью утверждать, что Видич открыл новые грани Фердинанда, как и наоборот – Рио прекрасно дополнял партнера и товарища по амплуа. С такой же страстью, желанием и спортивной дерзостью – в какой-то мере он превратился в игрока, стоящего того, чтобы вокруг него строилась целая команда, у него учились и ему доверяли. Как раз ему  доверили капитанскую повязку в финале ЛЧ – не Гиггзу, хотя тот практически весь сезон 2007/08 был капитаном – а именно Рио. 

"Никогда не забуду речь Алекса Фергюсона в Москве. Перед финалом Лиги чемпионов он поставил стул в центр раздевалки и говорил на отвлеченные темы. Мы сразу успокоились. А потом Фергюсон сказал, что во всем, что вы делаете, надо добиваться цели. Конечно, это сработало. Мы вышли и победили", – признался игрок.

Рио вышел и, как мы знаем, вполне заслуженно стал победителем, каким он привык быть, по сути, еще со школьной скамьи. Неуступчивость, тонкое понимание игры, принятие любых решений Фергюсона, но лишь бы на пользу команде, влюбили в Рио почти весь Манчестер, за исключением, конечно, Горожан и их тогда не шибко многочисленной армии фанатов. Нет сомнений, что эмблема на красной футболке для Рио значила многое – за нее он бился, закономерно в итоге выиграв АПЛ целых шесть раз. На него равнялись, им восхищались и называли эталоном настоящего защитника, бойца и лидера. Если и возникали проблемные ситуации, то Рио, не прячась за спинами других, не стеснялся брать ответственность на себя – все то, чем так восхищаются простые люди, не то, что болельщики той или иной команды. 

Футболист не брезговал "черновой работой" или подчищал "и за того парня", когда в штрафной зоне творилась суматоха, даже оказывался в воротах, пытаясь отразить удары нападающих оппонентов – короче, перепробовал все на пути к победам. Забивал не часто, но мячи получались знаковые – например, в 2006-м Рио умудрился забить единственный и решающий гол в ворота Ливерпуля или в 2013-м отличится в последнем для сэра Алекса матче, проведенном на Олд Траффорд против Суонси. Вышло так, что Рио своим редким, но метким "подарком" негласно проводил одного из величайших тренеров мира, закрывая как эпоху шотландца, так и фактически собственную – после ухода Ферги футболист не прижился с Мойесом и доигрывал в КПР. И надо признать, что сегодня как МЮ, так и АПЛ не хватает игроков подобного класса – сильных, принципиальных, простых парней с характером.

Павел Кушнерук, Football.ua