НИЦЦА (4 матча на Евро):

12 июня  Польша – Северная Ирландия

17 июня  Испания — Турция

22 июня  Швеция — Бельгия

27 июня  1/8 финала. 2B – 2F

О-о, Ницца! Лазурный берег, море-море, мир бездонный и такой средиземный… Красивейший, полный солнца город, кажется, предназначенный исключительно для отдыха и любви, а может быть, и прочувствованных воспоминаний под что-нибудь вкусненькое. Пожалуй, самое желанное место даже для отпетых, отъявленных, прожженных и всё повидавших туристов. Именно тот случай, когда футбол особо-то и не важен. Французская Ривьера, словно русалка, запросто может завлечь на дно, вцепиться и не отпустить. Впрочем, совмещайте приятное с полезным — Ницце и с календарем игр полной мерой подфартило! Два матча из трех на групповом этапе выглядят аппетитно. Третий тоже более чем съедобен, один из авторов, посмотревший более половины матчей, к примеру, Евро-2008, подтвердит – живой футбол на турнирах такого ранга не сравним ни с чем, подзарядка сумасшедшая.

Киевлянам с Ниццей повезло. МАУ выполняет рейсы только в три французских города. Ницца — один из них. Два других – Париж и Лион. Но есть два "но"! С пересадкой дорого. И не просто дорого, а катастрофически дорого. От 18 тысяч гривен в обе стороны. Зато в любые даты…

Как всегда, есть способ сэкономить. Как минимум вдвое. Выбираем Wizzair из Киева на Берлин за 1750 грн. (рейсы по пн, ср, пт). Например, 20-го июня в 11:30 вылетаем. В 17:05 из Берлина EasyJet выполняет рейс в Ниццу за 63 евро. Грубо говоря, нужно потратить 3500 грн. в одну сторону. Увы и ах, необходимое напоминание – плывут цены… И плывут в одну сторону – увеличения.

Обратно можно тем же маршрутом. Либо через Брюссель. Запомните, что аэропорт Брюссель-Шарлеруа — лучшая связующая точка бюджетных лоукостов Ryanair! Выбирайте путь через Брюссель и никогда не прогадаете.

С жильем в Ницце придется раскошелиться. На Airbnb комнаты стартуют от 25€, но реально нужно отталкиваться от тридцаточки.

А вот городской транспорт на удивление дешевле, чем в Тулузе или Бордо. Разовый проезд – 1,5€, но лучше взять 10 поездок за 10 евро. Это цена на любой вид общественного транспорта в Ницце. Обязательно покатайтесь в трамваях, они там особенные. Любопытно и странно, но трамвай в Ницце ходит 21 час в сутки: начало движения в 4.25, а последний отходит от конечной станции в 1.35. Частота движения в часы пик составляет 4 минуты.

Из Ниццы легко попасть в Канны, Монако и Ментон (последнее особенно важно для ностальгирующих работников органов правопорядка). Что самое приятное, билет можно приобрести за 1 евро. Билет действителен 2,5 часа, можно выйти по дороге на полчаса, искупнуться в море и двигать дальше.

В Ментон и Монако лучше ехать на автобусе – уж больно красивые виды из окна. На поезде такой красоты не повидаешь – больно много туннелей.

Впрочем, вернемся в саму Ниццу, которой нельзя не соблазниться. Еще потом приснится…

Людям не свойственно задумывать об отдаленном будущем, а потому те, кто основывал будущую Ниццу около 350 г. до н.э., вряд ли задумывались, что когда-то на этом месте будет колобродить миллионный (с пригородами) аристократический курорт. Греки из Массилии (Марселя) назвали ее Никея; а вообще люди тут жили более 400 тысяч лет… Хотя стоп, это были еще не совсем люди!

Если вы спросите, почему мы именуем этот провансальский город исключительно на итальянский манер, отвечу, что наше произношение формировалось весьма непредсказуемо (один ПариЖ чего стоит!), но в данном случае некоторая справедливость. Ницца почти окончательно стала французской только в 1860 году в результате второй франко-австрийской войны… Почему "почти окончательно"? Потому что в 1942-43 гг. была оккупирована Италией. Небось, итальянцы и по сей день с легкой тоской посматривают в сторону этого города. Но разве что томно вздыхают. Итальянского тут и так предостаточно.

Впрочем, разве это важно, когда можно пройтись по Английской набережной, где так любила прогуливаться королева Виктория, слопать писсаладьер (макароны с анчоусами) или салат нисуаз, запив его красным сухим из какого-то соседнего виноградника и забыть даже о футболе?!

Стоп, что-то меня понесло. Зачем нам эта Е.В.К.В., чей вензель в свое время выкладывал дырками от выстрелом из револьвера некий персонаж с Бейкер-стрит, 221-б? Именно русская и, разумеется, украиснкая императрица Александра Федоровна, жена Николая Первого, открыла для себя этот город-курорт и навсегда сделала его не только модным, но и… русским. Кхгм… Давайте хоть сейчас, под лето, отдых и футбол без политики, тем более есть история, а есть вранье и умолчание. Здесь собор Святого Николая, здесь русское кладбище, здесь жило как минимум пять тысяч белоэмигрантов. То, что здесь умерли Герцен, Людвиг Баварский, Паганини и Айседора Дункан (да-да, именно здесь ее задушило шарфом, намотавшимся на колесо авто, которое мчало по набережной!) – ладно (особенно в случае с первым, колокол ему в могилу), а вот Николай, сын Александра Второго… Если бы не несчастный случай с этим подававшим большие надежды молодым человеком, история России и всего, что в нее входило, могла пойти иной дорогой! Никто толком даже представить, насколько иной. Именно его готовили на царство, а не зацуканного и закомплексованного медведя по имени Александр, впоследствии Третий.

Короче, если желаете повыделываться, можете говорить "Нис", а еще круче – "Нисар" (по-окситански). Есть такой полумертвый язык, цивилизованно придушенный в цивилизованной Европе. Юг Франции отчаянно пытается его сохранить, но это напоминает попытки пальцем заткнуть дыру в плотине, поток воды из которой называется "глобализация".

Местный стадион прозывается Альянц Ривьера. Оно и понятно – Альянц это спонсор, о котором придется подзабыть на время Евро, ну а Риверье – она Ривьера и есть! Хотя и она слетит: во скорее всего, месяц или около того стадион будет именоваться претенциозно географически — Гран Стад де Нис.                      

Благородное сооружение усилиями архитектора Вильмота и строителей попроще открыто 22 сентября 2013 года. Стадион вместимостью 35 624 зрителя обошелся в жалкие по нашим меркам 245 млн. евро, хотя, конечно, в смету вписывали меньшую сумму.

Новьё построено на месте старого стадиона Мунисипаль дю Рей, который был открыт еще в 1927-м. История избавления от него вышла довольно многострадальной.

Первый проект реконструкции старенького Дю Рей оказался настолько неудачным, что в 2002 году его свернули. Однако необходимость нового стадиона была настолько очевидной, что вскоре появился проект возведения арены в долине реки Вар в районе Сен-Исидор. В 2006 году даже начали земляные работы, но тут начался судебный процесс – власти Ниццы были обвинены в нарушениях при заключении договора с подрядчиком, попросту говоря, в протекционизме. Стройка свернулась, и, казалось, на саму идею плюнули из-за полнейшей безнадеги; апчественность тоже не слишком суетилась.

Однако новый и энергичный мэр Ниццы Кристиан Эстрози (роль личности в истории!) в октябре 2008 гола объявил нечто вроде "Я знаю, стад здесь будет, я знаю – стаду цвесть!" и поклялся, что не позднее 2013 новая арена примет болельщиков. "И если вы скажете, что это нехорошо…" Эстрози привлек аудиторов, чтобы отслеживать все стадии заключения контракта на строительство, что влетело городу в копеечку, зато сомнения и обвинения были задавлены в зародыше.

Конечно, без проблем всё равно не обошлось, но в октябре 2010-го Эстрози объявил во дворце Массена, что строить стадион будет компания Винчи — любопытно, что ранее она проиграла тендер в Вильнёв д'Аске (легко предположить, что она просто притащила тот самый вариант, однако нет – там требовался куда больший стадион). После публичного обсуждения в июле 2011-го строительство всё же стартовало. Драка шла даже из-за цвета сидений – болельщики требовали красно-черные, но не потому, о чем вы подумали. В итоге они оказались серые с красными и черными элементами.

Массена, к слову, это далеко не просто так. "Любимое дитя победы", герцог Риволи и князь Эсслинг, а главное — наполеоновский маршал Андре Массена (ударение на втором слоге, он сын итальянского лавочника) родился именно в Ницце. У него тут и дворец есть, и лицей, и площадь – шибко уважают земляки бравого вояку! И есть за что, следует признаться.

Стадион, скорее всего, вынужденно планировался и был выстроен как очень экологичный. Максимум деревянных конструкций, фотоэлектрические панели (7500 кв. м, плюс 8500 по соседству), которые, по идее, позволят Ривьере "кормить" самой себя. Система переработки дождевой воды. Естественная система вентиляции, по максимуму использующая ветры Вара.

Сюда переехал Национальный музей спорта – больше 100 тысяч экспонатов, однако! Помещение – 5000 квадратов. Понятно, что вокруг полно магазинов и прочего добра. Еще более понятно, что отчаянно рекомендуется к посещению настоящими ценителями. Надо же от пляжей и шопинга иногда отвлекаться!

Названия трибун выбирались жюри в составе Эстрози и его зама, президента Ниццы и директора стадиона, а также пятерых представителей болельщиков. Получилось вот что: "Джузеппе Гарибальди" (вы не удивляйтесь, отец итальянской независимости родился в Ницце в 1807 году — Восток), "Катрин Сегуран" (Запад), "Рей" (луч, кстати – Север) и "Южная народная". Футболисты фигурировали, но им ничего не досталось.

Кто такая эта Катрин? 15 августа 1543 года во время осады города французско-турецкой армией туркам удалось захватить одну из башен крепостной стены (Sincaїre) и водрузить там свое знамя – не то зеленое с полумесяцем, не то красное с ним же. Тут подоспела местная прачка Катерина с дубиной, с диким криком перебила янычар и презрительно порвала их знамя у всех на глазах. Некоторые рассказывают, что она еще и кое-что показала захватчикам с башни… Существование "Донны Мауфаччи" успешно оспаривается и по сей день, но зачем?!

Кстати, вскоре подоспел герцог Савойский с армией, и Франциск Первый с Хайреддином Барбароссой вынуждены были отступить. Думаю, вы уже прониклись: Ницца – не такой уж и французский город… Но какая, право, разница.

Чтобы вдоволь покричать на стадионах Франции за любимую сборную(надеемся, что это будет сборная Украины) не забудь взять Исла Минт или Исла Моос.

Они помогут справиться с першением в горле, осиплостью голоса, сухим кашлем, снимут воспаление и восстановят голос.

Валерий Пригорницкий, Артем Франков

P.S. Кстати, Айседора Дункан, жена Сергея Есенина, погибла в 1927 году не где-то, а на Английской набережной – и тут "англичанка гадит"… Не зря Николай Гоголь тут над "Мертвыми душами" трудился – как предвидел!