На дворе стоял теплый май 1991-го. Некогда могущественная Югославия, страна с богатой историей и вековой культурой, доживала свои последние дни в том виде, в котором существовала вот уже несколько десятков лет. Это был закат. На дворе стоял все тот же теплый май 1991-го. Белградская Црвена Звезда на стадионе Сан Никола в итальянском Бари готовилась сыграть свой важнейший поединок в истории – финал Кубка европейских чемпионов против французского Марселя. Это был зенит.
 
Нередко украинским клубам выпадает сразиться с обладателями наиболее престижного европейского клубного кубка – поединками против Реала, Милана, Челси, Ливерпуля и Барселоны болельщиков донецкого Шахтера и киевского Динамо особо не удивишь. Одесскому Черноморцу выпала честь сыграть с одним из представителей немногочисленного списка чемпионов. Более того, Моряки далеко не выглядят аутсайдером в предстоящем противостоянии. А такое в дуэлях между украинскими клубами и победителями КЕЧ и Лиги чемпионов случается очень нечасто.
 
Вернемся на минутку в Италию. Святой Николай, в честь которого и назван стадион в Бари, наверняка помог Црвене Звезде в непростой для нее момент. Сотый финал клубных соревнований УЕФА выдался не самым интересным, хотя публика, воодушевленная феерическим выступлением в турнире и Звезды, и Марселя, рассчитывала на увлекательнейший поединок. Тренеры обеих команд сделали серьезную ставку на оборону, потому голевых моментов любящие атаковать соперники практически не создавали. Дело дошло до серии послематчевых пенальти, в которой стальные нервы оказались у всей пятерки бьющих Црвены Звезды – Просинечки, Бинича, Белодедичи, совсем еще зеленого Михайловича и Панчева. Оплошал же тогдашний капитан сборной Франции Аморос. Минута славы для Црвены Звезды пока еще не повторилась и в ближайшее будущее едва ли повторится. Молодого Просинечки после победного финала забрали в Реал, а через год ушли и другие лидеры – Савичевич отправился в Милан, Панчев – в Интер, Михайловича подписала Рома. Это было началом заката Црвены Звезды, который продолжается и до сих пор. После выигрыша КЕЧ Звезда ни разу не приняла участие в групповом этапе Лиги чемпионов. 
 
Тем не менее Звездаши остаются наиболее титулованным сербским клубом в истории, хотя последние десять-пятнадцать лет белградцы заметно уступают как по титулам, так и по организации своему извечному сопернику-соседу Партизану. Всего же в активе Црвены Звезды 25 чемпионств Югославии, а затем Сербии и Черногории, и, наконец, независимой Сербии, о чем свидетельствуют две звезды, расположенные над эмблемой клуба. Почти так же успешно Звездаши выступали и в Кубке – 24 победы. Не стоит забывать и об одной из любимых, но бесполезных игрушек ФИФА – Межконтинентальном кубке, который оказался в Белграде в том же приснопамятном 1991-м, когда в Токио Звезда одолела чилийский Коло-Коло с разгромным счетом 3:0, оставшись еще в первом тайме в меньшинстве.
 
В период с 1992-го по 2000-й годы Звездаши лишь единожды взяли чемпионство в Сербии. Кризис, война, санкции со стороны европейских футбольных органов – все это мешало проявить себя очередному поколению молодых балканских талантов. До конца свой талант так и не смогли раскрыться одаренные Дарко Ковачевич, Деян Петкович, Звонко Милойевич и многие другие. Перелом наступает на рубеже веков, когда команду принимает Славолюб Муслин, которому удалось в буквальном смысле изменить философию игры. Црвена Звезда начинает делать ставку на четкую оборону, что очень скоро принесло первые плоды. В сезоне 1999/00 белградцы делают дубль, оформляя победу и в чемпионате, и в Кубке. Более того, команда ставит рекорд по наименьшему количеству пропущенных мячей – всего 19 в 40 поединках. Весной 2000-го Звездаши выдают на-гора впечатляющую победную серию длительностью в 20 матчей. Вскоре Муслин покинул команду, но лишь для того, чтобы через пару лет вернуться, взять очередной титул чемпиона и поставить еще один рекорд – 13 пропущенных мячей в 30 матчах.
 
Очередной важный момент в клубной истории наступил в 2005 году, когда после двадцатилетнего правления кресло президента покинул Драган Джаич – один из наиболее уважаемых футбольных людей на Балканах. Вместо него пост президента занял Драган "Пикси" Стойкович – тот самый, которого Арсен Венгер хочет видеть своим преемником в Арсенале. Приход Стойковича ознаменовался переменами – впервые в истории Црвену Звезду возглавил иностранец. Итальянцу Вальтеру Дзенге удавалось два года кряду брать и чемпионство, и Кубок, однако затем доминирование Партизана стало настолько очевидным, что Звездашам пришлось умолкнуть. В последний раз Црвена Звезда выступала в финальной стадии еврокубков в далеком уже 2007 году.
 
С недавнего времени спонсором Црвены Звезды является российский Газпром, однако таких значительных финансовых вливаний как, скажем, Зенит белградцы не получают. Тем не менее ситуация с каждым годом стабилизируется и улучшается. Недавний переход Милоша Нинковича болельщики Звездашей восприняли с энтузиазмом и надеждой на то, что в будущем сезоне гегемония Партизана наконец прервется.
 
Популярен ли клуб? Несомненно. Анкета пятилетней давности гласит, что Красно-белых в одной только Сербии поддерживает 48,2% населения. Не стоит забывать и о соседней Черногории, где проживает много болельщиков Звезды, а также и о странах Европы с традиционно богатой сербской диаспорой – Германии, Австрии, Швейцарии, Швеции.
 
Важнейшей страницей клуба, и во многом даже его визитной карточкой остаются болельщики. Среди многочисленных бригад наиболее крупной и популярной является объединение Делије или Делије север – самые горячие, преданные и радикальные фанаты. Делије были образованы на православное Рождество 1989 года, и религиозная составляющая играет не последнюю роль в мировоззрении объединения. В частности, теплые отношения Делије поддерживают с греческим Олимпиакосом, а также с московским Спартаком, называя себя "Православными братьями". Делије известны потрясающим саппортом, в том числе сложнейшей кореографией, тысячами песен, посвященных клубу и адской атмосферой на трибунах белградской Мараканы (неофициальное название стадиона Црвены Звезды). Известными Делије были в частности полевой командир Желько "Аркан" Ражнатович, а также совсем уже дедушка Миодраг Милосавлевич, более известный как Миле Србин, которого также считают одной из легенд клуба.
 
Противостояния Црвены Звезды и Партизана достойны отдельного материала. Стоит только сказать, что белградское дерби, именуемое Вечным, входит в пятерку наиболее жарких и принципиальных дерби на всей планете.
 
Из интересностей стоит отметить, что название "Црвена Звезда" в различных европейских языках нормально переводится. Так, например, в английском Црвену называют не иначе как Red Star, в немецком Roter Stern, а французы и итальянцы именуют белградцев Etoile Rouge и Stella Rossa соответственно. 
 
Сербские болельщики настроены весьма скептически по отношению к перспективам своей команды в противостоянии с Черноморцем, однако признают, что Дачия показала – с одесситами играть можно. Недавний киевский динамовец Милош Нинкович уже наводил справки относительно Черноморца. В Сербии к Черноморцу относятся с уважением, несмотря на собственные регалии. Как отнесется к сопернику Черноморец – увидим. Благо ждать осталось недолго.
 
Андрей Крупенко, Football.ua