Однажды мать Винченцо Монтеллы, увидев, чем занимается ее сын на тренировке, спросила его: "Разве ты не футболист? Разве ты не должен проводить все время с мячом?" Она ничего не смыслила в кальчо, но уловила всю суть. В ее вопросе – основная доктрина тренера, которого в 39 лет уже называют одним из сильнейших алленаторе Италии.

Испанец Хоакин, который этим летом переехал во Флоренцию из Малаги, был приятно удивлен тем, как проходят повседневные занятия в его новой команде. "Мы сразу же начали работать с мячом – такого я не видел даже в клубах Примеры. Конечно, каждому футболисту по душе подобные тренировки, ведь это не только работа, но и развлечение", — отметил полузащитник с Пиренеев.

О Фиорентине Монтеллы в прошлом сезоне не говорил только ленивый. Появившись в клубе в тот момент, когда продажа сезонных абонементов упала до рекордно низкой отметки, молодой тренер сумел заставить болельщиков вновь заполнить трибуны Артемио Франки. Если сейчас вся Италия в восторге от Руди Гарсии и его Ромы, то год назад в Серии А не было большего откровения, чем дерзкий коллектив из Тосканы. Скуадра Виола отошла от привычных канонов, свела на нет все клише, которые сопутствуют итальянскому футболу. Это была игра не ради результата, но ради зрителя – путь к сердцу тифози Винченцо преодолел в максимально краткие сроки.

Еще каких-то полтора года назад Фиорентина была в шаге от вылета, а ее главный тренер позволял себе драться со своим же подопечным. Теперь поклонники Фиалок сетуют на то, что именно тосканцы должны были выступать в Лиге чемпионов вместо Милана, в коллективе царит спокойствие и уважение. Несмотря на то, что Монтелла нет и сорока, он вовсе не считает, что тренер должен быть другом футболистам. "Я предпочитаю, чтобы ко мне обращались на "ты", но о приятельских отношениях речь идти не должна. У нас слишком разные обязанности", — утверждает наставник тосканской команды.
Одна из отличительных черт Винченцо – его поразительное спокойствие и хладнокровие, столь неприсущее уроженцам юга Италии. "Удивительно, что ему удается не потерять голову в жаркой атмосфере кальчо", — говорит журналист BBC и Football Italia Джанкарло Ринальди. Показателен в этом плане эпизод из матча прошлого сезона с Миланом. Когда арбитр Паоло Тальвенто в первом тайме удалил Ненада Томовича за далеко не самый очевидный фол на Стефане Эль Шаарави, Монтелла не стал психовать и устраивать скандал. В перерыве он просто подошел к судье и предложил тому поспорить на ужин по поводу справедливости красной карточки. Никаких сцен – одна лишь вежливость. Винченцо вообще производит впечатление настоящего аристократа. Так, язык наставника Фиорентины чрезвычайно красочен и богат, что является редкостью среди профессиональных футболистов. С двенадцати лет Винченцо бросил полноценную учебу, но заполнил пробел книгами – чтение в шкале ценностей алленаторе стоит сразу после семьи и футбола.


В Италии его часто сравнивают с Хосепом Гвардиолой, а Фиорентину – с Барселоной. Дескать, Монтелла исповедует ту же философию, что и Пеп, а его команда своими действиями на поле очень напоминает каталонцев. Однако Винченцо открещивается от подобных параллелей, заявляя, что брать в пример Барселону – ошибка, ведь это абсолютно уникальный коллектив.

Что касается Гвардиолы, то о нем Монтелла отзывается очень тепло – в бытность футболистами они вместе выступали за Рому. "Мы часто общались, он один из немногих игроков, который бывал у меня в гостях. Очень интересный и образованный человек. Как тренер Хосеп сделал несколько

смелых решений – отпустил Роналдиньо, отпустил Это'О. Своей харизмой он смог убедить великих игроков действовать вместе – быть командой", — нахваливает бывшего одноклубника итальянец.

Он не стремится быть похожим на Пепа, как не хочет, чтобы при взгляде на Фиорентину в памяти тут же всплывала Барселона. Яркий атакующий футбол? Это вовсе не попытка подражать кому-то, а желание удовлетворить потребности зрителей, среди которых и сам Монтелла. Обсуждая Скуадру Виолу, Винченцо часто шутит, что на самом деле мало что решает в этой команде. Мол, игроков набрал спортивный директор Даниэле Праде, а такие мастера, как Борха Валеро, Давид Писарро, Альберто Аквилани, сами решают, как им играть. "Они быстро нашли общий язык, наверное, потому что я не слишком умею донести свои мысли, — смеется Монтелла. – Поэтому, чтобы не было путаницы, ребята решили играть, как умеют – и все встало на свои места".

Конечно, Винченцо лукавит. Перед тем, как вернуть Фиорентину в группу лидеров кальчо, он славно поработал на Сицилии – Катанья под его руководством выдала лучший сезон в своей истории. Следующая кампания, правда, вышла еще успешнее, но новый алленаторе Роландо Маран не отказался от наработок предшественника, а, по мнению многих, и вовсе заработал себе репутацию на его заслугах. Но одно дело – снимать с себя ответственность, когда речь идет о неудачах и провалах, а другое – нахваливать футболистов команды, дающей результат. Тонкий ход, который выдает в Монтелла не только тактика и эстета от кальчо, но и психолога.


"Одна из главных ошибок тренера – пытаться быть похожим на кого-то. Зачем это делать? Игроки изучают тебя каждый день, и, в конце концов, разоблачат. Ты не сможешь дальше притворяться. Главное в тренере – индивидуальность". Монтелла сделал себе имя как игрок и как тренер – у него нет необходимости кому-то подражать. Своих бывших наставников, среди которых мэтры Лучано Спаллетти, Фабио Капелло и Свен-Йоран Эрикссон, он называет учителями, повлиявшими на него, но вовсе не собирается их копировать. У кого-то он научился общению с группой, у кого-то тактической гибкости, но сумма различных качеств и делает его неповторимым.

Монтелла не притворяется, когда говорит, что мечтает выиграть с Фиорентиной трофей. Он абсолютно откровенен, заявляя, что по-прежнему не видит в своей команде претендента на чемпионство, но не исключает приятной неожиданности. Винченцо не скрывает, что Фиалки в его тренерской карьере являются и своеобразной вершиной, и, в то же время, точкой нового отсчета. Он со всей серьезностью относится к Лиге Европы, хотя многие его коллеги, прямо скажем, считают этот турнир недостойным внимания. Инстинкт нападающего с годами эволюционировал в тренерские амбиции – он по-прежнему старается использовать любую возможность победить, при этом, вовсе не играя на публику.

Винченцо не является любителем разглагольствовать, но его немногочисленные интервью читаются на одном дыхании. По словам Монтеллы, он старается чаще смолчать, чем высказаться, выражает только те мысли, которые могут на что-то повлиять. За Монтеллу-форварда говорили его голы, за Монтеллу-тренера – его команда.

Юрий Шевченко, Football.ua
Follow Pleymore on Twitter

Вопросы автору вы можете задать на конференции.