"Ошиблись с приглашением Оберемко и Ибраими "
 
- Сергей Илларионович, когда вы вернулись в первую команду Металлурга, у вас наверняка состоялся предметный разговор о задачах на сезон с руководством клуба. По вашей оценке на время декабря 2012-го, на что мог претендовать Металлург?
 
- Знаете, когда мы разговаривали с собственниками и спонсорами нашего клуба, задача у нас стояла только одна единственная – остаться в Премьер-лиге. Но некоторые проблемы не позволили нам этого сделать. В первую очередь, это касается состава. Мы хотели видеть у себя многих хороших футболистов, но ехать в состав последней команды чемпионата хотели далеко не все. Хотя руководство клуба и наш президент говорили, что нет проблем ни по одному футболисту, на их приобретения тоже выделялись деньги. Но, повторюсь, многие не хотели к нам.
 
- То есть слова о задаче остаться в Премьер-лиге звучали не просто для мотивации игроков? Такая задача действительно стояла перед командой?
 
- Сегодня, после окончания чемпионата, можно просто взять и посчитать: а что, если бы мы выиграли в Мариуполе (а по игре, уверен, мы этого заслуживали) и дома с Таврией, где так же заслуживали на три очка? Итак, это уже 6 баллов. Уверен, если бы возобновили чемпионат именно с такими результатами, то дальше имели бы неплохие шансы. Но были и провалы. Это поединки против Ворсклы, донецкого Металлурга и последняя игра против Динамо. Но бороться мы все же могли, были такие амбиции. Но еще одна проблема – да, мы ошиблись, не угадали с приглашением некоторых футболистов.
 
- Кого именно имеете в виду?
 
- Например, не угадали с Ибраими. Мы на него рассчитывали как на нападающего, но если человек не бьет по воротам, то очень тяжело ждать голов. Ставка на него не сработала. Второй такой игрок — Андрей Оберемко. Он профессионал, хороший футболист. Но он сыграл три игры и потом лечился очень долго. Не знаю, с чем это связано и не хочу никого ни в чем обвинять. Но я думаю, что Андрей должен был подойти к этому вопросу более профессионально. Считаю, что мы с ним однозначно не угадали.
 
- Также одной и главных задач, по вашим словам, было создание боеспособного коллектива. Но, показалось, в некоторых поединках команда все же играла безвольно — с Ворсклой, например…
 
- А почему вы сразу же вспоминаете о Ворскле, и ничего не говорите о матчах с Черноморцем или Шахтером? Объясните хотя бы мне! Или многие команды забивают в чемпионате три мяча Шахтеру?
 
- Просто игроки Ворсклы не многим сильнее индивидуально, чем ваши игроки, поэтому поражение от полтавчан со счетом 0:4 удивило. А вопрос о Шахтере обязательно последовал бы позже.
 
- Я же говорю: провалы были. И в этом матче – в том числе, и дальше что? Я считаю, что подошли ко второй части чемпионата неплохо: мы хотели, старались, но были игры, в которых нам просто не везло. Хорошо, если на несчастье списать плохие результаты мы не можем, то давайте тогда спишем все на тренера. Ребята сделали все, что могли. Ну, что еще сказать? Да, наверное, и я в чем-то ошибся. Но все-таки, считаю, нам удалось наладить и порядок, и дисциплину, и какой-то рисунок игры все равно был виден.
 
- Думаю, найдется не так уж много людей, которые вас в чем-то обвинят как тренера.
 
- Да я сам считаю, что когда нет результата, то виноват тренер. Я не угадал с некоторыми игроками. Но главное, что болельщик в нас поверил. Я-то говорить могу много, но главный критерий оценки работы – болельщики. Когда на матч с Шахтером пришел полный стадион, и скандировали "Металлург!", значит, мы это заслужили.
 
- Вы приняли команду, когда у нее было 3 очка после 18 туров. Вспомните ваш первый разговор с игроками: что они говорили о причинах такого положения дел?
 
- По этой ситуации есть много и вопросов, и ответов. Но, во-первых, все, что было до моего прихода, я не имею права комментировать, ведь с командой работали такие большие специалисты, как Ковалец, Кварцяный. Это тренеры с большой буквы в Украине, и мне некорректно что-то обсуждать. Просто в каждом коллективе есть свои нюансы, проблемы. Если тренер нашел к ним какой-то подход, значит, есть результат, если не нашел – результата нет. Вот и все.
 
- Скажите, насколько провал Металлурга исходил в этом сезоне именно из индивидуальной слабости игроков? Или такой результат — просчеты бывшего руководства клуба и бывших тренеров?
 
- Наше руководство давало полный карт-бланш в работе, поэтому я считаю, что это просчеты только тренеров, в частности – мои. Но мы очень хотели взять зимой квалифицированного опытного нападающего, в Металлург такого пригласить не удалось – никто не хотел ехать. А именно форварда нам и не хватало в конечном итоге. Вы сами можете проанализировать наши матчи, посмотреть, сколько мы забили голов и сколько не набрали очков из-за отсутствия нападающего.
 
- На замену ушедшим пришли 10 футболистов и немного позже – Грдличка. Что удалось осуществить из задуманного в зимнее трансферное окно, кроме проблем с приглашением нападающего?
 
- О том, что не состоялось, я говорить не хочу. О том, что было, повторюсь, ошиблись с Оберемко и Ибраими, практически сразу же выпал из-за травмы Западня. Но и при всем при этом мы пытались играть, и я считаю, что мы не были мальчиками для битья. Мы не добрали 15-16 очков из-за проблем с реализацией – забивать было некому. Но я не буду говорить о том, что до меня были Кварцяный, Ковалец, другие. Беру всю ответственность на себя – у нас были полноценные сборы, длинный перерыв, но планировали мы одно, а получалось совсем другое.
 
- Зимой 12 игроков покинули команду. Многих ли из ушедших вы хотели оставить в команде, но не смогли?
 
- А я не вижу смысла говорить о тех, кто ушел.
 
- Это позволить узнать ваше мнение о том, насколько их уход повлиял на результаты и игру команды.
 
- До моего прихода у тренеров была одна философия, у меня – другая. Больше мне на эту тему нечего сказать.
 
- Отдельно об арендованных динамовцах: именно вы их твердо не видели в команде?
 
- Давайте об этом без комментариев. Ну, подождите, я задам вам встречный вопрос: у Металлурга ведь есть хорошая сильная школа, да? Ну, о чем нам дальше разговаривать в этом контексте?
 
- С учетом первой части чемпионата и трех поединков на старте второй части на левом фланге 6 раз действовала новая связка игроков (возобновлял чемпионат Металлург с парой Коротецкий — Сахневич, в 20-м туре сыграли Сахневич — Лазарович, а в матче с Карпатами — Коротецкий – Опанасенко; ранее левый фланг выглядел так: Опанасенко — Цуриков, Цуриков — Слим, Опанасенко — Каверин. – А.В.). Из-за этих пертурбаций постоянно менялся и правый фланг. Почему так долго не удавалось найти оптимальный вариант?
 
- Это наше больное место. У нас нет ни левоногого защитника, ни полузащитника с рабочей левой ногой. Мы искали, но пришлось исходить из того, что есть: перекрывали как-то зону, старались. У нас практически полсезона очень неплохо отыграл слева в защите центрбек Игорь Коротецкий, а в полузащите – правофланговый Андрей Сахневич. Мы сделали все, что могли. Мы хотели предстать перед болельщиками в новом стиле, играя слажено, дисциплинировано, не хотели повторить ситуацию, когда в первой части чемпионата пропустили 46 мячей.
 
- Капитан команды Сергей Рудыка справился с задачей лидера?
 
- Да, я считаю, что абсолютно справился. Хотя Сергей – не нападающий. Он может сыграть и на месте центрального защитника, и в опорной зоне. Но он преследовал именно интересы команды, поэтому это настоящий капитан, который придерживался тех правил, которые ему предлагал тренер. Если я ему говорил: "Сережа, нужно помочь в этой зоне", он  это пытался сделать, если в другой зоне – и там старался изо всех сил.
 
"Премьер-лига – однозначная задача на следующий сезон. Бюджет расписан на два года вперед"
 
- Насколько хорошо вы знали о быте футболистов и их взаимоотношениях вне поля? Какие отношения сложились между легионерами и украинцами?
 
- То, что было до моего прихода, я обсуждать не могу. Но во время моей работы с этим не было никаких проблем. Отношения были самые теплые и ребята не заостряли на этом никакого внимания.
 
- В этом сезоне в составе Металлурга в чемпионате принимали участие 41 футболист под руководством 5 тренеров (Лучкевич, Ковалец, Заяев, Кварцяный, Зайцев, плюс Бузник руководил командой во время летней подготовки к сезону. – А.В.). 13 из этих футболистов – легионеры. Назовите, пожалуйста, всех, кто играл под вашим руководством и был на голову сильнее украинцев, без кого Металлург не может обойтись?
 
- Хорошо себя зарекомендовал Жуниор, неплохо выглядели в последних играх Йокич, Грдличка.
 
- Так эти футболисты сильнее украинцев?
 
- Каких конкретно?
 
- Если речь о опорнике Йокиче, то сильнее ли он Рудыки?
 
- Рудыка ведь часто выручал нас, играя в нападении.
 
- Тогда сильнее ли Сергея нападающий Ибраими?
 
- Нет. С ним мы однозначно ошиблись. К нам в команду приехал совсем другой Ибраими, не тот, которого мы его видели и знали.
 
- Сейчас в команде семь легионеров. Сколько вам нужно их в первой лиге, чтобы все получали игровую практику? Семь – это много или мало?
 
- Ну, посредством замен, думаю, все достойны получить игровую практику. А если говорить о количестве, то я скажу вам так: я, как тренер, считаю, что в команде не бывает много хороших футболистов. И если у меня будет таких 18, 20 или 25, то я буду очень доволен.
 
- Каково будущее арендованных футболистов?
 
- Мы считаем, что наш клуб должен развиваться. Поэтому концептуально игроки должны состоять на контракте с Металлургом минимум на три года. Все наши требования и менталитет клуба невозможно донести до футболиста, если он работает с тобой полгода. Команда строится тогда, когда работает минимум год в одном составе, плюс усиление. Только тогда от нее можно требовать результатов. Аренда – не наш путь.
 
- То есть арендованных совсем не будет в Металлурге в новом сезоне?
 
- Мы надеемся, что те, кого мы хотим оставить, подпишут с нашим клубом полноценные контракты.
 
- Какая судьба Ибраими и Оберемко?
 
- Дума, с ними продлевать контакты не будем. Хочу сказать следующее: защищать цвета запорожского Металлурга еще нужно заслужить. Вот и все.
 
- В одном из недавних интервью вы сказали, что задача на следующий сезон – вернуться в Премьер-лигу. Что для этого готово сделать руководство клуба?
 
- Премьер-лига – однозначное наше задание. Бюджет распланирован на два года вперед, футболисты уже знают что, где и как. Ни о чем другом, кроме Премьер-лиги, и думать не хочется.
 
- Готов ли Металлург потерять своих лидеров? Наверняка, многие захотят усилиться Опанасенко, Писоцким, Рудыкой…
 
- Пока никаких предложений по этим футболистам нет. Если будут, и они устроят и игроков, и клуб, то мы перечить им не станем.
 
- Наверное, самый противоречивый игрок Металлурга – Жуниор. Он остается?
 
- Да. У него контракт с Металлургом.
 
Анатолий Волков, Football.ua