Еще когда Вадим Рабинович купил киевский Арсенал, дав тому возможность избежать голодной смерти, я был одним из первых, кто сделал с ним большое интервью. Зайдя к президенту в кабинет, услышал "Ну, наливай". Под этим оптимистическим лозунгом и состоялась наша беседа. Разговор протекал плавно, в нем было много оптимизма и надежд. Тогда можно было и не наливать – все было понятно. Есть бесплатный клуб – отличный повод выдернуть хороший кусок земли в Киеве типа под стадион.
 
Землю Рабиновичу не дали и он от клуба отказался, продав его непонятно кому – то ли Леониду Черновецкому, то ли его сыну, то ли еще кому-то. За все время отсутствия Рабиновича никто так и не понял, кто возглавлял клуб. Потом Рабинович вернулся – видимо, появилась еще какая-то идея. Но, судя по всему, и она не выгорела, поскольку господин «иногда президент» снова отказался от клуба, вроде как продав его Александру Онищенко. А вот дальше начинается темный лес. Эх, сюда бы сейчас Вадима Зиновьевича с его оптимистичным "Ну, наливай". Без пол-литра тут точно не разберешься. Но я все-таки попробую.
 
В начале февраля 2013 года Вадим Рабинович вроде как продал Арсенал Александру Онищенко. Ну, как продал... Отдал вместе с долгами. По словам самого Онищенко, долгов было "5,5 млн долларов плюс 330 млн грн.". Версия Рабиновича касательно передачи клуба была такой: "У Арсенала есть долги, которые нужно погасить покупателю клуба,  и их сумма исчисляется приблизительно в 4,5 млн долларов. В основном — это долги по зарплатам. Есть контракты игроков клуба, за которых заплачены деньги, — игроков мы  бесплатно передаем клубу.… Это, приблизительно, такая же сумма. Плюс покупатель получает в руки клуб Премьер-лиги.… Никаких дополнительных денег, никакой компенсации, ничего сверх этого я никогда у господина Онищенко не просил".
 
15 февраля официальный сайт Арсенал дал официальную (вроде как) информацию, что президентом клуба стал Александр Онищенко. 16 февраля спортивным директором был назначен Владислав Ващук. Арсенал быстренько мотнулся на один-единственный сбор и начал чемпионат. Казалось бы, все – у команды есть новый президент.
 
Но так лишь казалось. 25 марта появилась информация под сенсационным заголовком "Рабинович не спешит передавать Арсенал Онищенко". Ньюсмейкером стал спортивный директор команды Ващук, который сообщил, что Рабинович не хочет передавать Онищенко все документы на клуб. О каких конкретно документах шла речь – непонятно.
 
В тот же день, ближе к вечеру, на официальном сайте клуба появилась информация, что новый президент погасил все долги. "Это касается и долгов по трансферам, зарплатам футболистов и других работников клуба. В настоящее время продолжается процесс передачи и оформления корпоративных прав клуба".
 
На этом ситуация с Арсеналом заглохла и возобновилась лишь в последние дни августа. На тот момент Арсенал проиграл три матча подряд, а Максим Шацких достаточно загадочно ответил на вопрос "Что с командой?": "Для начала надо разобраться, что с клубом, чтобы все в порядке было в команде, нужно, чтобы все в порядке было в клубе. А в клубе не все в порядке".
 
Дабы прояснить ситуацию Football.ua сразу же связался с президентом Арсенала Александром Онищенко и нарвался на сенсацию: "Проблемы действительно имеются. Есть один вопрос неприятный... Мы уже который месяц ждем получения документов от предыдущего руководства клуба, конкретно — от директора Вадима Рабиновича. Увы, их не получаем. Это те документы, без которых я не могу стать полноправным президентом клуба".
 
Далее мы набрали Рабиновича, но Вадим Зиновьевич не очень любезно отрезал: "Я футболом больше не занимаюсь". И бросил трубку. Онищенко же в свою очередь заявил, что ждет еще неделю, если документов не будет, то он бросает клуб.
 
Впрочем, через неделю Онищенко клуб не бросил, а начал искать пути решения проблемы: "Мы направили письмо в ФФУ, есть ли возможность перерегистрировать клуб на нас, как Арсенал. Мы от него не отказываемся, у нас есть наработки по дальнейшему финансированию, чтобы клуб остался в Премьер-лиге. Если это произойдет, то мы останемся, если нет – клуба больше не будет". В ответ Рабинович дал интервью, в котором опроверг все, что раньше считалось решенным – долги по трансферам и зарплатам игроков, по словам Вадима Зиновиевича, не выплачены. Кому верить – непонятно.
 
Сентябрь и половина октября прошли во взаимных препирательствах в стиле "сам дурак".
 
23 октября генеральный директор Арсенала Виктор Головко сообщил, что если до 25 октября (а в этот день должен бы состояться матч с симферопольской Таврией) не найдется желающих помочь, то клуб начинает процедуру банкротства. Желающих естественно не нашлось – команда на игру в Симферополь не поехала, а за день до этого Онищенко признался, что он "второго числа уже вышел оттуда".
 
Арсенал в итоге не поехал и на кубковую игру в Тернополь, а Виктор Головко официально сообщил, что клуб начинает процедуру банкротства. 29 числа он выступил с трогательным заявлением: "К глубокому сожалению, сегодня так и не нашлись спонсоры и меценаты, которым бы оказался дорог футбол. Несмотря на все призывы, футбольный клуб Арсенал так и не дождался ни от кого помощи и поддержки в трудный период. Я вынужден объявить: футбольный клуб Арсенал начинает процедуру банкротства, команда снимается с соревнований". Об этом были уведомлены и высшие футбольные инстанции Украины: ФФУ и УПЛ.
 
Вот она – жирная точка. Но и это, как оказалось, еще не все. 31 октября футболисты Арсенала написали открытое письмо, в котором выразили недоверие Головко и потребовали отозвать заявление о снятии команды с соревнований. "Ми готові створити колективний орган самоуправління клубом на період пошуку фінансування та виходу із скрутного становища. А також,  ми самі розпочинаємо пошук спонсорів та меценатів і заявляємо про згоду реструктуризації наявних боргів по заробітній платні", — говорилось в том письме.
 
УПЛ пошла навстречу (давайте назовем это так) эмоциональному порыву (и тут лучше не придумал) футболистов и перенесла игру с запорожским Металлургом, подключив команду, фактически, к аппарату искусственного дыхания. Напомню, что если бы Арсеналу засчитали на эту игру "неявку", то команда автоматически снималась бы с соревнований, а все ее результаты аннулировались бы.
 
А теперь вопросы:
 
К Вадиму Рабиновичу: Господин президент, в интервью программе Профутбол вы сказали, что является хозяином Арсенала, и можете предоставить все документы. Учитывая, что месяц назад вы говорили, что передали все документы Александру Онищенко, означает ли это, что ранее вы обманывали всех? Или может Александр Онищенко вернул вам документы на клуб?
 
К Александру Онищенко:Господин бывший президент, больше полугода вы были президентом клуба Арсенал, вкладывали в него деньги. Теперь клуб снова вернулся к Рабиновичу, который начал процедуру его банкротства. У вас нет ощущения, что вас банально «развели»? Если да, то собираетесь ли вы с этим что-то делать?
 
К Премьер-лиге: Имеете ли ваша организация право (и какой вообще в этом смысл) переносить матч Арсенала, если владелец заявил о снятии команды и объявил о начале процедуры банкротства?
 
К футболистам: Уважаемые игроки, вы просили отозвать письмо Головко о снятии клуба. Допустим, он отзывает письмо. Что дальше? Вы будете играть бесплатно (в том числе и ездить за свои деньги на выезды), пока кто-то будет вам искать спонсора? Или, может, вы сами будете искать спонсора? Если да, то каков механизм этого поиска?
 
К абстрактному юристу: Если я, являясь владельцем условного хлебозавода, начинаю процедуру банкротства этого хлебозавода, имеют ли право пекари, работающие у меня на контрактных условиях, обжаловать мое решение на основании того, что  "може зникнути клуб (читай хлебозавод) з давньою історією, частиною якого ми всі стали"?
 
Через шесть дней у Арсенала запланирована календарная игра дома с Днепром. Ближе к этому дню ситуация начнет разъясняться. Либо же запутается еще больше, ведь чисто теоретически УПЛ может перенести и этот матч. А дальше перерыв до 23-го числа в связи с матчем сборной.
 
Тем временем, в Премьер-лиге нам отказались прокомментировать ситуацию с Арсеналом. Так что ждем.
 
Александр Озирный, Football.ua