Интервью с экс-тренером Севастополя планировалось давно. Правда, постоянно не сросталось: сам Геннадий Григорьевич вроде бы и дал принципиальное согласие на общение, но довольно долгое время его откладывал. Наконец, Орбу согласился, но перед тем, как начать, предупредил: "Я хочу говорить только о футболе".
 
Понятно, что таким образом большая часть острых вопросов была отрезана: увы, касаясь темы Севастополя, сосредоточиться только на футболе невозможно даже при всем желании. Поэтому, несмотря на вето от Орбу, пришлось задавать и нефутбольные вопросы, но тут тренер занял четкую позицию, которой не изменял в зависимости от формулировок и аспектов.
 
"Месть? Да вы что..."
 
— Геннадий Григорьевич, я хотел бы для начала зайти издалека. Вспомним сезон прошлый: вы неплохо приняли дубль Шахтера, а вместо вас летом назначили португальца Мигеля Кардосо. Обидно было? 
 
— Нет, не обидно. Давайте вспомним: я пришел незадолго до финиша, а не вел команду весь сезон. Более того, я знал, что буду временщиком. Поэтому никакой обиды быть не может.
 
— И все же в начале сезона текущего ваш дубль Севастополь грохнул дублеров Шахтера под руководством Кардосо со счетом 5:1. Не поверю, что чувства вендетты вас не одолело.
 
— Месть? Да вы что... Эта победа была обусловлена объективными показателями. Например, за Севастополь играло несколько взрослых игроков (Евгений Новак, Филипп Будковский, Мате Гвинианидзе, Владимир Танчик — прим. Г.К.), а за Шахтер — одна сплошная молодежь. Так что ничего удивительного в этой победе нет.
 
— Хорошо. Расскажите тогда, как вы оказались в Севастополе. Инициатива исходила от Олега Кононова или все случилось по-другому?
 
— Так сложилось, что несколько лет назад мы познакомились с Олегом Георгиевичем. У нас были хорошие отношения. Летом он у меня спросил, где я планирую работать. Я ответил: "Собираюсь помогать Кардосо в Шахтере". Кононов же предложил мне стать во главе дубля.
 
— То есть решающий фактор в том, что в Донецке вы были бы помощником, а тут стали главным тренером — пусть и дубля?
 
— Да, все именно так и было.
 
"Может, Виценец и ехал обреченный…"
 
— Так вышло, что вскоре вы возглавили первую команду. Карьерный скачок стал сюрпризом?
 
— Да, при том очень приличным. Я благодарен Кононову: покидая клуб, он советовал руководству именно меня в качестве преемника. Спасибо руководителям Севастополя, что предоставили мне этот шанс.
 
— Вы решили продолжить курс Кононова или у вас было свое виденье?
 
— Я не рассматривал другого варианта, кроме как продолжать выбранный курс.
 
— Это было ваше решение или установка сверху? 
 
— Исключительно мое. Команда была на ходу, а я просто не хотел ничего портить.
 
— Вы возглавляли команду в не самый удобный  период: игроки сидели без зарплаты...
 
— С чего это вы взяли?
 
— Ну, это как бы не секрет.
 
— У меня есть четкое впечатление, что все проблемы, которые были в Севастополе, раздуты журналистами. 
 
— Есть интервью Виталия Виценца, где он обо всем откровенно рассказывает. Он не журналист.
 
— Да, я знаю, но я говорю об ажиотаже. Оно того не стоило. Да и мы ж с вами договаривались говорить только о футболе.
 
— Например, Виценец сказал, что команда ехала в Донецк обреченной, потому что не дают денег, а без них футболистам нечего и играть: мол, даже если выиграют, то останутся без премиальных. Это ведь футбол тоже.
 
— Я не согласен, что команда ехала обреченной. Мы нормально готовились, все шло по плану. Возможно, Виценец ехал обреченный. Все остальные — нет.
 
"Против Арсенала команда расслабилась"
 
— О той игре ходило много разговоров нехороших по поводу того, что Севастополь так слабо сыграл в Донецке.
 
— Мы не были готовы соперничать с такой командой. Я не могу понять этих, как вы говорите, разговоров: а что, разве Реал Сосьедад не проигрывал Шахтеру 0:4? Так это команда уровня Лиги чемпионов. Мы пропустили два быстрых гола, после чего рассыпались.
 
— В вашей тренерской истории это поражение стало последней каплей?
 
— Вскоре после того матча у меня был разговор с руководителями Севастополя. Говорили около двух часов. В итоге пожали друг другу руки, решили расстаться. Я очень благодарен лично Вадиму Владиславовичу Новинскому за то, что предоставил мне этот шанс. Воспользовался я им или нет — дело другое.
 
— В течение этих двух часов вы делали попытки сохранить должность? Какие доводы приводили в свою пользу? 
 
— Пусть наш разговор останется между нами. Главный итог: мы пожали руки и расстались.
 
— Какие просчеты вы допустили во время работы с Севастополем?
 
— Конечно, я сейчас пытаюсь все проанализировать, вынести для себя какие-то уроки из случившегося. Пока что не хотел бы говорить о просчетах.
 
— Будь у вас аналогичный шанс №2: чтобы изменили?
 
— Не думаю, что есть смысл сейчас об этом говорить. Это все из разряда, если бы да кабы.
 
— Расскажите, почему у команды ухудшились результаты после того, как вы стали официально главным тренером? Это совпадение? 
 
— Действительно, у нас были проблемы. Возможно, с настроем. Возможно, еще с  чем-то. Где-то не везло нам: например, в игре с Ильичевцем. Согласитесь, ничейная игра — как минимум, ничейная. В итоге, не реализовали свои моменты и проиграли 0:1. Были и провалы. В Киеве, к примеру, против Арсенала: команда расслабилась, это надо признать.
 
— По вашему мнению, каков потенциал этой команды?
 
— Большой. Искренне желаю Севастополю успехов с новым тренером.
 
"Первая лига? Я работы не боюсь"
 
— Мариуш Левандовски был ключевым игроком при вас. Ему указали на дверь по нефутбольном причинам?
 
— Я не знаю, меня тогда в команде уже не было.
 
— Расскажите, почему вы усадили на лавку Саулюса Миколюнаса? При Кононове этот футболист был основным.
 
— Объясняю: в этот осенний период  едва ли не каждый месяц игроки отлучались в сборные. Ездил играть за литовскую команду и Миколюнас. Ездил он, как вы понимаете, не в Киев — туда и обратно, а сначала в Литву, потом они уже летели туда, где у них проходил матч.
 
— Это понятно.
 
— Да, так вот Миколюнас возвращался каждый раз за два дня до нашего календарного матча. Я не говорю, что он там где-то неизвестно где пропадал: просто так случалось. Да и приезжал он выжатый: сборная, сами понимаете. Я решил предоставить шанс Владимиру Федориву на этой позиции: он его использовал. Я ж не буду обратно сажать на скамейку человека, который хорошо играет. 
 
— Владимир Коваль колотил голы в чемпионате дублеров, но при этом практически не имел шансов в основной команде. Почему? Думалось, все будет наоборот: это ж ваш непосредственный воспитанник по дублирующему составу.
 
— Голы за дубль не означают, что человек готов к игре на уровне Премьер-лиги. И потом — разве он шансы не получал?
 
— По-моему, те эпизодические выходы трудно назвать шансами.
 
— Ну почему же? Например, во Львове на Кубок он получил немало времени. Выходил на 15 минут против Металлиста. Если потом не играл — значит, не использовал. Вот и все.
 
— Также выпал Сергей Кузнецов, а больше стал выходить Филипп Будковский. Это опять же, если сравнивать вашу команду и команду Кононова.
 
— У Сергея была травма. Мы использовали несколько вариантов — либо выходил Будковский, либо выходил Александр Ковпак, хотя мы его первоначально чаще использовали на фланге атаки. Что касается Кузнецова, то это высококлассный форвард, который, уверен, принесет еще немало пользы Севастополю.
 
— Напоследок вопрос о будущем: какие ваши планы на ближайшее время? 
 
— Вот в средине декабря еду в Волгоград, там будет ветеранский турнир: давно уже хотел поехать, вот возможность выпала.
 
— А если говорить о планах более глобального порядка?
 
— Пока что ничего конкретного сказать не могу. Конечно, хочу работать. Я приобрел большой опыт: уверен, он мне поможет.
 
— В Первую лигу согласитесь пойти?
 
— А почему бы и нет? Я работы не боюсь... Если это ваш последний вопрос, то я хотел бы в конце поздравить всех болельщиков Севастополя с наступающими праздниками. Простите, если где-то не оправдал ваши ожидания. Я это время буду вспоминать с теплотой. Спасибо вам!
 
Глеб Корниенко, Football.ua