Об академии Шахтера: "Академия была создана в первую очередь для того, чтобы привлечь как можно больше детей к занятию спортом. Не только на базе Шахтера в Донецке, но и в других городах работают филиалы нашей Академии. Прежде всего, это инициатива президента клуба Рината Ахметова: дети должны быть здоровы, должен быть организован их досуг. Для того чтобы учиться играть в футбол, не обязательно быть исключительно одаренным – это спорт для всех. Талантливая молодежь выходит на первый план позже, уже в процессе обучения. А уже из их числа, возможно, кто-то попадет в первую команду! Естественно, у тех, кто прошел отбор, появляются обязанности: им нужно завоевывать титулы, выигрывать в больших соревнованиях и так далее. Самые талантливые игроки Академии просматриваются нами, первой командой. Мы берем их с собой на сборы, даем возможность участвовать в товарищеских матчах со взрослыми клубами. В процессе установок и разбора поединков они должны понять нашу философию, принципы ведения игры, требования и методы. Для них сборы – своего рода тест. По итогам мы принимаем решение относительно их будущего. Естественно, лучшие остаются. К сожалению, в те паузы, когда мы проводим мини-сборы, многие наши молодые таланты выступают за национальные команды – мы не можем привлечь их и посмотреть, в каком состоянии они находятся. Поэтому нужно ждать сборы, но туда я не могу взять больше 4–5 молодых футболистов. Экспериментировать с такой молодежью в чемпионате невозможно, потому что каждое очко на вес золота. 

Когда мы видим, что у футболиста хорошие задатки, но ему нужно их усовершенствовать, он отправляется в аренду в другие клубы. И уже там мы продолжаем наблюдать за его ростом. Если игрок хорошо себя проявляет в аренде, его снова приглашают на просмотр в первую команду. К сожалению, долгие годы молодежи уровня первой команды Шахтера у нас практически не было. Лишь Чигринский, Ракицкий, Федецкий и Селезнев. У остальных не получилось. Даже те, кто предпочли стать свободными агентами, не добились успеха в других клубах". 

Об игроках, отданных в аренду Заре: "Период "без талантов" сменился новым поколением молодых футболистов – это те игроки, которые сейчас преимущественно находятся в Заре: Малиновский, Будковский, Караваев и другие. Все они без исключения ездили с нами на сборы, некоторые неоднократно! Мы просмотрели их и приняли следующее решение: они вместе отправляются в другую команду, чтобы там развиваться. Поэтому эти парни пока остались в Заре. Хочу отметить большую заслугу нашей Академии – она воспитала целую группу хороших футболистов. Добрые слова адресую и Заре, которая предоставила им возможность играть. Важно, что ребята совершенствовались в условиях, где нет такого большого давления, как в Шахтере, – у нас нужно побеждать в чемпионате и хорошо себя проявлять в Лиге чемпионов. Наступит момент, и они вернутся к нам. Мы в них верим, поэтому ни от кого не отказываемся, продлеваем контракты с ними. В том, что есть такие игроки, заслуга и первой команды Шахтера, которая брала их с собой на подготовительные сборы. Напрашивается вопрос: Почему их не оставили развиваться в первой команде? Дело в том, что в тот период, когда эти футболисты стали подавать надежды, клуб приобрел группу очень талантливых футболистов такого же возраста, 18–19 лет: Дугласа Косту, Тейшейру, Фернандиньо, Жадсона, Виллиана. Им тоже понадобилось время, чтобы попасть в основной состав. Адриано, например, стал игроком основы только спустя два года. Было очень сложно создавать команду из молодых ребят. Но они оправдали надежды – помогли Шахтеру завоевать титулы. Впоследствии от продажи этих игроков в другие клубы Шахтер получил солидную финансовую прибыль".

О ставке на молодых бразильцев: "Причина – в их природном таланте. Приобретают, в первую очередь, талант, а уже потом этот талант развивается. Разница также в том, что бразильцев мы выбирали на трансферном рынке, когда они уже заявили о себе. А своих ребят мы растили. Но как только мы замечали в ком-то из них особые качества, сразу старались забрать к себе. В то же время работать с молодыми бразильцами сложнее, так как они приходят из другого мира! Мы берем их за очень хорошие технические данные. Но, к сожалению, у них большие проблемы в плане воспитания – совсем другая культура и привычки, отличающиеся от Европы. Бразилия – это открытая страна, где все люди улыбаются, и каждый делает все, что он хочет. Там нет строгой дисциплины, которая обязательно должна быть у профессионального футболиста. Их нужно научить быть гибкими, привить им пунктуальность. Они должны выработать принципы профессионального отношения к тренировочному процессу! Подчеркиваю: часто молодые исполнители бывают любителями – важно сделать их них профессионалов. От них нужно требовать! А помимо того, еще и контролировать, что ими выполняется на должном уровне. Фернандиньо, Адриано и другие приобретали все это только к 23–25 годам. То же касается нынешнего Тейшейры: игроки становятся лидерами, когда получают большой опыт не только в футболе, но и во всех остальных сферах жизни. А до этого момента я борюсь за их менталитет! Всех футболистов, которые сейчас на слуху – Фернандиньо, Виллиана, Адриано, Дугласа Косту и других, – я поначалу выпускал на 15–20 минут. Они проводили по 30–40 матчей за год. Но я подводил их постепенно". 

О работе с молодыми футболистами: есть еще одно поколение футболистов – те, кто в прошлом году играл в финале Юношеской лиги УЕФА с Челси. Они тоже постоянно под нашим наблюдением: Матвиенко, Зубков, Борячук, Коробенко. Смотрим, каким образом эта группа может быстрее расти и попасть в первую команду. 

Это моя стратегия, я всегда любил работать с молодыми. Даже когда я работал в Хунедоаре, семь моих подопечных были вызваны в сборные. Аналогично и в Брешии, где моим воспитанником был Пирло, в молодом возрасте попавший в основной состав. Если у футболиста невероятный талант, я не жду, пока он наберется опыта, а пытаюсь его использовать. Нынешний пример тому – Арабидзе. Ему 17 лет, но я даю ему возможность выступать и в Кубке Украины, и в чемпионате. Противоположный пример – Металлист: клуб приглашал футболистов очень высокого уровня. Они были намного опытнее нашей молодежи! Но, к сожалению, не выиграли ничего существенного в Европе и даже в чемпионате Украины. И не зря у нас сейчас появились Тайсон, Марлос и Азеведо. Также там были Вильягра, Торсильери, Бланко, Шавьер, Соса, Эдмар и Кристальдо. Это другой подход. Мы же делали ставку на молодых и побеждали". 

О Шахтере-3: "Да, но у Шахтера-3 по большому счету не было больших задач. Они не боролись за чемпионство или, скажем, за выход в другой дивизион. Поэтому мы приняли решение одолжить наших талантливых исполнителей командам Высшей лиги. Там они могут ощутить, что значит по-настоящему биться за 3 очка и за какие-то места в высшем дивизионе! Это важно: формироваться как личности и как профессионалы. Поначалу мы отдавали игроков в Ильичевец. Когда у этого клуба стали появляться проблемы, мы переключились на Зарю. Естественно, большая заслуга Юрия Вернидуба, который доверил ребятам место в составе и помог им вырасти. Но не нужно забывать, что это наши футболисты, – мы всегда оценивали их высоко! И сейчас ждем, что они вернутся туда, где были воспитаны, и поднимутся на уровень выше. Они должны сделать шаг вперед – им предстоит выступать в команде, которая обязана каждый год завоевывать чемпионство и играть на высочайшем уровне в еврокубках. Плюс важно становиться футболистами национальной сборной. Многие из них туда вызываются, но никто, к сожалению, не является там игроком основы. Уверен, что если они попадут в Шахтер и будут расти, то смогут рассчитывать на выступление в национальной сборной страны".