Все по-настоящему: недавние звезды футбола сели за парты и штудируют спортивные науки, опытные наставники открывают им премудрости современной тактики и тренировочного процесса. А после теории – и практика: на газон выходят те, кому рукоплескали стадионы, и все вместе проводят занятия – так, как скоро будут проводить уже с собственными подопечными… 
 
С апреля в Киеве кипит работа: новый курс приступил к своей первой сессии. Обывателям он особо интересный тем, что среди соискателей заветной тренерской лицензии есть и сам заслуженный мастер спорта Андрей Николаевич Шевченко. А специалисты уверяют: это удивительный и очень интересный курс, который, возможно, принесет Украине новую тренерскую славу. 
 
Как же становятся тренерами? Об этом мы спросили директора Центра лицензирования ФФУ Анатолия Бузника – заслуженного тренера Украины, кандидата наук, доцента. 
 
– Анатолий Иванович, предлагаю начать с вопроса, который часто нам задают читатели на конференции: может ли простой человек, "с улицы", прийти на обучение в Центр лицензирования? Какие для этого необходимы образование, стаж работы? 
 
– Образование – высшее, желательно специальное (квалификация – тренер-преподаватель). Но,  если у человека другое высшее образование – это не значит, что он не может стать тренером. Он может либо получить второе высшее образование, либо, работая тренером подтверждать  уровень своих притязаний, понимая, что для того, чтобы  стать квалифицированным тренером  – нужно пройти все ступени обучения.
 
– Какие основные этапы подготовки и становления тренеров?
 
– Тренерское образование сегодня начинается с Лицензии С – это Национальная лицензия, которую обязаны со следующего года иметь все, кто желает обучаться на Лицензии УЕФА – В, А или Pro. 
 
Уровень лицензии С предполагает около 80 часов теоретических и практических занятий, которые проводятся во всех региональных федерациях. Руководство ФФУ обозначило задачу развивать это направление, и технический комитет курирует этот вопрос. Был проведен семинар в Доме футбола для тех, кто занимается организацией обучения и преподавания по Лицензии С на местах.  Выработали определенные нормы и принципы обучения – в течении года можно будет получить Лицензию С (у каждой региональной федерации свои сроки, но обычно это три сессии для соискателей). Обладатели этой лицензии могут работать с командами чемпионатов области, аматорского чемпионата Украины. Очень важно в Лицензии С то, что она дает первые, самые необходимые, знания тем, кто приходит к детям, чтобы обучать их футболу. Самое главное: чтобы они знали, как и что нужно делать, и не загубили свои команды заданиями, которые ребенок не в состоянии выполнить. умели обучать, а не тренировать, Процесс перехода с детского футбола в юношеский должен проходить поэтапно, и от того, насколько тренер правильно работает, зависит, насколько  будет востребован.
 
Второй уровень, после национальной Лицензии С, это Лицензия В – она уже имеет статус УЕФА.  Предполагает 4 сессии, одна из которых – практическая. Слушатели заполняют журнал отчета по практике и  проходят защиту. Обучение – порядка 130 часов. После ее получения нужно отработать минимум год (желательно 2-3 года) тренером. И только после этого можно сдавать документы на Лицензию А. Кстати, в этом году мы ввели обязательное собеседование для соискателей лицензий УЕФА, чтобы определить хотя бы те минимальные знания, которые есть у слушателя. Для того, чтобы предполагать, что мы получим на выходе – мы должны знать, что мы имеем на входе. 
 
Лицензия А – это порядка всего 160 часов обучения (мы постараемся со временем увеличить это количество, чтобы дать возможность получить  более качественные знания). Одна из четырех сессий – практическая. В конце обучения соискатели сдают контрольную  работу, курсовую, защищают практику, сдают практический тест-экзамен.  Слушатели могут овладеть знаниями, которыми с ними делятся квалифицированные преподаватели, но есть незыблемый постулат: научить нельзя, можно только научиться. Поэтому мы, стараемся, дать тренерам знания, но все зависит от них – от их желания расти и развиваться. Мы можем способствовать развитию тренера, уменьшить количество его ошибок и направить его в нужное русло. После выполнения всех зачетных требований и получения Лицензии А должно пройти не менее одного года   работы в профессиональной команде или с  юниорами, а после этого уже можно подавать документы для обучения на Pro-диплом. 
 
Сегодня мы пытаемся систематизировать и совершенствовать обучение с использованием всех новейших технологий,  компьютерных программ: учет и контроль, анимация упражнений, видео анализ и многое другое. Тренер должен уметь создавать презентации посредством Power Point, для улучшения восприятия информации его подопечными.  Как обязательный критерий для отбора, будет знание иностранного языка, желательно, английского, ведь наши специалисты должны общаться со своими коллегами по всему миру и быть в курсе всех мировых достижений в футбольной жизни. Около 3 лет назад УЕФА ввело интересный курс (5 дней) проходящий в Неоне. Слушатели из 4 стран под руководством ведущих тренеров  Европы знакомятся с современными подходами и тенденциями в европейском футболе. Мы надеемся в этом году внедрить такую практику и для украинских тренеров. На обучении по программе “Pro-диплом” мы предусматриваем 260 часов и хотелось бы  увеличить это время, чтобы улучшить системность и качество знаний, хотя это и тянет за собой ряд изменений, в том числе – и финансовых. 
 
Каждые три года проходит переаттестация (подтверждение лицензии) всех категорий тренеров, это регламентировано  конвенцией УЕФА. Понятно, что за это время проходят изменения в современном футболе,  это и является основной темой обсуждения  на переаттестации. 
 
– Хорошо, давайте подытожим, чтобы нашим читателям было понятно: сколько времени пройдет от того времени, когда молодой специалист поступил обучаться по программе Лицензии "С", до того, как он получит Pro-диплом?
 
– Приблизительно, чтобы стать тренером "Про", нужно как минимум, 7 лет качественной теоретической и практической работы. Но, опять-таки, лицензию можно иметь, а  тренером можно не стать. 
 
– Кто преподает будущим обладателям тренерских лицензий футбольную науку? 
 
– У нас достаточно опытный профессорско-преподавательский состав. Лекции по теории читают профессоры: Шамардин, Попов, Юшко, Ткачук, Воронова, Вихров, Костюкевич, Кулыба, раньше активнее преподавал Базилевич, но сейчас здоровье не так часто ему это позволяет. Свои знания по методике обучения передают такие специалисты, как Лысенко, Кащей, Шпаков, Ищенко, тренеры юношеских сборных. Методику подготовки вратарей передают  Михайлов и Цыткин. Делятся своим опытом тренеры-практики Сабо, Грозный, Морозов, Догадайло, Кучук. Мы договорились с комитетом арбитров о том, что Коллина или Дердо смогут рассказать тренерам об аспектах современного судейства. Для тренеров вводим  семинары по умению общаться с масс-медиа. Своими знаниями делятся  опытные журналисты Монзолевский, Глывинский, Жураховский.  Курирует нашу  работу первый вице-президент  ФФУ А.В.Попов и технический директор В.Н.Шамардин.
 
Тренеры узнают многое из сопряженных с футболом наук: физиологии, медицины и психологии, коммуникации с прессой и в сфере арбитража, но основное, что дается тренеру  – это методика обучения технике и  тактике,  умение правильно планировать учебно-тренировочную работу, годовой цикл подготовки, применять и варьировать различные нагрузки, совершенствовать анализ и разбор игры.  Мы хотим сместить акценты из  теоретической в практическую сторону, чтобы тренер большую часть времени уделял на наших занятиях тому, что ему понадобится в работе. 
 
Все совершенствуется. И мы хотим на более качественном уровне преподносить информацию, используя современные технологии. Наше руководство поставило задачу привлекать для преподавания специалистов самого высокого уровня. Сейчас работаем над тем, чтобы к нашим слушателям приезжали иностранные специалисты – они могут поделиться своим опытом  и в детском футболе, и на топ уровне. Мы пригласили  преподавателя из Бельгии, нашего бывшего соотечественника Вадима  Пищало. Он является координатором одной из бельгийских футбольных школ, новейшие подходы и технологии обучения очень необходимы нашим слушателям по программе  А и В дипломов. Сейчас налаживаем контакты с Жераром Улье, Энди Роксбургом, Бертом ван Марвейком – это тренеры, работавшие с ведущими клубами и национальными сборными Франции, Шотландии, Голландии. Мы очень заинтересованы в том, чтобы ведущие преподаватели и тренеры приезжали к нам и делились своим опытом. 
 
Помимо этого, УЕФА регулярно проводят  семинары – Study Group – для разных категорий, тренеров: юношеских и профессиональных, тренеров вратарей и тренеров по физподготовке.  Украина активно в этом принимает участие, благодаря чему наши специалисты могут идти в ногу со временем. 
 
– Слышал, для тренеров Центр организовывает мастер-классы и практические занятия в разных клубах…
 
– На “Pro” существует и практика и стажировка – раньше ее проводили в зарубежных клубах Бавария, Штутгарт, а теперь нам навстречу идут и отечественные клубы. Наши слушатели проходили стажировку в ФК Динамо и ФК Днепр.  Это  очень важно и интересно, а мастер-класс от Хуанде Рамоса прошел очень эффективно.
 
Кроме стажировок в клубах, мы лелеем надежду сделать так, чтобы каждый наш выпускник имел возможность пройти реальную практику в  профессиональной команде под руководством высококвалифицированного наставника в роли его ассистента. В СССР была такая практика.  Мне в 1990 году во время обучения в Высшей школе тренеров выпала возможность поехать на стажировку в одесский Черноморец, к Виктору Евгеньевичу Прокопенко. Это прекраснейший Человек и Тренер. Он открыл мне многие секреты тренерской работы,  я имел возможность проводить практические занятия команды на сборах в Варне с такими игроками, как Гришко, Пучков, Щербаков, Цымбаларь, Гецко, Кондратьев, Никифоров. Это было непросто, но дало огромную пользу. Я понимаю, что на сегодняшний день такое невозможно, но в каких-то приемлемых формах мы это попытаемся возвратить. 
 
– Лично вы прошли советскую Высшую школу тренеров в Москве, а позже получили лицензию и в Центре лицензирования ФФУ. Сравнивать есть смысл?
 
– Думаю, сравнивать будет некорректно. Раньше это были двухгодичные курсы с отрывом от производства, государство гарантировало полное финансовое обеспечение. Можно было с утра до ночи слушать таких выдающихся специалистов, как Тарасов, Тихонов, Бесков, Лобановский, Колосков, Симонян, Сагасти, Выжгин, Верхошанский, Коц, Матвеев. Если ты успевал это переварить – это была феноменальная информация. Плюс – стажировки в реальных, "боевых", условиях. Плюс – возможность дневать и ночевать в библиотеке. В 1990 году, например, я раскопал в зарубежной литературе перевод работы моего кумира, голландского тренера  Ринуса Михельса, которую только сейчас начали издавать.  Зато наши слушатели получают ее и могут много полезного для себя открыть. 
 
Нынче вернуться к этому будет тяжело, но те ключевые позиции, которые нужны тренерам для образования и роста, мы попытаемся вытаскивать из того прошлого. Но уже с учетом современных методик, достижений науки, чтобы за тех несколько сотен часов, которые у нас есть, рассказать тренерам все то, что необходимо знать современному специалисту. 
 
– Я так понимаю, что одна из целей лицензирования, которую преследовала УЕФА – это защита клубов и футболистов от профанов. Ведь бывали случаи, когда бизнесмены, различные "делки" без элементарного образования пытались возглавить в качестве главных тренеров даже профессиональные клубы высших лиг. Скажите, на сегодняшний день, есть возможность "человеку с улицы" стать у руля серьезной команды? 
 
– Аттестационный отдел Центра лицензирования мониторит эту ситуацию. В командах Премьер-лиги согласно регламенту запрещено работать главным тренером, не имея Pro-диплома. В командах первой лиги пока еще может работать главный тренер с Лицензией А. Ассистенты тренеров могут работать с лицензиями на категорию ниже. 
Что важно, Украина одной из первых в СНГ, еще в 2004 году, получила право на выдачу всех видов лицензий. И с того времени  148 слушателей, прошедших обучение в Центре лицензирования, имеют  Pro-диплом. Но из них 20-25% – иностранцы, а остальные – наши. То есть, около 100 – это украинские специалисты.  В Испании, по моей информации, около 1200 тренеров имеют Pro-дипломы. Сказать, что такая уж большая разница в населении или территории, нельзя. А разница в другом, в том, что у них тренеры охотнее идут работать с детьми, а чем выше уровень тренера, который работает с футбольной сменой – тем качественнее получается игрок. Если проводить параллели, то у хорошего врача больше пациентов, у хорошего писателя – больше читателей. А у хорошего тренера, соответственно, – больше хороших воспитанников. Вот в этом мы и уступаем передовым футбольным странам – у нас специалистов экстра-класса и Pro-образования, занимающихся детским футболом, практически нет. И потом мы жалуемся, что не хватает квалифицированных игроков – но откуда им взяться? Чтобы устранить следствие, нужно устранить причину. Вот мы сейчас этим и занимаемся: тренер, имеющий высокую квалификацию, может ведь больше дать молодым футболистам. 
 
– Не могу не задать этот вопрос. Да, у нас есть свой большой футбольный опыт. Да, некоторые наши тренеры становились чемпионами и медалистами зарубежных чемпионатов. Но почему при всем при этом наших тренеров в Европе даже меньше, чем наших футболистов-легионеров? 
 
– Понимаете, чтобы получить возможность конкурировать на европейском рынке с тренерами, имеющими такие же лицензии, нужно не просто получить лицензию, а знать иностранные языки, быть в курсе всех современных тенденций, выиграть что-то существенное. Я надеюсь, что качество нашего обучения позволит, со временем, выпускать именно таких специалистов – современных, разносторонне образованных, знающих иностранные языки. Наша цель – чтобы наш тренер выиграл Лигу чемпионов, Лигу Европы, а на чемпионатах мира и Европы наши тренеры приводили сборную Украины к высоким результатам. 
 
– На сегодняшний день среди выпускников Центра лицензирования ФФУ – ряд зарубежных специалистов. Можем вспомнить такие имена, как Шота Арвеладзе, Томас Брдарич, Виктор Гончаренко, Николай Костов, Реваз Дзодзуашвили, Леонид Кучук, Патрик фон Лиувен, Сергей Силкин… Что привлекло их к тому, чтобы получить тренерское образование именно в Украине? 
 
– Есть несколько причин. Во-первых, не все страны УЕФА имели возможность обучать на уровень "Pro", а кто имел,  не мог ежегодно набрать группу на обучение.  У нас была договоренность с Беларусью, Грузией, Прибалтикой,  Во-вторых, это языковой барьер – нужно владеть языком, на котором ведется преподавание. Русскоязычные специалисты из стран бывшего СССР без проблем могли получить образование в Украине. В-третьих, у нас очень хороший преподавательский состав и есть хорошие возможности для самосовершенствования, и наконец, плата за обучения в Украине ниже, чем в Европе. По конвенции УЕФА, мы можем принимать на обучение не более 20% иностранных граждан, а основное внимание уделять своим. Либо это должен быть человек, который работает в нашем клубе – как например, Николай Костов, Патрик фон Лиувен, Павел Кучеров, Валентин Белькевич, Александр Спиридон, Сергей Овчинников и многие другие иностранные специалисты. 
 
– Чтобы мы могли себе представить, расскажите, как происходит обучение тренеров? Сидят за партами, конспектируют в блокнотики, или же работают и в "полевых условиях"? 
 
– Знаете, есть хорошая восточная мудрость: "Если корову поставить в стойло, и она там постоит, она все равно лошадью не станет". Формы и методы мы используем разные, но главное, чтобы тренер не только получал необходимую ему в работе информацию, а смог ее "переварить", и  умел применять ее на практике. Например, мы показываем видеозапись матча – здесь не важно, кто играет и в каком турнире. А наши слушатели должны провести ее анализ, просчитать ТТД, оценить качество групповых  взаимодействий игроков,  выполнение командой  тактических заданий. Оценивать управленческую деятельность тренера во время игры, правильность и своевременность замен или перестановок во время матча.  То есть,  целый комплекс проблем, который нужно  уметь решать тренеру  оперативно и качественно. 
 
Также тренеры проводят практические тест — занятия. На заключительной сессии слушатели готовят занятие по заданной тематике и проводят его, используя демонстрационную группу или на своих коллегах. 
 
– С 1 апреля начал обучение новый курс, и среди слушателей – Андрей Шевченко. Чего ждете от этого курса? И, возможно, мой вопрос прозвучит наивно, но что можно рассказать человеку с таким опытом? 
 
– Да, Андрей – самый авторитетный футболист в истории отечественного футбола. Это человек, который прошел великолепную школу выдающихся тренеров и достиг максимально возможных результатов – как игрок. От Лобановского до Анчелотти и Моуриньо, вряд ли найдешь еще такого футболиста на постсоветском пространстве. С его футбольным опытом – главное выбрать, как в сказке, правильную дорогу. Мы беседовали с ним и убедились, что у него есть огромное желание стать тренером. Шевченко владеет несколькими языками, может поехать на стажировку в любой клуб. И единственное, что мы можем – это попробовать подсказать ему то направление, двигаясь по которому, он может быстрее освоить уже новую специальность. Потому что одно дело – быть игроком, а другое – тренером. Ведь если сравнивать аллегорически: Андрей знает пищу кухни разных стран, но одно дело – ее кушать, а другое – ее готовить. Он, как игрок, через себя пропустил множество подготовительных сборов, игровых моментов, периодов реабилитации после травм и стрессовых ситуаций — это бесценный опыт. Но, чтобы стать тренером – нужно зачеркнуть в себе игрока и начать другую жизнь. Его заслуги игрока могут помочь ему возглавить любую команду, и каждый президент будет считать за честь пригласить человека с таким именем.  Но чтобы удержаться на вершине и дать результат, нужны тренерские знания и умения, а главное никто не будет ждать! Если Андрей идет на обучение – значит, он хочет и в этой, новой для себя сфере, добиться большого успеха. У него есть возможность стать топ — тренером, способным добиться результата с клубом или сборной и вывести их на новый уровень. Но – все будет зависеть от него, его целеустремленности, восприятия информации, самосовершенствования, и конечно, полученных им тренерских навыков и умений. Наша задача — помочь ему  стать одним из лучших тренеров. 
 
– На примере этой группы, расскажите эскизно, как будет проходить их обучение.
 
– Первый этап – собеседование. Каждый слушатель курса его прошел и с 1 апреля приступил к обучению. Программа обучения предполагает все направления от анатомо-физиологических особенностей организма, психологии, медицины до футбольной теории. Первая сессия (1.04 по 5.04) для группы бывших профессиональных футболистов включала в себя вопросы техники футбола, методики обучения, организации и периодизации учебно-тренировочного процесса, нагрузок в годичном цикле подготовки, отбора футболистов, их психологической подготовки, а также, управление командой во время игры, установка и разбор. Всего 5 сессий включая практику в клубе. Заканчивается обучение 8 ноября.   
 
– Хорошо, тренер получил лицензию и вышел в "большое плавание". Как оценивать его работу в наше циничное время? По уровню зарплаты? По титулам? По затребованности?
 
– Лицензия – это "кусочек картонки", если плавать не умеешь, она тебя не спасет. По-моему, практическую работу тренера можно оценить  тремя критериями: 1) результат команды; 2) рост игроков; 3) качество игры. Если футболистов вызывают в сборные, или покупают клубы более высокого уровня, если вчера еще никому не известный становится звездой, если его команда добивается титулов при зрелищной  игре – тогда, вне сомнения, это хороший специалист. Знаете, когда-то спрашивали:  Почему нет заслуженного тренера Америки? Наверное, там несколько иначе оценивают работу человека, и никакие звания и должности не могут заменить тех знаний и умений, которые есть у человека. Или ты ТРЕНЕР, или…. " Аллах всемогущ, но корова зайца не догонит". Мы, со своей стороны, можем судить об уровне знаний, обучаемости человека, о его стрессоустойчивости, о способности познавать новое и соответствовать современным требованиям. Но оценку тренеру даст только реальная работа, и в этом плане лучший экзаменатор любого специалиста – сам футбол. 
 
Итак, чтобы стать тренером, нужно получить тренерскую лицензию – для работы в детском и аматорском футболе это Лицензия  С, которую может выдать ваша региональная федерация футбола, для перехода на профессиональный уровень – это лицензии УЕФА – В, А и Pro. Между получением каждого вида лицензий нужно работать с командами по несколько лет, через три года после получения любой лицензии полагается пройти переаттестацию. Но главное – это желание самого "кандидата в тренеры" расти и развиваться. В Центре лицензирования ФФУ стараются не просто подготовить специалиста с лицензией, но обучить человека, который в дальнейшем не останавливался бы на достигнутом и совершенствовал свои знания и результаты. Среди тех, кто прошел обучение в Центре – нынешний президент ФФУ Анатолий Коньков, главные тренеры национальной и молодежной сборных Украины Михаил Фоменко и Сергей Ковалец, специалисты из Украины, Голландии, Болгарии, Грузии, Беларуси, России и ряда других стран. В Центре лицензирования мечтают о том, чтобы однажды их выпускник поднял над головой Кубок Лиги чемпионов. А сейчас у них проходит обучение человек, который выигрывал этот трофей в качестве футболиста – заслуженный мастер спорта и обладатель Золотого мяча Андрей Шевченко. 
 
Артур Валерко, Football.ua.