Первая часть материала здесь
 
"Премьер-лига превратилась в обычного организатора чемпионата и не развивается сама, притупив при этом рост клубов, по крайней мере, в финансовом плане"
 
Разница между стабильно низким уровнем жизни в стране и темпами развития в ней футбола рано или поздно должна была заставить последнего сделать шаг назад. Сейчас настало именно такое время. А решение проблемы сегодня если и существует, то вне пределов отечественной Премьер-лиги в ее нынешнем формате.
 
"Ринат Ахметов – мудрый человек, и он говорит о том, что структура, которая не ставит перед собой цель в итоге зарабатывать деньги, всегда мертва. Создание Премьер-лиги – это как раз бизнес-проект", — Вадим Рабинович, 2008 год – год, когда украинская Высшая лига уступила место только что созданной Премьер-лиге.
 
Чего смогла добиться эта структура за 5 лет существования? Немногого. По крайней мере, по сравнению с тем, чего от нее ожидали президенты футбольных клубов. В частности, главными идейными инициаторами тогда выступали Петр Дыминский, Вадим Рабинович и Виталий Данилов. Руководители топ-клубов тоже поддержали эту инициативу. Позиция доброй половины ФК исходила, как кажется, не от понимания того, для чего (для заработка!) создается новая структура, а как попытка увильнуть от так надоевшего многим старшего брата одного из президентов клуба и "конфликта интересов". Если бы было иначе, то от Премьер-лиги несомненно требовали бы большего.
 
Одно время с ней и персонально Виталием Даниловым воевал Вадим Рабинович. Сейчас явное недовольство выражают Карпаты, требующие отчета деятельности от УПЛ. Но большинство уже давно смирилось с тем, что ПЛ превратилась в обычного организатора чемпионата и не развивается сама, притупив при этом рост клубов по крайней мере в финансовом плане. Ею так и не создан единственный телепул, хотя это было приоритетное задание с первых дней создания. Его президента пора объявлять в розыск – он появляется на людях только во время заседаний ФФУ, вице-президентом которой является. Продолжает ли он делать что-то для руководимой им Премьер-лиги? Есть большие сомнения. Как и в том, что эта структура имеет хоть какой-то план развития. Уже и не вспомнить, когда руководители клубов последний раз собирались, чтобы обсудить проблемы, обозначить следующие цели — после тех, которые так и не были достигнуты. Интересно, какие цели вообще были достигнуты? К примеру, деньги за телетрансляции – это не заслуга ПЛ.
 
"Шахтер сыт украинскими реалиями по горло и хочет одного: либо реформирования Премьер-лиги, либо покинуть ее ради объединенного с Россией чемпионата".
 
Поэтому в нынешних условиях каждый из клубов должен думать о том, как заработать, в пределах личного существования – надеяться больше не на кого. Как это сделать? На этот вопрос знают ответ те, кто пытается это делать не на словах. Пытаются далеко не все, а кто пробует, сразу же сталкивается с главной проблемой – разницей между уровнем жизни в стране, который в мировом рейтинге 2012-го года нашел свое место в восьмом десятке, и уровнем чемпионата (значит, футбола в целом!), который по разным рейтингам (в том числе, рейтинге коэффициентов УЕФА) входит в десятку лучших на континенте и наверняка в двадцатку – в мире. Для сравнения, по уровню жизни Ирландия, Австрия, Дания, Швеция входят в топ-15 стран мира, но в футболе все клубы без исключения могут только позавидовать бюджету Шахтера или Динамо. Не удивительно, почему при нынешнем уровне зарплат в Украине Шахтер в год продает в среднем около трех с половиной тысяч футболок и билеты по очень низким ценам – украинцы просто не могут себе позволить тратить деньги на такую роскошь, как футбол, и все, что к нему полагается.
 
Дело вот в чем: убыточный Шахтер, финансируемый одним человеком без каких-либо побуждений экономить, открыто заявляет, что "одним из ключевых аспектов стратегии развития ФК Шахтер является увеличение доходов. Коммерческая деятельность при этом является приоритетной…". Главными статьями дохода клуба долгое время были трансферы и призовые деньги УЕФА. Так, в каждом из пяти сезонов, до сезона 2011/2012 включительно, клуб зарабатывал: 287,5 млн. гривен (из них – за трансферы и призовые от УЕФА – 242 млн.), 279,5 (207), 557,4 (428), 500 (331), 415 (212). Рост прибыли от коммерческой деятельности действительно был все эти годы, и достиг уровня в 203 миллиона в позапрошлом сезоне, что уже практически приравнивалось к сумме, полученной от продаж футболистов и бонусов от УЕФА за участие в еврокубках. Но Премьер-лига (реклама + телеправа) принесли клубу всего 19 миллионов (а в предыдущие 2 года Шахтер получал от УПЛ всего по 4 миллионы гривен). В это же время последняя команда чемпионата Англии, Вулверхэмптон, заработала за позапрошлый сезон на коммерции всего 5 миллионов фунтов, то есть в три раза меньше, чем Шахтер. Но! За теле- и радиовещание Вулвз получили суму в 500 млн. гривен (42 млн. фунтов), то есть больше, чем весь заработок Шахтера. Следовательно, чемпион Украины и постоянный участник Лиги чемпионов, по сравнению с Вулвэрхэмптоном, получает от своей Премьер-лиги сумму в 26 раз меньше. А о каких тогда доходах Волыни, Ильичевца или Зари может идти речь?
 
Конечно, сравнивать несравнимое – украинскую и английские УПЛ невозможно. Но при этом не надо удивляться тому, что донецкий клуб сыт украинскими реалиями по горло и хочет одного: либо реформирования Премьер-лиги, либо покинуть ее ради объединенного с Россией чемпионата.
 
"Если все наши клубы поставят перед собой цель зарабатывать, Премьер-лига в ее нынешнем состоянии и действующим президентом проживет не долго"
 
Условия объединенного чемпионата при действующем регламенте «финансового FairPlayо рентабельности клубов», являются, по сравнению с УПЛ, раем. Так, только за участие в чемпионате всем его участникам полагаются 22 миллиона долларов. Вопрос: исчез ли бы Кривбасс, если бы участвовал в таком чемпионате, получив гарантировано суму, почти вдвое больше собственного бюджета? 370 тысяч долларов за победу, призовые деньги за занятое место и прочие бонусы – этот чемпионат способен реально озолотить. Но этого чемпионата не хотят ни болельщики, ни многие из украинских клубов, ни ФФУ при такой же туманной позиции УЕФА. Следовательно, нужно говорить о формате Премьер-лиги. Ее нынешнее состояние только подталкивает клубы к тому, чтобы соблазниться на деньги ОЧ. Привести пример идеального чемпионата, который имел бы большую интригу и конкуренцию, следовательно, имел бы больший рейтинг и приносил бы больше денег, сложно. Но работать нужно в нескольких направлениях: изучить вопрос сокращения числа участников чемпионата, ввести матчи плей-офф, например, за участие в Лиге Европы и сделать переходные матчи между лигами или тот же плей-офф за право остаться в Премьер-лиге. Так же наши клубы срочно нуждаются в выгодной продаже телеправ, а если будет существовать обещанный руководством УПЛ телепул, сделать это будет намного проще и принесет больше денег.
 
В общем, нужен импульс, новый вектор движения. Потому как санкции от УЕФА последуют уже в сезоне 2013/14:штрафы, снятие очков, невыплата доходов от участия в еврокубках, запрет на заявление новых игроков в соревнованиях под эгидой УЕФА, дисквалификация в текущих соревнованиях и недопуск к участию в них в будущем– это неполный список возможного наказания клубов, не соответствующих критериям безубыточности. Тенденция футбола на примере Шахтера ведь такова: хоть донецкий клуб и начал больше зарабатывать, но и убытки его тоже увеличились (в Европе статья расходов клубов каждый год увеличивается до 10%), ведь идет процесс роста зарплат футболистов (78% — количество клубов Европы, потративших свыше 100% своего дохода на зарплаты в 2011-ом году). Это количество возросло с 73 в 2009-ом году (55 – в 2008 году). В этот показатель входят пять клубов, которые будут участвовать в групповых этапах Лиги чемпионов и лиги Европы УЕФА в этом сезоне.
 
По сути, в условиях монополизации власти и бизнеса в стране, уверенности в том, что условная Говерла или Волынь будут существовать и через два года, быть попросту не может. И даже если не ориентироваться на УЕФА, то ради своего же будущего клубы обязательно должны стараться зарабатывать. Уверен, если все это поймут и поставят перед собой такую цель, Премьер-лига в ее нынешнем состоянии и действующим президентом проживет не долго. Иначе недолго проживут не один, и не два украинских клуба.
 
Анатолий Волков, Football.ua