Как вы оцениваете сегодняшнюю игру вашей команды? Довольны ли вы действиями своих игроков? Подобные вопросы можно услышать практически на каждом флеш-интервью или же прочесть в каком-нибудь отчете о послематчевой пресс-конференции. Журналисты неутомимо продолжают задавать  главным тренерам футбольных команд подобные вопросы, отлично понимая, какой сейчас может последовать ответ. Обычно  в таких  ситуациях выполняется своеобразный ритуал, когда в ответ можно услышать, что-то на подобии: Нет. Сегодня мы выглядели очень плохо. Так играть нельзя. Будем разбираться. Или: Игроки сегодня выполнили все, что мы от них хотели. Я очень доволен сегодняшней игрой.
На этом, как правило, послематчевый ритуал заканчивается. Журналисты выполнили свою работу. Тренеры сделали от себя вынужденное формальное одолжение, после чего в болельщицких кругах начинается бурное обсуждение, посвящённое разбору того или иного матча.
Когда-то давно Валерий Лобановский в соавторстве с Анатолием Зеленцовым, который в Динамо занимал должность руководителя  клубного научно-исследовательского центра, написал книгу "Методологические основы разработки моделей тренировочных занятий". В данной работе частично давался ответ на то, как можно оценить выполненную работу отдельного игрока или команды по прошествии матча:
«Для характеристики деятельности футболистов не­обходимо использовать не один-два интегральных по­казателя, а целый ряд количественных характе­ристик, отражающих разные стороны специальной работоспособности. В совокупности они раскрывают несравненно более достоверную картину работоспособности, так как каждый из них, отличаясь той или иной спецификой, имеет характерные физиологические механизмы, обеспечивающие данный вид дея­тельности, а значит, в большей мере учитываются влияния различных факторов.
В качестве приме­ра можно привести параметры, которые определяют отдельные стороны специальной работоспособности и имеют количественное выражение».
Эти слова могут показаться довольно заумными, но на самом деле в них кроется простая и понятная идея, которая выражается следующей формулой для анализа работоспособности системы (команды) или элемента системы (игрока):
Для характеристики деятельности футболистов не­обходимо использовать не один-два интегральных по­казателя, а целый ряд количественных характе­ристик, отражающих разные стороны специальной работоспособности.
Лобановский и Зеленцов оценивали работоспособность команды и игроков сравнивая фактические показатели ТТД  -А1", А2", ... Аn",  с модельными  — А1А2', ... Аn', где  n- это количество атакующих, оборо­нительных опережающих действий; скорость перемещения во время игры; метраж преодоленного игрового пространства; количество реализованных за­ранее подготовленных тактических действий; показа­тели метаболизма обеспечения выносливости и скорости; уровень сократительной способности мышц и сопротивляемости их утомлению; скорость специ­ального игрового мышления и пр.
Такой метод позволяет выявить сильные и слабые стороны игрока или команды, после чего в дальнейшем выстраивался тренировочный процесс с целью нейтрализации своих слабостей и дальнейшего совершенствования сильных качеств.
На основе этой формулы мы попытались создать аналитический алгоритм. Главная задача, которая ставилась – найти способ определения уровня исполнительского мастерства той или иной команды, выявления слабостей, а также уяснение того прогрессирует ли команда или нет.   
На сайте Football.ua планируется аналитический эксперимент. Для украинской Премьер-лиги, а также для итальянской Серии А будет вестись специальная статистическая рубрика, где будут публиковаться и анализироваться показатели всех команд в украинском и итальянском чемпионатах.
Какие параметры будем использовать для подсчета и откуда мы будем их брать?
Прежде всего, мы будем анализировать количество КАЧЕСТВЕННЫХ показателей, которые характеризуют выполненную работу командой в обороне и атаке.
Статистические данные мы будем брать из аналитических отчетов предоставленных компанией InstatFootball для УПЛ, и данными из сайта whoscored.com для Серии А.
Теперь самое время перейти к рассмотрению выбранных параметров. Прежде всего, мы старались сделать алгоритм подсчета максимально простым и понятным. Дабы не придумывать велосипед мы воспользовались опытом профессиональных аналитиков, которые потратили немало времени на то, чтобы определить те параметры, которые наилучшим образом отображают уровень игры той или иной команды.
Не так давно, футбольный клуб Рубин издал удивительную книгу, автором которой стал руководитель научной группы казанского клуба Черепанов Павел Петрович. Методическая разработка называется «Теория и практика в подготовке команды мастеров». В своей книге Черепанов поделился многолетним опытом по тактической, физической и психологической подготовке футбольных команд, также в его работе очень много внимания уделяется статическому анализу. Ниже приведен отрывок из книги:
«Какого уровня подготовки, мастерства  нужно достичь, чтобы с достаточной долей уверенности рассчитывать на желаемый спортивный результат?
Ответ на этот вопрос и есть одна из основных задач этой книги. Для этого нужно определить модельные показатели уровня мастерства, отражающие отдельные виды подготовки. Понятно, что модельные показатели для команды 2 лиги будут отличаться от аналогичных показателей, например, команды 1 лиги, а тем более от показателей команд Премьер-лиги.
Необходимо отметить, что  для  конструктивного ответа на  вопрос о уровне мастерства, уровень подготовки должен характеризоваться количественно. По этому поводу  очень  емко  сказал  В.  Лобановский:«В футболе можно выполнить только то, что поддается измерению». Поэтому в практике используются методики, в которых  уровень мастерства,  учитывая  его  многофакторную  структуру,  оценивается по количественным  показателям, которые  характеризуют  отдельные  виды подготовки».
Таким образом, Черепанов утверждает, что уровень мастерства можно оценить с помощью количественных показателей. Как указывалось раньше, в основу нашего алгоритма положен подсчет  качественных параметров.
Def (defense) – это первый параметр, который будет характеризовать командную игру в обороне, и равняется он сумме удачных отборов и перехватов, которые выполнила команда за матч.
Черепанов: «Для того чтобы изучить какое-то явление бывает достаточно выделить одно из основных  качеств и найти его количественную характеристику. Например, важной  характеристикой успешности оборонительных  действий является количество отборов и перехватов мяча. Команда, которая вступает в борьбу за мяч 90-100 раз за игру и выигрывает не менее  60%  единоборств, как правило, не проигрывает».    
Att(attaсk) – параметр, который отображает командную игру в атаке. Он равняется сумме точных обостряющих  и острых передач для анализа на основе InstatFootball и сумме keypasses(ключевых передач) и accuratethroughballs (точные проникающие передачи) для анализа на основе статистики от whoscored.com
Тут сразу нужно отметить, что определение этих четырёх типов передач отличается между собой.
Определения Instatfootball:
Обостряющая передача - пас партнеру, «отрезающий» целую линию обороны соперника (3 и более футболиста), в активной фазе атаки.
Острая передача - пас партнеру в голевое положение (выход один на один, положение перед пустыми воротами и так далее).
Определения Whoscored:
Accurate through ball — An attempted/accurate pass between opposition players in their defensive line to find an onrushing teammate (running through on goal)
Key passes — The final pass leading to a shot at goal from a teammate
Если определение обостряющих передач и «accuratethroughballs» чем-то похожи, то острая передача и keypassesимеют принципиальное различие. Острая передача, образно говоря, — это пас создающий практически 100% голевой момент, тогда, как keypasses– это всего лишь пас, после которого наносится удар по воротам соперника.
Черепанов отмечает, что важнейшим параметром для определения уровня командных взаимодействий в атаке является количество выполненных передач в активно выгодную позицию:
«В  большинстве видов спорта именно скорость соревновательного упражнения является определяющим фактором в достижении высокого спортивного результата. Ниже будет показано, что скорость атакующих действий в футболе определяется на основе количественных показателей,  так называемых передач в активно выгодную позицию (передача в АВП) при ведении атакующих действий на половине поля соперника. Умение выполнять эти передачи в определенном количестве и с достаточной точностью тесто связано с результатом в соревнований
 Скорость  коллективных  атакующих  действий  определяется  по  общему  количеству  и  точности  выполненных   передач  в  АВП,  сделанных   на чужой половине поля.  При  этом  игрок, которому  адресована  передача  в  АВП   двигался  на  скорости  до  приема  мяча в  любом  направлении, но  после    приема мяча продолжил   движение  с  ним  на  скорости в  сторону  ворот   соперника. 
Точная передача сделана в АВП, если одновременно выполняются следующие условия:
1) игрок, которому направлена передача, движется на скорости в момент или до передачи мяча,
2)в момент приема мяча  или  при  ударе  в  ворота  соперника,
3)после приема мяча продолжает движение на скорости в сторону ворот соперника,
4) при стандартах первая передача, даже если она в АВП, не учитывается».
К сожалению, в статистике от InstatFootball и whoscored не приводится количественные данные по передачам в активно выгодную позицию, но так обостряющие, острые, а также keypasses и accuratethroughballs ближе всего по смыслу подходят к передачам в АВП, то для подсчета атакующего параметра Attбыли выбраны именно они.
Многие теоретики, в том числе и  Черепанов, отмечает важность соотношения передач, которые направлены на обострение игры к общему количеству выполненных передач за матч. Это некий параметр, который показывает какую пользу извлекает команда от владения мячом. Такой параметр мы также можем, и будем использовать:
%AP- процент атакующих передач.
Для статистики InstatFootballформула подсчета имеет следующий вид:
%AP= [(точные обостряющие + точные острые)/Суммарное количество передач ,включая неточные]*100%
Для статистики whoscored:
%AP= [(key passes + accurate through balls)/Passes] *100%
Четвертый параметр довольно простой и понятный – это количество забитых голов за матч (Goals)
На базе этих четырех параметров проводилось тестирование на множестве матчей. В процессе возникли трудности с оценкой  действий таких команд, которые много атаковали ( высокий параметр Att), но так и не смогли забить, что иногда приводило к поражениям.  
Чтобы как-то описать это явление, было испробовано несколько вариантов различных эмпирических формул. В конечном итоге в алгоритм был введен параметр под названием индекс атакующей реализации. В формуле он будет обозначаться IAR. Вычисляется он следующим образом:
Для статистики InstatFootball– IAR= Att*голы/удары   
Для статистики whoscored.com – IAR=Att*goals/shots    
Как можно заметить, на данный параметр влияет атакующий параметр Attи количество голов, которые  конвертировались из общего количества ударов. Если команда не забивает ни одного мяча в матче, то её индекс атакующей реализации равняется нулю.
Для того, чтобы подсчитать качественную работу TW(teamwork), которую выполнила та или иная команда нам ещё нужно задаться такими модельными показателями, как Def(m), Att(m), %AP(m), IAR(m), Goals(m).
Подставляем наши параметры в формулу Лобановского-Зеленцова, и получаем :
Умножение на 100 выполнено только с целью лучшего визуального восприятия результата. Фактические показатели, как правило, практически всегда, меньше модельных, из-за этого результат TWбудет меньше 1. Чтобы этого избежать и выполняется условное умножение на 100.  
Почему использовались только 5 параметров? Дело в том, что мы стремились избавиться от статистического шума. Конечно, можно также вводить в алгоритм  подборы, верховые единоборства, процент брака в ТТД, процент точных передач, конструктивные и подготовительные передачи, но нужно понимать, что каждый новый параметр будет «приглушать» значение избранных нами 5 параметров. Как уже упоминалось, мы стремились к простоте и ясности, и для этого мы постарались отобрать только самые важные параметры, которые, на наш взгляд, имеют ключевое значение для анализа выполненной командной работы в обороне и атаке.
По данной методике были проанализированы все матчи в первых четырёх турах в УПЛ. Ниже в табличной форме вы можете увидеть условный рейтинг команд по среднему значению объема выполненной командной работы TW:
Как можно заметить, в таблице указаны ещё два параметра Errors и TW+/-
Errors– это количество необязательных ошибок. Для статистики InstatFootballэтот показатель равняется сумме неточных подготовительных передач и неудачных обработок мяча. Для whoscored данный показатель равняется значениюTurnovers (Loss of possession due to a mistake/poor control). В расчетах необязательные ошибки не учитываются, а служат лишь вспомогательным показателем.
Для уяснения того, что такое TW+/-, рассмотрим пример на  результатах анализа  матча Шахтер-Динамо:
Для Шахтера TW+/- =36,3-21,6=14,7, а для Динамо соответственно TW+/-= 21,6-36,3= -14,7.
Во второй части мы рассмотрим больше конкретных примеров для лучшего понимания того, что может показать этот метод аналитической обработки, и как он взаимосвязан с результатами в матчах. 
Полиграф, специально для Football.ua