"75, 80, а то и 90 процентов игроков нашей команды должны быть украинцами "
 
- Вячеслав Викторович, в чем Говерла, на ваш взгляд, нуждается в первую очередь, чтобы сохранить шестиочковое преимущество над Металлургом и Таврией, а, может, и развить его? Ведь, похоже, запорожцы  и Таврия зимой существенно усилят составы.
 
- По поводу наших конкурентов, вы правы. В том, что Металлург и Таврия усилятся, я даже не сомневаюсь. Опять же – нужно реально смотреть на вещи. В Запорожье я работал, и знаю, что в этом городе очень любят футбол, там есть хорошая инфраструктура, отличный стадион, болельщики, здорово работает академия, ведь клуб практически каждый год продает своих воспитанников в топ-клубы страны. Приход опытного и квалифицированного тренера, коим является Олег Таран, также даст своей всплеск. Да и при Пучкове, на мой взгляд, команда также играла интересно. Что касается Таврии, то в ее составе есть очень высококлассные футболисты: Калиниченко и Назаренко, вратарь сборной Сербии Кахриман, тунисский сборник Буссаиди и другие ребята. Уверен, что зимой оба клуба серьезно усилятся, так как никто не хочет покидать Премьер-лигу. Нам действительно будет непросто, тем более что вторую часть чемпионата начинаем именно в Запорожье. Мы начинали этот год игрой за шесть очков против Таврии, и начинать будем таким же важным поединком. Что необходимо сделать в первую очередь? Необходимо сохранить ведущих игроков, а это не всегда бывает просто – некоторые у нас находятся в аренде, а некоторые имеют другие предложения. Нам нужно взять игроков, которые создали бы конкуренцию или усилили бы команду на определенных позициях. Нас ждет непростая работа, ведь кто-то из ребят, которые мало играет и их это не устраивает, захочет покинуть команду, например, уйдя в аренду, кто-то может перейти в другой клуб, а кто-то не устраивает и нас по игре. Поэтому если мы найдем ряд сильных игроков, то некоторых футболистов из нынешнего состава мы весной не увидим в Ужгороде.
 
- Когда вы приходили в Говерлу, сразу же заявили, что вам нравится работать с талантливой молодежью, и в клуб сразу же пришли Балашов, Люлька, Буяльский, Морозенко, Тащи, Бабырь, Акулинин (хоть и их судьбы в команде были очень разные). Вы не опасаетесь, что в попытке воспитать молодежь, да еще и арендованную, Говерла может в конечном итоге поплатиться с точки зрения результатов?
 
- С молодежью обычно не решаются серьезные дела. Поэтому костяк команды будут составлять опытные и проверенные футболисты. А молодые футболисты должны расти рядом с ними. Могу сказать, что за последние дни мы просмотрели около сорока игроков из Украины. Кто-то приезжал, кто-то уезжал, но смотрели игроков группами. Мало того, после матча с Таврией мы остались на неделю продолжать работать, и, не афишируя этого, собрали ведущих игроков первой лиги. Не всех, конечно, ведь некоторые на контрактах, и некоторые клубы не дали нам такую возможность, по остальным же мы собрали информацию (кому-то сейчас даже не понадобится дополнительный просмотр), и ряд из них получили возможность поехать с нами на первый тренировочный сбор. Это как Х-фактор, в котором есть предварительный просмотр, а лучше попадают в тренировочный лагерь.
 
- Все эти игроки – украинцы?
 
- Да. Мы не смотрели иностранцев, потому что я хотел бы, чтобы костяк составляли украинские футболисты. 75, 80, а то и 90 процентов игроков нашей команды, по моей задумке, должны быть украинцами. А если будут легионеры, то они должны быть такого уровня, как Кочиш, Никулае – такие иностранцы мне интересны. Я сторонник того, чтобы вместо средних по уровню легионеров играл средние по уровню украинцы. Последних можно еще подтянуть до более высокого уровня, а легионер, уже придя в Украину, должен быть сильнее, иначе нет смысла его брать. Действительно, молодежью мы играть не будем, но группу молодых футболистов все равно возьмем. Мне интересно с ними работать, потому что у них горят глаза, и они еще хотят чего-то достичь.
 
"Оказалось, что Пуканыч не может считаться воспитанником местного футбола, и будет занимать место одного из 21-го футболиста в заявке "А""
 
- Последний матч первой части чемпионата против Таврии был грандиозно важным для двух клубов. Если в составе симферопольцев с первых минут на поле вышли Аксенов и Ярчук, а на замену – Приходной, Павленко и Мельник, то в составе Говерлы из всех упомянутых ранее молодых игроков появился только Буяльский, да и то – вышел на замену. Это и была дань опыту?
 
- В целом, да. Но невыход некоторых игроков было стечением обстоятельств.  Люлька и Акулинин у нас давно болеют, и они не имели возможности играть. Балашов в последнее время потерял место в составе. Дело в том, что и Буяльский, и Кочиш, и Лысенко, и Трухин выглядели предпочтительней Виталия. Морозенко так же лечится. Я в паспорт обычно не смотрю, но все равно такие матчи обычно играют опытные ребята. Они не дрогнут даже в таких матчах. А возле них легче и молодым. В целом, я очень рад, что нам удалось взять 6 очков в матчах против Таврии. Это очень важно для нас.
 
- Если говорить о кадровом потенциале команды, скажите: насколько необходимым было для вас приглашение летом 20 новых футболистов? По каким причинам вы пошли на такой шаг, практически полностью обновив команду, и оправдал ли он себя?
 
- Было несколько аспектов. Приглашение нового тренера всегда влечет за собой изменение некоторых приоритетов: это касается и системы игры, и заключения контрактов, и окончания аренд. Была определенная стратегия и конкретных агентов, которые делали все, чтобы их клиентов не было в нашей команде. То есть, было много моментов, но они есть во всех клубах, просто не все тренеры об этом говорят. Были и другие сложности, ведь кто-то из игроков уходил из команды не очень красиво, а кто-то до сих пор обижен на Говерлу. Но для меня важным было взять игроков, которые не будут считать Говерлу временной командой. Я хотел видеть игроков, которые хотят себя проявить. Поэтому что касается Люльки, Буяльского, Морозенко, у меня не было никаких проблем с ними. Я хотел взять и Макаренко, вел разговор с ним, но возможность участия в еврокубках это, безусловно, выше, и я понимаю его. Я рад, что парень очень хорошо сейчас себя проявляет. Хотел я взять и Болбата с донецкого Шахтера, но он перешел в Металлург. И я тоже понимаю его, ведь в Донецке он может быть ближе к Шахтеру. Мы хотели взять и некоторых игроков из дубля Днепра, но они отдали предпочтение дублю, не захотев переезжать в Ужгород. Взяли также Балашова из Черноморца, Тащи из московского Динамо. Начали искать всех местных воспитанников. Мы рассчитывали, что Миша Кополовец станет одним из лидеров команды, но не все так просто. Наверное, требуется больше времени. Он вернулся в команду уже не в том статусе. Он не был игроком стартового состава Карпат на протяжении последних лет. Трухин был лидером команды по системе гол + пас в прошлом чемпионате, и был любимцем публики, он прилично начал чемпионат, и не было смысла что-то менять, ведь от добра добро не ищут. Поэтому все дело в конкуренции. Тем более, потом добавился и Буяльский, Кочиш. Конкуренция возросла, поэтому и Кополовец, и Балашов – игроки хорошего уровня, но все зависит от конкуренции.
 
- Как так получилось, что еще несколько новичков остались практически без игровой практики? Имею в виду Тащи, Цурри, Пуканыча. Двое последних сразу же после прихода выходили в стартовом составе, а потом оказалось, что оба тренируются с дублем из-за плохой физической формы.
 
- Боря Тащи – очень способный футболист.  Но ему тяжело попасть в эту обойму, которая поопытнее. Пришел Кочиш – игрок сборной Румынии, с которым всем очень сложно конкурировать. Балафас и Райчевич – тоже более опытные футболисты, так что Тащи тяжело было попасть в эту систему игры. Он здорово играл за дубль, тренируясь с первым составом. Но ситуация с ним такая: он перерос дубль, но не дорос до уровня первой команды. Нужно время и терпение. Будем садиться, разговаривать, как нам двигаться дальше.
 
- Пуканыч
 
- Что касается Пуканыча, то никто не говорил, что он в плохой физической форме. Дело в том, что мы искали местных футболистов. И все думали, что Пуканыч – воспитанник Говерлы. Когда мы договорились с Ильичевцем, футболистом, и все уже решили, заявив его на сезон, оказалось, что Адриан родился здесь, но юридически не может считаться воспитанником местного футбола, и будет занимать место одного из 21 футболиста в заявке "А". А нам это не нужно. Нам нужно было заявлять игроков другого уровня: как Кочиш, Никулае, остальных. В числе четырех местных воспитанников были заявлены Надь, Кополовец, Микуляк. И мы думали, что четвертым станет Пуканыч. Но раз сложилась такая ситуация, мы парню честно сказали: "Извини, но мы хотели взять местного футболиста. А как не местный, ты нам не подходишь". Тем более, из-за отсутствия нападающего мы вынуждены были перевести в нападение Ле Таллека, который два года играл опорного полузащитника. Когда же пришли Никулае и Савич, мы уже смогли перевести француза на его обычную позицию в опорную зону (и два последних матча первой части он провел именно на этой позиции, и я остался доволен его игрой), и конкуренция там только возросла.
 
- Осталось резюмировать ситуацию с Цурри.
 
- Это хороший квалифицированный футболист. Но я в очередной раз убеждаюсь в том, что если футболист поиграл за границей, и заработал там денег, связываться здесь с ним не стоит. Максимально выкладываться, и максимального рвения на тренировках и в играх у него не будет – такой игрок начинает действовать не за счет скорости, а только за счет, как ему кажется, класса. А этого уже мало. Напрягаться такие игроки уже не хотят. Да и когда он занимался открытием визы, он не очень-то торопился присоединиться к нам, а мы настраивались на то, что он будет готов, мы рассчитывали, что он будет играть. А когда Цурри приехал, готов он не был. И рвения подготовиться и стать одним из лидеров команды у него не было. Поэтому мы честно поговорили и я ему сказал: "Извини, но я не вижу, чтобы ты хотел привести себя в хорошие кондиции, и не вижу, что ты приехал для того, чтобы максимально помочь команде. Закарпатье не то место, где можно приезжать отдыхать. Этим нужно заниматься в санаториях". И поэтому я перевел его в дубль. Он говорил, мол, "дайте мне еще месяц, я наберу форму". Но я ему сказал, что через месяц меня уже могут снять, и ждать столько я не могу.
 
"Если, дай Бог, команда останется в Премьер-лиге по итогам нынешнего сезона, я буду считать, что все мы проделали большую, успешную работу"
 
- В прошлом сезоне у Говерлы было два вратаря, которых было принято считать равноценными, и которых, вроде как, хватало и качественно, и количественно. Но вы пригласили еще и Чурилова, который неожиданно сыграл несколько матчей.
 
- Да, с приходом Чурилова у нас появилось три вратаря очень хорошего уровня. Я был сторонником того, чтобы было именно три вратаря. И, если вы помните, в первой же игре против Шахтера, буквально на пятой минуте, травмировался Бабенко, и Саше Чурилову пришлось с листа сыграть сразу в Премьер-лиге, да еще и против чемпиона. И он очень здорово сыграл. И не забывайте, что в это время у нас еще и Надь был травмирован. Сталкиваясь с подобным, я считаю, что в команде должно быть три голкипера.
 
- Какие главные проблемы команды с составом?
 
- У нас проблемы с обороной, и мы их не решили. Например, выпал Люлька, и у нас больше не было правого защитника. Пришлось центрального защитника Ороса переводить на фланг. У нас не хватало скорости в центре обороны. Я ребятам говорил о том, что у нас нет быстрого, реактивного центрбека. И мы сейчас занимаемся в первую очередь поиском игроков в оборону. Пока мы не найдем защитников таким образом, чтобы на каждую позицию у нас было по два игрока, мы не перейдем к другим позициям. Это нас интересует в первую очередь.
 
 - Не секрет, что задача Говерлы на сезон – остаться в Премьер-лиге. Насколько вы сейчас спокойны и уверены в том, что работа, проделанная в первой части чемпионата, позволит выполнить эту задачу?
 
- Откровенно говоря, выполнить эту задачу и оставить Говерлу в Премьерг-лиге будет очень сложно. Есть много очевидных проблем. Сам по себе Ужгород – совсем небольшой город, и внимание футболу в этом крае уделяет только семья Шуфричей, а хотелось, чтобы и другие люди вкладывали свои средства в развитие футбола. На данный момент, у Говерлы и вообще в городе есть проблемы с инфраструктурой, большие проблемы в детско-юношеском футболе, я не вижу молодых, талантливых игроков, не построена пирамида. Здесь нужно создавать серьезную инфраструктуру, учебно-тренировочную базу с комплексом полей, на которой занимались бы и первая команда, и дубль. Нужно создать академию и научить работать детских тренеров, отправив их на стажировку в Голландию, Италию, Испанию, Францию, Германию, Англию. Нужно вкладывать деньги и смотреть в перспективу. Сохранение прописки в Премьер-лиге является нашей прерогативой еще и для того, чтобы сберечь молодежную команду, которая может существовать только при условиях участия в высшем дивизионе. Нам нужна и команда U-19, для того, чтобы развивались молодые закарпатские парни. Сегодня нужно всем сообща работать над созданием команды Премьер-лиги.
 
- Судя по вашим словам, это – задача не из легких.
 
- Это очень сложно сделать. По сути, нужно создать новую команду, клуб. Например, я понимаю игроков, которые воспринимают сейчас Говерлу как временное убежище, а не перспективу на будущее. И это – к моему огромному сожалению, потому что хотелось бы, чтобы игроки связывали себя с клубом долгосрочными контрактами. Уже есть футболисты, которые подписывают с нами контракты на два-три года, но их мало. Хотелось бы большей стабильности, но этого тяжело достичь за тот короткий промежуток времени, который я работаю в Говерле. Есть свои нюансы развития футбола в Закарпатье. Поэтому я реально смотрю на вещи. Если, дай Бог, команда останется в Премьер-лиге по итогам нынешнего сезона, я буду считать, что все мы проделали большую, успешную работу.
 
Анатолий Волков, Football.ua
 
P.S. По просьбе Вячеслава Викторовича Грозного, комментарии к интервью будут отключены администрацией сайта.