Ощущение чего-то значимого, чего-то такого, что может в корне изменить судьбу украинского футбола, появилось уже на дальних подступах к отелю с неславянским названием, в котором (отеле, знамо дело) и собирались в очередной раз избрать президента украинской футбольной Премьер-лиги. Например, на станции метро Золотые ворота закрыли ближайший к этой самой гостинице выход. Наверное, чтобы проверить всех желающих пронаблюдать сие действо на выносливость. А желающих ожидалось великое множество – во всяком случае, приглашались даже болельщики.

Ни одного, правда, так и не пришло. За исключением какого-то загадочного мужичка, который уже после окончания выборов спросил у вашего покорного слуги, кивая на блондина, раздающего комментарии: "А это кто такой?". Узнав, что это генеральный директор Шахтера Сергей Палкин, незнакомец задал следующий уточняющий вопрос: "А что, Шахтер играет с кем-то? Или проездом в Киеве?" После объяснения ситуации я не стал ждать третьего вопроса и поспешно ретировался.

А, знаете, есть что-то в этом такое символическое. Олицетворение интереса пересичного украинца к украинскому же футболу. Это мы тут ловим каждое слово из уст президентов клуба, обрываем телефоны, чтобы первее конкурентов повесить новость об избрании – а по улицам столицы (да и не только столицы) ходят люди, которым на все это глубоко наплевать. И людей этих во много раз больше, чем тех, кто сегодня сидел и ждал, чем же закончится эта мыльная опера под названием Избрание президента УПЛ.

Да и с метро я вас обманул. На самом деле там просто ремонтируют эскалатор. Хотя, наверное, это даже лучше – значит, что-то делается в столице, несмотря ни на какие парламенты, президентов, премьер-министров, мэров и прочих государственных мужей.

Кстати, о мэре. Точнее, о его сыне – который как бы является президентом одного из клубов УПЛ. Словосочетание "как бы" в отношении Арсенала совершенно не случайно – так как до сих пор непонятно, кто там кому чего. Вот попробуйте на официальном сайте клуба найти информацию о руководстве. Будете приятно удивлены. Но это так, к слову. Нас же Сын Милосердова (да простится мне эта наглая цитата из гениальнейшего произведения советского кинематографа) интересовал по той простой причине, что ему надо было голосовать.

Или не голосовать. Или не ему. В общем, кому-то Арсенал надо было представлять. Как и остальным 15-ти клубам. Выборы, ёлки! В этот раз уже окончательные и бесповоротные – ибо дальше тянуть просто некогда. Там и сезон начинается, и Коломойский грозился в суд подать. В общем, "последний и решающий бой", как ни крути.

Да, и о Коломойском. По дороге до места дислокации мы с Игорем Бойко пришли к выводу, что самым главным событием всего мероприятия должен стать приезд именно этого персонажа. Или не приезд. Если прибудет Игорь Валерьевич – значит, победа будет за его протеже. Не явится – стало быть, нечего Рабиновичу ловить.

Как вы понимаете, Коломойский не приехал. Вместе с ним не было Суркиса, представителей еще двух приближенных к ИВК клубов и – Ярославского. В чем, наверное, не сомневался почти никто. Такая "дружба", как у владельца Металлиста и Виталия Данилова, она же не стареет.

Зато был Рабинович. В отличие от всех остальных членов "збіговиська" (думал-думал, каким бы приличным словом заменить…), Вадим Зиновьевич любит и умеет говорить много, красиво и эффектно. Вот и в этот раз. Сотрясая в воздухе бумагами, Рабинович сходу заявил, что все это мероприятие нелегитимно. Вот, мол, у меня решение, где написано, что должны присутствовать – и голосовать - только президенты. Поскольку как минимум гендиректор Шахтера Сергей Палкин присутствовал – сами понимаете, согласено бумагам ВЗРа, выборы отменялись. Наверное, поэтому экс-владелец Арсенала и заявил, что прибыл не для того, чтобы избираться, а посмотреть, много ли честных людей будет на собрании. Судя по тому, что никого из "его" клубов не было, честные люди отсутствовали.

Разумеется, журналисты не остались без десерта. Оказывается, уже экс-кандидат имел интересное предложение. Даже целых два: в два раза уменьшить заявочные взносы клубоа и уволить из штата УПЛ всех, у кого зарплата больше 3 тысяч гривен. Я, конечно, не Рабинович, у меня в руках не было зарплатной ведомости Премьер-лиги, но сдается, что осталась бы одна уборщица. Ну, и еще человек пять, семь от силы. Неплохой старт, не находите? Любопытно, каким макаром Вадим Зиновьевич собирался после этого нанимать людей на работу…

Впрочем, нам ли не знать, что такое – заявления Рабиновича. Поэтому мы с Игорем, как и все присутствующие, дружно хохотнули и забыли. А вот настроения рабиновичского не забыли. Так же, как и улыбки на лице прошагавшего в отель Данилова. "Все потом, после собрания", - весело отмахнулся тогда еще и.о. президента от назойливой прессы. Оболонец Александр Слободян же поддался на уговоры и ответил на пару вопросов. Например, заявил, что будет поддерживать того, кого выберет большинство. "Я из большинства, на таких, как я, все держится!" (Ну никуда от этого Гаража не деться) А одной из главных украинских футбольных проблем премьерлиговый неофит – раньше просто в вышке играли – назвал нечестных футбольных чиновников. Напомнив, кстати, что его команда три года не могла выйти в элиту, причем не по своей вине. Мне одному показалось, что был мягкий такой кивок в адрес ФФУ? И что Слободян явно собирался голосовать за Данилова – абы не за того, за кого Суркис?

Как вы уже догадались, от Шахтера был Сергей Палкин. Тот сразу взял быка за рога: "Будут 11 клубов, поэтому надеюсь, что выборы состоятся. А не состоятся, назначим другие. А Рабинович плохо читает устав – там черным по белому сказано, что, например, я, как гендиректор клуба, имею право представлять Шахтер на любом уровне. И вообще, у Рабиновича нет программы". А по поводу возможного иска в суд (позвольте не напоминать, чьего) Палкин сказал просто и совершенно справедливо – нам, футбольной организации, "цивильные" суды не указ. И с этим, извините, не поспоришь – ибо таки да, есть соответствующие футбольные и общеспортивные инстанции, которые и только которые имеют право. В противном случае… Ну, до "противного случая" не хотелось бы дожить.

После общения с прессой Палкин пошел общаться со своим черноморским коллегой Олегом Марусом – видимо, обсуждали программу оставшегося кандидата. А вот Марина Букаева, которая впервые присутствовала на таком собрании (а собрание, в свою очередь, прошло при участии представительницы прекрасной половины человечества), прямо заявила, за кого будет голосовать. Вы уже угадали, что за Данилова?

Два Бойко отметились интересными высказываниями. Наш, который Игорь, решил поиграть в нострадамусы: "Если сегодня таки изберут президента, и им будет не Рабинович – жди в ближайшее время экстренного заседания Исполкома ФФУ". А мариупольский, который Владимир Семенович, считает, как оказалось, что вернуть главный футбольный дивизион под крыло ФФУ – нормальный и правильный вариант. Ага, и пошел при этом голосовать за Данилова.

Ну, руководитель Ильичевца вообще интересный дядька. Картина маслом – идет такой себе пожилой мужик, явно рабочей наружности, в скромненьком сереньком пиждачке, ворот рубашки расстегнут, никакого галстука и в помине нет, в кармане рубашки пачка сигарет. В жизни не скажете, что миллионер и владелец половины Мариуполя. Если не видеть, из какого Мерседеса этот пожилой мужик выходил. А еще Бойко отметился эффетным выходом. Представьте: томящиеся в ожидании решения журналисты, завидев появившегося на пороге отеля мариупольчанина, набрасываются на того всей толпой – а тот удивленно заявляет "Да я ж только покурить вышел!"

И потом, в процессе общения Владимир Семенович несколько раз порадовал журналистский народ неожиданными заявлениями. Как вам, например, такое – "Я вообще хотел, чтобы Ильичевец вылетел из высшей лиги. Но получилось так, что остались". А? Красиво же сказано. И, судя по всему, правдиво. Доводилось мне раньше такое слышать, причем от совершенно разных людей, что Бойко особой любви к профессиональному футболу не испытывает. Вот детский его куда больше интересует. Может, оно и правда лучше – если человек не имеет своего шкурного интереса (из-за которого все эти "конфликты интересов"), как некоторые? Хотя не так прост, Владимир Семенович, каким пытается казаться, ой не так…

В процессе ожидания мы с Игорем попытались поиграть в воображаемые выборы. "Четверка Коломойского" явно отпадала, не прибывший Металлист, разумеется, тоже. А вот дальше… Вот Закарпатье: вроде как Шуфрич в друзьях и партнерах Суркисов ходил, но сейчас в одной партии с Ахметовым – куда его записать? А Таруту, который чуть ли не единственный в Донбассе, кто может иметь отличное от РЛА мнение? Или Дыминский, от которого не знаешь, чего ждать в любой момент? А Таврия, которая игроков в Днепр продает – мало ли чего за этим стоит. А запорожский Металлург - вообще сплошная загадка.

По остальным участникам вопросов практически не было, поэтому как минимум девять голосов "за" набиралось. Так что сотрудникам УПЛ за свои зарплаты бояться не приходилось. А уж когда Рабинович, после долгих разговоров в холле с Даниловым и еще несколькими товарищами (мною был опознан господин Головко из Арсенала рабиновичских времен), отправился восвояси, и вовсе вопросы отпали сами собой. Осталось только два – "когда?" и "сколько?". Совещались господа президенты и сочувствующие долго, а итогом стало единогласное решение. Кстати, Владимир Бойко и сообщил – во время перекура.

Дальше было все, как всегда – победители выходили, раздавали комментарии. Букаева, видимо, наслушавшись своих более опытных коллег (причем даже из противоположного лагеря – не так давно Игорь Суркис отметился подобным высказыванием), заявила, что "человек западной формации" не способен управлять украинской лигой. Это не о Рабиновиче, разумеется, а о том загадочном Крисе Вертсе, который то ли был на выборах, то ли не был. Кстати, Сергей Палкин его похвалил даже, после того, как Данилова избрали. Мол, хорошая программа, но не проголосовали за него. Так я не понял, он как, снимался, вообще не в курсе был или где? Ох, уж этот украинский футбол...

А еще гендиректор Шахтера не преминул уколоть Рабиновича, еще раз напомнив об отсутствии у того какой-либо программы – кроме разве что семечки перед стадионом продавать и таким нехитрым образом повышать рыночную стоимость украинского элитного дивизиона.

Данилов же, как мне показалось, улыбался даже меньше, чем перед началом своего избрания. Наговорил, разумеется, кучу приличествующих фраз, в которых информации – ноль. А вот то, что все остальные вопросы – например, размер заявочного взноса – не рассматривали, отложив на потом. Понятное дело, без "отказников" не хотели их же деньги делить. Но почему ж у нас так – главное выбрать, а что там дальше, это уже никого не интересует. Как будто на выборах все заканчивается. Нет, господа хорошие, теперь все только начинается.

И в кадровом плане тоже. Наверняка проигравшая пятерка (ну, пусть четверка – у Металлиста особый случай) так этого не оставит. Вон Рабинович, говорят, заради поста президента УПЛ Арсеналом пожертвовал. А теперь что – и без кресла, и без клуба? Да и заявлениями о судебных исках просто так не бросаются. Во всяком случае, люди масштаба Коломойского. Так что – продолжение следует?

О, а знаете, кого мне Данилов напомнил? Наполеона! Как это – почему? Вспомните, как тот к власти приходил. Период так называемого Консулата: сначала было три консула (Данилов, Дыминский, Рабинович), потом власть фактически перешла в руки одного Бонапарта (и.о. президента), а потом уже и формально. Ничего себе параллели, правда?

А еще интересно, куда же сразу после отказа от баллотирования в президенты поехал Рабинович? Арсенал отбирать – или палатки на Майдане ставить, акции протеста устраивать? Насчет клуба не в курсе, а на Майдан добросовестно спустились. Никаких палаток не наблюдалось. Впрочем, в 2004-м все на следующий день началось, если мне память не изменяет. Так что время еще есть. Кто завтра будет мимо центральной площади страны проезжать – посмотрите, нет ли там никаких митингов, расскажете потом:-). Ага, смеюсь, издеваюсь. А что еще остается делать? Хоть президента выбрали – какой-то прогресс. Ах да, он же еще пообещал зарплаты своим сотрудникам урезать. Наверное, не так, как его несостоявшийся конкурент – но тоже интересно. Новая фишка, оказывается, у наших футбольных господ – кто круче обрезание… простите, урезание сделает.

Интересно только, когда начнут деньги на футболе зарабатывать. И как. Об этом почему-то упорно молчат. Что ж, жираф большой, ему виднее. А если большой да еще и легитимно избранный…

Владимир Мыленко, специально для Football.ua

Фото Ильи Хохлова, Football.ua