Наставник харьковчан сумел привить команде стабильную и добротную по украинским меркам (а это немало) игру, приносящую успех не только на внутренней арене. Пожалуй, именно клубные успехи сделали этого тренера сначала претендентом на роль наставника сборной Украины, а потом помогли и утвердиться в данной должности.

– Мирон Богданович, закончился 19-й Эпицентр Чемпионат Украины в Премьер-лиге. Каким он получился для вашей команды?

– В целом, неплохим, но каким-то нецелостным. Были хорошие матчи, но иногда чего-то не хватало. На то существуют объективные и субъективные причины. Наверное, футболисты в целом стали старше, команда опытная, и ей не хватает свежей крови. Особенно середина поля у нас требует обновления, поэтому в отдельных поединках не было того движения, которое хотелось бы видеть. Но за счет сыгранности, морально-волевых качеств остались на том же месте. А наиболее ощутимый удар постиг нас в Лиге Европы. Полгода это невозможно было забыть, но зато есть стимул для работы на следующий сезон, чтобы не обжечься на тех же ошибках.

– Не так давно в Харькове все мечтали о бронзе, но сейчас она уже стала чем-то обыденным. Нет ли притязаний на что-то большее?

– Третьи места не то чтобы приелись – просто хочется чего-то более значимого. Такие амбиции есть и у президента, и у меня, и у футболистов. Мы работаем в этом направлении. Для борьбы за первые места необходимо укрепиться и подойти к этому очень серьезно. При этом, конечно, костяк команды останется и в будущем. Однако без вливания свежей крови прогрессировать невозможно.

– Насколько легко дались медали в этом сезоне?

– Конечно, сейчас было сложнее. По игре те же Днепр и донецкий Металлург (какое бы место он ни занял) оставляли самые приятные впечатления. И временами было такое ощущение, что нас могут настигнуть преследователи в турнирной таблице. Однако такая напряженная борьба тоже полезна. Бесспорно, что нынешняя бронза стала самой тяжело добытой. Старт сезона, да и весенней части соревнований, нам, прямо скажем, не удался. Потом приходилось наверстывать. Случались травмы, новые футболисты пытались вписаться в основной состав. Это, знаете, бывает в любой команде.

– Вы сказали о новичках. Их было в сезоне немало, некоторых уже нет. Кто какой вклад внес в общий результат?

– Любой новичок – определенный риск. Вроде бы приезжают футболисты нормального уровня, неплохо себя зарекомендовывают, но не всегда первые впечатления оказываются правильными. Как правило, не так много времени у нас на то, чтобы определиться, нужен нам тот или ной игрок. По-настоящему влился в игру только Олейник. Лишь в последнее время созрел для основного состава Фининьо. Но пока он не показывает того, что нам хочется. Еременко имел опыт выступления в России, сборной Финляндии. Но сколько мы с ним ни разговаривали, что нужно играть быстрее, что у Металлиста другой стиль, он так этого и не понял. Лысенко не смог раскрыться, мешали ему в этом травмы. Сейчас он почти восстановился. Может быть, пройдет через летние сборы, наберет форму. Хотя, конечно, нового форварда мы ищем. Поиски эти сложные, поскольку нападающих нужного уровня – раз, два и обчелся. Пшеничных помог в отдельных встречах, но за крайними защитниками, которые могут усилить нас, тоже внимательно следим.

– А вопрос о человеке, который всегда в центре внимания. Александр Рыкун то играл, то пропадал, то сидел на скамейке запасных…

– Рыкун в отдельных матчах нам помог и помог серьезно. Но для решения серьезных задач нам нужен новый плеймейкер. Это позиция, которая является для нас главным вопросом. Возможно, мы найдем такого исполнителя, хотя их не так и много. Однако именно от конструктора атак зависит, насколько сможем добавить в ближайшем будущем.

– Мирон Богданович, ваш молодежный состав прочно обосновался в первой шестерке своего первенства, а это совсем неплохо. Однако выходцев оттуда в основной состав трудно заметить. Вы не доверяете молодежи?

– Дело в том, что клубная школа 30-ть последних лет спала. Условий для работы не было никаких. В Харькове появлялись футболисты, которые были воспитанниками спортинтерната, в частности, Николая Кольцова. В Металлисте был мрак. Но сейчас все меняется. Заработала детская академия: есть где тренироваться, где жить (ведь сюда съезжаются талантливые ребята со всей Украины). Но в таком режиме мы работаем только год – нужно время. Уже сейчас можно заметить очень перспективных ребят, и весь тренерский состав академии работает на то, чтобы они выросли в хороших футболистов, чтобы вслед за ними появлялись новые собственные воспитанники.

Если говорить о нынешнем молодежном составе, то Путивцев и Селин уже имели возможность сыграть в ответственных матчах за первую команду. Два футболиста – это не так мало. Кроме того, они же являются членами молодежной сборной Украины. Сейчас с дублем очень хорошо работает Игорь Рахаев, я надеюсь на его воспитанников. Уже сейчас есть договоренность, что со второго круга следующего первенства в его распоряжение поступят лучшие ребята 1994 г.р., а на подходе уже и 1995 г.р. Пусть обкатываются на более серьезном уровне, и ничего, если поначалу они будут проигрывать. Там есть игроки, которые со временем смогут рассчитывать на попадание в главную команду Металлиста.

– В нашей беседе уже упоминалось последнее выступление в Лиге Европы. Есть ли причина неудачи в том, что в предыдущем сезоне победы, что называется, давались?

– Само собой, ведь мы до этого обыгрывали серьезные команды. А здесь попался Штурм. Обязаны были обыгрывать эту команду, но где-то не на все сто выложились. Спад этот можно объяснить, ведь перед этим мы были готовы выиграть Кубок УЕФА, но попали на Динамо. Я не скажу, что мы были тогда сильнее других участников, но настрой был такой, что можно было доходить и до финала, и выигрывать его.

– Межсезонье только начинается. Традиционные вопросы: насколько планируете обновить состав, и определили ли уже планы летних подготовительных сборов?

– Состав нам нужно обновить, минимум, на 50%. Сейчас не могу говорить по финансовой стороне дела, насколько это все будет подкреплено нашими возможностями, но приблизительный круг потенциальных новичков мы уже определили. По поводу подготовки к новому чемпионату – выходим из отпуска 9 июня. Затем запланированы два учебно-тренировочных сбора. Первый из них пройдет в Трускавце, второй – в Австрии. Для летнего межсезонья этого вполне достаточно.

– Мирон Богданович, следующий блок вопросов будет касаться сборной Украины. В конце прошлого года вы заверяли, что ничего не знаете о своих перспективах на посту тренера национальной команды. Вы тогда лукавили?

– Переговоры велись уже после того. Меня не то что убедили – просто все-таки решился взяться и за эту работу. Хотя это очень серьезная нагрузка, в первую очередь, психологическая. Но надо было браться за эту работу, тем более что костяк сборной Украины составляют игроки национального чемпионата, а всех их я знаю довольно неплохо.

– Есть ли у тренеров специализация: на тех, кому предпочтительнее работа в сборной или клубе?

– Могу только сказать, что работа в сборной – совсем другое. Игроки приезжают на сборы – на 5-ть, максимум, на 10-ть дней. Самое главное в этот момент определить их состояние; объяснить, чего я от них хочу. Там ничего сложного не будет. Главное – это философия игры. Нужно играть мозгами. Важно все – моральное состояние, психологический настрой, функциональная готовность, но самое главное – мозги. Игра не должна быть авантюрной (такое может пройти раз или два – не больше), а для этого надо продумывать каждое действие на футбольном поле.

– Йожеф Сабо в своем интервью сказал, что ему было легче работать в сборной, чем теперь вам. Согласны с этим утверждением?

– Тренерская работа сама по себе нелегкая. Кому-то вроде легче с футболистами, есть подбор исполнителей, но нет результата. Поэтому не стану сравнивать. Все покажет время. У Сабо тоже не было особого выбора. У каждого тренера свои подходы к работе, и он отвечает за результат.

– Ваше отношение к количеству легионеров в Украине и к лимиту на них…

– Как тренеру сборной, мне было бы удобно, если бы на поле в украинских командах выходило бы по пять местных игроков. Однако есть и другие мнения, с которыми спорить я не хочу. Никакие решения нельзя принимать искусственно. Например, в Динамо или Шахтере есть футболисты, которые могли быть полезны сборной, но они не играют в своих клубах. Как я могу их вызывать?

– В списке кандидатов в сборную есть ветераны. Это дань уважения к их заслугам, или вы рассчитываете на них в 2012-м году?

– Сомневаться в профессионализме не приходится. На Воронина я смотрел в чемпионате России – он выглядит весьма прилично. Тимощук смотрелся во втором тайме игры с Лионом. На них и надо равняться. Мы же не можем набрать юниоров – это все-таки национальная сборная. А за признанными лидерами будут тянуться остальные.

– Обычно сборная чередует товарищеские матчи с отборочными. У вас будут только первые. Вы будете два года экспериментировать? Насколько важен результат неофициальных игр?

– Нет, хотелось бы как можно скорее определиться с основой. Как я понял, в этом году у нас запланировано 6-7 матчей. Вот этого времени должно хватить, чтобы очертить круг исполнителей, на кого мы будем рассчитывать через два года. А результат важен всегда. Это сборная страны, это национальный рейтинг. Конечно, важна игра, но будет игра – будет и результат.

– Раньше таких разговоров не было. Теперь всех интересует материальный стимул. Он присутствует в играх сборной для футболистов?

– Поскольку у нас нет турнирных задач, а только контрольные матчи, я считаю, что какой-то стимул должен быть.

– Как много футболистов еще находятся в поле вашего зрения, помимо тех, которые попали в первый список?

– Мы уже вызвали третьего голкипера Диканя – он сейчас лучший в России. Конечно, следим за многими. Рассчитываем на возвращение в строй Гусева, смотрим за Фоминым, за Федецким. Дальше будем смотреть. У молодежной сборной есть задача и все шансы занять первое место в отборочной группе. Поэтому Павел Яковенко будет вызывать всех на свои сборы и игры – Ракицкого, Ярмоленко, Зозулю, Голодюка. Возможно, там еще кто-то себя проявит.

– В последнее время Александр Ярославский и Григорий Суркис заняли антагонистические позиции. Не отражается ли это на вас?

– Да нет. Я этого не чувствую. Чувствую нормальное отношение с обеих сторон. Надеюсь, в скором времени все станет на свои места.

– Не было бы вам легче сконцентрироваться на работе в сборной?

– Вы правы – было бы легче.. Но пока чувствую в себе силы совмещать две должности, тем более, что работа в Металлисте помогает мне следить за всеми командами нашего чемпионата, а значит, и за кандидатами в сборную. Посмотрим, как будет со временем, забегать наперед не стану, но пока намерен работать и в сборной, и в Металлисте.

– Мирон Богданович, нельзя пройти мимо матча Металлист - Карпаты двухлетней давности, который сейчас будоражит умы многих. Помните тот поединок?

– За эти два года много игр могут вызвать подозрения. Там вратарь между рук пустил мяч, там один защитник почему-то ошибся при создании искусственного офсайда. Но я очень хорошо помню ту встречу – игра в одни ворота. Результат игры никому ничего не давал. Вообще, было бы непонятно, кому это надо, но я знаю одного человека, которому нечего делать, который все это и затеял. Он все сделал в свое время, чтобы я закончил с футболом. А сейчас, когда в моей жизни появилась еще и работа в сборной, у него все это вспыхнуло с новой силой.

– Исключаете ли вы жесткие решения по отношению к Металлисту?

– Я надеюсь, что у всех хватит здравого смысла для принятия взвешенного решения, поскольку я не вижу вообще никаких причин для наказания, о чем прокуратура сделала свой вывод. Все это лишь догадки. Есть догадки и вокруг матча Арсенал - Таврия, но им почему-то Комиссия честной игры не занимается. Скажите мне, как Ворскла может дома проиграть 1:5? Команда вообще дома редко уступает. Но это футбол. Нынешняя нервотрепка никому не на пользу. Мы в команде стараемся не читать этих сообщений, но оградить себя от прессы невозможно.

– По судейству. Изредка вы жалуетесь на него, чаще на вас жалуются…

– Всегда тот, кто проигрывает, недоволен. Когда-то я сорвался, наговорил лишнего, возможно, иногда мы за это расплачиваемся. Поэтому скажу лишь, что у нас низкий уровень судейства, иллюстрацией чему служит отсутствие наших арбитров в престижных международных матчах.

– Мирон Богданович, и несколько блиц-вопросов. Поле на ОСК Металлист…

– Газон поменяют сразу после игры сборной 25 мая. Обещали успеть до нового сезона.

– Отпуска не предвидится?

– У меня его почти никогда не бывает. Отдых расслабляет. А сейчас, когда появилась работа в сборной, и вовсе не до отдыха.

– Чемпионат мира в ЮАР будете просто смотреть или кому-то симпатизировать?

– Буду болеть за Испанию – мне очень нравится футбол, который показывает эта команда в последние годы.