Алчевцы в этом году завоевали серебряные медали первой лиги, но так и не вышли в премьер-лигу. Но даже после такого удара судьбы коллектив не рассыпался – сейчас Сталь идет на третьем месте при том, что особых турнирных задач перед командой нет. Не унывает и нападающий алчевской команды Александр Акименко. Он считает, что футболисты даже без конкретных задач должны стараться играть на максимуме возможностей – ради болельщиков, себя и спортивной чести.
 
– Александр, после того, как вы узнали, что ваша команда будет играть не в премьер-лиге, а на прежнем уровне, тяжело было перестраиваться на первую лигу?
 
– Тяжело, и я думаю, этот фактор сыграл свою роль, когда мы потеряли несколько очков.
 
– Где находили мотивацию на игры, зная, что нет конкретных задач?
 
– Ну, за нас ведь болеют болельщики, наши дети и жены. К тому же, мы – профессиональные футболисты, у которых есть контракт. Поэтому можно сказать, что мы играем ради болельщиков, себя, наших родных.
 
– Начало сезона вам подпортила травма. Где ее получили?
 
– На предсезонных сборах почувствовал дискомфорт. Травма заставила меня пропустить начало чемпионата, затем набирал форму. Словом, где-то половина чемпионата пропала…
 
– Зато уже во втором матче после возвращения в Сумах вы внесли перелом в игру – забили мяч, оказались одним из героев победной встречи. Вы, вообще, играете всегда в основе, ранее удавалось столь удачно входить в игру со скамейки?
 
– Действительно, я с замен редко забиваю. А тут так получилось, что первым касанием отправил мяч в ворота. Кстати, позже я также удачно вошел в домашнюю игру с Гелиосом, забив два мяча. Раньше такого не наблюдалось, потому что я больше забивал, выходя со старта.
 
– Нынешний сезон все хвалят за то, что все команды равные и в каждом матче «заруба». Но, вместе с тем, сейчас в лиге нет такой команды, как Севастополь, в котором играли настоящие звезды. Как вам показалось, лига стала сильнее или слабее?
 
– Ровнее. Конечно, плохо, что никто не опустился с премьер-лиги – оттуда всегда приходят команды с хорошим составом и инфраструктурой. В этом плане, если честно, лига потеряла. Но зато появилась вот такая серьезная конкуренция, когда все команды одного уровня и трудно предсказать, кто на каком месте финиширует и кто выйдет в премьер-лигу.
 
– Вашу команду, в связи с летними событиями, придется вычеркнуть из списка претендентов на повышение в классе?
 
– Я – футболист, мне трудно сказать, это уже решать руководству. Могу сказать, что мы, игроки, приложим все усилия, чтобы наша команда финишировала как можно выше.
 
– На одной из пресс-конференций наставник вашей команды сказал, что между собой тренеры и игроки решили замахнуться на третье место.
 
– Какого-то конкретного задания перед нами не стоит, повторюсь. Так, для себя, мы все хотим быть как можно выше – занимать первое, второе, третье место, ведь это вопрос престижа клуба и уровня нас как игроков. Но играть нам сейчас непросто – много потерь, если пропускаем – уже не отыгрываемся. Так что при такой конкуренции трудно что-нибудь загадывать.
 
– Ваша команда ушла зимовать на третьем месте. Это очень хороший результат, если учитывать все события. Довольны?
 
– Это – нормально. Мы и на выезде кое-какие очки брали, дома вообще только Александрии, кажется, уступили.
 
– Тем не менее, говорят, что Сталь – это готовая команда премьер-лиги…
 
– Соглашусь, тем более, что у нас много молодых игроков, которые чувствуют свой потенциал и хотят показать себя на более высоком уровне. Да и все остальные футболисты хорошего уровня. И если бы мы выступали в премьер-лиге, то могли бы себя показать достойно, по крайней мере, попробовали бы свои силы.
 
– Состав вашей команды совсем небольшой. Не трудно играть вот так, без большого резерва? У многих ваших соперников в заявке человек на десять больше…
 
– Да нормально. У нас ведь – тьфу-тьфу-тьфу – не было особых травм, это весной случались и переломы, и другие неприятности. А так – есть дисквалификации, но это уже часть обычного процесса. Наоборот, те, кто есть, чувствуют доверие, знают, что у них будет шанс проявить, а не их просто заявили «про запас».
 
– Как, кстати, здоровье у Кондратюка? Он ведь после того весеннего матча с Александрией так и не играл…
 
– Да, не играл… Мы с ним созваниваемся, он сделал операцию в Германии, ездит туда на восстановление. Но я думаю, в скором времени у него будет все хорошо и он присоединится к команде.
 
– Когда мы разговаривали с вашим одноклубником Поступаленко, он на вопрос, кто в вашей команде самый большой шутник, назвал вас.
 
– Назвал – значит, так и есть:)
 
– Расскажите тогда какую-нибудь хохму из вашей командной жизни.
 
– Ну, вот как-то мы в Турцию на сборы ездили, а там был какой-то фаст-фуд местный. А у нас парень сам сделал обычный бутерброд с сыром, и мы завернули его в фирменную упаковку. Наш другой футболист пришел, спрашивает, какая там в фаст-фуде пища, а мы ему подсунули наш бутер. Говорим, вот – дали нам такое, а подписали – «чизбургер». Он, бедный, поверил, что там в фаст-фудах наши, украинские, бутерброды делают.
 
Коллектив у нас хороший, потому мы друг друга не затравливаем, а поддерживаем. Когда надо – шутим, когда надо – серьезные решения принимает.
 
– Летом Волобуев передал бразды правления Плотникову. Что поменялось при новом главном тренере в тренировочном процессе, тактике команды?
 
– Да вы знаете, они с одного тренерского штаба, много лет вместе проработали, поэтому ничего особо не поменялось.
 
– Вы не застали в игре Цвика, Плотникова?
 
– С ними не играл, но на стадионе, как болельщик, Цвика видел (я тогда за Сталь-2 играл). Сталь тогда как раз выходила в высшую лигу, и Цвик был капитаном команды.
 
– Давайте вспомним, как начинался ваш путь в футболе.
 
– Я родом из города Антрацит Луганской области. Играть начинал там же. В шесть лет занимался в секции в школе, а в девять лет пошел на стадион. Становился с командой своего города чемпионом области. Дальше уехал в Луганский спортинтернат – и пошло, пошло…
 
– Кто еще из Антрацита вышел в большой футбол?
 
– Ну, вот Козаченко – он играл во второй лиге за Авангард (Ровеньки). Также Артем Бессалов – он много играл в первой лиге (в последнее время – за Николаев). Еще Дима Долгов – он сейчас в Молдове вроде как играет, а раньше выступал за российский Терек в премьер-лиге тамошней. Мой первый тренер Виктор Иванович Дреневский, царство ему небесное, хорошо знал и общался с еще одним нашим футбольным земляком – Александром Бандурко, который много лет проработал на руководящих должностях в ФФУ.
 
– Вы занимались в знаменитом Луганском спортинтернате, из которого вышли в футбол множество известных игроков – Юран, Суслов, Гусейнов… Но, наверное, в пору вашей юности там были «остатки былого величия»?
 
– Ну да, тогда как раз интернат переживал не лучшие времена. Но сейчас, я слышал, там дела наладились. Но в интернате всегда гордились историей. Юран, кстати, как-то к нам приезжал на встречу. У меня даже осталась фотография, где мы, юные футболисты, с ним вместе. В Луганском спортинтернате помнят своих воспитанников, а те, в свою очередь, стараются не забывать свою «альма-матер».
 
– Почему у вас не получилось закрепиться в Заре?
 
– В ту пору они играли во второй лиге – все время хотели повыситься в классе, и все время у них не получалось. Приходили новые тренера, состав менялся, и с дубля молодых некогда было заигрывать. С моего поколения в это сложное время пробился один только Каменюка. Никита – молодец!
 
– Со стороны трудно понять, какие отношения между Сталью и Зарей, ведь в одной области есть две такие крупные команды…
 
– Наверное, сейчас у Зари лучшие времена – команда играет в премьер-лиге, у них свой стадион, много людей ходит, есть финансы. Пусть Заря процветает и решает свои еврокубковые задачи. У каждого своя дорога. Когда-нибудь, может, и Сталь будет блистать.
 
– Ваш профессиональный дебют состоялся в ровеньковском Авангарде. Насколько помню, тогда эта команда была фарм-клубом Зари?
 
– Да, отправляли луганчане молодежь свою на обкатку. Плюс, там были хорошие ребята свои – поколение 1980-81 г.р., которые прошли спортинтернат, вместе перешли в Ровеньки и подавали надежды. В силу разных причин, у них не особо получилось раскрыться, но сильная была компания. Да и времена были хорошие – мы все старались себя проявить, просто не было финансов, зарплату крупно задерживали.
 
– А как вы в Алчевске оказались?
 
– Я приехал, начал играть за Сталь-2. Но у меня были проблемы со здоровьем, я вылетел на несколько месяцев. За это время команда вышла в высшую лигу, и меня вместе со многими игроками перевели в дубль. Это было невероятное время – еще месяц назад я на область играл, а тут в высшей лиге дебют!
 
– К тому же, в дубле вы сразу начали много забивать…
 
– Ну, да, так получилось, что я в одной игре три гола забил, в другой – пять. Не помню, сколько я там голов забил (12, – прим. Football.ua). Мог бы и больше, но тогда меня начали уже привлекать к матчам основной команды, и за дубль я играл все реже.
 
– Тогда, насколько я помню, турнир дублеров был куда интереснее, нежели нынешнее молодежное первенство…
 
– Да, допустим, если нашу команду взять – Сталь, то ребята многие подобрались опытные, и в дубле команда была тоже очень сильная. Так же и в других командах – было много опытных игроков, сборников. Рядом с такими мастерами и молодые быстрее прогрессировали. А что изменилось – так это условия проведения. Тогда мы играли по дублерам в Стаханове, и там вообще условий никаких не было.
 
– Та самобытная команда вскоре уступила место обновленной Стали с обилием иностранцев. Это Каанен провел столь спешную «легионеризацию»?
 
– Да, при нем много легионеров пришло. Я помню, был период, когда половина состава были иностранцы. Но все равно коллектив был нормальный.
 
– Уровень их был не очень высокий…
 
– Не согласен, были среди них и интересные ребята – многие впоследствии и за Арсенал, и за Днепр играли. Тот же Жоземар в первом же матче донецкому Металлургу три гола отгрузил. Мы в первое полугодие выступили не очень хорошо, потом начали набирать очки, но все равно их не хватило…
 
– У Стали и свои корни – глубокие и мощные. Из клубной школы вышло много ребят, прошедших и сборные, и премьер-лигу. Достаточно Селина вспомнить. Откуда такая результативность академии скромного городка?
 
– Большая заслуга в этом Геннадия Николаевича Баткаева – этот тренер успешно много лет работает. И основная команда благодаря Анатолию Ивановичу Волобуеву всегда пристально следила за вторым составом, доверяла молодым. Ребята воспитывались в спартанских условиях – жили в рабочих общежитиях, но пробивались через тернии к звездам, как тот же Селин.
 
– Вы с ним, кстати, успели поиграть, помните его?
 
– Конечно, мы и во второй команде поиграли, и в комнате одной жили. Каанен нас вместе подтягивал под основу.
 
– Видно было, что парень пробьется в большой футбол?
 
– Да, Женя Селин выделялся трудоспособностью, я рад за него – это справедливо, что парень добился внимания топ-команды.
 
– Когда Сталь вылетела из высшей лиги в средине 2000-х, у клуба начались определенные проблемы, поуходили лидеры, даже говорили, что она может исчезнуть. И тут – бронзовые медали 2010 года. Откуда такое перерождение?
 
– Команда подобралась хорошая, команда сыгралась. Первый круг при Плотникове мы удачно прошли, затем возвратился Волобуев – и команда дала результат.
 
– Каждый сезон ваша команда теряет лидеров. За счет чего удается быстро компенсировать их уход?
 
– Тренеры находят, подбирают достойную замену. Ребята приходят – видят, что отсюда люди прогрессируют, поэтому стараются. Да и тренировочный процесс у нас на уровне, всегда стараемся играть с максимальной отдачей.
 
– А у вас были варианты пройти путем Селина, Зубова, других игроков, которых из Стали позвали на повышение?
 
– Нет, таких вариантов не было.
 
– А когда в Гелиос переходили?
 
– Хотелось больше играть со старта, да и Гелиос ставил высокие задачи. Но, честно говоря, у нас это не особо получалось, потому что команда финишировала ниже.
 
– Честно говоря, когда вы завершили сезон с 4 голами, я был крайне удивлен. Я был уверен, что Гелиос совершил отличную сделку и вам удастся забить там значительно больше. Почему же получилось то, что получилось? Вам не удалось наладить игровые связи с харьковчанами так, как это было в Алчевске?
 
– Может, и вправду после Стали трудно было, может, ротация в Гелиосе помешала стабилизировать результаты. Потом сняли тренера, потом продолжилась катавасия… Меня приглашал Кандауров, затем в качестве «и.о». дорабатывал Шеховцов. Весной возглавил команду Покора, но и его вскоре сняли.
 
– Вы следите за своей статистикой?
 
– Не очень. Знаю, что у меня около 60 голов
 
– 61 в чемпионате и кубке. Случайно, на исторические рекорды первой лиги не хотите замахнуться?
 
– Нет, чтобы до Плотникова добраться – это надо до 70 лет играть:) К тому же, очень хочется, чтобы Сталь не только в первой лиге играла, а и в высшей.
 
– Вы всегда играли форварда, или имеете и другую квалификацию?
 
– Иногда играл и флангового хава, даже уже в Алчевске. Но я по сути своей нападающий.
 
– Сейчас у вас товарищ по нападению Степанюк, и вы, кажется, друг друга хорошо взаимодополняете.
 
– Мне тоже приятно с ним играть, когда два форварда – то при условии, что они хорошо друг друга понимают, они могут серьезно нагрузить чужую защиту.
 
– Каковы ваши идеалы в футболе?
 
– В Украине болею за Динамо. Отлично помню времена, когда они с Барселоной, Реалом, Баварией сражались. И сейчас желаю киевлянам удачи, чтобы они поскорее снова чемпионами стали. А в мире – за Реал, наверное.
 
– То есть о лучшем футболисте можно не спрашивать – Криштиану…
 
– Я не могу выбирать между ним и Месси – это два великих форварда без любых сомнений. Просто у меня любимого игрока сейчас нет. Раньше Фигу очень нравился.
 
– Вспомните самых сильных игроков, против которых вам приходилось играть?
 
– Ой, надо подумать… Помню, в первой игре я играл против Шахтера я играл – Матузалем очень запомнился.
 
– Болельщики не находятся рядом с игроками на поле, поэтому вся борьба проходит вне их внимания. Много в ней подлости и грубости?
 
– Судя по рассказам тренеров и опытных игроков, раньше такого было больше.
 
– Один футболист, который играл в 90-х, рассказывал, что судья поставил пенальти на их ворота за фол, совершенный метрах в 10 от штрафной площадки. В матчах с вашим участием такое случалось?
 
– Ну, вот в игре с Буковиной в прошлом чемпионате нам поставили пенальти за то, что мяч просто над штрафной пролетал, а нападающий себе упал. Хотя мы в то время уже обеспечили себе второе место, но то, что дома нам поставили такой пенальти – шокировало. Анатолий Иваныч даже на поле выходил… В этом сезоне тоже такое случалось. Что и говорить! Мы пробили только один пенальти, а нам сразу пять поставили!
 
– В первой лиге много длительных, изнуряющих выездов. Как коротаете время?
 
– Ну, да. В те же Черновцы приедешь – трудно шаг ступить. В автобусе можем в карты поиграть, фильм посмотреть, музыку послушать. Благо, гаджетов разных сейчас много. Есть чем себя занять.
 
– И что слушаете, смотрите?
 
– Кино люблю типа триллеров, детективов. Музыку популярную люблю.
 
– Когда в Украине снимали фильм о футболе с Безруковым в главной роли, многие мои знакомые игроки подрабатывали там, играя роль футболистов. Вы бы не отказались от такой роли?
 
– Это надо хорошо в кадре выглядеть:) Если режиссер доверит – будем думать:)
 
– А если бы фильм был не о футболе, кого бы сыграли – злодея какого-нибудь, или веселого персонажа?
 
– Нет, какого-нибудь детектива, сыщика:)
 
– Весной, конечно, будет уже прагматичная борьба. Какое место Стали по итогам сезона 2013/2014 вас устроит?
 
– Первое!
 
Артур Валерко, Football.ua