Горняк-Спорт на самом деле – одна из самых необычных команд нынешнего сезона. И не только во второй лиге. Во-первых, она точно собрала самый большой «урожай» дисциплинарных санкций – по подсчетам пресс-службы клуба, в пассиве игроков ФКГС – 111 желтых и 8 красных карточек. Стоит ли удивляться, что, например, перед матчем 20 тура, в котором комсомольцам выпадало принимать непосредственного конкурента – Макеевуголь, было дисквалифицировано сразу 5 игроков Горняка-Спорта. Но, во-вторых, команда эта – еще и образец футбольного преображения. Начав сезон просто ужасно и пережив черную серию поражений, Горняк-Спорт собрался, выиграв несколько важных матчей, в том числе – выбив из кубка перволиговых авторитетов, Нафтовик-Укрнафту. Обо всех нюансах текущего сезона мы поговорили с президентом ФК Горняк-Спорт (Комсомольск) Петром Каплуном.
 
– Петр Матвеевич, после двух кругов первого этапа ваша команда ушла в отпуск. Скажите, пожалуйста, когда будет первый сбор?

– Как обычно – планируем в конце первого месяца года. Ориентировочно – 24-25 января.

– До конца первого этапа командой руководил исполняющий обязанности главного тренера Вадим Боженко. К весенней части сезона Горняк-Спорт будет готовить он, или же будет приглашен новый наставник?

– Еще определяемся, есть много кандидатур.

– По итогам первой части сезона Горняк-Спорт не попал в шестерку лучших, финишировав 11-м, но вылет в низших лигах в нынешних условиях – тоже дело относительное… Какие будут стоять задачи перед командой на весну?

– Наигрывать состав.

– Ваша команда отличается тем, что много работает с молодежью – у вас своя ДЮСШ, в заявку на вторую лигу попадают совсем юные воспитанники клуба… Собираетесь продолжать работать в этом направлении?

– Да, иного пути нет…

– Спрашиваю недаром: осенью, когда команда попала в крутое пике, было дозаявлено ряд опытных игроков возрастом постарше…

– Думали, что после шести поражений подряд с их помощью стабилизируем обстановку.

– Сезон Горняк-Спорт и вправду начал очень неудачно. Взять хотя бы первый матч в Севастополе – тяжелая травма бомбардира, удаление голкипера…

Я им говорю: "Не хочу вас оскорблять, зачем вы пришли в футбол?" А они смеются

– Это ужас! Двойной перелом Фостяка – досадно, но дело игровое. Но на 83 минуте удаляют вратаря – он брал мяч, а игрок на него ткнулся во вратарской. Как началось – так и пошло. А наши молодые пацаны три игры после этого матча не хотели играть, у них руки опустились. Хотя по тренировкам вижу – могут играть! По кубку вижу: Ахтырку прошли, а это команда из первой пятерки первой лиги. С Таврией на равных играли – если бы мы физически были в тех же кондициях, что и соперник, то они в жизни бы у нас не выиграли!
И у нас такая идея даже – уйти со второй лиги, потому что с таким судейством невозможно играть. Почему не сделать так: в каждой области есть свои арбитры – опытные, но по возрасту не могут уже судить. Но нам ведь на Европу не играть! Пусть они судят! А сейчас какая-то молодежь приезжает, которая вообще футбола не видела, девочки… Я им говорю: «Не хочу вас оскорблять, зачем вы пришли в футбол?» А они смеются: «Вы скоро нас по телевизору в премьер-лиге будете смотреть!» Мы столько по этому поводу писем пишем, а нам в ответ: «Спасибо, что вы к нам обратились».

Много у нас арбитров Европу судят? Так зачем тогда это все было делать? Раньше на область столько лет нужно было судить, прежде чем попасть в матчи мастеров. А теперь – тюх-тюх-тюх и уже вторая лига, а там и «вышка». Я считаю, что судить должны бывшие футболисты, которые понимают игру.

– Между тем, ваша команда – обладатель антирекорда сезона по дисциплинарным санкциям…

– Всем известно, что нас «убивали»! Методически уничтожали, иного слова я не подберу! Такого нигде не было! 111 желтых и 8 красных карточек! Неужели наша команда такая грубая? Потому что я сказал: «Не буду платить вам, ребята, ни-ког-да!» В Кривом Рогу удаляют игрока на последних минутах при счете 2:2 – ни за что! Ну выпрыгнул он, соперник наткнулся… И ему дают 5 игр дисквалификации! Ногами бьют в других матчах, матерятся – и то такого не бывает!

– Ваша команда – патриарх второй лиги…

Вы скоро нас по телевизору в премьер-лиге будете смотреть!

– Между прочим, «последняя из могикан», которая осталась с самого начала. Я сейчас смотрю, с кем мы начинали. Сколько пропало клубов! Правда, Черкассы возродились, Херсон возродился. А мы никуда и не девались. Просто получается так, что мы свои задачи, поскромнее, решали – ребят готовили. А те, кто любой ценой на повышение рвался, вот так и кончали бесславно.

– Ваши юношеские команды участвуют во многих турнирах, и даже за границей. Неужели есть надежда на настоящий футбольный бизнес в хорошем понимании этого слова – чтобы готовить своих воспитанников, а затем их отпускать на «повышение»?

– Вряд ли. У нас больше социальный проект для нашего небольшого города – больше 200 детей занимается, 10 групп. У нас сейчас 5 человек 2000-2002 года рождения забрал Металлист. Мы же ничего не можем сделать – уже из такого возраста начинают ребят забирать. Наш город, по сравнению с Харьковом, небольшой – у нас куда меньше населения, меньше шансов найти талант. Те пацаны 2002 года рождения были у нас лучшими, но ушли, и бороться с этим невозможно. Большие клубы поняли, что лучше в юном возрасте игрока выдернуть – и не надо ничего платить.

– У вашей команды неплохой уютный стадиончик, слышал, клубная база также на хорошем уровне…

– Да всё у нас есть: поле с искусственным покрытием, тренировочное травяное поле, восстановительный центр, сауна, тренировочный зал. Так что в этом отношении у нас проблем нету – можем даже принимать желающих поработать.

– Ого, так вы свой зимний турнир можете проводить!

– Можем, но ведь у каждого свои планы. К тому же, у нас в Полтавской области у многих есть поля со штучным покрытием – в Полтаве, в Кременчуге, у нас. Есть капитальные, полномасштабные поля.

Если бы мы по физике были, как Таврия, то они в жизни бы у нас не выиграли!

– В вашей футбольной юности были такие условия? На таких полях поиграть доводилось? Вы сами в футбол играли?

– А кто в наше время не играл? Это теперь никто не играет, хотя мы делаем для молодежи все условия. Создается впечатление, что мы, хоть грязь месили, – лучше играли.
Но останавливаться в деле создания ровненьких площадок, хороших покрытий мы не будем. По программе Благотворительного фонда Полтавского горно-обогатительного комбината в каждой школе будут делать школьные стадионы 40х60 с искусственным покрытием.

Нужно все делать, чтобы не было среди молодежи апатии, чтобы не было пива этого… Чтобы спортсмены его не рекламировали… Все говорят: «Что там пиво!» А у нас тем временем пивной алкоголизм, молодежь ведь не понимает ничего – для них вот реклама такая. Идут с бутылкой пива – и считают себя героями. И никто не знает масштабов проблем. Это мы знаем, что делается, потому что проводим медосмотры и видим, какие проблемы у подрастающего поколения и с сердцем, и с внутренними органами. 

– Вернемся к главной команде вашего клуба. Какие уже произошли изменения в составе?

– Особых пока нет, придет новый тренер – будем смотреть. Еще перед окончанием первого этапа я отчислил ряд игроков старшего возраста. Сейчас у нас осталось четыре человека 95-го года рождения, два – 94-го, три – 93-го. Наш лучший бомбардир Мисяйло среди них – самый возрастной, хотя ему 24 года.

Я, признаться, не понимаю этих футболистов. Многие могут играть, но безответственные: как получится – так получится. На тренировках они все Месси – какие удары! Какие действия! А выходят на поле… Комнатные, тепличные. Сила духа главное!

Вспоминаю, какие у нас ребята были лет десять назад: 80-81 года рождения. Какие были пацаны! Бедно жили, но хотели играть. Я их в Испанию вывез – на турнир, посвященный 100-летию Барселоны. Именное приглашение нам пришло, мы и поехали. У нас в группе были Барселона, Реал и Порту. Мы «с колес», только приехав, у Барсы выиграли – 2:1, затем – 4:1 у Порту, 3:0 – у Реала. Без шансов! Но ребята в итоге рассеялись – там того не захотели взять, там другого обломали. Мунтян хотел в Кривбасс брать 7 ребят – все было на мази, но его уволили. Вот тебе – воля случая.

Приезжают сейчас ко мне мои старые воспитанники – падают! Говорят: «Были бы у нас тогда такие условия раньше, мы бы всех рвали!» Я говорю всем: вторая лига для вас – трамплин! Век игрока краток – нужно быстро о себе заявлять, вы здесь ничего не заработаете, кроме авторитета! Нужно каждую минуту использовать, стараться, расти. И я считаю, что все клубы должны так, как мы, стараться создавать условия для совершенствования для футболистов. Когда я слышу от игрока: «Да мне хоть бы и на асфальте тренироваться», он для меня перестает быть игроком. Профессиональный футбольный клуб – это когда есть возможность для роста в профессии, а не просто побегать.

Барсу обыграли "с колес"


– Но ведь есть клубы, у которых и базы своей нет, и на стадионе играют арендованном…

– И неправильно это! Помню, как мы в самом начале собирались, как мечтали о настоящем профессиональном футболе, как ставили планку и все к ней тянулись. И теперь сами такое допустили. Играют все желающие.


Клубы не платят взнос – да что это?! Взнос – это 1-2 процента от бюджета! Да и пресса виновата: пишут – бюджет у клуба 800 тысяч, 1 миллион 200 тысяч… Да как это возможно? У меня самый бедный клуб с бюджетом 6-7 миллионов, потому что есть траты на стадион, на питание, на выезды, на детские команды, на зарплату, на все хозяйство…
Давно мы ведем полемику, чтобы объединить лиги – сделать одну первую профессиональную лигу. А остальные – полупрофессиональные команды по зонам. Пусть там наращивают мускулы, а если поправят инфраструктуру, будут соответствовать всем критериям – пожалуйста, милости просим.

– Но одна группа на всю Украину означает повышенные расходы на выезды. Вот ваш клуб, например, такое потянет?

– А почему нет? Мы же прошли через это – играли спаренные матчи, у нас было 22 команды. И ничего – тянулись. А ведь тогда кризис покруче был. Сейчас же все знают, что им пойдут на уступки. А тогда жестко было: не сделал – уходи, никто с тобой не будет возиться. А мне разве не обидно? У меня такая база, а приезжаю на выезд – мне говорят: «А у нас помыться негде». Другие в первую лигу хотят – а у них поля нет лет десять. Вот так смотришь на все это – и не хочется выступать. Если ничего не измениться с условиями, с судьями – это будет, наверное, последний наш сезон среди профессионалов. 

Артур Валерко, Football.ua.