6 июля 2004 года городской совет Генуи принял удивительное решение назвать одну из улиц города в честь Паоло Мантовани. Удивительным здесь было то, что за предыдущие почти десять лет прошедших со времени его смерти этого не сделали.

"Я выведу команду в Серию А и мы завоюем Скудетто", - заявил новый президент Самдпории Паоло Мантовани 3 июля 1979 года. Эти слова большинство любителей футбола встретили смехом. Доселе самым большим успехом заштатного клуба было пятое место в Серии А, и поклонники мечтали разве только о возвращении в высший дивизион, откуда команда вылетела четыре года назад. Мантовани уже тогда был известным бизнесменом, заработавшим себе имя и состояние на нефтяных деньгах, а ведь начинал он просто сотрудником компании, которой по стечению обстоятельств и в обход уголовного кодекса досталось пять кораблей с нефтью. В 1979 году уже созданная им компания Pontoil нежданно-негадано получила 79 миллиардов лир навара, когда ОПЕК вдруг решила пересчитать деньги на сырую нефть.

Изменения в клубе были мгновенными. За первый год команду покинули многие ключевые игроки во главе с Марчелло Липпи и Лучано Кьяруджи, тогда как им на смену пришли малоизвестные ребята.

Первое время Мантовани и его идеям было тяжело найти нормальный отклик у общественности. Летом команду покинул Лучано Кьяруджи, а еще спустя некоторое время звездный игрок команды - Марчелло Липпи.18 ноября Сампдория уступила на своем поле дебютанту лиги Матере, что стоило работы наставнику команды Гиоргису. Следующий домашний матч против СПАЛа постело только девять тысяч зрителей, преимущественно большинство из которых принесли баннеры протестующего характера, а на протяжении матча освистывали команду. Наверняка с этих времен и начались тяжелые отношения Мантовани с поклонниками команды. Однажды после четвертьфинального матча Кубка кубков против бухарестского Динамо, когда болельщики выбежали на поле он отрезал: "Это позор. Только животные питаются травой". Новый тренер Лауро Тонеатто неплохо поработал во второй части сезона, и команда финишировала на седьмом месте.

Летом, несмотря на выход своей команды в Серию А, из Пистойезе приехал тренер Энцо Риккомини. Кадровое усиление нельзя было назвать мощным, но потом многие большие клубы кусали локти за такие проколы. Из Варезе (Серия С1) приехал 17-летний защитник Лука Пеллегрини, из Комо потомок 22-летний украинских эмигрантов Пьетро Верховод, также удалось найти 18-летнего юркого хавбека Фаусто Сальсано. Двух последних клуб отправил по арендам набираться опыта. Причем, Верховода в Серию А!

6 июня 1982 года Мантовани виртуально поставил галочку напротив одного из своих двух заданий у руля клуба - вывел команду в Серию А. Сампдория на своем поле не смогла обыграть Римини, но праздник был на всю Геную. Командой тогда руководил уже Ренцо Уливьери.

Новые времена и задания требовали новых людей. Летом новичок Серии А под шумок триумфа сборной Италии на чемпионате мира сделал несколько приобретений в корне изменивших судьбу Сампдории. У Фиорентины приобретен опытный хавбек Франческо Касагранде, в Ювентусе после прихода Мишеля Платини не нашлось места ирландцу Лайему Брейди, а из Ман Сити за 700 тысяч фунтов пришел довольно неплохой форвард Тревор Фрэнсис. Ставка на молодых игроков не сработала: Бонетти, Ренике, Кьорри оставили в истории клуба небольшой след. Но главным приобретением уже тогда называли 17-летнего юношу Роберто Манчини из вылетевшей в Серию В Болоньи. В совсем детском возрасте он забил девять мячей за свою прежнюю команду. Чем занимались представители прославленных клубов в это время никто никогда не скажет..

В первом туре Сампа принимала на своем поле напичканный свеженькими чемпионами мира Ювентус с дебютировавшим в команде Мишелем Платини. Новичок ошарил общественность победой 1:0. В следующий двух турах от дерзких дебютантов пострадали Интер и Рома! "Долгое время мы были неудачниками, но теперь судьба отдаст нам должок. Пускай каждый с нами считается".

Это сезон и следующим за ним команда завершает на седьмом месте. Но работа в клубе кипит полным ходом. Возвращены из аренды Верховод и Сальсано, из Комо и Кремонезе приглашены талантливые Морено Маннини и Джанлука Виалли, а самым серьезным шагом стало приглашение звезды Ливерпуля, только-только выигравшего Лигу чемпионов Грэма Сунесса за 650 тысяч фунтов.

Мантовани не прекращал заботиться о своем детище, несмотря на то, что в его внефутбольной жизни был очень трудный период. Некоторое время он даже скрывался в Швейцарии от итальянских властей, которые обвиняли его в отмывании денег и махинациях с нефтью. В 1985 году он был полностью оправдан по всем пунктам обвинения и вернулся из США, чтобы вплотную заняться делами любимого клуба, который к тому времени уже был на пути к славе.

Сезон 1984/1985 годов был крайне удивительным. Сампдория финишировала четвертой, оставив позади Милан, Ювентус, Рому и Наполи с Диего Марадоной. Чемпионат выиграла Верона. Зато кубок достался генуэзцам благодаря голам Виалли и Манчини. Это был первый трофей в истории клуба. Следующий сезон стал худшим при Мантовани. Сампа только на четыре очка оторвалась от зоны вылета. Неудачным оказался дебют в еврокубках - Сампа во втором раунде вылетела от Бенфики.

Потому летом клуб ждала серьезная чистка кадров. Вместе с тренером Эугенио Борселлини команду покинули Сунесс, Фрэнсис, Сканциани, Маттеоли и Бордон. Имена новичков были сопоставими амбициям клуба - немец Ханс-Петер Бригель и бразилец Тониньо Серезо, место в воротах занял 20-летний голкипер из Болоньи Джанлука Пальюка. (Легенда гласит, что увидев молодого вратаря в действии Мантовани заявил: "Он нужен мне любой ценой"). Новым наставником стал известный югослав Вуядин Бошков. Главным же эпизодом межсезонья и самым показательным стал НЕпереход Джанлуки Виалли в Милан. Новоиспеченный президент россо-нери медиамагнат Сильвио Берлускони мечтал возродить былую славу клуба. Приглашение Виалли было одним из главных пунктов этого плана. Мантовани уже согласовал условия трансфера с Миланом, оставалась только подпись футболиста под контрактом. И тогда Виалли заявил свое знаменитое: "Из уважения к президенту я хочу остаться".

Это была нормальная ситуация для той Сампдории. Только один человек держал в этом довольно заурядном клубе Виалли и Манчини, Верховода и Пеллегрини, приглашал знаменитых британцев. Наверное, никогда не было в Италии такого количества игроков, которые называли президента клуба своим вторым отцом.

Сампдорию и Мантовани стали в Италии уважать. Но мечта, а точнее задание президента все еще оставалось невыполненным. Зато пришло признание в Европе. В сезоне 1988/1989 Самподрия добралась до финала Кубка Кубков. По пути были биты шведский Норркепинг (1:2, 2:0), ГДРовский Карл-Цейсс (1:1, 3:1), Динамо Бухарест (1:1, 0:0) и бельгийский Мехелен (1:2, 3:0). В финале Сампдория встречалась с Барселоной, развитие которой в еврокубках было параллельным. Голы Хулио Салинаса и Лопеса Рекарте принесли трофей каталонцам.

В следующем сезоне ситуация повторилась и Сампа вновь оказалась в финале. В этой раз соперник был несколько проще - Андерлехт. Дубль Джанлуки Виалли в дополнительное время, а это значит первый серьезный трофей!

Но это были только цветочки. Ягодки поспели в следующем сезоне. Мантовани нечего было доказывать общественности, он и так заслужил огромнейшее увание поклонников клуба и специалистов. Однако главного не было. Опять целая группа известных новичков (среди которых и нынешний тренер сборной Украины Алексей Михайличенко), опять слова надежды перед началом сезона.

Чемпионат команда провела просто блестяще. Только три поражения (от Лечче, Дженоа и Торино), ближайшие преследователи Интер и Милан не только отстали на пять очков, но и были по два раза обыграны в чемпионате. Пара нападающих Манчини - Виалли стала воспроизведением наяву самого страшного кошмара защитников, в центре поля командовал Тониньо Серезо по прозвищу Пантера, просто великолепно действовала оборона. Скудетто их. По праву. Второй пунктик в виртуальном блокноте обзавелся своей персональной галочкой. Теперь уже те, кто смеялся в 79-м плакали. От радости.

1991-й год ознаменовался для Мантовани не только радостью. Впервые не выдержало сердце и железный руководитель пережил легкий инфаркт. Футболисты поклялись добиться успеха для своего президента. Однако у других клубов были свои планы, и Сампа финишировала только шестой. Зато были другие поводы для радости - Лига чемпионов. Говорят, что 112 минута матча против Барселоны стала роковой для жизни президента. Опять эта Барселона с их Кройффом!

Мантовани был человеком далеко не глупым, и понимал, что цикл этой команды завершен. Он попытался провести метаморфозы в своем привычном жестком стиле. Команду покинули Бошков, Виалли, Пари и Серезо. Им на смену приехали Корини, Уокер, Югович, подрос талантливый юноша Энрико Кьеза. Но все было тщетно. Сампдория вновь вернулась в середину таблицу. Тоже самое произошло следующим летом.

14 октября 1993 года в 11.40 из больницы Генуи пришло трагическое известие - умер отец всех успехов Сампдории. Он уже понимал, что ему не выжить и заранее выразил несколько пожеланий: его семья должна была продать клуб, а на похоронах играть Heritage Hall Marching Band из Нью-Орлеана. Если с последним проблем не возникло, то его сын Энрико Мантовани принял решение руководить клубом. Закончилось все вылетом в Серию В.

Также в одном из своих последних интервью Мантовани заявил: "Единственное, о чем я точно не раскаиваюсь в своей жизни - я был президентом Сампдории".


Игорь Бойко, Football.ua