Олег Лещинский был одним из тех, кто после весны 2014-го остался в Крыму и с головой окунулся в «мутную воду» местного футбола и стал у руля севастопольского СКЧФ. Но если в прошлом году севастопольцы еще играли во втором дивизионе России, то после запрета УЕФА готовятся к старту в чемпионате Крыма...

На прошлой неделе Лещинский гостил в Киеве, где получил PRO-диплом УЕФА в комитете лицензирования ФФУ. После вручения дипломов нам удалось не только поздравить Олега Станиславовича с достижением и поговорить о науке, но и немного расспросить об «изнанке» крымского футбола.

- Олег Станиславович, насколько легко вам — опытному тренеру — далось получение PRO-диплома УЕФА?

- Нельзя судить по отдельно взятому этапу, когда мы почти за год прошли несколько сессий и сдали экзамен с дипломом. Лично я шел к этому долгих 15 лет, проделал огромнейший объем работы, и PRO-диплом для меня — очень большое достижение. И сказать, что это далось легко — значит, соврать.

Да и последний этап (имею в виду, сами курсы для получения PRO-диплома) нельзя назвать простыми. Нам пришлось попотеть: перечитали десятки книг, обработали массу информации, извлекли много интересного из общения с преподавателями или друг с другом.

- Что является фишкой такого обучения, и нужно ли оно вообще опытным тренерам?

- Для меня главной особенностью и ценностью курсов являлось общение. Это ничем не заменишь! Когда я был футболистом или начинающим тренером, я даже представить не мог, что буду учиться вместе с такими интересными людьми как Шевченко, Федоров, Михайленко, Касумов — эти футболисты поиграли в самых разных командах высшего класса и накопили разнообразный ценный опыт. Именно это и интересно перенять. Но стоит понимать, что на любых курсах всего не выучишь, поэтому надо самому совершенствоваться.

- Обретенный опыт наверняка будет вдвойне ценнее в непростых условиях крымского футбола...

- Само собой, футболисты должны совершенствоваться, где бы они ни играли и при каких бы обстоятельствах это не происходило. Поэтому мы продолжаем нашу работу и будем рады помочь ребятам повышать свой уровень.

- Как вы прокомментируете недавнее решение УЕФА сделать Крым специальной зоной, запретить местным клубам играть в России и организовать закрытый крымский чемпионат?

- Думаю, на данный момент это самое оптимальное решение. Футболисты должны играть, футбол — это их хлеб, а также радовать простых людей. Поэтому я считаю, что футбол — вне политики, и основная задача футбольных команд — играть для болельщиков.

- Чем на сегодняшний день занят СКЧФ?

- До недавнего времени мы играли в Кубке Крыма, где уступили Таврии. А скоро нас вроде бы ждет чемпионат Крыма, но он пока не начался. Давайте исходить из того, что на сегодняшний день это лишь экспериментальный проект, который не дает профессионального статуса крымским футболистам. А как будет дальше — посмотрим. Меня очень радует, что ребята выкладываются на тренировках и стараются проявить себя в каждой игре. Сейчас всем нам хочется не думать о политике, а просто играть в футбол и делать свое дело.

- Известно, на когда запланирован старт чемпионата Крыма?

- Пока ничего не могу ответить на этот вопрос, ведь еще будут приниматься дополнительные решения УЕФА по крымскому вопросу. Поэтому все станет известно в ближайшем будущем. Пока же дело тренеров — полноценно тренировать свои команды и держать игроков в тонусе.

- В отсутствие стабильных соревнований делать это крайне тяжело?

- Естественно, у футболистов должна быть какая-то мотивация. На данный момент с этим очень сложно, ведь у крымских футболистов нет даже профессионального статуса. Поэтому будем ждать следующих шагов от УЕФА и ФИФА, которые определят будущее крымского футбола на ближайшее время.

- Лозунг «сейчас не до футбола» подтверждается на матчах в Крыму? Или крымчане продолжают прежними темпами посещать стадион?

- Точные цифры не знаю, но видно, что люди соскучились по хорошему футболу и хотят ходить на стадионы. Естественно, когда в Севастополе и Симферополе проводились матчи украинской Премьер-лиги, посещаемость была гораздо лучше. Но сейчас болельщик тоже есть, особенно у севастопольских и симферопольских клубов, люди нуждаются в футболе.

- Как обстоят дела с молодежными коллективами, которые раньше выступали в чемпионате дублеров и первенстве Ю-19?

- В этом секторе все гораздо сложнее, ведь это большие затраты, да и сама структура клубов немного поменялась. В Севастополе есть и ДЮСШ, и молодежная команда, куда сразу переходят выпускники школы. СКЧФ старается сохранить преемственность поколений, чтобы молодежь была заинтересована играть в футбол.

- В ДЮСШ с набором проблем нет? Родители охотно отдают своих детей на футбол?

- В общем, детей меньше не стало. Но родители хотят видеть конкретику и какую-то уверенность в будущем. А сейчас они отдают ребенка, но при этом не совсем довольны, где играют команды, на каком уровне и т.д. Ведь понятно, что мало кто желает видеть своего сына игроком в любительском чемпионате.

- Насколько я понимаю, сейчас в СКЧФ играют исключительно воспитанники крымского футбола?

- Да, у нас в команде в основном наши ребята, многие из которых играли в первом и высших дивизионах Украины. Есть также футболисты не из Крыма, которые ранее играли в Севастополе. Например, тот же Саша Жабокрицкий.

- В деятельности крымских клубов есть понятие «селекция»?

- Чтобы проводить селекцию, надо понимать, зачем это делается. Когда крымские клубы получат определенный статус, тогда появятся цели и задачи. А просто так приглашать игроков откуда-то и играть в аматорах — нет смысла. Как я уже говорил, все зависит только от решений УЕФА и ФИФА по Крыму.

- Как с финансированием у СКЧФ?

- Пока живем, а дальше опять-таки все будет зависеть от статуса клубов и всего крымского футбола. Когда УЕФА и ФИФА все определят окончательно, тогда будет решаться, в каком виде будет существовать клуб, где он будет играть, какие задачи ставить перед собой и будет ли существовать вообще.

Максим Сухенко, Football.ua