King Kenny's decisions
После отставки Роя Ходжсона болельщики мерсисайдской команды разделились на два лагеря - тех, кто остался разочарован работой экс-наставника Фулхэма, и тех, кто во всех бедах винит руководство клуба и предыдущего главного тренера Рафаэля Бенитеса. Пока рано судить, кто из них прав, а кто виноват, но внутрикомандные изменения после возвращения на тренерской мостик Кенни Далглиша очевидны.
В первых двух поединках при Короле Кенни Ливерпуль "по инерции" уступил, проиграв на выезде МЮ (0:1 с удалением Джеррарда) и Блэкпулу на Блумфилде (1:2). Но в последующих пяти матчах было набрано тринадцать очков! При этом нельзя было не обратить внимание на две встречи, которые стояли особняком - Сток Сити и Челси были обыграны не только достаточно эффектно и уверенно (не по счету, а по игре), но и при новом тактическом построении мерсисайдцев.
Ходжсон является тренером старой закалки, во главе угла у него стоит системность действий и четко определенный план на игру. В Фулхэме это работало, за что он совершенно заслуженно получил на Туманном Альбионе звание Менеджера года. Но к чему он не пришел и чего ему определенно не хватало в Ливерпуле, так это кардинальных решений, которые были нужны этой команде после застоя имени Рафаэля Бенитеса. На деле же мы получили то же содержание, только с другой, более "олдскульной" обложкой.
Отношения Далглиша и болельщиков Ливерпуля уже достаточно давно являются идеальными - каждая из сторон всегда старалась давать максимум друг другу. И на этот раз King Kenny сделал шикарный и, что и говорить, неожиданный подарок Копу. Он проявил тактическую гибкость, которая была несвойственна предыдущему менеджеру (не будем же мы учитывать парочку матчей Ливерпуля с двумя форвардами вместо привычных 4-2-3-1 как радикальный ход Роя, верно?).
Второго февраля, чуть более чем за полчаса до начала матча со Стоком, большинство следящих за английской Премьер-лигой людей с удивлением отреагировало на стартовый протокол мерсисайдцев. Пять номинальных защитников, ярковыраженный опорный хавбек, не единожды действовавший в обороне Аурелио и один номинальный форвард, который за последние четыре с половиной года на позиции ярковыраженного нападающего сыграл не очень мно
На деле все оказалось достаточно просто: три центральных защитника (справа налево - Шкртел, Кирьякос, Аггер), два бровочника (Келли справа, Джонсон слева), нетипичный ромб в центре поля (Лукас ближе к обороне, Аурелио и Джеррард по бокам, Мейрелеш во главе) и один-единственный Куйт в атаке.
На Анфилде Сток замечен не был. Одновременное присутствие на поле такого количества игроков, прекрасно играющих "на втором этаже" и комфортно себя чувствующих в силовой борьбе, нивелировало главное преимущество Гончаров в атаке, а грамотные действия атакующей группы в конце концов принесли заслуженный успех.
Тони Пьюлис с первых минут выпустил двух форвардов, но Уолтерс действовал ближе к левой бровке, оставив на остие одного Карью. А в центре поля трио Уилсон-Диао-Уайтхэд должны были противостоять квартету Ливерпуля. План коуча Стока не сработал. В первую очередь, по причине тотального поражения на обеих бровках. Келли и Джонсон своей активностью не только замотали своих прямых визави в лице Хиггинботэма и Уилкинсона, но и заставили Пеннанта с Уолтерсом большую часть своего времени уделять поддержке крайних защитников.
При этом Келли и Джонсон с помощью перемещений партнеров позволяли себе работать не только от углового флажка к другому, но и смещаться в центр. В дебюте матча Глен оказался на позиции центрфоварда и замыкал подачу Келли справа, но чудеса реакции продемонстировал Бегович.
Все усилия Карью при этом сводились к толкотне с центрбеками Ливерпуля. А ему в одиночку выиграть борьбу у не менее габаритных Шкртела и Кирьякоса было не под силу. При этом Аггер оставался без работы и ожидаемо получил (в этом можно было убедиться по той смелости и легкости, с которой датчанин покидал свою зону ответственности) возможность подключаться вперед. Это предоставляло хозяевам дополнительные варианты при построении атак через левый фланг, так как Даниэль мог и вырезать подачу от боковой линии и пробить с дальней дистанции (его колотуху в Англии еще не забыли). Лишь с выходом на поле Дилэпа (переход Стока на классику 4-4-2) пятый номер хозяев перестал ходить вперед, сосредоточившись на выполнении своих непосредственных задач.
Нельзя не отметить и своеобразную рокировку позиций Джеррарда и Мейрелеша. Стивен, имеющий гораздо больший опыт игры в английской Премьер-лиге, куда комфортнее чувствует себя в эпицентре событий и способен сохранять спокойствие даже в самых напряженных ситуациях. Поэтому он был посажен чуть ниже, чтобы помогать Лукасу Лейве начинать атаки своей команды. Когда же мяч доставлялся в переднюю линию, Стиви Джи мог спокойно подключаться из глубины, а чуть назад опускался Аурелио.
Мейрелеш же фактически являл собой второго форварда, отвечая за подбор и сохранения мяча при прессинге защитников. И когда Куйт цеплялся за одну из длинных передач, он, как правило, сбрасывал мяч открывавшемуся под него португальцу, а уж тот оценивал ситуацию и искал варианты развития атаки в районе штрафной соперника. Нередко случалось и такое, что Куйт "отскакивал" почти к центральному кругу для обыгрыша, а на его место шел Рауль в надежде на скидку за спину или отыгрыш через третьего. Второй мяч Ливерпуля в этом плане примечателен (хоть забил его и Суарес после перестановок по позиции от Далглиша).
Многие поначалу подумали, что подобная формация была использована Далглишем исключительно под проповедующий силовой футбол Сток. Ха! На важный и принципиальный матч с Челси Ливерпуль вновь предстал в виде 3-6-1 (или 3-5-1-1, не суть важно), где были изменены лишь две детали - вместо Кирьякоса на поле появился выздоровевший Каррагер, а Макси Родригес тоже по позиции сменил Аурелио.
Больше внимания обороне уделяли Джеррард и Макси, куда чаще Стивен оказывался едва ли не одной линии с защитниками для помощи и первого паса. При позиционных атаках капитан мерсисайдцев чаще смещался к правой бровке на подмогу Келли и в том, что именно после кросса Стиви Мейрелеш (при Ходжсоне ни одного гола в шестнадцати матчах, при Далглише - четыре в шести) забил единственный мяч.
Решение Анчелотти выпустить в первом же матче Торреса себя тоже не оправдало. И не только потому, что тот еще слабо взаимодействует с партнерами и по сути имел лишь один полумомент (когда Каррагер блестяще доиграл эпизод и вовремя последовал за сместившимся за спину Шкртелу Эль Ниньо и заблокировал удар испанца из пределов штрафной). Таким образом у Челси на флангах остались лишь два игрока (Эшли Коул и Босингва). И если неделей ранее фул-беки Ливерпуля справились с квартетом оппонентов, то с двумя, пусть и более классными, - тем более.
Этими двумя поединками Ливерпуль наглядно продемонстрировал, что вариант использования схемы с тремя центральными защитниками в определенных ситуациях по-прежнему имеет право на жизнь. И иногда полезно ставить перед соперником задачу, которую тот уже давно не решал. Как ни странно, на этот радикальный ход решился тот, кто одиннадцать лет не занимался менеджерской деятельностью.
Марк Венгеров, Football.ua