Football.ua

Fac et spera

"Мысль должна предшествовать каждому действию", - признался когда-то Деннис Бергкамп.
29 June 2011, 21:13
4-4-2
Вся карьера этого великолепного голландца была построена на этой идее. Нынешний Арсенал кажется вполне боеспособной машиной, которой длительное время не хватает какой-то мелочи для достижения успеха. Тот Арсенал с "десяткой" на спине Денниса был собран великолепным конструктом из лучших деталей и до сих пор сохраняет свою игру в памяти любителей футбола. Включая тех, кому сами Канониры безразличны или ненавистны.

И если душой той команды были ветераны вроде Киоуна и Адамса, сердцем - Патрик Виейра, ногами - Овермарс и Люнгберг, то за мозговую деятельность отвечал неподражаемый Бергкамп. Что и говорить, если Тьерри Анри, немало поигравшим с самим Зиданом, признает - именно его партнер по нападению в Арсенале был более велик. По его словам, Зизу обладал лучшим дриблингом, но Деннис видел игру качественнее и быстрее.

Одни уже успели забыть стиль этого футболиста, некоторые его просто не застали, другие не особо хотели видеть. Но факт остается фактом: он если и не был лучшим, то одним из них - определенно.

С помощью познавательного интервью, которое Дэвид Уиннер организовал для издания The Blizzard, мы постараемся вспомнить большинство лучших моментов его карьеры и вместе с ним мысленно вернуться в прошлое, дабы проследить полет мысли этого футбольного гения.

Об общей культуре паса, умении выполнить передачу так, как не сможет никто другой.

"Вокруг тебя собраны прекрасные футболисты, которые находятся в постоянном движении. Они обладают высокой скоростью, хороши в завершающей стадии. Твоя же задача - максимально сконцентрироваться на своем собственном стиле: отдавать им передачу и делать так, чтобы им было проще забивать. Ты можешь отдать передачу им в ноги, но также способен попробовать переправить игровой снаряд на ход, чтобы партнер оказался один напротив вратаря. Я постоянно искал возможность выполнить подобную передачу, получал от этого истинное наслаждение! Как разгадка задачи.

Забивать голы - естественно, тоже приятная работа, это общеизвестно. Лично для меня ассист со временем становился все ближе и ближе к этому идеальному моменту, когда забиваешь сам. В эти времена и в этом возрасте, когда на поле оставляют меньше свободных зон, а защитники становятся все сильнее и быстрые, передачи между защитниками могут все решить. Это то, чего я всегда хотел.

В начале моей карьеры на первом месте стояла задача забивать мячи. Под конец - выполнить ассист, идеальный ассист. Не такой, когда партнеру приходится делать много работы. В моей голове все происходило приблизительно по такому сценарию: "ОК, тот игрок бежит туда, преследуя атакующего футболиста. Но если я отдам пас между ними и в нужную точку, он все же сможет получить мяч". Никто не ожидает этого. Я играю здесь, но мой левый глаз смотрит туда. Я отдаю пас, а все начинают думать, что я вообще делаю? А потом неожиданно получается так, что мяч прилетает точно туда, куда и планировалось. Это приносит невероятное удовольствие - делать то, что другие даже представить себе не могли.

Я всегда верил, в то, что творю на поле. В одну передачу, с придачей нужного ускорения мячу, ведь это действительно очень важно. Иногда нужно придать кручения, сделать так, чтобы он пролетел мимо вратаря или защитника. Или даже своего партнера, если нужно спровоцировать его на ускорение... Phew!

Я всегда видел в своей голове картинку того, что произойдет дальше через две-три секунды. Я мог просчитать это, прочувствовать. Думал: "Этот бежит сюда, тот - туда, поэтому если выполнить передачу с нужной скоростью мяча, никто из них не сможет сыграть на перехвате, так как возможных линий соприкосновения нет. Один из подобных ассистов был выполнен в матче с Лестером на Патрика Виейра.

Кажется, на Хайбери. Думаю, это была наша последняя игра серии без поражений (в сезоне 2003/04, Invincibles). Чужая штрафная была переполнена игроками, но он сделал этот рывок, а мне удалось сделать так, что мяч проскользил мимо всех... Я был так горд! Более того, радость была еще большей, так как этот гол кое-что значил".

О голе Люнгберга в ворота Ювентуса (декабрь 2001-го), после которого голландские комментаторы в эфире начали кричать "Гарри Поттер! Гарри Поттер!"

"Это мой любимый ассист. Не совсем в моем стиле, так как складывалось впечатление, будто мяч был у меня всегда. Я ждал Фредди. В те времена он постоянно возникал ниоткуда, а я мог отдать ему передачу в нужное время. Я выполнил много подобных голевых передач. На него, на Эшли Коула. Это было интересно. Я находился в центре или на правом фланге, видел Эшли слева, только начинающего свое ускорение. Если бы он останавливался, этот пас смотрелся бы глупо. Но Эшли продолжал бежать, ведь он знал, куда бежит. Думаю, он забил три или четыре подобных мяча. Я всегда переводил мяч на дальнюю штангу, а он врывался туда на большой скорости. Я думаю, защититься от такого невозможно. Невозможно! Еще не родился такой правый вингер, который вернулся бы так глубоко. И не родится.

На поле ты создаешь определенные отношения с игроками. Они знают, что я хочу сделать с мячом, а я знаю, какой ход они намерены выполнить. В этом, по моему мнению, и состоит красота игры: иногда достаточно одного взгляда друг на друга, или, например, простой контроль мяча так и кричит: "Давай, Фредди, беги. БЕГИ!" И он бежит, потому что понимает. Нет крика, это язык тела.

Мяч был у меня и я всем видом показывал, мол, "давай же, давай, что ты делаешь?" И потом он идет, а мне остается только отдать ему мяч. Я часто выполнял подобные трюки с ним, с Марком Овермарсом. Просто потому, что мы знали друг друга. Они думали: "ОК, Деннис всегда ищет возможноть отдать передачу, поэтому мне нужно побежать туда, я должен сделать это". И когда это получалось, защитники выглядели глупо.

Против подобного нельзя найти противоядие, ведь он был на большой скорости, а защитники находились в статичном положении, смотря на чужие ворота. Пас прошел, офсайда нет и близко, игровой снаряд у него, а защитников нет в пяти или шести ярдах от него. Поэтому времени у него было достаточно. И завершение было тоже классным".

О голе в ворота Ньюкасла (2002 год), признанного фанами Арсенала лучшим в клубной истории

"Его вообще сложно объяснить. Возможно, это было воплощением стандартной идеи нападающего отметиться в чужих воротах. Если бы я изначально принял решение принять мяч и отпасовать его, тогда, вероятно, я бы не проделал этот трюк. Но я сразу поставил перед собой цель отправить игровой снаряд в ворота любыми средствами, вне зависимости от того, как мне переправят мяч. За десять ярдов до того, как тот попал ко мне, я понял, что попытаюсь обыграть соперника.

Я знал, где расположился Дабизас [защитник Ньюкасла, которого Бергкамп эффектно обыграл перед голом]. Я знал, как он расположится, что его ноги будут лишь чуть-чуть согнуты, и он будет немного позади от меня. Моя мысль была следующей: "Выполни резкий прием мяча в сторону и посмотри, что произойдет".  Возможно, защитник заблокирует этот маневр, может, у меня не получится требуемый проброс, или соперник прочувствует ситуацию и окажется у мяча раньше. В тот момент я еще не был перед Дабизасом, мне пришлось его подтолкнуть немного. Ну, и удача, конечно, была на моей стороне.

Если ты оказываешься в центре штрафной площадки, нужно принимать решение. Иногда ты перестраховываешься, подстраиваешь правую ногу и записываешь гол на свой счет. Бывает, что левая у тебя значительно слабее, поэтому удар следует готовить тщательнее. Ты не можешь точно определить точку, куда пробьешь. Но правая нога... в последний момент я могу пробить низом или верхом (показывает четыре угла ворот - прим. Д.У.), потом остается лишь вывернуть стопу и аккуратно послать мяч под дальнюю штангу.

Все строится на инстинктах, на опыте тренировок и других игр. Ты знаешь, как отскочит мяч, как будет вести себя защитник. Это делается не впервые, этот удар, этот толчок - это идет из подобных ранее случившихся эпизодов.

В этом голе большая заслуга удачи. Если бы защитник сделал шаг назад, момент можно было бы считать исчерпанным. Это не безупречный трюк. Мячи в ворота Лестера или Аргентины были безупречными: в момент получения передачи я знал, что делать: принять, сместиться к центру и исполнить. В этом же случае речь идет об удаче".

О хет-трике в ворота Лестера; каждый из голов вошел в тройку лучших по итогам месяца в АПЛ

[Первый гол]: "Во время розыгрыша предыдущего углового я заметил, что мне предоставили пространство, поэтому я подошел к Марку Овермарсу и сказал, что на следующем корнере ищи передачей меня. А потом просто следовало исполнить. Мне постоянно кажется, что каждый может забить подобный мяч. Ну, может, и не каждый, но нужно лишь пробить, а там может и влететь.

Третий же мяч больше зависил от технического мастерства. Пришлось сделать много движений, чтобы освободиться от опеки, принять мяч, отправить его в ворота. Все началось с визуального контакта с Дэвидом Платтом: "Я хочу туда передачу". Понимаете? Платт видел зоны, мог отдать пас. Оставалось только оторваться от оппонента и бежать. Когда мяч попал ко мне, все началось. Для меня на первом месте всегда было умение контролировать игровой снаряд. Важно так принять круглого, чтобы уже второе касание могло быть полезным. Мяч, образно говоря, должен замереть после первого контакта с твоей ногой. Замереть. Не отскочить ни на ярд дальше. Бум! Замри! А вот второе касание - "я получил мяч здесь и хочу пойти туда". Далее нужно было смещаться правее, понимая, что защитник не сможет приспособиться к такому движению. Мы вдвоем бежим в одном направлении, но только я знаю, что намереваюсь сменить вектор хода.

Все, видимо, думали, что я выполню второе касание левой ногой, но я подключил правую, потому что ее можно "выбросить" быстрее. В противном случае мне пришлось бы делать дополнительный шаг, я же хотел сделать все оперативнее, поэтому правой опустил круглого на землю. В ситуации, когда остаешься напротив вратаря нужно пробивать, соперники ведь тоже успевают возвращаться".

О голе в ворота сборной Аргентины (1/4 финала ЧМ, Марсель, 5 июля 1998 года)


"Я думаю, что это мой лучший гол. В том числе из-за того, что происходило вокруг в этот момент. Этот мяч вывел твою команду в полуфинал чемпионата мира, на большом стадионе, когда множество людей смотрит и болеет. Эмоции меня просто захлестывали.

Опять же, все начиналось с поиска свободного пространства, ведь так же? Чтобы оказаться у мяча первым. Визуальный контакт... Франк де Бур точно знал, что я собирался делать. Ты смотришь на него, он на тебя, ты знаешь стиль его движений. Потом лишь остается выполнить рывок. Я создал пять-шесть ярдов отрыва от защитника. Мяч перелетал через мое плечо. Я знал, что делаю. В то же время было понятно, что я бегу по прямой, это именно та линия, которой нужно следовать, чтобы забить. Сместишься чуть в сторону - пиши пропало.

Мяч прилетал ко мне, было лишь два варианта. Первый: позволить мячу опуститься на газон. Этот вариант проще, но тогда придется настигать у углового флажка. Поэтому пришлось встречаться с ним в прыжке, но в то же время сохранить контроль над ним. Опять же, как и в случае с тем голом Лестеру, сделать так, чтобы он замер. Затем смещение к воротам и уход от прессингующего защитника. Он следит за тобой, но как только ты с мячом изменяешь направление, он пролетает мимо, а ты остаешься без опеки. Вот и возможность пробить.

Мы говорили о балансировании телом, когда мяч внизу. Это то же самое, только в полете. Нужно сгруппироваться насколько это возможно, как когда ты крепко стоишь на земле. Если выполнять много движений и принимать мяч на "щеку", круглый может отскочить к защитнику. Поэтому нужно было принимать мяч на носочек ноги. Это позволяет тебе взять контроль над ситуацией в свои руки. Я не сильно беспокоился о том, как правильно подставить ногу, ибо это из тех случаев, которые отработаны годами. Я знаю, что могу принять практически любую передачу. Но мне нужно сохранять тело в стабильном положении. Я не представлял, насколько высоко я взлетел, но знал, что именно так нужно было сделать.

Сперва я обернулся, чтобы понять траекторию полета мяча. Сильного ветра не было, поэтому я продолжал бежать и смотреть вперед. Все было рассчитано, а в последний момент проскочила мысль: "ОК, теперь нужно подпрыгнуть". И в воздухе нога встретилась с мячом. Это опыт. Это был первый шаг, а касаний игрового снаряда было три. Все по-прежнему могло пойти не так. Поэтому нужно сконцентрированно выполнять каждый шаг. Но каждый из них ты рассчитать не можешь - ты просто делаешь следующий, если первый получился удачным. Если же мяч отскочит чуть дальше, приходится приспосабливаться заново.

Я решил пробивать правой ногой, а не левой, ведь угол был неподходящим для нее. В идеале - внешней стороной стопы, целясь в дальний угол, вырезая мимо вратаря. Иногда так случается, что ты понимаешь: "Я не могу промахнуться. Ну никак!"

Перевод и адаптация - Марк Венгеров, Football.ua