Боруссия Дортмунд под микроскопом. Часть 3
Football.ua завершает разбор игры соперника Шахтера в плей-офф Лиги чемпионов.
21 December 2012, 17:07
4-4-2
Боруссия Дортмунд под микроскопом. Часть 3.
Football.uaзавершает разбор игры соперника Шахтера в плей-офф Лиги чемпионов.
Часть 1
Часть 2
«В футболе важно то, что делают одиннадцать человек, а не один».
Юрген Клопп
Вот и пришло время Ее Величества атаки. В предыдущих двух частях мы остановились на оборонительных действиях команды Юргена Клоппа. Сейчас же вашему вниманию представлена заключительная часть анализа концепции игры дортмундской Боруссии. Сегодня мы поговорим исключительно об атакующих действиях чемпиона Германии.
Как известно, главная цель любой атаки – гол. Простая формулировка далеко не легкой задачи: преодолеть хорошо организованную оборону соперника и конвертировать атакующие действия в забитый мяч. Существует множество методов и путей доставки мяча к воротам соперника. Одни команды играют, как сейчас говорят, в вертикальный футбол - стараясь как можно быстрее, по кратчайшему пути вывести своего игрока на ударную позицию. Другие предпочитают методично, не спеша, строить свои атакующие действия, стараясь постоянно держать мяч под своим контролем.
Кто-то верит в эффективность длинных передач, а кто-то совсем наоборот: будет избегать длинных забросов мяча на чужую половину поля, строя свою игру преимущественно с использованием коротких передач, выжидая ошибки со стороны соперника для нанесения сокрушительного удара.
Очевидно: чем более непредсказуемо будет действовать команда в атаке, тем труднее ее противнику будет защищать свои ворота. Современная успешная футбольная команда, ставящая перед собой высокие турнирные цели, просто обязана обладать разнообразным атакующим арсеналом. Давайте попробуем проанализировать, как обстоят дела с разнообразием атакующих действий у дортмундской Боруссии.
Характерной чертой качественной футбольной команды является наличие в составе центральных защитников, которые владеют точным первым пасом. Ведь от того, каким образом и куда выполняется первая передача, во многом зависит формирование структуры атаки и ее дальнейшее успешное продолжение. И в распоряжении у Юргена Клоппа есть такие исполнители. Хуммельс и Суботич неплохо обращаются с мячом, и для них не проблема послать мяч в нужное место на половину поля соперника.
Выполнить длинную передачу на чужую половину поля - это только полдела. Гораздо сложнее удержать там мяч для дальнейшего продолжения атаки. Данную проблему Боруссия решает следующим образом:
На данном стоп-кадре, взятом из матча против амстердамского Аякса, показан эпизод, в котором Роберт Левандовски ведет борьбу за верховой мяч, после длинной передачи со своей половины поля. Именно позиция центерфорварда Боруссии, в большинстве случаев, является ориентиром для Хуммельса и Суботича, по ней определяется место направления длинной передачи для дальнейшего перевода мяча ближе к воротам противника.
Обратите внимание на позиции Ройса, Гетце, Бендера и Гюндогана в этом эпизоде.
Дело в том, что по статистике процент точности длинных передач составляет примерно 50%. Даже если форварду удается зацепиться за мяч, он в большинстве случаев находится под давлением со стороны защитников, что чревато потерей мяча, которая может привести к контратаке уже на свои ворота. Поэтому очень важно в подобных условиях оказать форварду поддержку, чтобы он смог сразу сбросить мяч на расположенного рядом игрока своей команды или, по крайней мере, перенаправить мяч в ту зону, где его партнеры смогут вступить в единоборство с противником с целью подобрать мяч.
Как видно на фото, в данный момент Левандовски может перенаправить мяч по трем адресатам: 1) на Ройса; 2) на Гетце; 3) сбросить мяч в зону расположения Бендера и Гюндогана, где они готовы уже вступить в борьбу за подбор мяча.
По ходу просмотров матчей с участием дортмундской Боруссии довольно часто можно увидеть следующий алгоритм построения атаки с использованием длинной начальной передачи:
Левандовский выбирает зону, где ему будет удобней всего вступить в борьбу за верховой мяч с защитниками соперника. Для оказания поддержки подтягивается группа из 3-4 человек, которые располагаются от центрального нападающего по разным направлениям на расстоянии примерно 10-15-ти метров. Когда центральные защитники или вратарь видят, что подобная коалиция из 4-5 игроков сформировалась на половине поля соперника, мяч сразу направляется на Левандовски, после чего он вступает в верховое единоборство, стараясь сбросить мяч в зоны рядом расположенных партнеров по команде.
Таким образом игроки Боруссии стараются создать численное большинство в зоне мяча для удержания его после длинной передачи на половине поля противника. Если же нападающий проигрывает борьбу за верховой мяч и владение переходит к противнику, подобная плотность между игроками Боруссии позволяет им сразу же вступить в прессинг противника на его же половине поля. Подобные примеры разбирались во второй части данного материала.
А в этом эпизоде игроки Боруссии используют позиционную ошибку игроков Реала. Левандовски после длинной передачи переправляет мяч в свободное пространство, в которое через зону Серхио Рамоса врывается Гросскройтц. Через несколько секунд счет на табло станет 2:1 в пользу дортмундской Боруссии.
Переходим к анализу построения фланговых атак в исполнении команды Юргена Клоппа.
Если речь заходит об атаках через фланги, то тут уже на передний план выходят два крайних защитника – Марсель Шмельцер и Лукаш Пищек. Эти два игрока обладают очень хорошими скоростными качествами. Они прекрасно анализируют то, что происходит на поле, четко распознавая ситуации, когда нужно идти вперед.
Рассмотрим примеры.
Игроки Боруссии перехватывают передачу от защитников Реала. Мяч попадает к Гросскройтцу. Шмельцер прекрасно оценивает ситуацию. Он видит, что в данный момент Кевин приближается к ситуации, где он будет вынужден играть 1 в 1 против Серхио Рамоса. Гросскройтц еще толком не успел обработать мяч, как Марсель сразу ускоряется в атаку с целью создать ситуацию 2 в 1 против защитника Реала. Причем то обстоятельство, что Ди Мария находится на несколько метров впереди, Шмельцера абсолютно не волнует.
Прошло пять секунд, и посмотрите, где находится Шмельцер, а где Ди Мария, который сейчас просто выключен из игры благодаря рывку Марселя.
Существует множество различных комбинаций, которые составляются тренерами под различные схемы игры. Мне бы хотелось представить вам две диаграммы с комбинациями, взятых из книги Масимо Люкези «Обучение системе игры 4-3-3», которые часто возникают при построении атак через фланги в исполнении игроков Боруссии.
Вот комбинация, в которой мяч переводится на крайнего защитника на половину поля соперника через цепочку состоящую из трех игроков. Для лучшей визуализации можно представить, что №6 это Хуммельс, №10 – Гетце, №4 – Гюндоган, №11 – Ройс, а №3 – Шмельцер.
А вот второй вариант. Только в комбинацию для перевода на фланг в данном случае включается центральный нападающий (№9). Ключевым моментом этих двух комбинаций является движение игрока (№11). Смещаясь в середину, он тем самым освобождает пространство на фланге, в которое на скорости врывается крайний защитник. Причем мяч в нужную зону на фланг попадает через цепочку из 2-3 игроков. Вот как это выглядит в игре:
Обратите внимание на позиции Ройса и Гетце. Марко освобождает зону на фланге, располагаясь ближе к центральной продольной оси поля. А Марио находит свободное пространство между линией полузащиты и защиты мадридского Реала. Суботич прекрасно разбирается в эпизоде. Он отдает передачу не на фланг Пищеку, а в центральную зону на Гетце. В свою очередь Лукаш сразу же замечает ситуацию, которую, позволим себе предположить, он не раз встречал в тетрадях Клоппа. Он ускоряется, на ходу подхватывая мяч, посланный ему Гетце, и ускоряется в пространство, оставленное Ройсом. Причем в данном эпизоде положение для команды Моуриньо усугубляется еще тем, что левый защитник оставил свою зону, выйдя в центр для оказания прессинга на Гетце, тем самым облегчив задачу Пищеку.
Во второй части мы рассматривали примеры, когда игроки Боруссии зажимали соперника на фланге с целью отбора мяча. Так вот, чтобы подобные зажимы свести к минимуму, крайние защитники Боруссии стараются получить мяч на половине поля соперника в движении, часто на большой скорости. Так их гораздо трудней блокировать на фланге. К тому же это очень повышает динамику атак. Но самое главное то, что подобные ситуации возникают на двух флангах: и Шмельцер, и Пищек прекрасно играют вперед. Очень часто передачи на фланг идут по цепочкам через центр в зоны за спины крайним защитников соперника, в которые, как на велосипедах, врываются Марсель и Лукаш. Затем следует прострельная передача в штрафную площадь, после чего часто можно встретить следующее положение на поле:
В штрафную площадь в большинстве случаев врывается два игрока: Левандовски и один из атакующих полузащитников, а еще 2-3 игрока направляются в зону, расположенную перед штрафной площадью для подбора мяча. Особенно опасной для соперника является зона, выделенная красным маркером. Если удастся подобрать мяч в этой зоне, сразу может последовать удар по воротам, который довольно часто становится результативным. Кстати, обратите внимание, что в то время, как Пищек выполнял прострел на Ройса и Левандовски, Шмельцер прибежал в центральную зону для подбора мяча.
Для лучшего восприятия вышерассмотренных игровых моментов предлагаем вам небольшой видеоматериал:
Конечно, когда мы говорим об атаке дортмундской Боруссии, то было бы большой несправедливостью не отметить таких игроков, как Марко Ройс и Марио Гетце. Универсализм Ройса мы отмечали еще в первой части. Вот что сказал Юрген Клопп о Ройсе в начале сезона: «Универсализм Ройса позволит команде не ощущать отсутствия Синдзи. Его позиция – в центре под нападающим; собственно, это его единственная оптимальная позиция. Марко же более гибок. У него невероятный потенциал».
Что касается Гетце… Если вы хотите получить удовольствие во время просмотра матчей дортмундской Боруссии, то сконцентрируйте свое внимание на действиях Марио. Довольно интересно наблюдать за тем, как он двигается по полю, постоянно ища встречи с мячом. Как он при этом следит за тем, что происходит вокруг него на поле. Как он работает с мячом. Как Марио выдерживает паузы, отдавая мяч партнеру, когда тот займет для этого оптимальную позицию. Одним словом: во время матча не смотрите на мяч. Следите за Гетце и он докажет вам, что футбол это искусство.
Скажем пару слов о том, как Боруссия проводит свои быстрые атаки. Как известно, любая атака должна стремиться проходить через открытое пространство на половине поля соперника. Вот что по этому поводу говорит Жозе Моуриньо: «Быстрый переход – наиболее важный аспект в футболе. Быстрое перестроение обороны или эксплуатация свободных зон в обороне соперника должны происходить максимально быстро после смены владения»
Когда одна команда теряет мяч во время своей атаки, она часто попадает в трудное положение из-за того, что на ее половине поля появляются свободные зоны, которые образовываются вследствие того, что игроки не успевают перестроиться из атаки в оборону. Именно эти зоны должна стремиться использовать команда, переходящая в быструю атаку после удачной игры на перехват. В команде Клоппа очень часто такие зоны наилучшим образом использует Гетце. Оставаясь вместе с Левандовски при обороне своих ворот немного ближе к воротам соперника, после того, как его команда перехватывает мяч – Марио сразу ищет свободное пространство для получения передачи от партнеров по команде.
Вот хороший пример в подтверждение вышесказанных слов. Марио использует то обстоятельство, что правый защитник Реала оставил свою зону, пытаясь поддержать атаку своей команды. Гетце сразу устремляется в свободное пространство, тем самым задавая вектор направления быстрой атаки своей команды.
Характерной особенностью Боруссии при быстрых атаках является то обстоятельство, что атаку старается поддержать коалиции, состоящие из четырех, пяти, а иногда и шести игроков, которые синхронно движутся на ворота противника.
В данном эпизоде сразу пять игроков Боруссии на скорости устремляются на ворота Манчестер Сити, таким образом стараясь использовать то обстоятельство, что хоть игроки чемпиона Англии и возвращаются назад, но четкость в их оборонительном построении отсутствует.
Совсем иначе дело обстоит при построении позиционных атак. В таких случаях обороняющаяся команда имеет возможность перестроиться для обороны своих ворот, закрыв пространство на подступе к своей штрафной площади.
Таким образом перед атакующей командой ставится задача самостоятельно создать для себя игровое пространство на половине поля противника, придерживаясь следующих принципов при построении своих атак:
- Игроки должны стремиться максимально растянуть оборонительное построение противника по ширине поля.
На данном стоп-кадре показано, как это стараются выполнить игроки Боруссии против команды Жозе Моуриньо. Обратите внимание на положение крайних защитников. Пищек и Шмельцер стараются максимально растянуть оборону противника, располагаясь друг от друга на максимальном расстоянии.
- Команда должна стремиться обеспечить глубину атаки, которая формируется благодаря тому, что атакующие игроки располагаются на одной линии с центральными защитниками противника, таким образом стараясь растянуть оборону противника по длине поля.
Еще один пример с участием игроков Боруссии. Левандовски и Гросскойтц располагаются на одной линии с центральными защитниками Реала, тем самым увеличивая дистанцию между линией полузащиты и защиты мадридцев, что приводит к образованию пространства на половине поля соперника. К тому же Ройс выдвигается для получения мяча от Суботича, одновременно создавая пространство за своей спиной, которое открывается из-за того, что за Марко следует левый защитник Реала.
- Игроки постоянно должны поддерживать друг друга, постоянно открываясь для получения мяча. Особенно когда атакующая команда играет на ограниченном пространстве, на половине поля соперника.
Вот эпизод, в котором игроки Боруссии формируют невидимые треугольники на половине поля Реала. Каждый мадридский игрок попадает в окружения трех игроков Боруссии. Это обстоятельство позволяет качественно контролировать мяч на половине поля соперника в условиях ограниченного пространства.
Самое интересное то, что эти три принципа, взятые из книги «The Complete Guide to Coaching Soccer Systems and Tactics», игроки Юргена Клоппа воплотили в жизнь во время одной позиционной атаки, которая длилась больше одной минуты и в конечном итоге завершилась шикарным результативным ударом в исполнении Марко Ройса. И это случилось на Сантьяго Бернабео! Против команды великого и ужасного Жозе Моуриньо!
Этот великолепнейший атакующий шедевр, а также другие примеры быстрых и позиционных атак в исполнении дортмундской Боруссии вы можете посмотреть в данном видеоролике:
Надеемся после прочитанного и увиденного каждый читатель самостоятельно сможет дать оценку разнообразию атакующего тактического арсенала Боруссии Дортмунд.
На мой взгляд, в этом плане у Юргена Клоппа все выстроено наилучшим образом. Нужно отметить тот факт, что каким бы гениальным ни был тренер, все равно, в большей степени, все зависит от индивидуальных талантов его игроков. Ведь именно они воплощают в жизнь сценарий тренера на игру.
Сила Боруссии, на мой взгляд, заключается в том, что в команде подобраны разноплановые игроки, каждый из которых имеет свои ярко выраженные сильные стороны, которые в свою очередь реализуются наилучшим образом благодаря грамотной, вернее гармонично выстроенной структуре игры. В рамках который каждый игрок с максимальной эффективностью для своей команды проявляет свои сильнейшие качества.
Работой главного тренера чемпиона Германии нельзя не восхищаться. За исключением Вайденфеллера, Келя и Блащиковси, всех остальных игроков Юрген Клопп подбирал самостоятельно, дабы воплотить в жизнь свои игровые идеи.
Как-то тренер дортмундцев сказал: «Я просто хочу играть в такой футбол, какой мне нравится».
Нам остается лишь признать тот факт, что Юрген Клопп обладает воистину тонким футбольным вкусом.
От себя выражаю огромную благодарность всем тем читателям, которые до конца выдержали этот длительный аналитический марафон из трех частей.
Полиграф, специально для football.ua
http://blog.isport.ua/poligraf/
Читать@thepoligraph
Football.uaзавершает разбор игры соперника Шахтера в плей-офф Лиги чемпионов.
Часть 1
Часть 2
«В футболе важно то, что делают одиннадцать человек, а не один».
Юрген Клопп
Вот и пришло время Ее Величества атаки. В предыдущих двух частях мы остановились на оборонительных действиях команды Юргена Клоппа. Сейчас же вашему вниманию представлена заключительная часть анализа концепции игры дортмундской Боруссии. Сегодня мы поговорим исключительно об атакующих действиях чемпиона Германии.
Как известно, главная цель любой атаки – гол. Простая формулировка далеко не легкой задачи: преодолеть хорошо организованную оборону соперника и конвертировать атакующие действия в забитый мяч. Существует множество методов и путей доставки мяча к воротам соперника. Одни команды играют, как сейчас говорят, в вертикальный футбол - стараясь как можно быстрее, по кратчайшему пути вывести своего игрока на ударную позицию. Другие предпочитают методично, не спеша, строить свои атакующие действия, стараясь постоянно держать мяч под своим контролем.
Кто-то верит в эффективность длинных передач, а кто-то совсем наоборот: будет избегать длинных забросов мяча на чужую половину поля, строя свою игру преимущественно с использованием коротких передач, выжидая ошибки со стороны соперника для нанесения сокрушительного удара.
Очевидно: чем более непредсказуемо будет действовать команда в атаке, тем труднее ее противнику будет защищать свои ворота. Современная успешная футбольная команда, ставящая перед собой высокие турнирные цели, просто обязана обладать разнообразным атакующим арсеналом. Давайте попробуем проанализировать, как обстоят дела с разнообразием атакующих действий у дортмундской Боруссии.
Характерной чертой качественной футбольной команды является наличие в составе центральных защитников, которые владеют точным первым пасом. Ведь от того, каким образом и куда выполняется первая передача, во многом зависит формирование структуры атаки и ее дальнейшее успешное продолжение. И в распоряжении у Юргена Клоппа есть такие исполнители. Хуммельс и Суботич неплохо обращаются с мячом, и для них не проблема послать мяч в нужное место на половину поля соперника.
Выполнить длинную передачу на чужую половину поля - это только полдела. Гораздо сложнее удержать там мяч для дальнейшего продолжения атаки. Данную проблему Боруссия решает следующим образом:
На данном стоп-кадре, взятом из матча против амстердамского Аякса, показан эпизод, в котором Роберт Левандовски ведет борьбу за верховой мяч, после длинной передачи со своей половины поля. Именно позиция центерфорварда Боруссии, в большинстве случаев, является ориентиром для Хуммельса и Суботича, по ней определяется место направления длинной передачи для дальнейшего перевода мяча ближе к воротам противника.
Обратите внимание на позиции Ройса, Гетце, Бендера и Гюндогана в этом эпизоде.
Дело в том, что по статистике процент точности длинных передач составляет примерно 50%. Даже если форварду удается зацепиться за мяч, он в большинстве случаев находится под давлением со стороны защитников, что чревато потерей мяча, которая может привести к контратаке уже на свои ворота. Поэтому очень важно в подобных условиях оказать форварду поддержку, чтобы он смог сразу сбросить мяч на расположенного рядом игрока своей команды или, по крайней мере, перенаправить мяч в ту зону, где его партнеры смогут вступить в единоборство с противником с целью подобрать мяч.
Как видно на фото, в данный момент Левандовски может перенаправить мяч по трем адресатам: 1) на Ройса; 2) на Гетце; 3) сбросить мяч в зону расположения Бендера и Гюндогана, где они готовы уже вступить в борьбу за подбор мяча.
По ходу просмотров матчей с участием дортмундской Боруссии довольно часто можно увидеть следующий алгоритм построения атаки с использованием длинной начальной передачи:
Левандовский выбирает зону, где ему будет удобней всего вступить в борьбу за верховой мяч с защитниками соперника. Для оказания поддержки подтягивается группа из 3-4 человек, которые располагаются от центрального нападающего по разным направлениям на расстоянии примерно 10-15-ти метров. Когда центральные защитники или вратарь видят, что подобная коалиция из 4-5 игроков сформировалась на половине поля соперника, мяч сразу направляется на Левандовски, после чего он вступает в верховое единоборство, стараясь сбросить мяч в зоны рядом расположенных партнеров по команде.
Таким образом игроки Боруссии стараются создать численное большинство в зоне мяча для удержания его после длинной передачи на половине поля противника. Если же нападающий проигрывает борьбу за верховой мяч и владение переходит к противнику, подобная плотность между игроками Боруссии позволяет им сразу же вступить в прессинг противника на его же половине поля. Подобные примеры разбирались во второй части данного материала.
А в этом эпизоде игроки Боруссии используют позиционную ошибку игроков Реала. Левандовски после длинной передачи переправляет мяч в свободное пространство, в которое через зону Серхио Рамоса врывается Гросскройтц. Через несколько секунд счет на табло станет 2:1 в пользу дортмундской Боруссии.
Переходим к анализу построения фланговых атак в исполнении команды Юргена Клоппа.
Если речь заходит об атаках через фланги, то тут уже на передний план выходят два крайних защитника – Марсель Шмельцер и Лукаш Пищек. Эти два игрока обладают очень хорошими скоростными качествами. Они прекрасно анализируют то, что происходит на поле, четко распознавая ситуации, когда нужно идти вперед.
Рассмотрим примеры.
Игроки Боруссии перехватывают передачу от защитников Реала. Мяч попадает к Гросскройтцу. Шмельцер прекрасно оценивает ситуацию. Он видит, что в данный момент Кевин приближается к ситуации, где он будет вынужден играть 1 в 1 против Серхио Рамоса. Гросскройтц еще толком не успел обработать мяч, как Марсель сразу ускоряется в атаку с целью создать ситуацию 2 в 1 против защитника Реала. Причем то обстоятельство, что Ди Мария находится на несколько метров впереди, Шмельцера абсолютно не волнует.
Прошло пять секунд, и посмотрите, где находится Шмельцер, а где Ди Мария, который сейчас просто выключен из игры благодаря рывку Марселя.
Существует множество различных комбинаций, которые составляются тренерами под различные схемы игры. Мне бы хотелось представить вам две диаграммы с комбинациями, взятых из книги Масимо Люкези «Обучение системе игры 4-3-3», которые часто возникают при построении атак через фланги в исполнении игроков Боруссии.
Вот комбинация, в которой мяч переводится на крайнего защитника на половину поля соперника через цепочку состоящую из трех игроков. Для лучшей визуализации можно представить, что №6 это Хуммельс, №10 – Гетце, №4 – Гюндоган, №11 – Ройс, а №3 – Шмельцер.
А вот второй вариант. Только в комбинацию для перевода на фланг в данном случае включается центральный нападающий (№9). Ключевым моментом этих двух комбинаций является движение игрока (№11). Смещаясь в середину, он тем самым освобождает пространство на фланге, в которое на скорости врывается крайний защитник. Причем мяч в нужную зону на фланг попадает через цепочку из 2-3 игроков. Вот как это выглядит в игре:
Обратите внимание на позиции Ройса и Гетце. Марко освобождает зону на фланге, располагаясь ближе к центральной продольной оси поля. А Марио находит свободное пространство между линией полузащиты и защиты мадридского Реала. Суботич прекрасно разбирается в эпизоде. Он отдает передачу не на фланг Пищеку, а в центральную зону на Гетце. В свою очередь Лукаш сразу же замечает ситуацию, которую, позволим себе предположить, он не раз встречал в тетрадях Клоппа. Он ускоряется, на ходу подхватывая мяч, посланный ему Гетце, и ускоряется в пространство, оставленное Ройсом. Причем в данном эпизоде положение для команды Моуриньо усугубляется еще тем, что левый защитник оставил свою зону, выйдя в центр для оказания прессинга на Гетце, тем самым облегчив задачу Пищеку.
Во второй части мы рассматривали примеры, когда игроки Боруссии зажимали соперника на фланге с целью отбора мяча. Так вот, чтобы подобные зажимы свести к минимуму, крайние защитники Боруссии стараются получить мяч на половине поля соперника в движении, часто на большой скорости. Так их гораздо трудней блокировать на фланге. К тому же это очень повышает динамику атак. Но самое главное то, что подобные ситуации возникают на двух флангах: и Шмельцер, и Пищек прекрасно играют вперед. Очень часто передачи на фланг идут по цепочкам через центр в зоны за спины крайним защитников соперника, в которые, как на велосипедах, врываются Марсель и Лукаш. Затем следует прострельная передача в штрафную площадь, после чего часто можно встретить следующее положение на поле:
В штрафную площадь в большинстве случаев врывается два игрока: Левандовски и один из атакующих полузащитников, а еще 2-3 игрока направляются в зону, расположенную перед штрафной площадью для подбора мяча. Особенно опасной для соперника является зона, выделенная красным маркером. Если удастся подобрать мяч в этой зоне, сразу может последовать удар по воротам, который довольно часто становится результативным. Кстати, обратите внимание, что в то время, как Пищек выполнял прострел на Ройса и Левандовски, Шмельцер прибежал в центральную зону для подбора мяча.
Для лучшего восприятия вышерассмотренных игровых моментов предлагаем вам небольшой видеоматериал:
Конечно, когда мы говорим об атаке дортмундской Боруссии, то было бы большой несправедливостью не отметить таких игроков, как Марко Ройс и Марио Гетце. Универсализм Ройса мы отмечали еще в первой части. Вот что сказал Юрген Клопп о Ройсе в начале сезона: «Универсализм Ройса позволит команде не ощущать отсутствия Синдзи. Его позиция – в центре под нападающим; собственно, это его единственная оптимальная позиция. Марко же более гибок. У него невероятный потенциал».
Что касается Гетце… Если вы хотите получить удовольствие во время просмотра матчей дортмундской Боруссии, то сконцентрируйте свое внимание на действиях Марио. Довольно интересно наблюдать за тем, как он двигается по полю, постоянно ища встречи с мячом. Как он при этом следит за тем, что происходит вокруг него на поле. Как он работает с мячом. Как Марио выдерживает паузы, отдавая мяч партнеру, когда тот займет для этого оптимальную позицию. Одним словом: во время матча не смотрите на мяч. Следите за Гетце и он докажет вам, что футбол это искусство.
Скажем пару слов о том, как Боруссия проводит свои быстрые атаки. Как известно, любая атака должна стремиться проходить через открытое пространство на половине поля соперника. Вот что по этому поводу говорит Жозе Моуриньо: «Быстрый переход – наиболее важный аспект в футболе. Быстрое перестроение обороны или эксплуатация свободных зон в обороне соперника должны происходить максимально быстро после смены владения»
Когда одна команда теряет мяч во время своей атаки, она часто попадает в трудное положение из-за того, что на ее половине поля появляются свободные зоны, которые образовываются вследствие того, что игроки не успевают перестроиться из атаки в оборону. Именно эти зоны должна стремиться использовать команда, переходящая в быструю атаку после удачной игры на перехват. В команде Клоппа очень часто такие зоны наилучшим образом использует Гетце. Оставаясь вместе с Левандовски при обороне своих ворот немного ближе к воротам соперника, после того, как его команда перехватывает мяч – Марио сразу ищет свободное пространство для получения передачи от партнеров по команде.
Вот хороший пример в подтверждение вышесказанных слов. Марио использует то обстоятельство, что правый защитник Реала оставил свою зону, пытаясь поддержать атаку своей команды. Гетце сразу устремляется в свободное пространство, тем самым задавая вектор направления быстрой атаки своей команды.
Характерной особенностью Боруссии при быстрых атаках является то обстоятельство, что атаку старается поддержать коалиции, состоящие из четырех, пяти, а иногда и шести игроков, которые синхронно движутся на ворота противника.
В данном эпизоде сразу пять игроков Боруссии на скорости устремляются на ворота Манчестер Сити, таким образом стараясь использовать то обстоятельство, что хоть игроки чемпиона Англии и возвращаются назад, но четкость в их оборонительном построении отсутствует.
Совсем иначе дело обстоит при построении позиционных атак. В таких случаях обороняющаяся команда имеет возможность перестроиться для обороны своих ворот, закрыв пространство на подступе к своей штрафной площади.
Таким образом перед атакующей командой ставится задача самостоятельно создать для себя игровое пространство на половине поля противника, придерживаясь следующих принципов при построении своих атак:
- Игроки должны стремиться максимально растянуть оборонительное построение противника по ширине поля.
На данном стоп-кадре показано, как это стараются выполнить игроки Боруссии против команды Жозе Моуриньо. Обратите внимание на положение крайних защитников. Пищек и Шмельцер стараются максимально растянуть оборону противника, располагаясь друг от друга на максимальном расстоянии.
- Команда должна стремиться обеспечить глубину атаки, которая формируется благодаря тому, что атакующие игроки располагаются на одной линии с центральными защитниками противника, таким образом стараясь растянуть оборону противника по длине поля.
Еще один пример с участием игроков Боруссии. Левандовски и Гросскойтц располагаются на одной линии с центральными защитниками Реала, тем самым увеличивая дистанцию между линией полузащиты и защиты мадридцев, что приводит к образованию пространства на половине поля соперника. К тому же Ройс выдвигается для получения мяча от Суботича, одновременно создавая пространство за своей спиной, которое открывается из-за того, что за Марко следует левый защитник Реала.
- Игроки постоянно должны поддерживать друг друга, постоянно открываясь для получения мяча. Особенно когда атакующая команда играет на ограниченном пространстве, на половине поля соперника.
Вот эпизод, в котором игроки Боруссии формируют невидимые треугольники на половине поля Реала. Каждый мадридский игрок попадает в окружения трех игроков Боруссии. Это обстоятельство позволяет качественно контролировать мяч на половине поля соперника в условиях ограниченного пространства.
Самое интересное то, что эти три принципа, взятые из книги «The Complete Guide to Coaching Soccer Systems and Tactics», игроки Юргена Клоппа воплотили в жизнь во время одной позиционной атаки, которая длилась больше одной минуты и в конечном итоге завершилась шикарным результативным ударом в исполнении Марко Ройса. И это случилось на Сантьяго Бернабео! Против команды великого и ужасного Жозе Моуриньо!
Этот великолепнейший атакующий шедевр, а также другие примеры быстрых и позиционных атак в исполнении дортмундской Боруссии вы можете посмотреть в данном видеоролике:
Надеемся после прочитанного и увиденного каждый читатель самостоятельно сможет дать оценку разнообразию атакующего тактического арсенала Боруссии Дортмунд.
На мой взгляд, в этом плане у Юргена Клоппа все выстроено наилучшим образом. Нужно отметить тот факт, что каким бы гениальным ни был тренер, все равно, в большей степени, все зависит от индивидуальных талантов его игроков. Ведь именно они воплощают в жизнь сценарий тренера на игру.
Сила Боруссии, на мой взгляд, заключается в том, что в команде подобраны разноплановые игроки, каждый из которых имеет свои ярко выраженные сильные стороны, которые в свою очередь реализуются наилучшим образом благодаря грамотной, вернее гармонично выстроенной структуре игры. В рамках который каждый игрок с максимальной эффективностью для своей команды проявляет свои сильнейшие качества.
Работой главного тренера чемпиона Германии нельзя не восхищаться. За исключением Вайденфеллера, Келя и Блащиковси, всех остальных игроков Юрген Клопп подбирал самостоятельно, дабы воплотить в жизнь свои игровые идеи.
Как-то тренер дортмундцев сказал: «Я просто хочу играть в такой футбол, какой мне нравится».
Нам остается лишь признать тот факт, что Юрген Клопп обладает воистину тонким футбольным вкусом.
От себя выражаю огромную благодарность всем тем читателям, которые до конца выдержали этот длительный аналитический марафон из трех частей.
Полиграф, специально для football.ua
http://blog.isport.ua/poligraf/
Читать@thepoligraph