Football.ua

За шахматной доской с футбольными фигурами

"Некорректно давать советы, но если писать статью "Как надо смотреть футбол", главный совет: не смотри на мяч! Но как не смотреть? Я сам стараюсь смотреть в другую сторону, чтобы видеть перемещения игроков без мяча, но мяч притягивает как магнит". Борис Чирва, кандидат педагогических наук, редактор журнала "Теория и практика футбола".
27 January 2013, 12:25
4-4-2
Именно с этой мысли футбольного теоретика хотелось бы начать очередной материал, посвященный футбольной аналитике. Хм, действительно, как мы смотрим футбол? Что мы видим, когда смотрим футбол? И самое главное, почему мы смотрим футбол? На эти вопросы, очевидно, у каждого будет свой ответ.
 
Когда-то один известный гроссмейстер сказал удивительную вещь. Суть ее заключается в том, что самое интересное в шахматной партии происходит не на деревянной доске с 64-ю черно-белыми клетками, а в сознании двух шахматистов, которые постоянно просчитывают множество вариантов в уме, при этом не передвигая фигуры. А при чем тут футбол, спросите вы? Действительно, шахматы и футбол это абсолютно непохожие виды спорта, но все же у них есть много общего. Особенно сходство проявляется, когда дело касается анализа сыгранных партий или игр. Как вам будет угодно.
 
Дело в том, что каким бы талантливым ни был шахматист, он не способен просчитать все варианты четко до конца. Давид Бронштейн, пожалуй, один из ярчайших советских гроссмейстеров, очень красочно описал, что видит шахматист во время шахматной партии: «Человек видит позицию, как в свете фар темную дорогу... Я это говорил не однажды: сначала вы видите позицию ясно. Через три хода она становится для вас как бы немножко в тумане. А через пять ходов вы видите только контуры позиции... Вы чувствуете, что там, за горизонтом, что-то есть. Вы не знаете точно, что именно, но вам очень интересно. В этом, собственно, и заключается прелесть шахмат».
 
В футболе немного другая ситуация. Позволю себе предположить, что многие, просматривая футбольные матчи, концентрируют свое внимание исключительно на зоне нахождения мяча. Сам не раз пытался оторвать взгляд от круглого предмета на поле и все время безуспешно. А ведь ключевые события происходят как раз в других зонах. На самом деле сильнейшие футбольные команды мира стараться доставлять мяч к воротам соперника через зоны открытого пространства, которые в свою очередь чаще всего образуются за счет движения игроков на поле. Точка мяча на поле – это всего лишь исходный пункт, откуда начинаются интереснейшие события в игре и которые, в большей степени, зависят от того, что происходит вне зоны нахождения мяча.
 
Игроки атакующей команды выполняют различные маневры, с целью заставить соперника допустить ошибку: увести его из своей зоны ответственности, заставить сместиться к флангу, тем самым увеличив дистанцию между защитниками и т.д. Все эти моменты увидеть во время матча очень сложно, если не невозможно. Подобные эпизоды длятся всего в несколько секунд и именно в такие ключевые моменты решается или не решается результат того или иного матча.
 
Шахматист после сыгранной партии имеет возможность сесть вновь за доску и в спокойной обстановке пройти всю «дорогу», сыгранной партии заново, но уже не в темноте, а при ярком свете и с лупой в руках. Этот процесс называется анализ сыгранной партии. Очень часто шахматисты во время подобного изучения партий находят ключевые позиции, в которых решалась судьба шахматного поединка и которые в то же время остались незамеченными двумя игроками по ходу партии. Со временем эти позиции попадают в шахматную литературу, которую затем изучают шахматисты нового поколения, так как это наилучшим образом сопутствует их профессиональному росту. Например, есть целые сборники шахматных комбинаций, в которых позиции группируются по признакам. После их изучения у шахматиста они откладываться в сознании и когда он видит подобную позицию на доске, он уже играет не головой, а, как сказал Каспаров, руками. Это позволяет экономить время во время партии и существенно убыстряет процесс мышления за доской.
 
Возникает вопрос: а почему бы не попытаться сделать это и для футбола? Практически в каждом матче есть хотя бы один эпизод, которому присущи определенные признаки. Если такие эпизоды собирать на протяжении длительного времени, а затем сортировать, например, по таким принципам: комбинации на третьего игрока, комбинации с забеганиями по флангу, примеры движения без мяча с целю создания игрового пространства для партнера, переводы мяча на фланг с целью создания открытого пространства на другом и т.п., то со временем, может получиться целая видеотека подобных позиций с различными типичными комбинациями, маневрами и ошибками игроков. На базе этих эпизодов также можно строить различные тренировочные упражнения, которые будут приближенные максимально к игровым условиям. Причем пользу, на наш взгляд, могут принести не только футболистам и тренерам, но и рядовым болельщикам. Это позволит взглянуть на игру по-другому, что в дальнейшем может привести к повышению интереса к самой игре, а не к тому, что происходит вокруг нее.
 
Но хватит лирики. Давайте лучше рассмотрим реальный пример. В качестве образца взят эпизод из матча Днепр-ПСВ.
 

 
Перед вами начало одного из ключевых эпизодов матча. Прежде чем мы перейдем к анализу, обратите внимание на время и счет в матче в левом верхнем углу стоп-кадра.
 
Итак. Игрок ПСВ только что выбегает из-за спины Романа Зозули для получения передачи. Ключевым моментом, на наш взгляд, тут является не само открывание игрока ПСВ, а то, куда направлен вектор его движения для получения мяча. На снимке можно увидеть, что движется игрок атакующей команды в зону Жулиано. Зозуля на секунду теряет бдительность и направляется вслед за игроком, который выбежал из его зоны ответственности. Дело в том, что своим перемещением Роман оставляет свою зону, в которой сейчас находится игрок ПСВ. На снимке также четко видно, как Жулиано указывает рукой на зону, которую необходимо закрыть. Зозуля этого не увидел, и вот что произошло через несколько секунд.
 

 
Тут уже четко видно, к чему привел маневр игрока ПСВ и позиционная ошибка в обороне Зозули. Два игрока контролируют соперника на одном участке поля, в то время как на фланге защитник ПСВ получает в свое распоряжение огромную территорию на поле для продолжения атаки.
 

 
Прошло всего 2 секунды и Зозуля уже отыгран и никоим образом не может помешать своему оппоненту продолжить атаку. Теперь стоит перевести свой взор на зону нахождения пары центральных защитников Днепра Мазуха и Чеберячко. На ум сразу приходит фраза Валерия Лобановского: «Перемещаясь по футбольному полю, защитник всегда должен находиться между соперником и соб­ственными воротами».
 
Немного ниже на видео будет четко видно, как Мазух отскочил назад, чтобы занять позицию между форвардом ПСВ и своими воротами, а вот Евгений Чеберячко подобный маневр выполнить не успел. Он, как и Зозуля, проиграл свою позицию при обороне своих ворот. И вот что из этого получилось.
 

 
Согласитесь, данный кадр для Днепра выглядит просто смертельным. Как видим, две ошибки игроков Днепра, которые были вызваны продуманным взаимодействием исполнителей ПСВ, привела к опаснейшему моменту у ворот команды Хуанде Рамоса, которой только чудом не закончился забитым мячом в ворота Днепра.
 
Предлагаем посмотреть этот эпизод в динамике:



Данный эпизод был обнаружен в ходе анализа матча Днепр - ПСВ, который выполнялся с учетом некоторых нюансов, позаимствованных из шахматного анализа, суть которых заключается в поиске ключевых позиций, в которых мог решиться исход борьбы конкретной позиции на доске или всей на шахматной партии. Можно сказать, что мы сидели за шахматной доской, но передвигали футбольные фигуры, вернее передвигались они самостоятельно, а мы лишь следили за этим процессом.
 
На наш взгляд, подобный эпизод, служит прекрасным примером того, как нужно стараться создать для себя игровое пространство на поле, а затем его использовать в своих целях. Еще хочется добавить, что мы рассмотрели очень опасный момент игры, который обнаружить по ходу анализа довольно несложно. Но существуют такие эпизоды, в которых, например, команда четким взаимодействием пытается перевести мяч на определенный участок поля, причем удается ей это сделать один раз из десяти, но именно в этом моменте четко просматривается элемент построения игры. Его увидеть уже очень сложно, но его обнаружение служит в своем роде неким открытием того, что происходит на поле. 

Полиграф, специально для Football.ua
http://blog.isport.ua/poligraf/