Эстетика футбольной игры
Что больше всего ценится в футбольном матче? Очевидно, что голы.
20 May 2013, 17:17
4-4-2
Причем эстетическая красота забитого мяча совсем необязательна, если решающий удар приносит победу. Правда, иногда какая-то невероятная голевая комбинация вызывает восторга не меньше, чем рядовая победа. Если сделать еще один шаг назад, от того момента, когда мяч оказывается в сетке ворот, то уже мало кто придаст значение событиям, которые предшествовали выходу атакующей команды на завершающую стадию атаки. Целью этой статьи является попытка показать, а еще лучше доказать, что интересным может оказаться матч, который заканчивается даже нулевой ничьей.
В современном футболе атакующей команде, чтобы добраться до ворот соперника нужно преодолеть три линии обороны, которая формируется из линии нападения, полузащиты и защиты. Чаще всего голы забиваются, когда вскрывается последняя преграда на пути к воротам обороняющейся команды, реже команда выходит на ударную позицию при отыгрывании линии полузащиты противника, и уж совсем редко мы можем увидеть курьезные голы, которые забиваются чуть ли не с центра поля, когда за линией мяча находятся нападающие обороняющейся атаки.
Вашему вниманию мы предлагаем краткие разборы четырех комбинаций из финального матча Лиги Европы между Челси и Бенфикой, целью которых являлось приблизить мяч к воротам противника с помощью четко продуманных действий. Некоторые действия в комбинациях можно считать типовыми: их может применять практически любая команда, игроки которой могут распознавать простые комбинационные мотивы. Вторая группа комбинационных действий включает в себя нестандартное мышление игроков, высочайшее индивидуальное мастерство и преднамеренное создание численного большинства над противником в локальных зонах для преодоления одной из линий обороны соперника. Следующие четыре комбинации представлены в виде небольшого хит-парада. Хронологический порядок комбинаций формировался сугубо по усмотрению автора.
4-е место
Четвертое место в условном хит-параде занимает комбинация, которую разыграли Кэхилл, Давид Луис и Торрес. Цель комбинации – перевод мяча на половину поля противника для продолжения дальнейших атакующих действий.
Этот розыгрыш можно считать хрестоматийным: мяч переводится в центральную зону с помощью длинной передачи на игрока атаки, который затем сбрасывает мяч назад в открытую зону.
В данной ситуации Кэхилл не мог отдать мяч вперед на Давида Луиса, так как его блокирует игрок Бенфики. Гари принимает решение переправить мяч Торресу, который также подвергается прессингу, но это не мешает ему скинуть мяч на свободного Давида Луиса.
Игроки Челси воспользовались тем, что футболисты Бенфики открыли пространство в центре, и перевели мяч с помощью типовой комбинации ближе к воротам противника. Сейчас у Давида Луиса есть три варианта продолжения атаки, которые хоть еще не являются очень опасными для португальской команды, но они уже служат предпосылками для перевода атаки в завершающую стадию. Схематично комбинацию по переводу мяча на половину поля соперника в открытую зону можно представить следующим образом.
Преимуществом такого рода комбинаций является то, что игрок, принимающий мяч (в данном примере это Давид Луис), может заблаговременно оценить позицию на поле, так как он принимает мяч лицом к воротам соперника от игрока линии атаки, который сбрасывает назад мяч. Ниже на видео вы можете посмотреть этот эпизод в динамике. Обратите внимание, как Давид Луис связывает своим взглядом Кэхилла и Торреса перед началом комбинации.
3-е место
На третьем месте расположилась комбинация, которую разыграли Матич, Родриго, Гайтан и Перес. Причем двое последних даже не касались мяча, но их действия, на наш взгляд, являлись чуть ли не ключевыми в этом эпизоде.
На данном стоп-кадре видно, как три игрока Беннфики искусственно создали ситуацию численного большинства 3 в 2 против двух опорных полузащитников Челси Давида Луиса и Лэмпарда. Матич, замечая мотив для комбинации (численное большинство на локальном участке поля), сразу направляет мяч в ключевую зону на Родриго.
Перес еще до приема мяча начинает движение вправо, уводя за собой Лэмпарда, а Гайтан в свою очередь уходит влево. Похоже, Давид Луис в этом эпизоде посчитал, что Родриго переведет мяч на Гайтана, и развернул корпус так, чтобы еще во время передачи начать выжимать Гайтана из центра к флангу, тем самым оттесняя игрока Бенфики от своих ворот. Но в тоже время Давид Луис открыл за собой зону в центре. Можно допустить, что он полагал, что его сзади подстрахует в опорной зоне Лэмпард, но Перес увел за собой Фрэнка из зоны игровых действий.
На этом снимке видно, что Давид Луис и Лэмпард отыграны, так как они находятся за линией мяча. Правда, нужно отдать должное игрокам Челси. В конечном итоге они смогли заставить противника перевести мяч на фланг, после чего с помощью дисциплинированных действий сумели нейтрализовать атаку Бенфики. Как это было, можно увидеть на следующем видео.
Атака Бенфики хоть и не закончилась голом, но разыгранная комбинация группы игроков португальской команды, на наш взгляд, очень поучительна и в ней кроется эстетика футбольной игры – это не что иное как творчество на футбольном поле.
2-е место
Второе место занимает также комбинация Бенфики, которую разыграли Энцо Перес и Матич, но главным вдохновителем идеи был все же аргентинский полузащитник. Вообще нужно отметить, что, судя по игре Переса в этих двух комбинациях, он игрок с незаурядным игровым мышлением. В первом эпизоде Перес ловко увел за собой Лэмпарда, тем самым открыв пространство для Родриго, ну а во втором эпизоде, на наш взгляд, он сотворил маленький футбольный шедевр.
Бенфика пытается перевести мяч на чужую половину поля, но португальцев прессингуют игроки Челси. В подобных ситуациях многие игроки выбили бы мяч подальше от греха подальше, но Бенфика не делает этого. К счастью, в ее составе есть Перес. Обратите внимание, как аргентинский полузащитник начинает движение к мячу, тем самым оказывая поддержку для своего партнера по команде. Очень интересно также проследить за действиями Лэмпарда. Что ему сейчас нужно делать: остаться в своей зоне или последовать за Пересем?
В это трудно поверить, но аргентинец убегает от Лэмпарда, а затем от Маты — в свою зону обороны, после чего отдает передачу на Матича.
Опорного полузащитника Бенфики начинает активно прессинговать Лэмпард, так как его противник расположен лицом к своим воротам, а значит, его нужно активно атаковать, так как он не видит, что происходит у него за спиной и не может идти в обводку. Обратите внимание, что за спиной Фрэнка образовалась открытая зона, которая выделена зеленным цветом. Давид Луис не может ее закрыть, так как он контролирует Родриго, и эту слабость в расположении игроков Челси Перес использует просто блестяще.
Аргентинец сразу устремляется в открытое пространство, на скорости получив мяч от Матича.
На данном снимке показан результат комбинационных действий игроков Бенфики. Линия атаки и полузащиты Челси находится за спиной Переса, который протянул мяч до штрафной площади соперника. В конечном итоге Оскару пришлось фолить на аргентинце, так как Лэмпард и Давид Луис уже не успевали закрыть опорную зону. Ниже можно посмотреть данный эпизод в динамике.
Просмотрев этот эпизод, можно предположить, что Бенитес неспроста старался строить оборону своей команды на своей половине поля. Последние два эпизода в некотором роде показывают слабости в опорной зоне Челси при высоком прессинге. Так что можно понять тактику Бенитеса, который по ходу матча чаще старался выстраивать оборону на своей половине поля, что позволяло добиться лучшей компактности в оборонительном построении. Разрывы между линиями уменьшились, и если даже игрокам Бенфики удавалось проникнуть за спины Лэмпарда и Давида Луиса, их сразу встречали Иванович и Кэхилл. Впрочем, так и было во второй разобранной комбинации.
Вот еще раз эпизод, когда Матич, Родриго, Перес и Гайтан прорвали опорную зону Челси. Своих полузащитников сразу подстраховал Иванович, который выдвинулся вперед, а открытую зону за его спиной в свою очередь должны закрыть Кэхилл и Коул. На последнем видео видно, что из-за высокого прессинга между линиями Челси образовался огромный разрыв, который использовал Перес. Согласно теории, при высоком прессинге вся линия защиты должна следовать за линией полузащиты, тем самым закрывая пространство за спинами прессингующих игроков. В этом эпизоде такого не было: Лэмпард и Давид Луис остались без подстраховки, что привело к тому, что Перес проникнул с мячом за линию полузащиты лондонского клуба.
1-е место
Лидером этого своеобразно хит-парада стала голевая комбинация Челси в исполнении Чеха, Маты и Торреса, который великолепно решил эпизод.
Чех бросил мяч в центр поля на Мату, тем самым отрезав сразу 6 (!) игроков Бенфики. Хуан изящно, в одно касание, перенаправил мяч на Торреса, и Фернандо явил себя во всей красе. На повторе это выглядит очень впечатляюще.
Комбинации Бенфики были несколько сложнее по исполнению, и они также по праву заслуживают первой строчки хит-парада. На самом деле это не столь важно. Пусть каждый оценит эти эпизоды по-своему. В данных примерах также косвенно кроется разность в подходах к построению атакующих действий Жезуса и Бенитеса, о которых мы упоминали в статье "Тренерская династия Челси".
В любом случае, думается, читатель согласится, что подобные розыгрыши украшают игру. Каждый четко продуманный маленький шажок во время атаки на пути к воротам заслуживает придельного внимания, так как из него может появиться настоящий футбольный шедевр.
Полиграф, специально для Football.ua