Проклятие Уэмбли
Изначально в этом районе на севере Лондона должен был появиться ответ Эйфелевой башне в Париже. Однако конструкция, вошедшая в историю под названием Каприз Уоткина (сэр Эдвард Уоткин – автор идеи), так никогда не была завершена. Когда башня выросла наполовину своей величины, фундамент дал слабину. Проект свернули для того, чтобы на месте Каприза возвести Имперский Стадион, вошедший в историю под названием Уэмбли.
В 1923 году на Уэмбли состоялся первый финал Кубка Англии, в котором встретились Вест Хэм и Болтон. Уже с этого поединка началось создание особой ауры Уэмбли. Официальная статистика утверждает, что в этот день на стадионе собрались 126 047 зрителей. Однако эта цифра явно занижена и, как предполагают, на самом деле за финалом наблюдало около четверти миллиона человек. Ажиотаж был настолько велик, что зрители не поместились на трибунах и высыпали на поле, из-за чего начало матча пришлось задержать на 40 минут. Порядок навела конная полиция, а на общем сером фоне выделялся белый конь по кличке Билли. Так возникла самая первая легенда Уэмбли – White Horse Final.
Со временем репутация Уэмбли как самого величественного футбольного сооружения в мире, которое часто называли самим сердцем футбола, только крепла. Любой болельщик считал за главное счастье попасть на этот стадион, а для футболистов пиком карьеры становился поединок на газоне легендарной арены.
Однако на самом деле Уэмбли красиво выглядел в телевизоре, а в реальности он был далёк от идеалов. Зрители были расположены слишком далеко от поля, не для всех из них открывался удобный обзор. Футболисты часто критиковали слишком мягкий газон Уэмбли, из-за чего матч из ожидавшегося с нетерпением праздника превращался в испытание на выносливость.
Главным событием, венцом каждого сезона становился финал Кубка Англии. Регламент этого поединка до 1967 года не предусматривал замену игроков, а значит, самый важный матч становился своего рода лотереей: повезёт или нет, обойдут ли травмы стороной, ведь в противном случае доигрывать придётся в меньшинстве. Странно, но это обстоятельство только добавило некоего трагического романтизма матчам на Уэмбли, а когда в 1950-е годы участились случаи тяжёлых травм именно в финалах Кубка Англии, в прессе с удовольствием подхватили тему "Проклятия Уэмбли" (Wembley hoodoo).
Первый такой случай произошёл ещё в 1934 году. Финал между Ман Сити и Портсмутом стал первым серьёзным матчем прославленного впоследствии вратаря Фрэнка Свифта. Тогда он был всего лишь 19-летним стражем ворот молодёжного состава манкунианцев, и на поле выше только из-за травм сразу обоих вратарей основы. Излишне нервничавший Свифт в начале матча пропустил глупый гол после удара с фланга, но Ман Сити сумел переломить ход поединка в самом конце, забив два гола. Горожане воспользовались травмой рослого центрального защитника Портсмута Джимми Аллена, который повредился в одной из многочисленных воздушных дуэлей и покинул поле.
В следующем голу Шеффилд Уэнсдей и Вест Бром разыграли яркий финал, в котором Дрозды дважды отыгрывались, но в последние пять минут Совы забили два гола и вырвали победу – 4:2. Драматизм этого поединка заключается ещё и в том, что наставник Вест Брома Фред Эверисс выставил на игру правого инсайда Джо Картера, который получил травму в полуфинале. В самом начале поединка Картер получил удар по больному колену и после этого обозначал присутствие на поле. Но во втором тайме Джо получил две голевые возможности, однако из-за проблем с коленом упустил обе.
Однако после этого долгое время финалы проходили в полных составах, пока в 1950-х годах не случилась целая эпидемия травматизма на Уэмбли.
Начало было положено в финале 1952 года, в котором Ньюкасл обыграл Арсенал 1:0. Канониры претендовали на дубль, но в конце сезона на команду обрушилось обилие травм. Апогей случился на Уэмбли, когда команда вышла на игру с тремя травмированными: центральный защитник Рэй Дэниэл сломал руку за три недели до финала и играл в гипсе, правый инсайд Джимми Логи перенёс внутреннее кровотечение в бедре, а левый инсайд Дуг Лишмэн вышел с воспалившейся резаной раной.
Новым испытанием стала тяжелейшая, как оказалось, травма колена правого защитника Уолли Барнса. В единоборстве он резко развернулся на мягком газоне и сразу же с криком упал. Барнс вернулся на поле с тугой повязкой, чтобы хотя бы своим присутствием помочь команде. Весь следующий сезон Уолли лечился, а затем откровенно доигрывал – карьера его, по сути, закончилась на Уэмбли.
Арсенал, однако, бился, невзирая на обстоятельства, но на последних минутах Сороки провели единственный гол в тот момент, когда травмированные Канониры Клифф Холтон и Дон Ропер лежали на газоне, не в силах подняться.
В следующем сезоне состоялся знаменитый финал, в котором Блэкпул одержал впечатляющую волевую победу над Болтоном – 4:3. В районе 15-й минуты травму получил полузащитник Скакунов Эрик Белл, но остался на поле, хотя до самого конца матча с трудом волочил за собой подбитую ногу. Тем не менее Белл стал автором третьего гола в ворота Блэкпула, после чего и начался знаменитый камбэк команды Стэнли Мэттьюза.
В 1955 году Ньюкасл завоевал третий Кубок Англии за пять лет, обыграв Ман Сити 3:1. Но и на этот раз не обошлось без серьёзной травмы в стане проигравших. В середине первого тайма левый нападающий Сорок Бобби Митчелл жёстко сыграл против защитника Ман Сити Джимми Мидоуза, который покинул поле на носилках и вернуться не смог.
Вот тогда некоторые журналисты, видимо, из числа суеверных стали искать во всех этих случаях некоторую закономерность. Кто-то даже обратил внимание, что Мидоуз получил свою страшную травму на той же минуте и почти на том же месте, что и Барнс три года назад! Более того, оба ломались в единоборствах с Митчел
Спустя год Ман Сити снова вышел в финал, и опять игрок этой команды получил на Уэмбли тяжёлую травму. Пожалуй, случай с немецким стражем ворот Горожан Бертом Траутманном можно назвать самым известным в этом ряду. Ведь бывший десантник вермахта стоял последние 15 минут поединка с Бирмингемом, который завершился со счётом 3:1 в пользу манкунианцев, со сломанной шеей! Траутманн дважды смело бросался в ноги форвардам соперника, получал по голове, но мужественно доиграл до победного конца. Для человека, который был в самом вареве военных ужасов, это не казалось каким-то подвигом, и о серьёзности травмы узнали только спустя три дня, когда Берт был повторно обслёдован из-за постоянных головных болей.
Пострадал вратарь и в 1957 году, когда за древнейший в мире футбольный трофей сразились Астон Вилла и молодой МЮ Мэтта Басби. Уже на 6-й минуте финала вратарь манкунианцев Рэй Вуд поймал мяч после удара головой форварда бирмингемцев Питера Макпарланда. Тот не остановился, а со всего разгона налетел на стража ворот и, как оказалось, сломал Вуду челюсть. Арбитр матча не зафиксировал нарушение правил, хотя даже по тем временам, когда жёсткая игра против вратарей была нормой, фол Макпарланда был очевиден. Вместо Вуда в ворота встал Джеки Блэнчфлауэр, а Рэй вернулся на поле на 33-й минуте и занял позицию на правом фланге атаки. Когда МЮ отыграл один из двух пропущенных от того же Макпарланда голов, Вуд снова стал вратарём, а Дьяволы всеми силами бросились спасать матч, но не преуспели.
Два года спустя в финале Кубка Англии Ноттингем легко забил в первые полчаса два гола в ворота Лутона, а затем в безобидном единоборстве перелом ноги получил автор одного из мячей – Рой Дуайт. Дядя сэра Элтона Джона досматривал поединок по телевизору в больничной палате и видел, как Лесники, оставшись в меньшинстве, пропустил только один гол и завоевали Кубок.
Финал 1960 года вошёл в историю под названием "Мусорный2. Вулверхэмтон уверенно переиграл Блэкберн 3:0, однако при счёте 1:0 Бродяги потеряли из-за тяжёлого перелома своего защитника Дэйва Уилана (сейчас он известен как преуспевающий бизнесмен и в
Нейтральные болельщики были сыты по горло такого рода сценами, а потому свою ненависть выплеснули на игроках Вулвз. Когда победители совершали круг почёта, с трибун в них летели апельсины, яблоки и прочий мусор, что сопровождалось проклятиями и обвинениями в чрезмерной грубости.
Но в следующем году пострадал ещё один защитник – правый бек Лестера Лен Чалмерс. Лисы хорошо начали финал с Тоттенхэмом, который был близок к первому для английского футбола «золотому дублю» в XX веке, однако Чалмерс в столкновении с Лесом Алленом получил серьёзную травму колена и ситуация изменилась. Лен оставался в игре, пока в середине второго тайма Шпоры не забили первый гол. Когда Чалмерс окончательно покинул поле, Тоттенхэм отличился ещё раз.
В 1965 году к "дублю" был близок Лидс, но команда Дона Риви в чемпионате уступила по соотношению мячей МЮ, а в финале Кубка Англии в дополнительное время сдалась Ливерпулю – 1:2. Интересно, что уже на 5-й минуте защитник Ливерпуля Джерри Бёрн в борьбе с Бобби Коллинзом сломал ключицу, но менеджер мерсисайдцев Билл Шенкли приказал своему помощнику и врачу по совместительству Бобу Пейсли сокрыть этот факт не только от команды, но и от самого Бёрна! В результате именно после подачи Джерри в овертайме Иан Сент-Джон забил победный гол и принёс Ливерпулю первый в истории клуба Кубок Англии.
Однако вскоре после этого в Англии решили, что с героизмом такого рода пора кончать, и в финале 1967 года между Тоттенхэмом и Челси в заявках команд появилось по одному запасному игроку. Проклятие Уэмбли постепенно уходило в прошлое. Хотя игроки продолжали получать травмы в финалах, это уже не загоняло их команды в тупик как прежде.
Алексей Иванов, специально для Бей-беги