Худший день сэра Алекса Фергюсона
"Сразу же после игры я помчал домой, уткнулся лицом в подушку и лежал недвижимо, пытаясь убедить себя, что ничего этого не было. Потом я услышал, как хлопнула дверь – это вернулась моя супруга Кэти. Она не знала, как закончился матч, потому первым делом задала мне вопрос, которого я боялся. О Господи…"
Сэр Алекс Фергюсон на своем долгом футбольном веку повидал всякое. Он знает, что такое быть на самой вершине мира, и знает запах футбола на самом дне. Его называли гением и выгоняли из команды. Ему платили огромные деньги и называли бездарью. Но никогда, как признается сам Фергюсон, он не чувствовал себя так плохо, как в тот вечер 23 сентября 1989 года, когда Манчестер Юнайтед под его руководством потерпел чудовищное поражение в дерби со счетом 1:5. Тогда мало кто мог дать Алексу Фергюсону больше двух месяцев работы в МЮ, и эксперты соревновались в остроумии, предвидя неминуемое прощание с неудачливым шотландцем. Эмлин Хьюз, бывший защитник Ливерпуля, казался большим оптимистом, когда "наградил" Фергюсона знаком OBE – "Уволен к Пасхе" (Out By Easter).
В Манчестер Юнайтед Фергюсон работал без малого три сезона, но ни один не начинался так паршиво. После второго места в 1988 году болельщики клуба были преисполнены оптимизма – руководство наконец-то нашло человека, который способен "столкнуть Ливерпуль с гребаного насеста". Тем более что именно это он и обещает на каждом углу. Клуб подогревал градус ожиданий, щедро финансируя обновление состава. Из Барселоны вернулся любимец Олд Траффорда Марк Хьюз, игроком МЮ стал защитник сборной Англии Вив Андерсон, в центре обороны теперь возвышался грозный Стив Брюс, имена шотландцев Джима Лейтона и Брайана Макклейра тоже были на слуху. И это при том, что в команде выступал капитан сборной Англии Брайан Робсон!
Но Фергюсону все мало – он требует покупать новых игроков, и, невзирая на причитания председателя клуба Мартина Эдвардса, клуб идет ему навстречу. Летом 1989 года МЮ, пытаясь разобраться в неразберихе, вызванной так и не осуществившейся продажей клуба Майклу Найтону, тратит 6,5 миллионов фунтов – огромные деньги по тем временам. Фергюсон получает полузащитника сборной Англии Нил
А что клуб и болельщики получают взамен? Унылое 11-е место в сезоне 1988/89, оптимистичный разгром чемпиона Арсенала в первом матче нового сезона (4:1), а затем удручающая серия из ничьей и трех поражений. Днем 23 сентября 1989 года МЮ занимает все то же 11-е место, набрав только семь очков в шести турах. В дерби не смогут принять участие травмированные лидеры команды – Стив Брюс и, как обычно, Брайан Робсон, а также новичок Нил Уэбб. Болельщики чувствуют себя снова обманутыми и не щадят наставника – это ему не Шотландия, "здесь другой уровень". Правление клуба и хотело бы строго спросить, да занято другими делами – в МЮ назревает готовность к революционным преобразованиям в виде выхода на фондовую биржу. Игроки недовольны, что позже подтверждает вратарь команды Джим Лейтон: "Фергюсон потерял нити управления раздевалкой. В те дни его поддерживал только Мартин Эдвардс". "Да, - соглашается председатель, - если бы я хотел найти совет в письмах от болельщиков, увольнение Алекса было бы самым простым решением".
А в Манчестер Сити дела шли еще хуже. Хотя когда это было наоборот? Никто уже и не помнит. Успех команды Джо Мерсера и Мэла Эллисона, вроде бы и не настолько отдаленный во времени, уже забылся за чередой финансовых скандалов начала 1980-х, венцом которых стал вылет в 1987 году во второй дивизион. Тогда Горожан тренировал другой шотландец – Билл Макнил, который в том сезоне отметился работой и с другим громким неудачником – Астон Виллой. Ну конечно же, если появился менеджер, который за один сезон спровадил "на тот свет" сразу два "больших клуба", то одним из этих клубов обязательно должен был стать Ман Сити. Горожане на протяжении всей своей истории обладали просто-таки незавидным умением притягивать разного рода неприятности и курьезы. Хорошо бы отвести душу в дерби, да только шесть лет Ман Сити не светило ничего, кроме ничьей – в лучшем случае.
Весной 1989 года Горожане под руководством долгое время работавшего с молодежью Норвича Мэла Мэкина вернулись в элиту. Летом они потратили целый миллион фунтов, пригласив из Бордо нападающего Клайва Аллена. Этот бомбардир вошел в историю тем, что побывал в семи клубах Лондона, а в сезоне 1986/87 забил в матчах за Тоттенхэм 49 мячей во всех турнирах. Да и в Бордо он провел сезон плодотворно, отметившись в воротах соперников более двух десятков раз. В Ман Сити на Аллена возлагают огромные надежды, а что получают на выходе? Конечно же, неприятности – в виде травмы. В стартовых шести турах команда выиграла всего один раз, натужно одолев на своем поле Куинз Парк Рейнджерс, и с четырьмя очками обосновалась в зоне вылета, на 18-м месте.
Впрочем, стоило ли ждать чего-то другого от молодой и необстрелянной братии? Вратарь Пол Купер, 35-летний ветеран, чьи лучшие годы прошли в Ипсвиче Бобби Робсона, резко выделялся на фоне желторотых юнцов, составлявших костяк молодежной сборной Англии того периода. Центральный защитник Стив Редмонд стал самым молодым капитаном в истории Ман Сити, и ему, когда команда вернулась в элиту, исполнился только 21 год. Столько же было полузащитникам Дэвиду Уайту, Иану Брайтвеллу и нападающему Дэвиду Олдфилду. Защитнику Энди Хинчклиффу и полузащитнику Полу Лейку было и того меньше – по 20 лет. Еще один защитник, 22-летний Гари Флеминг, тоже играл в молодежной сборной, но Северной Ирландии. Болельщикам оставалось только молиться, чтобы эта желторотая шпана выстояла против "миллионеров Фергюсона". Кен Барнс, игрок Ман Сити 1950-х годов, очень метко заметил: "Дерби – это страх, страх поражения, страх видеть унижение собственных болельщиков перед их непримиримым соперником". Пол Лейк, добираясь днем 23 сентября 1989 года на Мейн Роуд, попал в пробку и был замечен двумя болельщиками Сити – отцом и сыном. Оба, молитвенно сложив руки, в отчаянии глядели на него и беззвучно шевелили губами: "Пожалуйста… Умоляем…" Лейк чувствовал этот взгляд и когда арбитр Нил Миджли уже давал стартовый свисток…
…Игра продлилась недолго – всего лишь минут восемь. Трибуны с самого начала напоминали растревоженный улей или, скорее, закипающий котел, плотно закрытый крышкой. Скромное положение команд только подхлестывало болельщиков. Газеты, зная о кадровой ситуации в стане Сити и Юнайтед, еще перед игрой подчеркивали – пожалуй, никогда ранее капитаны обеих команд не были настолько непредставительны: Брайан Гейл и Майк Филан – их невозможно представить рядом с легендами прошлого, они не станут легендами в будущем. Потому трибуны понимали – в этом дерби особенно важно победить, чтобы показать – соперник еще хуже! Котел взорвался быстро, и на Северной трибуне вспыхнула драка между болельщиками двух команд. К месту происшествия подтянулась полиция, а Нил Миджли принял решение увести команды с поля. Пауза длилась десять минут, пока на трибунах не воцарилось относительное спокойствие.
До этой остановки гости смотрелись, пожалуй, даже предпочтительнее. Они неплохо держали мяч в средней линии, хотя было заметно, что Пол Инс толком помощи от Майка Филана не получает – несбалансированность МЮ на этом плацдарме назовут одной из главных причин поражения. На первых минутах, впрочем, все складывалось неплохо, а Марк Хьюз перспективно направлял атаки острыми передачами. "Но едва мы вернулись на поле, как вдруг ситуация изменилась, и в наши ворота стало залетать все, что только можно", - жаловался Гари Паллистер. Накануне дерби Алекс Фергюсон с удовлетворение отметил – самый дорогой игрок Британии прибавляет с каждым матчем. Но быстрые два гола были полностью на совести Паллистера. Он не сумел прервать несильный прострел Дэвида Уайта с правого фланга, хотя мяч, кажется, катился целую вечность, а затем чего-то ждал после прострела Пола Лейка слева, не обратив внимание на набегавшего соперника. Впрочем, Мэл Донахью и другие защитники МЮ действовали ничуть не лучше, и вина Паллистера лишь в том, что он каждый раз допускал последнюю ошибку, и уже никто не мог помешать Дэвиду Олдфилду и Тревору Морли.
Двадцать минут у МЮ оставалась надежда – в конце концов, это настоящее дерби, когда борьба идет за каждый мяч и преимущество в два гола еще не значит ничего. Гари Паллистер мог сократить счет, но, видимо, судьба в этот день решила устроить ему настоящую проверку, и мяч с линии пустых ворот вынес Энди Хинчклифф. Что в похожей ситуации судьба хотела доказать Виву Андерсону, непонятно. Скорее всего, Гари Флеминг просто оказался в нужное время в нужном месте.
Зато контратака Ман Сити в конце тайма была разыграна безукоризненно, и помешать ее логическому завершению никто не смог. Редмонд возле своей штрафной удачно сыграл на перехвате, ушел от подката Филана, открылся, получил ответную передачу и отдал грамотный пас за спину Паллистеру на ход Олдфилду. Набежавший Иан Бишоп забивал в падении головой без малейших помех. 3:0, и болельщики Сити, конечно же, не упустили случая затянуть: "Вы вылетите вместе с Миллуоллом!" Гости возражать не стали, выплеснув всю свою злость на менеджера: "Ферги, уходи!"
Мэл Мэкин и много лет спустя изощренно издевался над чувствами болельщиков МЮ. За эти годы ему пришлось не один раз вспоминать перипетии того дерби, и он каждый раз пряча улыбку говорил: "Зато Марк Хьюз забил самый красивый мяч в матче". Будущий менеджер Ман Сити боковыми ножницами пробил под перекладину, но надежды на чудесное спасение были тщетны. Горожане быстро и, самое главное, непринужденно забили в ответ еще два мяча. Игроки МЮ, следует отметить, этому способствовали: Бишоп отобрал мяч у Филана перед штрафной гостей, и Лейк вывел Олдфилда на пустые ворота, а левый защитник Хинчклифф свободно замкнул дальнюю штангу после подачи Уайта.
В 1926 и 1955 Ман Сити на Олд Траффорде громили своих земляков с рекордным разрывом в пять мячей (6:1 и 5:0), но в 1989-м Горожанам не удалось подняться до древнего уровня унижения противника.
Алекса Фергюсона обвиняли, что он поздно сделал замену, да и не выпустил того, кого следовало. Вингер Ли Шарп вышел уже при счете 1:5, а Клейтон Блэкмор, который мог бы помочь Инсу в середине поля в борьбе с великолепно отыгравшими Ианами – Бишопом и Брайтвеллом, так и остался в запасе. Джиму Лейтону болельщики МЮ не простили пяти пропущенных мячей, хотя вратаря трудно было обвинить в чем-то. Видимо, Фергюсон так не считал, правда, вывел из состава старого знакомого по Абердину только перед переигровкой финала Кубка Англии – когда Лейтон пропустил в важном матче еще три мяча. Что до самого Ферги… Гари Паллистер вспоминал, что в раздевалке менеджер вел себя непривычно тихо – настолько он был шокирован.
"Когда после выходного дня я вернулся на базу, то столкнулся с четырьмя болельщиками Юнайтед, - продолжает Паллистер в своей книге. – Они все высказали мне – и что я недостоин этой прославленной футболки, и что я не стою тех миллионов, что отдали за меня, и что Фергюсону не следовало продавать Пола Макграта, потому что я стал позором клуба. Скажу честно, мне было очень страшно. Как потом выяснилось, досталось не только мне, а всем, кто в тот ужасный день 23 сентября 1989 года выходил на поле в нашей команде".
Футбол – причудливое явление, в котором последний матч значит всё и в то же самое время не значит ровным счетом ничего. Тот, кто болен футболом, живет от игры к игре, однако футбол не терпит, когда один матч становится Судным Днем. Сезон 1989/90 МЮ и Ман Сити завершили, набрав по 48 очков и поделив 13-е и 14-е места. Но МЮ тогда же в драматичной борьбе проложил себе дорогу к трофею – к Кубку Англи
23 сентября 1989 года. Первый дивизион, 7-й тур
Манчестер Сити – Манчестер Юнайтед 5:1
Голы: Олдфилд, 11, 58, Морли, 13, Бишоп, 35, Хинчклифф, 62 – Хьюз, 50
Сити: Купер – Флеминг, Гейл, Редмонд, Хинчклифф – Уайт, Брайтвелл, Бишоп, Лейк (Бекфорд, 79) – Олдфилд, Морли. Менеджер – Мэл Мэкин
Юнайтед: Лейтон – Андерсон, Донахью, Паллистер, Даксбери – Бирдсмор (Шарп, 73), Инс, Филан, Уоллес – Макклейр, Хьюз. Менеджер – Алекс Фергюсон
Алексей Иванов, специально для Бей-беги