Сезон 1877/78
Кубок
В 1876 году гражданский инженер Мортон Пито Беттс вернулся из Южной Америки. Там он работал последние три года как сотрудник компании своего отца Эдварда и дяди Мортона Пито, которая занималась строительством железных дорог в Великобритании и за рубежом. В футбольной истории имя Мортона Беттса достаточно известно, поскольку он является автором победного гола в финале первого Кубка Англии. Тогда Беттс считался одним из лучших футболистов страны и входил в комитет ФА. Как выяснилось в сезоне 1876/77, возобновить активные выступления ему не составило особого труда. Беттс вновь стал представлять Уондерерс, Олд Харровианс, сборную Лондона и однажды – сборную Англии. Что интересно, теперь он временами играл не только в поле, но и в воротах.
Свой второй гол в Кубке Англии Мортон забил 7 ноября 1877 года в Колчестере, то есть впервые после памятного финала. Это был матч стартового раунда против 105-го полка (2:0). Олд Харровианс, за которых играл Беттс, вступили в Футбольную Ассоциацию в прошлом сезоне и стали второй командой выпускников публичной школы (после Олд Итонианс) в истории Кубка. Коллектив они собрали весьма добротный: в обороне играл и капитанил Реджинальд Уэлч, в полузащите действовал Боумонт Джарретт, а в атаке – Генри Прайор, Герберт Бевингтон и Уолтер Пэтон. Все эти джентльмены имели немалый опыт выступлений в Кубке Англии за другие клубы и все они в разные годы учились в Харроу.
22 декабря, во втором раунде, Олд Харровианс устроили погром на Флодден-роуд в районе Камберуэлла, в Лондоне. Пострадавшими оказались игроки Первого суррейского пехотного полка, получившие в свои ворота шесть голов. Герберт Бевингтон, в прошлых розыгрышах забивавший за Клэпэм Роверс и Кембриджский университет, отличился дважды. Не остался без гола «настойчивый и бесстрашный» левый инсайд и на следующей стадии, поразив ворота того самого Кембриджа, студентом которого являлся до сих пор (больше половины состава Харровианс могли похвастаться тем же). Команда Бевингтона в первом тайме вела 2:0, однако университет в итоге свел матч вничью.
Через неделю, 9 февраля 1878 года, противники вновь обменялись двумя голами, причем студенты опять отыгрывались. Никому не принесли победу и дополнительные полчаса, но желание выявить сильнейшего было настолько велико, что договорились сыграть еще 15 минут пока не стемнело, и хотя опасности возникали – голов не последовало. The Graphic по этому поводу остроумно предлагала: «Может быть мистеру Олкоку, который так много делает для поддержания духа футбола, стоит задуматься о размещении вокруг поля газовых ламп, чтобы закончить это упорное противостояние до наступления утра воскресенья».
Во второй переигровке Харровианс будто по привычке вырвались вперед: после подачи свободного с центра поля результат принесли маневры Генри Прайора у ворот Чарльза Хаммонда. Кембриджцы поспешили устранить отставание и почти преуспели, если бы не офсайд. Второй тайм получился в целом осторожным. Лишь за несколько минут до конца Олд Харровианс прижали Светло-синих и претворили этот натиск во второй гол. Решающий удар с передачи финалиста Кубка Англии-1873 Уолтера Пэтона нанес 22-летний Джон Лауис.
За выход в полуфинал предстояло побороться с Аптон Парком. В прошлом сезоне, как помнится, этот лондонский клуб из Вест-Хэма выбыл из состязаний только в четвертом раунде. Пробиться дальше не получилось и сейчас. Исход матча во многом определила разная манера игры обеих команд. Выпускники Харроу значительно лучше взаимодействовали в отличие от футболистов Аптона, больше полагавшихся каждый сам на себя. При этом лондонцы первыми забили, но Харровианс ответили двумя мячами Мортона Беттса и голом Чарльза Колбека – 3:1.
За те считанные сезоны, что Хедли успел провести в английском футболе, он запомнился, прежде всего, полезностью на острие атаки, сочетаемой со скоростью, мощью и умением забивать. В том 1878 году Роберт входил в число лучших нападающих Англии, попав в состав сборной на матч против шотландцев 2 марта. К сожалению, на поле Хэмпден Парка он так и не вышел из-за травмы.
Вероятно, что повреждение это было получено 15 февраля, когда Ройал Инжиниерс в четвертом раунде встречался с Оксфордским университетом. Игра выдалась довольно увлекательная. Темно-синие сколотили, казалось бы, крепкий задел уже в дебюте, благодаря дублю Робертса. Саперы в свою очередь разломали этот задел еще до перерыва (Хедли и Баркер), а по истечении оного, примерно на 65-й минуте, Хедли забил третий мяч. Когда рефери объявил об окончании поединка, многие зрители, как и полагается, покинули стадион Кеннингтон Овал.
А 23 февраля в футбольном разделе Bell’s Life in London было опубликовано послание некоего военного, поведавшего, что он присутствовал на вышеописанном матче и ушел с него в полной уверенности, что Ройал Инжиниерс победил со счетом 3:2. Однако ознакомившись в дальнейшем с некоторой другой прессой, он никак не мог взять в толк, почему же в ней сообщается об итоговой ничьей. Чуть выше этого небезынтересного письма было размещено и необходимое объяснение случившегося. На самом деле во всем была виновата судейская ошибка – встречу закончили на четверть часа раньше. Неточность обнаружилась не сразу, отчего люди и успели оставить место событий. Оксфорду возобновление матча пошло исключительно во благо – к счастью для них Эдвард Элингтон забил третий гол.
К 12 марта, дате третьего матча Оксфорда и Ройал Инжиниерс, Хедли выздоровел и был выбран капитаном команды (Баркер по-прежнему играть не мог). Надо сказать, погода в Лондоне тем днем стояла прекрасная, да и народу немало изъявило желание посмотреть, как игроки изо всех сил будут стремиться не сыграть вничью – лучшей мотивации на футбольном поле и не придумаешь. Фрэнсис Крауди, нападающий Темно-синих, очень скоро сделался наилучшим образчиком такого подхода к игре. Спустя шесть минут лейтенант Хорас Барнет поддержал почин, чем серьезно спровоцировал своих товарищей и словно парализовал противников. С этого момента и почти до конца матча Оксфордцы ровным счетом ничего не могли поделать с вдохновленными Саперами, без вариантов уступив 4:2.
Между этим поединком и полуфиналом Олд Харровианс с Ройал Инжиниерс прошло всего четыре дня. Решать судьбу выхода в финал нужно было уже в субботу 16 марта. За время, минувшее с матча против Оксфорда столицу очень кстати освежил дождь. Полю Кеннингтон Овала это тоже пошло только на пользу, тем более что день игры был в меру теплым и сухим.
В жеребьевке первенствовал Реджинальд Уэлч, отдавший предпочтение половине поля со стороны газгольдеров. В 15:40 по лондонскому Хедли развел мяч в центре, где в ближайшие минуты и пребывала вся активность. Олд Харровианс немного погодя занялись доминированием и пошли вперед. Угловой в исполнении Колбека привел к очень опасным ударам Джарретта и Прайора. Инжиниерс в отместку за такую дерзость стали рьяно прорываться во владения Харровианс, но с тем же успехом оттуда изгонялись. Минуте на 20-й голкипер Саперов Ловик Френд мог от всей души поблагодарить фортуну за то, что мяч после удара Прайора головой прошел прямо над веревкой. После этого оппоненты еще раз обменялись, как говорится, острыми выпадами, а ближе к истечению первых 45 минут превосходнейшее вбрасывание Чарльза Колбека из аута достигло ног Генри Прайора в нужном месте и трансформировалось в забитый гол.
В этой связи Саперам не потребовалось много времени, чтобы создать необходимое количество голевых возможностей. Первый мяч, как и в последней игре с Оксфордом, записал на свой счет правый нападающий Хорас Барнет: обладая чрезвычайно посредственным ударом и слабыми подачами с фланга, он здорово компенсировал эти недостатки завидной скоростью и сообразительностью. Инжиниерс на достигнутом не остановились и тут же добили противника точным выстрелом полузащитника Чарльза Мэйна. Олд Харровианс, конечно же, отчаянно пробовали отыграться, но победа не захотела менять хозяев (2:1).
Вряд ли какой-нибудь клуб мечтал о матче с Уондерерс образца сезона 1877/78, проводившего поистине чемпионскую кампанию. Потерпев два поражения в октябре, Странники потом затеяли 13-матчевую беспроигрышную серию, с которой и подошли к финалу Кубка. Их шестерка нападения работала как никогда здорово. Уолластон, Херон, Уайли, Уэйс, Дентон и Кенрик забивали очень много. Первые два раунда походили на разминку – Пантерс (9:1) и Хай Уикомб (9:0). В третьем же круге без Артура Киннэйрда и Джона Уайли они нарвались на неустрашимый Барнс, выцарапавший ничью 1:1. Впрочем, переигровка все расставила на свои места, когда действующие обладатели трофея сделали игру еще в первом тайме (4:1). Более серьезной проверкой мог стать матч с Шеффилдом. Йоркширцы и вправду неплохо сопротивлялись на первых минутах – хорошо играли в пас, иногда огрызались, но все закончилось с первым забитым голом. Херон вбросил из аута на Уолластона, а тот переправил мяч Уэйсу – 1:0. Задача тем самым заметно упростилась и последовавшие голы Уайли и Дентона только убедили в полном превосходстве Уондерерс. Не обремененные полуфиналом чемпионы готовились сделать последний шаг к очередному триумфу.
Естественно, нельзя удержаться от параллелей с финалом 1872 года. На ту пору фаворитом (7 к 4) заслуженно считались Саперы, не знавшие поражений. Нынче же к таковым уверенно можно было отнести Странников (4 к 1). Если же вдаваться в подробности и напрягать память, то всплывет один примечательный эпизод – в начале матча шестилетней давности нападающий Инжиниерс Эдмунд Крессуэлл сломал ключицу и, несмотря на то, что остался на поле, помочь уже не мог. Собственно практически то же самое произошло и теперь, когда голкипер Уондерерс Джеймс Киркпатрик (был одним из судей в финале 1872-го) обзавелся переломом левой руки и самоотверженно продолжал защищать ворота. Еще одной нитью, как-то связывавшей эти две игры, был 28-летний правый нападающий Уондерерс Чарльз Уолластон. Тем не менее, как ни сравнивай и не ищи совпадений, день 23 марта 1878 года большим реваншем для Ройал Инжиниерс не ознаменовался.
К тому моменту как Киркпатрик, которому за день до этого исполнилось 37, сделался менее трудоспособным, Уондерерс вели 1:0. На пятой минуте после неопасного удара Киннэйрда мяч подхватил Генри Уэйс, продвинулся вперед и, находясь почти у лицевой, сделал передачу в направлении ворот, где расторопнее всех был Джарвис Кенрик. Скорости после этого заметно возросли и на 20-й минуте Саперы вдруг отыгрались. Опытный защитник Уильям Моррис что есть силы вбросил мяч из-за боковой в сторону ворот, и тот не самым простым образом пересек заветную линию, но с чьей помощью – неизвестно. На игровое преимущество Странников, правда, это событие не слишком повлияло. В ходе одной из дальнейших своих атак они заработали свободный удар: Артур Киннэйрд сделал подачу в гущу игроков и мяч вновь умудрился как-то проскочить в ворота, и вновь было непонятно, кто последним его коснулся.
Нужно отдать должное футболистам Ройал Инжиниерс, которые и во втором тайме сдаваться не собрались. Более того, Роберт Хедли даже забил, но из положения «вне игры». После этого команда из Чэтхэма все быстрее стала приближаться к капитуляции. По истечении часа гол, что называется, назревал. На 65-й минуте у Морриса не получилось нормально вынести мяч со своей половины, снаряд на фланге подобрал Херон и организовал очередную угрозу – Кенрик, обретавшийся, как и положено, возле ворот, увеличил счет. Невзирая на приличное количество времени, Саперы оказались неспособны перевернуть эту игру.
Уондерерс, таким образом, стал пятикратным обладателем Кубка Англии и первым клубом в истории, кому вообще такое удалось. Благодаря правилу №13 (три победы подряд) в регламенте турнира, они имели полное право оставить трофей у себя на вечное хранение, но великодушно отказались от такой привилегии, вернув его Футбольной Ассоциации с условием, что ни один клуб впредь не сможет заполучить кубок в постоянное владение.
Финал
Уондерерс – Ройал Инжиниерс 3:1
Голы: Джарвис Кенрик, 5, 65, неизвестно, 35 – неизвестно, 20
Уондерерс: Джеймс Киркпатрик – Альфред Стрэтфорд, Уильям Линдси – Артур Киннэйрд, Фредерик Грин – Чарльз Уолластон, Хьюберт Херон, Джон Уайли, Генри Уэйс, Чарльз Дентон, Джарвис Кенрик.
Сборная
2 марта 1878 года сборная Англии потерпела крупнейшее на тот момент поражение в истории. Команда Шотландии буквально смешала с грязью (а поле было примерно того же состава) гостей с юга, добыв более чем убедительную победу со счетом 7:2. Этот антирекорд держался вплоть до начала 1950-х, когда Трем львам случилось пару раз встретиться с одной необыкновенной командой из Восточной Европы.
Как отмечали газеты после погрома на Хэмпден Парке, англичане здорово действовали поодиночке, а шотландцы мастерски разбирались с оппонентами при помощи игры в пас. В общем, как и в предыдущие годы.
Калейдоскоп
Спустя три недели неудержимые скотты, представленные в этот раз уже не самыми лучшими игроками, продолжили азартно растрачивать свои голевые запасы. Сборная Уэльса за 90 минут на Хэмпден Парке пропустила целых девять мячей.
30 марта на этом же сверхрезультативном стадионе александрийский Вэйл оф Левен, благодаря единственному голу обидчика англичан Джона Макдуголла, переиграл команду Третьего ланаркского стрелкового полка и завоевал свой второй Кубок Шотландии.
Тем же днем в Рексэме был сыгран первый финал Кубка Уэльса. Как водится, в упорной и бескомпромиссной борьбе Друидс и Рексэма победа досталась последним. В результате массового штурма на последней минуте форварды Рексэма все-таки заставили мяч пересечь линию ворот – победное касание сделал 33-летний нападающий Джеймс Дэвис.
Антон Горовик, специально для Бей-беги