Неизвестный Шенкли. Запах рыбы и регби
Когда Гримсби покидал какой-то дивизион, его обитатели вздыхали с облегчением. Поездки в этот рыбацкий город не нравились никому. Всегда ветрено, холодно и этот невыносимый запах рыбы… Ненси Шенкли, супруга Билла, потом будет рассказывать подружкам: "Все, чем запомнился Гримсби – запахом рыбы". Гости, посетившие Бланделл Парк, увозили домой именно этот запах – радушные хозяева, когда после перерыва раздевалка приезжей команды пустела, вешали там сумку с рыбой. На добрую память…
Но Билла Шенкли больше волновало не это. Ему достался состав, деморализованный вторым за три года вылетом в низший дивизион. Да и тот был существенно прорежен по воле руководства, которое, не утруждая себя тем, чтобы поинтересоваться мнением нового менеджера, продало или выставило на продажу часть игроков. Начало сезона 1951/52 стало продолжением неудачного прошлого чемпионата. Гримсби терпел поражение за поражением, Шенкли пришлось ставить в ворота своего ассистента Джорджа Твиди, а Алекс Маккью, которого он привел с собой из Карлайла, сломал ногу уже во втором матче. Однако постепенно Гримсби выкарабкался из кризиса, а в середине сезона, после одиннадцати побед подряд, Шенкли уже говорил о "лучшей команде в Англии". Ветеран Билли Кейрнс забил 35 мячей, удостоившись от менеджера эпитета "лучший мастер игры головой со времен Дикси Дина". Увы, неудачное начало сезона не позволило Гримсби занять место выше второго. Линкольн, который добыл победу на Бланделл Парк во втором туре, опередил конкурента на три очка и получил путевку во второй дивизион.
Шенкли, однако, не собирался отчаиваться, и, внеся в состав минимальные изменения, начал новый сезон с пяти побед подряд. Первое поражение Гримсби потерпел только в десятом туре, в Карлайле, но оставался в числе претендентов на победу в дивизионе почти до самого финиша. На этот раз надежды потерпели крах после четырех кряду поражений на Пасху, и Гримсби финишировал пятым. Шенкли понимал, что команда, составленная в основном из возрастных исполнителей, просто не вытягивает на одном уровне весь сезон, а потому нуждается в омоложении и обновлении. Как и в Карлайле, он не получил поддержки у правления клуба, и даже посредственное начало сезона 1953/54 не заставило директоров раскошелиться. Шенкли знал, что в казне есть деньги, ведь Гримсби был в числе самых посещаемых клубов третьего дивизиона, однако каждая его просьба упорно игнорировалась. Дома Билл выслушивал вздохи и причитания супруги, которой не нравилось жить на восточном побережье. Она намекала, что было бы хорошо вернуться на запад, поближе к друзьям и знакомой обстановке, и в декабре 1953 года Билл Шенкли неожиданно согласился встретиться с руководством Уоркингтона.
Решение Шенкли оставить Гримсби было понятно, однако его новое место работы шокировало всех. Да и сам Билл, когда немного осмотрелся, понял, куда попал. Его предшественник, Тед Смит, не был уволен, он ушел сам, получив, как он сказал, более интересное предложение – Смит стал тюремным надзирателем. Один только этот факт говорит о многом. Впервые ступив в свой кабинет – маленькую деревянную комнатушку, Шенкли автоматически провел по стене в поисках выключателя. И не нашел. Оказалось, что в клубе вообще нет электричества – такая роскошь Уоркингтону не по карману. Секретарь был занят неполный рабочий день, и частенько самому Шенкли доводилось бегать в помещение, где стоял телефон, и отвечать на звонки. Везде пахло сыростью, а дряхлые трибуны стадиона Боро Парк иногда собирали больше зрителей во время тренировки регбийной команды, чем на матчах футбольного третьего дивизиона. Шенкли этот факт крепко задел, но он вынужден был мириться, потому что регбисты, убивавшие своими тренировками газон, платили живые деньги, коих в клубе было немного.
Уоркингтон стал членом Футбольной Лиги в 1951 году. Тогда же регбийная команда выиграла чемпионат. Неудивительно, что регбисты пользовались большей популярностью не только среди жителей города, но даже среди членов правления футбольного клуба. Тем более что футболисты результатами не радовали – в дебютном сезоне заняли последнее, 24-е, место, затем поднялись на одну ступеньку. Это значило, что по итогам сезона клуб вынужден был подтверждать свое право на место в Футбольной Лиге путем голосования. Руководство клуба понимало, что третий кряду слабый сезон может стать для новичка роковым, и когда Уоркингтон в середине сезона обосновался на последнем месте, набрав только 12 очков после 21 матча, было решено позвать на помощь Билла Шенкли. Так получилось, что Шенкс дебютировал в январе 1954 года матчем с Гримсби, и добился важной ничьей 2:2. С этого поединка началась удачная серия, и Уоркингтон, уступив только дважды в девяти матчах, выкарабкался из опасной зоны. Шенкли почти даром нашел в Линкольне Эрни Уиттла, голы которого помогли команде удержаться на 20-й позиции.
Невзирая на скудные ресурсы и скромные условия, Уоркингтон в последних матчах сезона действовал настолько воодушевленно, что это передалось не только болельщикам, а также членам правления. Некоторые поединки собирали около 15-ти тысяч зрителей, что для 25-тысячного городка с огромным уровнем безработицы было свидетельством настоящего успеха. Летом в клуб вернулся председатель Эрнест Смит, который вместе с некоторыми директорами пообещал помочь средствами на усиление состава. Они не обманули, и Шенкли, продав и отпустив бесплатно более десятка игроков, пригласил шесть добротных исполнителей. Билл не мог не нарадоваться на новых игроков, заодно подтягивая воспитанников молодежного состава, которых он искал по всему Кумберленду с помощью газетных объявлений.
Команда настолько резво стартовала, что в середине сезона шла на пятом месте, а также добыла многообещающую победу 1:0 в кубковом матче в Лондоне над Лейтон Ориент (южная группа третьего дивизиона не без оснований считалась сильнее по составу, чем северная). Как стало известно потом, Уоркинтон ехал в столицу в одном поезде с легендарной сборной Венгрии, которая возвращалась после победы 4:2 над шотландцами. Шенкли организовал встречу своей команды с прославленными мадьярами, и футболисты очень весело провели время в дороге. А после кубковой победы в офис Уоркингтона пришла поздравительная телеграмма от венгерской федерации футбола. В следующем раунде Уоркингтон уступил со счетом 0:5 Лутону, с чего начался игровой кризис. В результате команда финишировала на восьмом месте, что все равно было потрясающим прогрессом. Да вот только болельщики… охладели к футболу, как только Уоркингтон стал проигрывать, и на последних матчах с трудом удавалось заполнить 2,5-3 тысячи мест.
Потратив на усиление состава 18,5 тысяч фунтов, руководство клуба осознало, что более ничем помочь Биллу Шенкли не в состоянии – иначе это чревато серьезной катастрофой. Шенкс был уведомлен о том, что новых игроков на старте сезона 1955/56 не будет, а кроме того, всем, кто был на контракте, урежут зарплату. Некоторые, дабы прокормить свои семьи, стали искать себе приработок – во внефутбольное время. Невзирая на это, Уоркингтон хорошо начал сезон и даже шел на четвертом месте. Однако в ноябре 1955 года после поражения на поле Аккрингтона, также шедшего в лидерах, со счетом 1:5, Шенкли понял, что ему надоело каждый день в буквальном смысле сражаться за выживание. Двумя неделями ранее с ним связался Энди Битти, с которым довелось поиграть в Престоне, и предложил войти в тренерский штаб руководимого им Хаддерсфилда. "Я вижу, насколько успешно ты работаешь с молодыми игроками в Уоркингтоне, - говорил Битти. – У меня ты будешь делать то же самое. Не забывай, тебя приглашает Хаддерсфилд, клуб, который первым в Англии выиграл три кряду чемпионских звания, и это – первый дивизион". Шенкли раздумывал недолго.
Алексей Иванов, специально для Бей-беги