Глаза любого болельщика Астон Виллы загораются, когда при нем вспоминают имя Дуга Эллиса. Каждый в меру своего воспитания и сдержанности начинает подбирать неприятные слова. Единственное, что позволяет им смириться с существованием Эллиса – именно он пригласил в клуб Рона Сондерса. Человека, создавшего одну из самых непонятных английских команд второй половины XX века. До сих пор никто не может понять, за счет чего Астон Вилла смогла выиграть чемпионский титул в сезоне 1980/81, а через год получить европейскую корону.
Изначально союз Рона Сондерса и Астон Виллы ничего серьезного не обещал. В клубе вообще не мечтали о чем-то великом, тешась воспоминаниями о прошлом. Вилланы шесть раз выигрывали чемпионский титул, однако последний раз подобное случалось в далеком сезоне 1909/10. В начале 1970-х клуб впервые в истории побывал в третьем дивизионе. Сондерс казался идеальной кандидатурой для того, чтобы вернуть команду в элиту. Буквально за пару лет до того он впервые в истории вывел заштатный Норвич в первый дивизион, играл с ним в финале Кубка Лиги, где уступил все еще мощному Тоттенхэму. Закрепиться в Ман Сити Сондерсу не удалось, он еще раз проиграл финал Кубка Лиги, а в чемпионате желаемых высот не достиг. У него не сложились отношения с игроками, которым не приняли его жесткую манеру руководства и приверженность закрытому стилю игры. Летом 1974 года Сондерс получил приглашение середняка второго дивизиона Астон Виллы, что тогда для него было очень кстати.
Перед ним сразу поставили задачу выйти в первый дивизион, обещая существенно усилить состав. Многие игроки выступали за Вилланов в третьем дивизионе и казались звездами разве что на том уровне. Сондерс пригласил всего двух новичков: Фрэнка Карродуса, сидевшего в запасе в его Ман Сити, и защитника сборной Уэльса Лейтона Филлипса, которому надоело прозябать в бесперспективном Кардиффе. Но ставка на "старых" игроков совершенно не помешала Сондерсу уже в первом сезоне выполнить поставленную задачу, совершенно неожиданно добыв трофей – Кубок Лиги.
В финале Астон Вилле пришлось играть против Норвича, и для Сондерса это был особенный матч. Два года кряду он уступал в финале Кубка Лиги с разными командами, а теперь соперником была его бывшая команда. Наставником Канареек тогда был Джон Бонд, прославившийся не только своей игрой за Вест Хэм 1950-60-х годов и тренерской работой, но и хорошо подвешенным языком. Он вел колонки в газетах, и перед решающим поединком много говорил о превосходстве своей команды. Он писал, что получил в наследство от Сондерса разбалансированную команду, называл его "краткосрочным менеджером". Вспомнил о критике в адрес Рона после финала двухлетней давности, когда Норвич закрылся на своей половине поля и просто не сумел удержать нулевую ничью. Бонд говорил, что его команда, в отличие от той, играет в легкий и приятный глазу футбол.
Сондерс всегда был немногословен (после 1982 года он вообще не дал ни единого интервью!), а после финального свистка спокойно заметил: "Он говорил всю неделю, а мои игроки сказали все на поле". Весь матч в атаке провели Вилланы, создали гораздо больше голевых моментов и заслуженно победили. Единственный мяч провел правый вингер Рэй Грейдон. "Обо мне много приятных слов говорили Билл Шенкли, Дон Риви и Дэйв Секстон, менеджеры, добившиеся успеха в футболе. Мнение этого парня меня не интересует".
"Воскрешение Виллы?" - вопрошали газеты. "Спящий гигант пошевелился", - завершила репортаж о финале Birmingham Mail. Эта же газета поведала об одном факте, вызвавшем недоумение. После матча произошли стычки, вследствие которых было арестовано 45 человек. Представителей каждой из команд было по 22, еще одним оказался сторонник МЮ. Что он там делал?
Попадание в еврокубки из второго дивизиона ничем хорошим не завершилось. Астон Вилла вылетела от бельгийского Антверпена уже в первом раунде (1:4 и 0:1). Не принес особых успехов и чемпионат. Зато приятным моментом стало приглашение в состав дву
х молодых игроков – нападающего Энди Грея из Данди Юнайтед и будущую легенду клуба
Денниса Мортимера. Но в следующем сезоне случились изменения. Астон Вилла финишировала четвертой и снова выиграла Кубок Лиги! Финальное противостояние с Эвертоном осталось одним из наиболее памятных в истории турнира. Первый матч 12 марта на Уэмбли завершился ничьей 0:0. На следующий день канал ITV планировал показать обзор поединка, но попросту не смог смонтировать хотя бы пять минут интересных моментов, и вынужден был отказаться от этой идеи. Переигровка спустя четыре дня получилась лишь немногим увлекательнее – 1:1. Вторая переигровка состоялась через месяц, и тут уже команды не подкачали, подарив настоящий триллер с дополнительным временем и драматичным победным голом Брайана Литтла, хорошего игрока с трудной судьбой. Он вместе с командой прошел все круги ада в низших дивизионах, потом вернулся в элиту, был причастен к победам в обоих Кубках Лиги. Но в 1980-м карьера 26-летнего Литтла трагически оборвется из-за серьезной травмы колена. В дебюте матча Эвертон провел два мяча, чем, казалось, обеспечил себе трофей. Однако дубль Литтла и гол центрбека Криса Николла подарили Вилланам победу.
Именно после этого сезона Сондерс решил всерьез заняться перестройкой команды. Спустя три года в составе останется только Мортимер. И эта "смена караула" даст неожиданные результаты.
Сначала ничто, как говорится, не предвещало беды. На этот раз Вилланы неплохо выступили в Кубке УЕФА. Бирмингемцы добрались до четвертьфинала, где по сумме двух напряженных матчей уступили Барселоне. В чемпионате же была серая и будничная стабильность: два восьмых места и "умопомрачительный" рывок на седьмое в сезоне 1979/80. Поклонники команды не могли и представить, что за невероятное приключение ждет их команду впереди.
Они все никак не могли простить Сондерсу продажу главной звезды команды Энди Грея и не видели особых перспектив в новом сезоне, когда еще и Литтл завершил карьеру. "Спящий гигант" пока только ворочался с бока на бок и слегка посапывал.
Рон Сондерс имел славу жесткого руководителя. Но Мортимер с этим не согласен. "Он был сложным человеком, но в то же время его принципы работы были нам понятны и просты. Рон никогда не повышал голос, не срывался на крик и не требовал. Он ставил задачи на матчи и тренировки, если ты их выполнял - никаких проблем не было. Сондерс всегда имел полное взаимопонимание с теми, кому мог доверять".
Так случилось с юным форвардом Гари Шоу, на которого сделал ставку Сондерс летом 1980 года. Тог
да Шоу было только 19 лет, но он не просто обладал хорошими навыками, а был готов сразу взвалить на себя бремя основного форварда. Невысокого роста игрок с хорошей координацией и отличным чувством гола, он быстро стал любимцем публики, ведь, кроме всего прочего, Шоу был не только воспитанником клуба, но и коренным бирмингемцем. "Он никогда не играл в стартовом составе команды до того сезона, но уже летом мы убедились в его способностях забивать из самых разных положений", - вспоминает Мортимер.
В том сезоне Шоу забил 18 голов и стал лучшим молодым игроком лиги. Ему предрекали большое будущее и требовали обратить на него внимание тренеров сборной. В 1983 году случилась трагедия, когда в матче против Ноттингема Шоу получил травму колена, которая фактически поставила крест на его карьере. Он несколько раз пытался вернуться в футбол, но вызывал разве что жалость. "Уверен, если бы не травма, его ждала слава Кенни Далглиша", - вздыхает Мортимер.
Вторым открытием сезона стал левый вингер Тони Морли. В июне 1979-го Вилла заплатила за него 200 тысяч фунтов Бернли, на чем настоял Сондерс. Он сразу увидел у этого исполнителя качества, что нужны были ему лично и команде в целом. Морли имел славу настоящего трудоголика, и, говорят, на левой бровке тренировочного поля Астон Виллы трава никогда не росла. Его отличала скорость и умение забивать красивые мячи. Карьера Морли также закончилась рано и в чем-то не по его вине. Рон Гринвуд решил не брать Тони на чемпионат мира 1982 года, что стало большим ударом для игрока. Он долго переживал, из-за чего так и не смог больше вернуться на уровень игры. Впрочем, в сезоне 1980/81 до неприятностей было далеко, и Морли ярко выступал на фланге, принимая участие в огромном количестве голевых атак команды.
Астон Вилла начала сезон мощно, но после двух кряду поражений от Ипсвича и Эвертона команда опустилась на привычное место ближе к десятому. Но в следующий раз парни Сондерса проиграют только более двух месяцев спустя на Анфилде, и даже эта неудача не столкнет Виллан с верхушки турнирной таблицы. Несмотря на все удачные результаты, команду продолжали считать выскочкой и едва ли не перед каждым туром предрекали ей падение. В январе Вилла на своем поле взяла реванш у Ливерпуля, и именно тогда в команде начали всерьез думать о возможности выиграть чемпионат.
Больше никто в это не верил. Центральные газеты придумывали все более извращенные пасквили, высмеивая надежды команды Сондерса. Ливерпуль никто не собирался сбрасывать со счетов, к тому же многим полюбился Ипсвич Бобби Робсона. Успех Виллы называли случайным и недолгим. В общем-то, так оно и случилось, только Астон Вилла успела за отведенное ей время сделать все…
Четвертого апреля Ипсвич в третий раз за четыре последних тура проиграл и впервые с января пропустил на вершину таблицы Астон Виллу. Центральный матч всего чемпионата был намечен на 14 апреля, двум претендентам на титул нужно было сыграть в Бирмингеме. Победу праздновал Ипсвич со счетом 2:1 и по потерянным очкам вернул себе первое место. Вилла имела 55 очков и четыре матча, Трактористы – 54 и пять соответственно. Подопечные Бобби Робсона проиграли четыре поединка, тогда как бирмингемцам хватило всего пять очков для успеха. Ипсвич, ведущий в борьбу за Кубок Англии и Кубок УЕФА, не выдержал напряжения чемпионской гонки.
Последнее было особенно удивительно, ведь Астон Вилла путь из 42-х матчей прошла с помощью всего-то 14-ти игроков! Даже по тем временам это впечатляло, что уж говорить о нынешних "ротационных" реалиях. "У нас никогда не было проблем с физикой, - говорит Мортимер. – На каждой тренировке выкладывались сполна, старались действовать на тех же скоростях, что и в матчах". Болельщики во время предсезонной тренировки шутили, что элитное подразделение британской армии проводит менее интенсивные занятия.
При этом стоит отметить не только физическую, но и психологическую подготовку команды. Игрокам основы не было альтернативы, а потому они вполне могли потерять мотивацию держать себя в форме на протяжении всей недели, поскольку все равно в субботу они попадали в состав. Впрочем, из слов Морли можно понять, что все было не так уж просто: "Если ты был звездой матча, тебе на следующей тренировке никто ничего не говорил. Но если случалась неудача – пощады не было".
"Он никогда никого не хвалил и мог легко наказать, например, Шоу за то, что он не идет в борьбу с нужной частотой", - продолжает Морли. В перво
м тайме поединка с Эвертоном Морли забил гол, который впоследствии назовут лучшим в сезоне, но в раздевалке получил упрек: "Ты сделал всего шесть отборов".
Сондерс, по словам Мортимера, никогда не говорил о команде соперника перед матчем и вообще установки в его исполнении не отличались продолжительностью и разнообразием. "Делайте все то, что вы делали на прошлой неделе, и все будет хорошо". Они просто старались прислушиваться.
"Мы были просто командой, которая делала все, чтобы максимально использовать свой потенциал. Мы стали командой nobodies who became somebodies", - заключает Мортимер, и с ним нельзя не согласиться. В составе Астон Виллы только голкипер Джимми Риммер имел опыт игр в составе сборной, когда в 1976 году провел один матч за Англию. Помимо Шоу, в команде были еще двое молодых воспитанников – 20-летние крайние защитники Гари Уильямс и Кори Гибсон. Шотландский центрхав Дэс Бремнер не мог похвастать техникой, но отличался заоблачной работоспособностью. Универсал Кенни Суайн в Челси играл форварда, а в Астон Вилле чаще выходил на краю защиты, пара шотландских центральных защитников Аллан Эванс и Кен Макнот, никогда не хватавшие звезд с неба, а также любимец женщин Дэвид Гэддис. Еще один молодой исполнитель, Эмон Диси, был подписан по свободному трансферу после длительного просмотра, а предыдущим его клубом был ирландский Голуэй Юнайтед.
Только опытный вратарь Риммер, да пара центральных полузащитников в лице капитана Мортимера и плеймейкера команды Гордона Кованса (он в будущем сыграет 10 матчей в составе сборной Англии) были игроками, с которыми, по идее, можно рассчитывать на чемпионский титул. Но на самом деле получилась не сказка, не легенда, а целая эпическая история невероятной и наверняка неповторимой победы в чемпионате.
И не последней для той Астон Виллы.
(окончание следует)
Игорь Бойко, специально для Бей-беги