Римская империя Паллотты
Представляем вашему вниманию материал журнала Sports Illustrated об американском президенте Ромы Джеймсе Паллотте.
13 August 2013, 14:00
Calcio dello Stivale: Апеннинский След
Джеймс Паллотта, 55-летний бизнесмен из Бостона, стоит в лифте отеля рядом с Жуниором Талло, 20-летним ивуарийским нападающим. На футболисте наушники, Паллотта спрашивает, что тот слушает.
Талло отвечает, но с таким акцентом, что Джеймс мало что понимает. Американский миллионер наклоняется к Жуниору, смотрит на экран iPod: "А, Лил Вэйн!" Паллотта тут же безошибочно цитирует пару строчек их хита рэпера "Love me".
Талло смеется.
"В воскресенье вечером я иду на концерт Jay-Z, — продолжает Паллотта. — Я скину тебе свой плэйлист".
Вскоре, в интервью Sports Illustrated, главный акционер Ромы и президент клуба поясняет свою попытку сблизиться с молодым африканцем.
"Это команда. Это семья. Нельзя относиться к ним, как к наемным рабочим, — говорит Паллотта. — Многие не понимают, что большинство футболистов — по сути, дети. Не просто дети, а дети, которые приехали из Бразилии, Хорватии или Аргентины в незнакомую страну. Нужно помогать им, дать почувствовать, что они часть семьи".
Паллотта вырос в семье итальянцев в Норт Энде — районе Бостона, который он называет "кусочком Италии на территории США" — потому он привык к смешению культур. Джеймс — единственный иностранец, который владеет клубом Серии А. Нужно приложить немало усилий, чтобы стать своим в стране, которая так гордится своим футболом и так страстно пытается сохранить свое уникальное лицо.
К тому же на прошлой неделе президент Федерации футбола Италии Джанкарло Абете заявил, что, хоть ему и льстит интерес со стороны зарубежных инвесторов, он в то же время "навевает грусть". "Я бы хотел, чтобы все легендарные итальянские семьи, которые сделали наш футбол великим, остались во главе своих клубов", — отметил Абете.
Но время идет, спорт становится международным достоянием, и Паллотта на своем пути пытается преодолеть провинциальность, сделать ее достоянием прошлого. Состав Ромы интернационален (команду тренирует французский специалист с испанским именем, а в коллективе игроки из 12 стран с четырех континентов), но клуб, как и многие представители Серии А, до сих пор не может отказаться от старомодных традиций.
Сейчас, когда ты хочешь быть в числе передовых клубов Европы, продвижение своего бренда – не роскошь. Это необходимость.
"Пока стадион, брендинг, спонсорские контракты, продвижение в социальных сетях не будут соответствовать 21-му веку, команда не сможет ставить перед собой серьезные задачи. Просто не сможет, — считает Паллотта. – Это простой факт спортивной жизни".
Паллотта не просто хочет завоевания скудетто. Он мечтает, чтобы Рома завоевала мир
Спустя полторы тысячи лет после падения империи в Риме неспокойно. Паллотта не просто хочет завоевания скудетто. Он мечтает, чтобы Рома завоевала мир, его родные США, где еще недавно плевать хотели на европейский футбол – важная часть стратегии. Джалло-росси подписали соглашения о партнерстве с известными американскими компаниями – Disney и Nike, вкладывают немалые средства в развитие молодежного сектора, на днях завершили второй кряду летний тур по США и Канаде, в ходе которого встретились со сборной звезд МЛС. И это только начало.
Паллотта не впервые пытается сделать карьеру в спорте. В 2002 году он приобрел небольшое количество акций своей любимой баскетбольной команды Бостон Селтикс, которая переживала не лучшие времена. Шон Баррор, который сейчас занимает должность управляющего директора в компании Паллотты Raptor Group, тогда сотрудничал с НБА, помогая оформлять различные сделки.
"Когда поступило предложение от группы Джима, в команде царила разруха. Серьезный бренд, хорошая фан-база, но результатов не было, — вспоминает Баррор. – Как говорится, сперва нужно было поднять нижнюю планку, а потом уже думать о серьезных задачах. Необходимо построить хороший фундамент для своего бизнеса, прежде чем обозначить цели".
Селтикс стали чемпионами в 2008 году и остановились в шаге от победы два года спустя.
"В Роме мы сейчас постепенно поднимаем планку, — говорит Баррор, который занимается маркетинговыми и спонсорскими делами клуба из офиса в Бостоне. – Когда придет результат, то мы замахнемся на вершину".
Результаты приходят непросто, несмотря на то, что Рома очень популярна в Италии. С тех пор как три местных клуба объединились в 1927 году, Волки лишь три раза брали скудетто, а в Европе добыли всего один трофей – Кубок ярмарок в 1961-м. При этом команда постоянно была среди сильнейших коллективов страны – девять раз Рома брала Кубок Италии, 11 раз становилась в чемпионате второй, а в финале Кубка чемпионов 1984 года уступила Ливерпулю лишь в серии пенальти. Но все же джалло-росси оставались в тени грандов из Милана и Турина. Римлян это огорчает, Паллотте кажется классической возможностью для развития бизнеса.
Мне кажется, Рома один из самых недооцененных клубов и брендов в мире, — говорит Паллотта. – Если мы все сделаем правильно, то Рома будет стоить несколько миллиардов. Это великолепный шанс
"Мне кажется, Рома один из самых недооцененных клубов и брендов в мире, — говорит Паллотта. – Если мы все сделаем правильно, то Рома будет стоить несколько миллиардов. Это великолепный шанс".
Рома не вошла в список 20-ти самых дорогих клубов мира, который в апреле выпустил журнал Forbes. Возглавляет его Реал (3,3 млрд $), замыкает – Ньюкасл (263 млн $).
Впереди крутой подъем, но у Паллотты есть опыт. Он начинал со скромного бизнеса, но сейчас портфолио его инвестиционных фондов насчитывает около 12-ти миллиардов долларов. Несколько лет назад, когда финансист Джордж Сорос проявил интерес к Роме, этот проект заинтересовал и Джеймса. Попытка Сороса купить клуб не увенчалась успехом. Паллотта никогда не был поклонником футбола, но увидел, что Рому можно приобрести относительно дешево, почувствовал потенциал бренда.
В 2011 году другой бостонский предприниматель Томас Ди Бенедетто создал консорциум, чтобы приобрести акции Ромы у семьи Сенси, которая контролировала клуб с начала 90-х. Паллотта стал "пассивным инвестором", а Ди Бенедетто с партнерами заплатили за две трети акций 89 миллионов долларов. Остальная часть осталась у итальянского банка UniCredit.
Год назад, когда пришло время серьезных капиталовложений, Паллотта заполучил контрольный пакет и стал президентом Ромы. По его словам, компания Джеймса потратила около 160-ти миллионов долларов, чтобы завладеть долей и погасить задолженности, контракты и другие финансовые обязательства. Паллотта намеревается рано или поздно выкупить долю UniCredit и стать полноценным владельцем клуба.
Паллотта, Raptor и его партнеры-инвесторы уже начали использовать потенциал приобретенного бренда. Баррор утверждает, что в компании уверены – столица станет центром футбольного "ренессанса" итальянского футбола.
"30 миллионов туристов в год, тысячи лет истории, самые страстные болельщики. Это потрясающая возможность создать одну из сильнейших команд в мире", — утверждает Паллотта.
Наиболее ощутимое и символичное изменение этим летом – смена эмблемы клуба. На ней больше нет традиционной монограммы ASR, которая размещалась под известным рисунком капитолийской волчицы. Ей на смену пришло слово "ROMA" и год основания клуба.
"Многие иностранцы понятия не имеют, что такое AS. Иногда у меня спрашивают, как там дела у AC Roma", — поясняет Паллотта, намекая на Милан. – Появление названия города и команды на логотипе – очень правильный ход".
Конечно, изменения вызвали недовольство. В июле на базе команды в Тригории появились плакаты с надписью: "Нет новой эмблеме!".
Рим не из тех городов, где легко откажутся от традиций. Но в этом кроется одна из причин, по которым команда не может показать свой реальный потенциал. Преданность наследию, неприятие перемен привели к тому, что Серия А утратила статус сильнейшего европейского чемпионата, которым была в 90-х. Италия опустилась на четвертую строчку в таблице коэффициентов УЕФА, потеряв четвертую путевку в Лигу чемпионов. Новости об обвинениях (и даже доказательствах) в организации договорных матчей, вспышках жестокости и расизма теперь появляются на первых полосах газет столь же часто, как и результаты игры.
"Мне кажется, тут не только не идут в ногу со временем. Речь о том, что Италия не успевает идти в ногу со спортом", — говорит Паллотта. Ему вторит Баррор: "Причиной всему наплевательское отношение к инфраструктуре за последние 20 лет".
Ювентус – единственный клуб Серии А, у которого есть принадлежащий ему стадион. Эта один из двух представителей Италии (наряду с Миланом), который попал в список десяти клубов с самой большой прибылью по итогам сезона 2011/12. Но если говорить о доходах от проведения матчей (match-day), то Милан и Юве занимают девятое и десятое место соответственно. Он зарабатывают в четыре раза меньше, чем Реал, Барселона, МЮ и даже Арсенал.
Итальянские стадионы не приносят прибыли. Им не хватает современных удобств, к тому же далеко не все из них безопасны.
"Посади человека в клетку, и он будет вести себя, как животное, — считает Баррор. – На стадионах в Италии нет удобных входов и выходов, к ним даже подобраться сложно. Все сделано бессистемно, необдуманно".
Боссы Ромы намерены все исправить. На протяжении 60 лет Волки делят Стадио Олимпико с Лацио, но вскоре пути принципиальных соперников разойдутся. Паллотта намерен построить новый стадион на 60 тысяч человек – он будет расположен в зоне Tor di Valle, между деловой частью Рима и аэропортом Фьюмичино. Открыть арену надеются в 2016 году, а возле него Паллотта планирует возвести что-то на подобие L.A. Live – многофункционального развлекательного комплекса, окружающего арену Staples Center, в состав которого входят спортивные и концертные площадки, ночные клубы, рестораны, кинотеатры, музеи.
На протяжении 60 лет Волки делят Стадио Олимпико с Лацио, но вскоре пути принципиальных соперников разойдутся. Паллотта намерен построить новый стадион на 60 тысяч человек
В планы развития бренда Ромы также входит повышение рейтинга клуба в социальных сетях – по мнению Паллотты, это очень важный аспект в социальной спортивной индустрии. От Tumblr и Instagram до онлайн-голосования за третью форму команды. "Нет сомнений – другие клубы никогда не делали ничего подобного".
Паллотта является инвестором Bedrocket Media Ventures, нью-йорской фирмы, которая помогла МЛС запустить YouTube-канал KickTV. Джеймс надеется модернизировать канал Ромы в подобный проект, который будет популярен куда больше, чем, например, клубные каналы Милана или Реала. В это же время специалисты Raptor по маркетингу налаживают партнерские отношения между Ромой и потенциальными партнерами по всему миру.
Пока поклонники Волков адаптируются к новым реалиям, футболисты комментируют изменения. Перед матчем со сборной звезд МЛС, который Рома легко выиграла со счетом 3:1, полузащитник Майкл Брэдли поделился своим мнением.
"Когда ты наблюдаешь за работой мистера Паллотты и его американских партнеров, то ощущаешь огромный энтузиазм, драйв, их желание создать что-то действительно особенное для европейского футбола, — заявил Брэдли. – Всегда хочется играть за команду с большими амбициями. Хочется быть частью проекта, где все – футболисты, тренеры, работники клуба, президент – действуют заодно. Хочется побеждать. Что ж, нам повезло – у Ромы как раз такой проект".
Брайан Штраус, SI.com
Перевод Юрия Шевченко, Football.ua