Football.ua

Благородные провинциалы

Football.ua представляет очередной материал спецпроекта Calcio dello Stivale.
2 August 2010, 14:18
Calcio dello Stivale: Команды

Я бы никогда не поверил, что провинциальная команда может играть в футбол так, как Виченца, если бы не увидел это собственными глазами.
Джанни Брера

Как для маленького городка, население которого едва перевалило за 100 тысяч, Виченца на удивление богата и красива. Здесь творил знаменитый архитектор позднего Возрождения Андреа Палладио, оставив после себя внушительное наследие, признанное ЮНЕСКО. Здесь предприимчивость, трудолюбие и открытость к новшествам местного населения сделали весомый вклад в итальянское экономическое чудо – город из Венето и поныне остается важнейшим индустриальным центром Италии.  Здесь родился и вырос Федерико Фаджин – разработчик первого в мире коммерческого микропроцессора, без которого нельзя представить современные компьютеры. 

И тоже здесь базируется футбольный клуб с весьма самобытной и потому интересной историей. Это сейчас имя Виченцы, безнадежно осевшей в болоте Серии В, мало что говорит болельщику. На самом деле этот древний клуб, основанный в далеком 1902 году, уже в 1911-м боролся за высший титул Италии с Про Верчелли, которому, увы, уступал в классе и предсказуемо проиграл в гостях и дома – 0:3, 1:2. После нескольких десятилетий забвения бело-красную команду под свое крыло взял гигант текстильной промышленности Ланеросси, имя и символика которого стала обозначать и клуб – знаменитая буква R на футболках. С 1955 по 1975 годы Ланеросси Виченца провела в Серии А, обладая достаточными средствами, чтобы спокойно существовать в элите, но без излишеств, позволяющих добиваться чего-то экстраординарного. Пока не случился неожиданный вылет – и не родился Реал Виченца!  Нет, клуб не поменял имя в очередной раз, это всего лишь прозвище, полученное за красивый атакующий футбол командой, занявшей в сезоне 1977/78 второе место и отмеченной гением великого Паоло Росси. Кто знает, стала бы Италия чемпионом мира в 1982-м, если бы тренеру бьянкоросси Джиби Фаббри не пришла в голову сумасшедшая идея перевести бесперспективного правого вингера Росси, выставленного вон из Ювентуса за ненадобностью, на позицию  центрфорварда…


Однако судьба Виченцы напоминает миф об Икаре: стоило ей подняться поближе к Солнцу, как крылья оплавились, и началось свободное падение. Соревнование с Ювентусом за выкуп контракта Росси опустошило клубную кассу, а победа в нем оказалась  Пирровой, потому что пришлось отдавать Паблито в аренду Перудже, чтобы подзаработать. К тому времени бьянкоросси уже вылетели в Серию В, а в результате скандала Тотонеро 2 и в Серию С1, где они боролись уже за то, чтобы окончательно не покинуть профессиональный футбол. Последнее, что успела сделать Ланеросси Виченца, прежде чем навсегда сойти со сцены, – это дать путевку в футбольную жизнь одному талантливому юноше. Звали его Роберто Баджо.

Летом 1990 года клуб из Венето перешел во владение текстильного промышленника Пьеральдо Делле Карбонаре, который убрал из названия историческое Ланеросси. Обновленная Виченца под чутким руководством Ренцо Уливьери вернулась в Серию В в сезоне 1992/93.  Тосканский тренер не располагал исполнителями высокого класса, поэтому ему ничего не оставалось, как делать ставку на командную игру. Ставка сработала. По стопам Уливьери пошел и его преемник Франческо Гвидолин, которому доверили  задачу возвращения в Серию А. В сезоне 1994/95 те же футболисты, которые еще недавно выступали в Серии С, добыли путевку в элитный дивизион Италии. Вот костяк той команды: вратарь Джорджо Стеркеле, центральный защитник и капитан Джованни Лопес, защитник Джильберто Д’Иньяцио, опорный полузащитник и идол тифози Миммо Ди Карло, полузащитник Фабио Вивиани, быстрый форвард-малыш Фердинандо Гаспарини и неожиданно выстреливший центрфорвард Роберто Мурджита.

Получив усиление в виде нескольких молодых итальянцев, шведа Йоахима Бьерклунда и уругвайцев Марсело Отеро и Густаво Мендеса, в первый свой сезон в Серии А (1995/96) Виченца Гвидолина радовала глаз болельщика и с легкостью сохранила прописку в высшем дивизионе, заняв почетное 9-е место. Бьянкоросси сыграли вничью с Миланом и Интером, обыграли Фиорентину, Рому и даже будущего победителя Лиги чемпионов Ювентус. Возможность квалифицироваться в Кубок УЕФА Виченца потеряла за три тура до окончания чемпионата: непосредственный конкурент Парма сумела вырвать победу на Ромео Менти благодаря голу Бенарриво. В этот раз не сложилось, получится в следующий? Да!

Сезон 1996/97 стал для бьянкоросси воистину легендарным. Виченца настолько мощно стартовала, что в ноябре смогла захватить лидерство в чемпионате – 20 лет спустя после подобного достижения «Реала» Фаббри и Росси. Конечно, как и в прошлый раз, ресурсов, чтобы вести борьбу за титул, у провинциалов не было, поэтому постепенно все вернулось на круги своя, и Виченца завершила сезон на восьмом месте, которое, впрочем, тоже  можно считать достижением.

Однако главным местом действия в том году для Виченцы был отнюдь не чемпионат, а Кубок Италии. Справившись без особых проблем с Луккезе (2:1 на выезде) и Дженоа (1:1 на выезде, 1:0 дома) на ранних стадиях, ребята Гвидолина встретились в 1/4 финала с Миланом Баджо. Результативная ничья 1:1 на Сан-Сиро и нулевая на Ромео Менти позволила бьянкоросси продолжить борьбу. В полуфинале им противостояла Болонья бывшего тренера Уливьери. Домашнюю победу принес Мурджита, в ответной встрече Болонья быстро отыгралась, и все шло к дополнительному времени. Если бы не гол Джованни «Кондора» Корнаккини уже в добавленное время…  Виченца впервые в истории вышла в финал национального кубка!

Последним препятствием на пути к первому и единственному трофею стал Наполи, хорошо начавший сезон, в том числе и в Кубке, но постепенно потерявший ход настолько, что тренера Джиджи Симони пришлось уволить. Партенопеи добыли закономерную победу на Сан-Паоло со счетом 1:0 (гол Пеккьи) без особого противодействия со стороны бьянкоросси. Решающий поединок состоялся на Ромео Менти, и местные тифози заполнили стадион под завязку, подгоняя своих к победе. Однако не все так просто: Джимми Майни общий счет сравнял, а выйти вперед никак не удавалось, несмотря на удаление Никколы Каччьи за удар локтем. Последнего, кстати, можно назвать антигероем встречи, потому что он еще и умудрился пробить в перекладину с нескольких метров…

Кубок нашел своего владельца только в дополнительное время. Бьянкоросси получили право на штрафной, Бегетто пробил уверенно и сильно, чем  спровоцировал ошибку кипера Тальялателы – и Маурицио Росси воспользовался своим шансом отправить мяч в сетку. Время еще оставалось, но сил у неаполитанцев уже не было, потому хозяева сумели довести счет до разгромного – 3:0. Отличился Алессандро Яннуцци, тогда почитавшийся весьма перспективным нападающим. Жаль, но потом он растеряет весь свой талант где-то по пути. 


Что может значить победа в Кубке Италии? Только на первый взгляд кажется, что почти ничего. Потеряв шанс попасть в еврокубки и заработать, Наполи начал потихоньку скатываться в пропасть Серии В вплоть до будущего банкротства. А Виченцу, наоборот, ожидало маленькое чудо…

Европейская сказка без хэппи-энда


Создатели провинциальной мечты по праву могли хвастаться своими успехами. Так, генеральный директор Серджо Гаспарин (тот самый, что нынче в Самп) во время лекций в университете Павии делился опытом о том, как превратить  разваливающийся клуб в махину, общая стоимость которой достигла 20 миллиардов лир: «Когда я поехал в Штаты и рассказал, как я бросил должность топ-менеджера серьезной компании ради работы в клубе Серии С, американцы подумали, что это шутка». А тренер Гвидолин участвовал в форумах предпринимателей Венето, где объяснял, как  мотивировал своих футболистов: «Когда я прибыл в Виченцу, я столкнулся с хорошо организованной командой, готовой внимать каждому моему слову. В то же время ни у кого из них не было мужества просто поднять голову. Мне нужны были живые люди, а не роботы!»

Будущее обещало быть еще более радостным, несмотря на уход нескольких ключевых футболистов прошлого сезона, в частности Луиджи Сартора в Интер, где перспективный защитник не оправдает ожиданий и начнет поступательное движение вниз; и местного любимчика Джованни Лопеса в Лацио, где тот исполнил роль своеобразного наставника юного Алессандро Несты. Ведь состав Виченцы пополнили футболисты, которым суждено оставить свой след в истории клуба: Паскуале Луизо, Франческо Коко, Массимо Амброзини, Артуро Ди Наполи, Ламберто Дзаули и Марко Скенарди. 

Бьянкоросси начали чемпионат в спокойной манере, без сенсационных результатов и захватываний лидерства, что, в целом, соответствовало ожиданиям. В Кубке Италии их, наоборот, поджидало жестокое разочарование – ранний вылет от клуба из кадетти Пескары. Зато вичентини нового поколения преуспели там, где провалился «Реал» Фаббри – в Европе.

Жеребьевка первого раунда (1/16 финала) была не слишком благосклонной к провинциалам, выдав в качестве соперника достаточно крепкую команду – варшавскую Легию. Итак, 18 сентября 1997 года состоялся долгожданный еврокубковый матч на Ромео Менти. Уже к концу первого тайма бьянкоросси вели 2:0 благодаря голам Луизо и Амброзетти, и сумели сохранить двойное преимущество к концу встречи. Легия не сдалась и при поддержке родных трибун даже смогла сократить разрыв в счете, но за три минуты до финального свистка итальянцы выдали фирменную контратаку, завершившуюся точным ударом Бегетто.

Следующим этапом на пути Виченцы стал всем нам известный и любимый/ненавистный (нужное подчеркнуть) Шахтёр. По тем временам донецкий клуб не мог похвастаться ни мощным составом, ни достижениями, однако двойное и безоговорочное поражение от скромных бьянкоросси все равно не красит гранда украинского футбола: 3:1 на выезде (дубль Луизо, голы Бегетто и  Зубова), 2:1 дома (снова Луизо, Вивиани и Ателькин, тогда привлекший внимание Лечче). Процитирую воспоминания Сергея Ковалева об этом противостоянии, интересные своими штампами, хорошо подмеченными интервьюером: «Могли бы справиться с итальянской Виченцой, если бы не допустили серьезные ошибки в домашней игре. Уже на первых минутах игры в Донецке Виченца открыла счет. Мы потеряли уверенность в своих силах и в итоге уступили 1:3. В ответной встрече, проходившей под проливным дождем, мы играли хорошо, повели в счете, имели моменты – Кривенцов и Ателькин могли удвоить преимущество, но опыт итальянцев (Очень интересно. Какой еще опыт?! – Я.Д.) сказался, и они всё же склонили чашу весов в свою сторону – 2:1. Стоит сказать, что Виченца располагала сильными исполнителями – Амброзини был арендован у Милана, играли Франческо Коко, Массимо Амброзетти, Луизо, Ди Карло». (Необычайно ценные и опытные футболисты! – Я.Д.)
 
Как раз в то время, когда клуб из Венето переходил во владение ненавистных в городе английских инвесторов из ENIC Group, команда Гвидолина продолжала спокойное плавание в Серии А и славный путь в Кубке кубков. Жребий выпал удачный: Рода из Керкраде. Превосходство вичентини было настолько огромным, что от голландцев не осталось камня на камне. Первый матч завершился со счетом 4:1. Главными героями встречи стали Скенарди, отметившийся двумя результативными кроссами на Луизо и Белотти, а также Дзаули, два ассиста которого помогли забить Луизо и уругвайцу Отеро. В ответном матче в Виченце получилось еще проще – 5:0. Выделим красивый гол уругвайца Густаво Мендеса, забитый в падении через себя.  Местные тифози сначала аплодировали своим, но в какой-то момент начали поддерживать безуспешные попытки гостей провести гол престижа.

Бривио, Белотти, Мендес, Дикара, Вивиани, Скенарди, Ди Карло, Амброзини, Амброзетти, Дзаули, Луизо. В таком составе Виченца вышла на поле 2 апреля 1998 года в полуфинале Кубка кубков против Челси. Английский клуб тогда переживал свой «итальянский» период с Дзолой, Ди Маттео и Виалли. Последний выступал в качестве играющего тренера, сменив на этом посту тоже почти «итальянца» Гуллита. Тот Челси, конечно, не чета нынешнему, но ни по титулам, ни  по именам, ни по котировкам букмекеров, Виченца с лондонцами даже рядом не стояла. Все ожидали разгрома, примерно такого, какой на себе испытала Рода, но… Ламберто Дзаули придерживался иного мнения, совершив маленькое чудо: «Зидан Серии В» выскочил из-за спин защитников, откликнувшись на передачу из глубины, и в борьбе с двумя соперниками переправил мяч в сетку. Несмотря на попытки отыграться, Blues так и не сумели распечатать ворота провинциалов. «Ладно, разберемся дома…», – решили они.

Ответный матч на Стамфорд Бридж состоялся 16 апреля. Гвидолин не искал добра от добра и выпустил тот же самый победный состав, надеясь на то, что ребята каким-то чудом сумеют выдержать натиск. И начало игры, происходившей под проливным дождем, не разочаровало наставника вичентини. На 32-й минуте гости открыли счет благодаря фантастическому пасу Дзаули на рывок Луизо – это был уже восьмой гол нападающего в турнире, принесший ему титул лучшего бомбардира.  Казалось, что исполнение мечты совсем близко, ведь Челси нужно было забивать три мяча, чтобы попасть в финал. К несчастью для них, уругвайский боец Густаво Пойет очень быстро сравнял счет, добив мяч в сетку после удара Дзолы. Во втором тайме его старания поддержали Дзола и Хьюз, оставив Виченцу за бортом финала.

А в промежутке произошло то, из-за чего провинциалы до сих пор ненавидят аристократов, считая их последующую победу в турнире незаслуженной. Речь, конечно же, о голе Луизао, незасчитанном из-за сомнительного офсайда. Сейчас это все может показаться смешным и незначительным, особенно для болельщиков лондонских богачей, но для вичентини, у которых мечту  буквально вырвали из рук, этот момент не сотрется из памяти, наверное, никогда. Но отомстить Челси они все же сумели, впарив за 3,5 миллионов фунтов Габриэле Амброзетти, «Итальянского Райана Гиггза», который совершенно не отработал вложенные в него средства.

Несмотря на отсутствие хэппи-энда, Виченца Гвидолина полюбилась очень многим, потому что подарила очередной вариант футбольной сказки о Золушке. Не обязательно иметь звезд в составе, чтобы демонстрировать качественную игру и достигать выдающихся результатов. Ведь кто из состава бьянкоросси отметился в других командах? Амброзини и Коко, однако они, будучи в аренде из Милана, просто получали игровую практику, после чего моментально отправились восвояси. Дзаули и Луизо, при всех своих креативных талантах, никогда не были чем-то большим, чем великолепными футболистами уровня середняков. Лидер команды Ди Карло тоже был из тех игроков, которые сделали себя сами, в том числе и благодаря каждодневным индивидуальным тренировкам: Миммо дебютировал в Серии В в 29 лет, в 31 – в А, в 32 – в Кубке кубков, достигнув гораздо большего, что обещали его скромные способности. Об остальных и говорить нечего – время в Виченце стало для них пиком карьеры.

Зато многие футболисты той Виченцы, так и не ставшие звездами, теперь претендуют на то, чтобы сделать удачную тренерскую карьеру. Миммо Ди Карло поставил качественную игру Кьево, за что получил возможность поработать с Сампдорией в Лиге чемпионов в этом сезоне, Роберто Мурджита служит его верным помощником; Джованни Лопес и Массимо Бегетто тоже вице-тренеры – в Лацио и Виченце соответственно; Фабио Вивиани будет пробовать свои силы в Серии В с новичком Портогруаро; в низших лигах трудятся в ожидании своего шанса Дзаули, Скенарди, Маурицио Росси и Луизо.

Безусловно, вышесказанное служит подтверждением того, что Виченца являлась тренерской  командой Франческо Гвидолина. Этот жесткий, внимательный к деталям и целеустремленный алленаторе всегда требовал и  продолжает требовать (сейчас в Удинезе) от своих футболистов максимальной самоотдачи и воли к борьбе. То есть тех самых качеств, которые у него в его бытность игроком отсутствовали напрочь. А вот технически полузащитник, проведший большую часть карьеры в воспитавшей его Вероне, был одарен неслабо! Как говорится, если бы молодость знала…

В Виченце большой тренерский путь Гвидолина только начинался. Его еще ждало завоевание репутации классного специалиста,  пускай и адепта чересчур защитного и даже трусливого футбола, ждал успех с Болоньей, где он впервые в Италии использует схему 4-2-3-1 с Крусом в роли наконечника, ждало дикое сотрудничество с Маурицио Дзампарини в Палермо – да много еще чего! Не все болельщики понимали и принимали угрюмого уроженца Севера с вечно кислым выражением лица, неспособным к улыбке, но этого точно нельзя сказать об ультрас Виченцы: «1994-1998: лучшие годы в нашей истории. Спасибо, Франческо!»

 


Яна Дашковская, специально для Calcio dello Stivale


В материале использованы фото museovicenzacalcio1902.net и altervista.org