Football.ua

Морено Торричелли: сказка о плотнике. От А до Я

Рубрика Calcio dello Stivale рассказывает об известном итальянском защитнике Морено Торричелли.
25 December 2012, 18:26
Calcio dello Stivale: Герои
Аматор

До 22-х лет футбол для уроженца маленького городка Эрба был не более чем способом провести свободное время. В детстве Торричелли занимался в школе Комо, последовав примеру старшего брата, затем выступал за Канту, Фольгоре, Верано, Оджоно, в конце концов, оказался в Каратезе, выступавшем в региональной лиге.
 
«Я был обычным парнем, таких тысячи, миллионы. Играл в удовольствие, посвящал своему хобби немало времени, но никогда не думал, что стану профессионалом. Когда тебе уже за двадцать, даже мечтать о чем-то подобном не приходится», - вспоминает Морено.
 
Баджо
 
Летом 1992 года Ювентус приобрел Торричелли у Каратезе за 60 млн мир. Для сравнения – автомобиль, на котором ездил Роберто Баджо стоил в два раза больше. Это, однако, не помешало Роберто и Морено сдружиться.
 
«Баджо – гений, уникальный футболист, непревзойденный мастер. Мне кажется, единственный его недостаток в том, что Роберто всегда был слишком спокоен. Великому футболисту, по моему мнению, нужно вести себя более уверенно, отстаивать свое мнение, а Баджо, к примеру, никогда не пытался спорить с тренером или руководством».
 
Виалли
 
Еще один друг, оставшийся у Торричелли, со времен выступлений за Старую Синьору – Джанлука Виалли, некогда самый дорогой футболист мира и один из важнейших исполнителей в составе бьянко-нери в начале-середине 90-х.
 
«Лука – величайший игрок, с которым я когда-либо вместе выходил на поле. Настоящий лидер, во время матчей и не только. Он всегда был заряжен на борьбу и никогда не отказывал никому в помощи».
 
«Помню чемпионат, когда мы взяли первое скудетто. Перед матчем с Пармой на Эннио Тардини Виалли обратился к команде: «Ребята, поезд отправляется всего один раз, мы не имеем права на него опоздать!» Сказано – сделано. Мы выиграли у Дукали 3:1 и довели первенство до победного конца. Думаю, это был один из важнейших моментов сезона».
 
Гибкость
 
Торричелли делал первые шаги в футболе на позиции либеро, но широкой публике стал известен, прежде всего, как фланговый защитник. Вот как сам Морено комментирует свою смену позиции:                 

«Я долго играл либеро. У меня была одна задача – увидеть мяч, отобрать его и вынести подальше от ворот. Так я действовал вплоть до момента, когда попал в Каратезе. Тренером там был Роберто Антонелли, бывший нападающий Милана,  желавший воплотить в жизнь свои смелые идеи, нестандартные мысли. Это был настоящий Сакки низших лиг! Он предпочитал, чтобы защита действовала в линию, а меня поставил на фланг. Пришлось приспосабливаться, и вышло достаточно неплохо».
 
Допинг
 
После финального матча Кубка европейских чемпионов сезона 1995/96 Торричелли должен был сдать тест на допинг. У проигравшего Ювентусу Аякса жребий вытянул молодой Патрик Клюйверт. Увидев Морено, голландец пошутил: «Ну, слава богу! Ты все-таки попался», намекая на то, что на протяжении всего матча итальянец без устали мотался по полю.
 
Также Морено раскритиковал чешского специалиста Зденека Земана, обвинявшего ювентини в употреблении запрещенных препаратов:

«Земан не должен говорить о том, чего не знает. У нас были безумные тренировки. Вентроне (тренер по физподготовке) заставлял нас качать пресс 500 раз за 15 минут. Игроки блевали от его нагрузок».
 
Евро
 
Арриго Сакки вызвал Морено на чемпионат Европы 1996 года, но турнир не вышел удачным, ни для сборной Италии, ни для защитника. Скуадра Адзурра не вышла из группы, а Торричелли сыграл всего 15 минут, выйдя на замену вместо Амедео Карбони в матче с Германией (0:0).
 
Также защитник Ювентуса ездил и на чемпионат мира-1998 во Францию, но алленаторе сборной Чезаре Мальдини видел в нем лишь дублера, и Морено не принял участия ни в одном из пяти матчей Италии на турнире.
 
Всего Торричелли вызывался в ряды Скуадры Адзурры 21 раз и в период с 1996-го по 1999 год 10 раз появлялся на поле, представляя национальную команду своей родной страны.
 
Жертвы
 
«Я могу похвастаться железной волей. Играя в футбол в молодости, я зарабатывал на нем копейки. Но после работы (а работал я до вечера), собирал сумку и бежал на спортивное поле, чтобы тренироваться.
 
Я занимался как минимум три раза в неделю – иногда едва ли не каждый день. Да, это были большие жертвы, ведь я мог проводить свободное время совершенно иначе. Но сейчас я вспоминаю эти жертвы с удовольствием. Я не жалел бы о том, что делал, даже если бы никогда не стал футболистом в Серии А».
 
Золото
 
В составе Ювентуса Торричелли трижды становился чемпионом Италии. Первый титул сильнейшей команды Апеннин при Морено был завоеван по итогам сезона 1994/95, за ним последовали успехи в 1997-м и 1998-м. С особой теплотой футболист вспоминает золотую медаль 1995 года.
 
«Первый чемпионский сезон незабываем, я до сих пор не верю, что пережил все это. Специалисты не считали нас фаворитами, но команда набрала ход, и нас было уже не остановить», - рассказывает Торричелли.
 
В том чемпионате Морено провел на поле 30 матчей, закрепив за собой позицию на левом фланге обороны. Интересно, что вместе с ним в основном составе играли нынешние тренеры Ювентуса – Антонио Конте и Массимо Каррера.
 
Интер
 
Интересно, что футболист, ставший одним из лидеров Ювентуса, вовсе не поддерживал Старую Синьору до перехода в туринский клуб. Вся семья Торричелли фанатела от… миланского Интера.
 
«У нас дома футбол был своего рода религией. Мой отец работал водителем грузовика, но, в то же время, владел баром у нас в городе. Так вот, это заведение было неофициальной штаб-квартирой местного фан-клуба Интера, - говорит Морено. - Конечно, я тоже болел за нерадзурри. Моими кумирами были Алессандро Альтобелли и Эваристо Беккалосси».
 
Курение
 
Даже став профессиональным футболистом, Торричелли так никогда и не смог отказаться от пагубной привычки – курить. Конечно, и сейчас немало спортсменов любят затянуться, но делают это нерегулярно и пытаются не попасться на глаза журналистам. Морено же абсолютно не скрывал, что ему по душе подымить, из-за чего однажды едва не покинул Ювентус.
 
На почве курения у Торричелли возник конфликт с Марчелло Липпи, и защитник был близок к трансферу в Рому, но все же остался в Турине. Впрочем, сигареты так и остались неотъемлемым атрибутом жизни Морено. По словам одного из его знакомых, он до сих пор «курит, словно турок».
 
Липпи
 
Марчелло Липпи в 1994 году сменил на посту алленаторе Ювентуса Джованни Трапаттони, и поначалу приход нового тренера Торричелли воспринял без восторга. Впрочем, позже неоднократно говорил, что Липпи – лучший специалист, с которым он "Однажды Липпи наехал на меня на тренировке при всех, мы чуть не подрались, причем все началось без особых причин. Я был так обижен, что едва не расплакался". работал. Именно специалист – о человеческих качествах речь не идет.
 
«С Липпи на первых порах было очень сложно. Однако я сразу скажу, что это лучший тренер, с которым я работал. Когда он пришел в клуб, то держал существенную дистанцию с игроками. Хотел всех для начала узнать – так сказать, со стороны. Отношения у нас не ладились».
 
«Однажды Липпи наехал на меня на тренировке при всех, мы чуть не подрались, причем все началось без особых причин. Я был так обижен, что едва не расплакался. У меня за спиной было два чемпионата на профессиональном уровне, а он требовал слишком многого. Позже я понял, что таковы методы его работы, и это нужно принять. Он - маньяк дисциплины. Но с Марчелло мы играли все, что можно было выиграть – это главное».
 
Музыка
 
В дома Торричелли в глаза сразу бросается то, что его владелец явно небезразличен к музыке. В зале стоит фортепиано, у стены помигивает разноцветными лампочками олдскульный музыкальный автомат, а за стеклянными створками шкафа виднеются полки, буквально забитые разнообразными CD.
 
«Музыка – моя большая страсть, - рассказывает Торричелли. – Я преданный поклонник хэви-металла и рока. Для меня не было ничего лучше, чем зарядиться на матч, послушав несколько треков BlackSabbath!»
 
Новичок
 
Как ни странно, адаптация в Ювентусе не заняла у Морено много времени. Молодой футболист быстро почувствовал себя своим в самой титулованной команде страны и завоевал место в стартовом составе коллектива Джованни Трапаттони. Наличие сонма звезд не смущало Торричелли – к тому же знаменитости активно помогали новичку освоиться.
 
«Знаете, у меня даже не было времени понять, что происходит. Я пришел в себя, когда уже был игроком основы Ювентуса, а до этого, наверное, даже не осознавал, что выступаю за бьянко-нери. Все как-то сразу пошло хорошо – я был в отличной форме, тренер мне доверял. Ребята-одноклубники очень помогали, с первого дня вели себя со мной, как с равным».
 
Очевидец
 
Одним из самых громких скандалов чемпионата 1997/98 стало обвинение арбитров в том, что они часто принимают решения в пользу Старой Синьоры. Особенно обсуждался эпизод матча с Интером, когда рефери не зафиксировал нарушение правил против Роналдо со стороны Марко Юлиано и не поставил в ворота Юве пенальти. Торричелли был на поле и делится своим видением эпизода.
 
«После столкновения Юлиано и Роналдо мяч шел ко мне, и я был сосредоточен на нем. Потому не могу точно говорить, был фол или нет. Но я согласен с высказыванием Вуядина Бошкова: «Пенальти нужно ставить тогда, когда это делает арбитр». Не верю, что нам подсуживали или на арбитров оказывалось психологическое давление».
 
Прозвища
 
«Прозвищем Джеппетто меня наградил Роберто Баджо. Шел 1992 год, я только пришел в Ювентус. Роберто узнал, где я работал раньше и  начал шутить по этому поводу. «Вот и Джеппетто пришел! Иди, иди сюда…» (Джеппетто – персонаж новеллы «Приключения Пиноккио», который создал говорящую куклу). Кое-кто подхватил фразу Роберто и понеслось… Даже Трапаттони часто называл меня так».
 
«Также меня называли Бешеный Конь (CavalloPazzo). Это имя знаменитого индейского вождя, и им меня наградили за то, что я всегда очень интересовался культурой этого народа», - говорит Морено, сидя на стилизованном под индейский трон кресле, подлокотники которого сделаны из рогов быка.
 
Работа
 
«С 15-ти до 22-х лет я, как и большинство людей, пять дней в неделю ходил на работу. Начинал с раннего утра, заканчивал в шесть вечера. Я работал плотником, столяром, называйте, как хотите – в общем, делал мебель», - делится Торричелли своими воспоминаниями о «прошлой жизни».
 
«И знаете – мне нравилось. Это занятие было мне по душе, оно приносило мне деньги. Все было в порядке, мне не на что было жаловаться. Я играл в футбол в свое удовольствие, а когда меня пригласили в Ювентус… Я взял отгул на фабрике, потом клуб позвал меня на сборы, я согласился и был уволен. Вот так и закончился мой столярский опыт».
 
Сказка
 
Кому-то история Торричелли может показаться сказочной, но сам Морено вовсе так не считает.
 
«Это было удивительно - попасть из аматорского футбола в один из величайших клубов Италии и Европы. Конечно, это можно назвать сказкой. Но всему были свои причины и основания. Мне, несомненно, повезло, но я оказался в Турине не просто так», - считает Морено.
 
«Я тяжело трудился на протяжении многих лет и воплотил мечту в реальность. Мне никто ничего не дарил. Предпочитаю рассматривать свою карьеру не как сказу, а как пример, надежду для молодых игроков. Дескать, все возможно», - подчеркивает Торричелли.
 
Трапаттони
 
Джованни Трапаттони – человек, который, по сути, дал Морено путевку в большой футбол, пригласив его в Ювентус. Морено называет Трапа едва ли самой значимой персоной в своей жизни, вторым отцом и признается, что итальянскому специалисту обязан очень многим.
 
«Трапаттони сыграл важнейшую роль в моем восхождении. Он очень рисковал, делая на меня ставку. Не каждый тренер позволит себе делать ставку на молодого игрока, который пришел из аматорской лиги. У нас сложились особенные теплые отношения, мы даже общались между собой на диалекте. А сколько раз я оставался с ним после тренировок, и мы работали над моей техникой…»
 
Удар
 
Осенью 2010 года в семье Торричелли случилась страшная трагедия. После долгой и серьезной болезни из жизни ушла жена Морено Барбара, подарившая ему трех детей – Арианну, Алессио и Аврору. Ужасный удар Торричелли перенес с большим трудом.
 
«Для меня и детей два месяца после того, как не стало Барбары, были настоящим кошмаром. Мне помог Джанкарло, мой товарищ. Он пояснил мне много вещей, наши разговоры помогли мне идти дальше. Я не знал, как реагировать на произошедшее, но затем решил жить будущим, надеяться на лучшее…»
 
Фиорентина
 
После чемпионата мира во Франции Торричелли обратился к руководству Ювентуса с просьбой продать его в Фиорентину, которую тогда тренировал Джованни Трапаттони.
 
За Фиалок Морено выступал на протяжении трех сезонов, в первом из которых Фиалки заняли в чемпионате третье место и попали в квалификационный раунд Лиги чемпионов. Стоит отметить, что трансфер был воспринят в штыки некоторыми тифози Старой Синьоры, так как Скуадра Виола является принципиальным соперником Юве.
 
«Переход в Фиорентину – очень смелый поступок. Но я пошел на него, ведь видел, что в Ювентусе мне уже нет места. К тому же Трапаттони хотел вновь работать со мной. Я понимал, что меня не примут во Флоренции с распростертыми объятиями, но надеялся своей игрой завоевать расположение публики. Получилось…»
 
«Сезон 1998/99 стал одним из лучших в моей карьере. Скудетто? Нет, нам чего-то не хватало. К тому же мы проиграли десять матчей в гостях… Та Фиорентина не была готова брать титул».
 
Ходатайство
 
«Став игроком Ювентуса, я первым делом попросил у руководства клуба автомобиль. Незадолго до этого на все сбережения приобрел BMW, но его украли! У меня не было машины, не было денег… FIATпомог. Вскоре у меня появилось новое авто», - вспоминает Торричелли.
 
«Моя первая зарплата в Юве составила, кажется, восемьдесят миллионов лир плюс премии. Впрочем, контракт я подписывал без определенной суммы – расписался на чистом бланке. А когда у меня появился агент, президент Бониперти даже не пожелал с ним видеться».
 
Цитата
 
«Поначалу я чувствовал себя в Ювентусе, как рыба, выброшенная на берег. Первый матч мы проводили на Олимпиаштадионе в Мюнхене, это был прощальный поединок Аугенталера. На трибунах было 60 тысяч народу», - вспоминает Морено свой дебют.
 
«Я волновался, но все прошло неплохо, я играл почти неосознанно. После матча Трапаттони сказал знаменитую фразу, которую я вспоминаю до сих пор. «Торричелли, ты или ненормальный, или действительно хороший футболист!»
 
Чемпион
 
В мае 1996 года Морено Торричелли выиграл, пожалуй, главный трофей в своей карьере. В Риме в финале Кубка европейских чемпионов его Ювентус в серии пенальти обыграл нидерландского гранда Аякс, которым руководил Луи ван Гал. Золотая плеяда голландского футбола После матча Трапаттони сказал знаменитую фразу, которую я вспоминаю до сих пор. «Торричелли, ты или ненормальный, или действительно хороший футболист!» осталась ни с чем, а Торричелли, хоть и не бил 11-тиметровый, был признан лучшим игроком поединка.
 
«Я помню все, как сейчас: бессонные ночи, поездку на автобусе на стадион, момент, когда Мистер объявил стартовый состав, адреналин, играющий в крове. Выход на поле. Победу. Кубок и пьедестал. Глаза Виалли, которые сверкали от счастья. Я бегал два часа кряду, но провел лучший матч в моей жизни».
 
Шанс
 
Своими выступлениями за скромный Каратезе Торричелли, тем не менее, привлек интерес более солидных клубов. Им интересовался Про Верчелли, Морено ездил на просмотр в Верону, но ближе всего был к переходу в Лечче. Однако затем судьба подарила плотнику из Ломбардии шанс его жизни. Каратезе провел два товарищеских поединка с Ювентусом, Старой Синьоре как раз требовались игроки на другие контрольные игры, и Трапаттони предложил Морено провести за бьянко-нери пару матчей…
 
«Я до последнего не верил в происходящее. Я играл товарищеские поединки за Юве, было легко, ведь эта команда всегда являлась фаворитом. Затем Трапаттони предложил мне потренироваться с ними неделю. Конечно же, я согласился! Но не думал, что это всерьез…»
 
Эспаньол
 
В 2002 году Фиорентина обанкротилась, и большинство игроков Скуадры Виолы получили статус свободных агентов. Торричелли полгода отдыхал от футбола, а в январе подписал контракт с Эспаньолом, где играл вплоть до окончания сезона 2003/04.
 
«Я провел фантастические полтора года в Испании, - делится впечатлениями Морено. – Их культура отличается от нашей – меньше давления, жить там попросту легче и лучше. Затем еще год поиграл за Ареццо и сразу же начал карьеру тренера. Работал с детьми в Фиорентине,  затем возглавлял команду Серии С1 Пистойезе, а в 2009-м тренировал Фильине из Лиги Про. У последних двух клубов были серьезные финансовые проблемы – только поэтому пришлось уйти».
 
Ювентус
 
В общей сложности за Ювентус Торричелли провел 230 матчей и забил 3 гола. Со Старой Синьорой он трижды становился чемпионом Италии, брал Кубок европейских чемпионов, Кубок УЕФА, Суперкубок Европы, Межконтинентальный Кубок, Кубок Италии и дважды побеждал в финале Суперкубка Италии.
 
На протяжении шести сезонов он был неотъемлемой частью туринской команды и вошел в Зал славы клуба вместе с такими легендами, как Антонио Конте, Джанлука Виалли, Анджело Перуцци, Анджело Ди Ливио, Фабрицио Раванелли, Чиро Феррара, Джанлука Пессотто.
 
Я
 
«Чем я занимаюсь сейчас? Посвящаю всего себя семье. У меня были предложения тренировать в Серии Б, но после смерти жены я хочу уделить время детям. Спорт многому меня научил. В том числе преодолевать проблемы, не сдаваться, идти дальше», - рассказывает Торричелли.
 
«Я хочу тренировать и надеюсь еще вернуться в большой футбол. Но сейчас я взял паузу, хотя часто ловлю себя на мысли о том, как это здорово – суметь объединить два десятка человек одной целью и сделать так, чтобы они воплотили в жизнь твои мысли и стремления».
 
Юрий Шевченко, Football.ua
 


Справка
 
Морено Торричелли
 
Родился 23 января 1970 года в Эрба (Италия)
 
Позиция: фланговый защитник
 
Карьера: 1990-92 Каратезе, 1992-98 Ювентус, 1998-02 Фиорентина, 2003-04 Эспаньол, 2004-05 Ареццо
 
В Серии А: 252 матча,  3 гола
 
За сборную Италии: 10 матчей
 
Трофеи: чемпион Италии 1994/95, 1996/97, 1997/98, обладатель Кубка Италии 1994/95, 2000/01, обладатель Суперкубка Италии 1995, 1997, обладатель Кубка УЕФА 1992/93, обладатель Кубка европейских чемпионов 1995/96, обладатель Суперкубка УЕФА 1996, обладатель Межконтинентального кубка 1996.