Мечта 99-го номера
По случаю возвращения Ливорно в Серию А рубрика Calcio dello Stivale вспоминает одного из самых известных игроков в истории клуба — Кристиано Лукарелли.
13 June 2013, 18:31
Calcio dello Stivale: Герои
В 2007 году, когда было официально объявлено о переходе Кристиано Лукарелли в Шахтер, на официальном сайте нападающего появилась статья, которую написал его младший брат Алессандро. Рассуждая о причинах переезда Кристиано в Украину, он подчеркнул следующее: "Все спрашивают меня, удивлен ли я столь неожиданным решением моего брата. Отвечу от чистого сердца – я был бы удивлен, останься он в Ливорно".
Местный порт – главное место работы для жителей Ливорно. В небольшом городке на западе Тосканы богатые люди – редкость. Зато беспризорников, проходимцев, шлюх и торговцев наркотиками вы встретите сколько угодно. Большинство здесь выживает, а не живет. А если и живет, то мечтами.
В порту начинают трудиться с детства, деньги нужны, чтобы прокормить семью. Хрупкие измазанные дочерна мальчишки, таскающие здоровенные ящики – привычное явление. Отцы рядом с ними, сильные, закаленные, но не дающие поблажки своим чадам. Хочешь иметь хоть какую-то копейку – привыкай.
"Однажды во время смены Кристиано подошел ко мне, и я был ошеломлен, — рассказывает Маурицио Лукарелли. – Его волосы были обожжены, руки в крови". Но он не жаловался, а просто спросил, каким будет его следующее задание. Я понял, что оставить его здесь — все равно, что обречь на погибель. "Иди домой, бери мяч и тренируйся".
В квартире семьи Лукарелли не было привычных детских игрушек. Никаких солдатиков, машин, ничего подобного. Только мячи – старые, спущенные, залатанные, пару новых, если повезет. Братья – старший Кристиано и младший Алессандро – тратили на них все карманные деньги. "Мы копили неделями, чтобы купить мяч. В любое свободное время играли с ним на улице. Представляли себя на стадионах Милана, Рима, Генуи. Но всегда – в форме Ливорно", — вспоминает Кристиано.
Устав от уличных забав, братья шли в местный бар – слушать свои любимые сказки. В них не было принцев и принцесс, злых колдунов и драконов, гномов и эльфов. Тут люди говорили о футболе. О Ливорно в Серии А, о великих игроках прошлого. Оба Лукарелли с жадностью впитывали эти рассказы. Кристиано – в особенности.
"Когда мои одноклассники говорили, что болеют за Милан или Юве, я всегда спрашивал: "А если сыграют Милан и Ливорно, кого вы будете поддерживать?" Услышав ответ, выходил из себя: "Какой Милан?! Как это возможно? Мы — ливорнези!". Уж лучше страдать за родную команду, чем купаться в лучах славы чужаков – принципы ультрас Коммунистов были близки Лукарелли, как никому другому.
С шести лет Кристиано начал играть в местной команде Карли Сальвиато, в 13 был зачислен в состав Армандо Пикки, одной из самых известных юношеских школ Тосканы. "Поначалу он был слегка робким, боязливым, — вспоминает отец футболиста. — Когда видел сильного соперника, понимал, что могут возникнуть сложности, то начинал прихрамывать, делал вид, что ему плохо. А вот со слабыми командами превращался во льва. Со временем Кристиано сумел воспитать в себе уверенность, избавиться от страха".
"Я всегда знал, что стану профессиональным футболистом. Можете не верить, но так и было. Я был одержим кальчо. Единственное, что могло меня отвлечь – это девушки. Но ведь это весомая причина, правда?" Выступая за Армандо Пикки, Кристиано ездил на смотрины в несколько клубов Серии А и оставил о себе хорошее впечатление. Когда Маурицио позвонил президент клуба и сообщил, что его сына продают, отец был вне себя от радости. В голове главы семейства пронеслись десятки названий команд элиты, но услышал он нечто совсем другое – Куойопелли, Серия Д. Пришло время искать агента.
"Я познакомился с Кристиано, когда он еще не был профессионалом, играл без контракта за Куойопелли. Он постоянно повторял: "Сделай так, чтобы я играл за Ливорно. Ливорно, Ливорно, Ливорно. Никогда не видел такой страсти, — говорит агент Карло Паллавичино. "Я ответил ему, что все зависит от него самого. Если он будет хорошо играть, то я буду хорошо работать".
Два года в примавере Перуджи, и в 1995 году Лукарелли дебютирует в Серии Б – в составе Козенцы. Сезон молодой аттакканте завершил с 15-ю забитыми мячами, а вскоре вся его семья, собравшись по ТВ, наблюдала дебют Кристиано в составе молодежной сборной Италии. "Я помню этот матч, как сейчас, — улыбается Маурицио. – 3:1 с Молдавией, и мой сын забивает все три гола! Это была, словно победа на чемпионате мира. Даже строители, которые во время игры чинили у нас дома ванную, смотрели за поединком с нами и разделили нашу радость".
А вскоре сбылась мечта Кристиано – он вышел на поле домашнего стадиона Ливорно Армандо Пикки. Правда, не в составе Амаранто – молодежная сборная проводила здесь матч против шведов. Без минуты славы не обошлось Навес Франческо Тотти со штрафного, Лукарелли опережает защитника и отправляет мяч в ворота. Несложно догадаться, что сделал нападающий дальше. Рванул к Курве Суд, сорвал майку адзуррини и продемонстрировал всем футболку ультрас Ливорно с изображением Че Гевары.
Политика и футбол в Италии часто связаны в один узел. СМИ усмотрели в жесте Лукарелли некую провокацию, газеты пестрили громкими заголовками. В действительности же, по словам Маурицио, его сын даже не знал, что за бородатый мужчина красуется на его футболке. Уже потом он приобрел книгу о Че, прочитал его историю и решил, что не ошибся – кубинский революционер стал одним из идейных вдохновителей Кристиано. А в тот момент, забив гол на Армандо Пикки, он хотел отпраздновать его с друзьями на трибунах, хотел, чтобы вся Италия вспомнила о существовании Ливорно.
Отыграв сезон в Падове, в 1997 году Лукарелли дебютировал в Серии А. В первом же матча поразил ворота Болоньи, а во втором туре забил один из самых красивых голов в своей карьере. Кристиано стоял в штрафной спиной к воротам Пармы, не давая мяч опуститься на землю, перебросил его над головой Лилиана Тюрама, и с лета отправил в сетку ворот Джиджи Буффона. Специалисты были поражены – так легко сделать дурака из защитника сборной Франции! Эмоции быстро поутихли, ведь за оставшуюся часть первенства Лукарелли отличился всего три раза, но способного аттакканте запомнили.
Аталанта вылетела, однако Кристиано уже получил звонок из Испании. На другом конце провода был соотечественник – Клаудио Раньери, тренер Валенсии. "Это был момент, который я представлял себе с детства. Наконец-то я буду играть на самом высоком уровне! К сожалению, мне не повезло – я получил серьезную травму, пропустил шесть месяцев и по окончании сезона был продан Лечче".
Первый сезон в составе Салентини Лукарелли завершил с 15-ю голами, а команда спокойно избежала вылета. В следующем чемпионате он забил на три гола меньше, но Лечче снова спасся, в последнем туре обыграв Лацио со счетом 2:1. Среди футболистов, распивавших шампанское в раздевалке, Кристиано, однако, не было. Он незаметно удрал, чтобы посмотреть финал плей-офф Серии С1 между Комо и Ливорно.
Коммунисты уступили 0:1. "Люди на трибунах рыдали, а я смотрел на них и испытывал огромное желание избавить всех поклонников Ливорно от страданий. Заставить их плакать от радости. Я знал, что момент возвращения в родной город все ближе".
По словам агента Карло Паллавичино, переход в Торино был обусловлен, прежде всего, внушительной суммой, прописанной в контракте. Лукарелли готовился к новому этапу своей карьеры и хотел немного подзаработать. За два года в составе Быков он забил всего десять голов, и Паллавичино видит этому одно единственное объяснение. Ливорно по-прежнему сражался за повышение в классе, и Кристиано мыслями был с Амаранто, а вовсе не в Турине.
"Я работаю агентом более 20 лет. Я имел дело с сотнями футболистов, они все разные, у всех свои причуды, но Кристиано уникален. В 27 лет он отказался от будущего и выбрал Ливорно. Плюнул на деньги, решил, по сути, завершить карьеру. Это был фантастический и невероятный поступок".
Когда Ливорно наконец-то оформил выход в Серию Б, Лукарелли уже не сомневался. Он готов был играть за Коммунистов бесплатно и, в итоге, пошел на значительно понижение зарплаты. "Что такое деньги? Кто-то дарит себе яхту, кто-то Феррари, а я выбрал возможность играть за команду моего сердца".
Кристиано взял 99-й номер и на встрече с тифози заявил, что тем самым отдает дань уважения группировке ультрас Brigate Autonome, которая была основана в 1999-м году. Он светился от счастья, когда десятки болельщиков рвались на сцену, чтобы обнять своего кумира. Он вернулся туда, где начинал, попал в клуб, ради которого проделал весь этот долгий путь.
Первые месяцы выдались непростыми. "Только ребята с Курвы меня поддерживали, простые болельщики начали свистеть, ведь ждали от меня чуда. Давление было огромным. На стадион ходило все меньше людей. Но за 15 туров до финиша в одном из интервью я сказал – мы выйдем в Серию А, будьте уверены. В этих 15 матчах я забил 21 гол. Когда после последней игры мы вернулись из Пьяченцы, завоевав повышение в классе, нас в четыре утра встречали десять тысяч людей. Это невозможно описать. Я видел, как многие плакали, на этот раз от счастья".
Впервые за 55 лет Коммунисты получили право сыграть в Серии А. В первом туре Ливорно ехал в Милан в ранге безнадежного аутсайдера, но дубль Лукарелли позволил Амаранто добиться ничьей 2:2. Вскоре пришла первая победа над Болоньей, в тосканском дерби была повержена Фиорентина, дома Ливорно обыграл россо-нери. Коммунисты заняли сенсационное восьмое место, а Кристиано стал лучшим бомбардиром чемпионата, забив 24 гола.
За четыре сезона в составе Коммунистов Лукарелли наколотил 97 голов, пять из которых аттакканте провел в рамках розыгрыша Кубка УЕФА 2006/07. С Кристиано в составе скромные Коммунисты поднялись до невиданных высот. Любимая фраза болельщиков, о том, что тифози Ливорно привыкли страдать, утратила актуальность. Это была сказка, и одним из главных ее автором был Лукарелли. Но в какой-то момент гусиное перо надломилось, а чернильница оказалась пуста. Кристиано сел в самолет и был таков.
Лукарелли не любит распространяться о конкретных причинах своего решения, его брат Алессандро упоминает лишь, что "некоторые слова тифози Кристиано простить не смог". Летом 2006-го он отказался от великолепного предложения Зенита, но спустя год все-таки взял курс на Восточную Европу и стал первым футболистом-итальянцем в составе донецкого Шахтера. Он еще вернется в Ливорно, но ощущения уже будут совсем не те. "Раньше я плакал всякий раз, когда поезд отчаливал от вокзала", — говорит Лукарелли. Теперь слез на его глазах не видно.
Кристиано доволен своей карьерой. Сейчас, работая с молодежью Пармы, он имеет право утверждать, что не разочаровал никого – в том числе и самого себя. Он жил мечтой, он осуществил ее, он вошел в историю любимого клуба. Какой монетой ему отплатили – уже не суть важно. В городке на западе Тосканы Кристиано Лукарелли будут помнить всегда, время сгладит острые углы. И мальчишки, вечерами прибегая в бар послушать рассказы о великих футболистах прошлого, первыми будут слышать истории о 99-м номере.
Юрий Шевченко, Football.ua
Использованы фото Getty Images
Использованы фото Getty Images