Последний гранатовый бомбардир
Давно утративший былую славу Торино в очередной раз покинул Серию А, провожаемый слезами болельщиков, а также нынешнего лидера гранатовых Алессандро Розины. Для многих из нас этот вылет, и эти слезы прошли незаментно, однако сегодня мне хотелось бы рассказать о человеке, которому было далеко не все равно, потому что он оставил в Скуадра Граната часть своего сердца: "Когда я говорю о своей любви к Торо, это не банальная ничего не значащая фраза, я говорю то, что думаю, и то, что чувствую".
В Турине о нем до сих пор пишут такое: "Наш последний великий бомбардир, после него – пустота!" или "Он был лучшим игроком Торино за последние десять лет!" или "Когда я слушал матчи по радио, и комментатор говорил "Внимание, гол Торо на такой-то минуте забил", я уже знал, что дальше прозвучит фамилия Ферранте".
Да, речь идет именно о невысоком и не сверхтехничном нападающем Марко Ферранте, которого обожали болельщики, потому что он умел забивать и много! И которого те же болельщики ненавидели, ибо его стиль игры был таковым, что он мало работал на команду (хотя часто фолы, заработанные его хитрыми приемами, были весьма и весьма полезными), видел перед собой только одну цель – ворота соперника, а все остальное не так уж и важно…
Неприякаянный скиталец
Жизненный путь любого человека начинается с рождения: с Марко Ферранте сие знаменитое событие случилось 4 февраля 1971 года в Веллетри. Что делали папа-неаполитанец и мама-туринка в этом небольшом, но древнем и красивом городке недалеко от Рима, я не знаю. Однако теперь, несмотря на то, что, как футболист, Ферранте вырос и возмужал в Неаполе и в Наполи, он считает себя только наполовину неаполитанцем, вторая же половина – римская.
Марко был обычным уличным мальчишкой из бедной семьи, носившим майку с девятым номером Паоло Росси на спине и мечтающим играть в футбол, как папа. Потому и пошел в школу Партенопеи, куда его приняли с распрастертыми объятиями. Все шло своим чередом и 25 июня 1989 года в выездном матче против Комо (проиграли 0-1) 18-летний Ферранте впервые вышел на матч Серии А: ничем особым не отметился, но и не
В таких случаях, как у Ферранте, есть один старый и проверенный способ решения проблемы – отправить молодого футболиста на обкатку в клуб попроще. В карьере Марко ими стали Реджана (25/5) и Пиза (37/13) из Серии В. Эти выступления заставили руководство Партенопеи вернуть нападающего, но только ради того, чтобы продать его Парме. К сожалению, в тихом эмильянском городе молодой форвард не заиграл и продолжал менять клубы раз в сезон без какого-либо успеха: Пьяченца – 27/4 (1993/94), Перуджа – 33/3 (1994/95), Салернитана – 30/6 (1995/96).
Ферранте: "Пребывание в запасе я всегда воспринимал в штыки, именно поэтому я так много поездил по Италии. Я ходил по арендам, но вынужден был возвращаться в Наполи или Парму – клубы, владеющие моим контрактом. В них я всего был за спиной кого-то – Фонсеки, Дзолы, Бролина, Асприльи, Мелли, а потому паковал чемоданы и отправлялся в новую аренду, потому что хотел только одного – играть".
И вот Ферранте уже 25 лет. Карьера не удалась? Пора сушить весла? Как бы не так!
Найти свою команду
Как же много зависит в карьере футболиста от того, найдет он свой клуб или так и останется неприкаянным бродягой. Марко Ферранте достаточно набродился, прежде чем перейти из Пармы в Торино за 3 миллиарда старых лир в сентябре 1996 и… снова усесться на ненавистную скамейку! Процесс адаптации был нелегким, физическая форма нападающего тоже вызывала сомнения, поэтому запас был закономерным явлением. Марко уже был готов в очередной раз сорваться и отправиться на поиски новых приключений, но в последний момент что-то его остановило. Провидение?
Ферранте: "К тому времени я сменил восемь клубов, но в Турине смог остановиться. Я мог бы сказать, что сделал это из-за истории о Великом Торино, из-за Суперги, из-за того, что гранатовую футболку одевали великие чемпионы. Но все было намного проще – я остался, потому что мне нравился город и удалось наладить хорошие отношения с местной тифозерией".
Ферранте разозлися по-настоящему, и это помогло проявить где-то глубоко дремавшие в нем бомбардиские качества на полную катушку: 27 голов в 1998/99, которые означали рекорд результативности за сезон серии кадетти и путевку в Серию А для гранатовых туринцев без всяких дополнительных соревнований. Многие завистники нарекали на то, что среди этих мячей было аж 12 пенальти, но ведь их надо было сначала заработать – что Марко умел делать прекрасно, а потом реализовать – Марко с точки не ошибся ни разу в тот год!
Почему так поздно? "Я раскрылся поздно из-за проблем с грыжей, которые меня преследовали четыре года. Но и с себя вины я не снимаю. В 18 лет мне казалось, что я настоящий феномен, я немного зазвездился, перестал бороться, перестал выкладываться…"
В чем секрет такого фантантического результата? "В уверенности в своих силах и в умении использовать свой шанс, ведь за 90 минут хотя бы один хороший мяч до тебя доходит. И в работе на тренировках. Раньше я думал, что достаточно умения обращаться с мячем и куража, но потом понял, что ничего нельзя добиться, не вспотев".
Куча голов в Серии В – это хорошо, а как на счет А? Ведь после переезда из простенького квартала Турина Орбассано в элитные дома знаменитых футболистов нужно было еще доказать свое право на пребывание там.
Ферранте не подвел, четко продемонстировав истинность многократно произносимой в
Марко ушел не сразу, а только зимой 2001, подпав под магическое влияние Массимо Моратти, который заманил в свои сети огромное количество ненужных его Интеру футболистов. Тогда тренером числился безвольный Марко Тарделли: игрока он в свою команду взял, но в свете его не особой нужности использовал достаточно редко. А тот взял и спас алленаторе от отставки! Нерадзурри играли дома вничью с «Удинезе», Ферранте вышел на замену на 84 минуте и вырвал победу на 90.
Гранатовый навсегда
Поняв, что в топ-клубе у него ничего не получится, Ферранте уже летом вернулся в не совсем родной, но такой любимый Торино, который как раз вовремя вернулся в Серию А. В сезоне 2001/02 Марко забил несколько меньше, чем хотелось бы, – всего 10 мячей, зато клуб не просто остался в элите, но и получил возможность попробовать свои силы в Кубке Интертото. Увы, это был период нестабильности, который, впрочем, не закончился для гранатовых до сих пор: 2002/03 – 7 голов и пребывание на самом дне Серии А. Еще сезон в Серии В, и с Турином придется попрощаться…
Тем не менее, Марко Ферранте вошел в историю Торино, став вторым в списке бомбардиров всех времен: 122 гола в 260 матчах. Впереди него только Паоло Пуличи с 134 точными ударами. Не знаю, будет ли у меня еще когда-то возможность сказать несколько слов о Пуличи, поэтому сделаю это сейчас. Это был бомбардир от Бога, который при поддержке Чиччо Грациани, принес Торино пока что последнее скудетто в их славной истории (1975/76), став в том сезоне лучшим снайпером Серии А с 21 голом. Курва Маратона его обожала, и он отвечал им взаимностью, часто устраивая незабываемые шоу, особенно в дерби. Начать можно хотя бы с того, что перед игрой он в открытую чистил свои бутсы флагом Ювентуса… И именно в ворота бьянконери он забил один из лучших своих голов (1972/73): в острой контратаке Паолино, получив пас от Агроппы, прошел Спинози и Морини и в 20 метрах от ворот на бегу перебросил готовившегося его останавливать Сальвадоре и чуть вышедшего из ворот Дзоффа, попав прямехонько в угол.
Вот мы и пришли к дерби. Именно туринское противостояние подарило Марко Ферранте лучший матч в его карьере, посему остановимся поподробнее. Но начнем издалека.
"19-летний Дженнаро был нас седьмом небе от счастья. Ведь он получил шанс заиграть в любимой с детства команде – в самом Ювентусе, он тренировался вместе со своими друзьями Робби (Беттегой) и Беппе (Фурино), готовясь к старту своей карьеры в большом
Причем тут какой-то Дженнаро, спросите вы? Да, может, и ни при чем, если бы его фамилия не была Ферранте, и он не был отцом нашего героя. Однако теперь, под влиянием сына, он называет свою давнишнюю любовь к бьянконери всего лишь "ошибкой юности", а "настоящие чувства я испытываю только по отношению к гранатовым цвета. Вот и на близжайшее дерби я еду в Турин, где буду с друзьями-торинези на трибуне Делле Альпи".
И вот день дерби неумолимо приближается. Как Турин его переживает: "Что касается ювентийцев, то они мало внимания уделяют дерби, потому что Торино не выигрывает его уже 10 лет, для них – это легкая прогулка, хотя они и осознают, что тут есть свой подтекст. Для нас же, торинези, – это матч сезона…"
День дерби настал. Трибуны Курва Маратона неистовствуют, они хотят верить в чудо, но к 25 минуте счет на табло уже установился 3-0 в пользу Ювентуса, в первую очередь, благодаря гению Дель Пьеро. Расстроенный Ферранте, переживающий очередной конфликт с тренером Джанкарло Камолезе, взирает на перипетии встречи со скамейки, не сильно веря в возможность своего выхода на поле. Как ни странно, в перерыве его позвали – и Чудо случилось: передача Ферранте на Лукарелли – гол номер раз; пенальти в исполнении Ферранте – гол номер два; удар головой Ферранте, добивание Масперо – гол номер три! 3-3! Юве получает право на пенальти – Салас не забивает! Нарочно захочешь – такую драму не придумаешь: "Мне все время свпрашивают о лучшем матче в моей карьере, и уже многие годы я рассказываю одно и тоже, но, представьте себе, не надоело. Мы проигрывали 3-0, я был вне состава, но вышел на замену, забил гол и сделал два ассиста. Это было незабываемо!"
14 октября 2001 года
Ювентус – Торино – 3:3
Голы: Дель Пьеро, 10, Тудор, 12, Дель Пьеро, 25 – Лукарелли, 57, Ферранте, 70 (п), Масперо, 82
Ювентус: Буффон, Дзенони (Феррара, 65), Тюрам, Юлиано, Пессотто, Тудор, Дзамбротта, Таккинарди, Недвед, Дель Пьеро (Салас, 74), Трезеге.
Торино: Буччи, Гарсия, Галанте, Делли Карри, Меццано, Коэ, Аста, Де Ашентис, Семиоли (Вергассола, 46), Лукарелли (Масперо, 79), Османовски (Ферранте, 46).
Замыкая круг
Как-то дико писать о выступлениях Ферранте после Торино, поэтому я и не буду. Скажу только, что его футбольная карьера закончилась так же, как и начиналась – внушительным списком клубов (Катанья, Болонья, Асколи, Пескара, Верона), в которых он пытался в той или иной степени проявить себя, но без особого успеха. Когда, в конце концов, Марко не получил предложений ни от кого, кроме как от Млады из Болеслава, он предпочел повесить бутсы на гвоздь. Шел 2007 год.
Ферранте никогда не чувствовал в себе тренерского призвания, но представить себя вне футбола не мог никак. Выход? Можно пойти на административную должность в клубе или же стать агентом. О первом Марко пока только мечтает, естественно, представляя себя в Торино, вторым – активно занимается. Говорит, что есть у него интересный проект, и если все получится… Дай-то Бог, ведь Скуадра Граната так нуждается в человеке, который о ней по-настоящему позаботится!
Яна Дашковская, специально для Calcio dello Stivale