Football.ua

Лотито: "Покупка Лацио – битва, казавшаяся безнадежной"

Рубрика Calcio dello Stivale представляет интервью с президентом Лацио Клаудио Лотито.
19 December 2012, 16:26
Calcio dello Stivale: Интервью

Клаудио Лотито провел три с половиной часа в редакции Corriere dello Sport. Говорили обо всем. О Лацио, конечно, прежде всего. Президент с удовольствием обсуждал свой клуб, будучи при этом максимально корректным, избегая неуместных фраз.
 
Улыбчивый, дружелюбный, он прерывался лишь несколько раз, чтобы перекусить, ведь был вынужден отказаться от завтрака в силу своей чрезмерной занятости. Делал паузу и продолжал говорить, рассказывал о своем желании изменить мир, причем, не только футбольный. Сейчас Лотито чувствует в себе силы - его Лацио находится среди лидеров чемпионата, а в лице Мирослава Клозе, Клаудио нашел лидера и бомбардира, которого искал голами. Президент "первой команды Рима" делает несколько интересных заявлений - к примеру, сообщает, что собирается принять одного из "многочисленных" предложений заняться политикой. Конечно, не отвлекаясь от Лацио - стараясь совместить все свои дела, вынуждающие его постоянно отвечать на звонки четырех мобильных телефонов, с которыми Лотито никогда не расстается.
 
Он появился на футбольной арене без шума, но стал одним из ключевых людей в индустрии кальчо. Лотито спас Лацио от краха и пытается удерживать клуб на вершине чемпионата. Клаудио готов вкладывать в Орлов деньги, чтобы сделать их еще сильнее, он думает о перспективах. "Я вижу все на пять лет вперед", - говорит президент. Он опережает время, за это нещадно критикуется, но продолжает идти вперед. Без всякого страха.
 
- Для многих Лацио стал сюрпризом нынешнего чемпионата. Возможно, даже для Вас?
 
- Мы шли к этому девять лет и не собираемся останавливаться. Сейчас у Лацио солидная серьезная команда, но нам пока не хватает психологии победителя, у игроков не тот менталитет. Это приходит со временем, многое зависит от обстановки клуба. Многие говорят, что Лацио не сможет добиться успеха, но это отголоски тех времен, когда у бьянко-челести были серьезные проблемы, когда Краньотти едва все не развалил.
 
- Но сейчас дела, похоже, налаживаются.
 
- Есть ряд факторов, которые способствовали изменениям. Когда в 2004-м году я стал президентом Лацио, существовала концепция "Больше трать, больше побеждай". Я хотел доказать ее ошибочность. Я купил клуб с долгами в 550 миллионов, выложил 84 миллиона и за первый год потерял 86. Это была не сказочка, а битва, казавшаяся безнадежной. Но я не сдавался, руководствуясь несколькими причинами.


Первая: я - тифози Лацио. Мне говорили, что я являюсь поклонником Ромы, но это бред. Я болею за Лацио с шести лет, меня к этому приучила няня, чей жених был поклонником Орлов. Вторая: желание проявить свои навыки. Я ведь предприниматель, потому увиделМне нравятся трудности, потому я и приобрел клуб, находящийся в шаге от пропасти. Я был жертвой кораблекрушения посреди океана.поле для действий с огромным потенциалом. Хотелось создать что-то - конечно, это казалось чрезвычайно сложной, но выполнимой задачей. Мне нравятся трудности, потому я и приобрел клуб, который был в шаге от пропасти. На трансферном рынке мы делали ставку на свободных агентов и арендованных игроков. Пригласили тренера с зарплатой в 50 тысяч евро, тогда как его предшественник получал 4,5 миллиона. Я был жертвой кораблекрушения посреди океана. Не спал больше полутора часов в сутки. Проблемы была не только в том, что я должен был вкладывать деньги, необходимо было еще и избежать убытков. Это то, чем сейчас следует заняться нашему правительству. Государственный бюджет - дырявая бочка, которая продолжает течь.

 
- И все-таки - почему именно Лацио?
 
- Я чувствовал, что это будет настоящая битва. Возродить клуб означало спасти наследие - как спортивное, так и культурное. Лацио был создан в 1900-м году, это первая команда Рима. Кто-то может не соглашаться, но такова правда. Было бы слишком просто дать клубу обанкротиться и затем подобрать его задаром, как это делали многие мои коллеги.
 
- С Лацио Вы больше теряете или зарабатываете?
 
- Лацио зарабатывает деньги, чтобы погашать долги. Я не получил ни евро. Мой предшественник зарабатывал 500 тысяч евро, исполнительный директор - миллион, гендир - 400 тысяч. Я же поступал не в пользу своих интересов. Я заплатил 25 миллионов за 21% акций, сейчас у меня 67%.  Я рад, что команда вновь показывает те результаты, что и конце 90-х годов.
 
- Сейчас вы кажетесь более открытым для всех, кто имеет отношение к Лацио.
 
- Я должен был ломать устои, когда пришел в клуб, приходилось действовать силой. Меня не понимали, но разве я виноват, что вижу все на пять лет вперед? Не понимали подписания свободных агентов, аренд, постоянно говорили, что нельзя построить прочный дом на песке. А мне это удалось! В первый же год мы попали в Кубок Интертото, взяв девять игроков за один день. Затем был Кубок УЕФА, Лига чемпионов. Четвертый сезон завершился победой в Кубке Италии, пятый - в Суперкубке. Я принес результаты, но до сих плачу долги за других. И кое-кто по-прежнему считает меня врагом...
 
- Как Вы относитесь к идее сокращения числа команд в Серии А до восемнадцати?

У нас нет той прибыли, что приносят чемпионату Реал и Барселона
- Я - тот, кто предложил эту реформу. У нашего футбола нет ресурсов, чтобы поддерживать чрезмерное количество клубов в элите. И не нужно сравнивать Серию А  с Примерой! У нас нет той прибыли, что приносят чемпионату Реал и Барселона.
 
- Расскажите о приобретении Салернитаны.
 
- Мне кажется, что неплохо, когда у клуба Серии А есть партнер в Лиге Про. Это идет на пользу молодежи, юные игроки получают шанс проявить себя. Так что, этот поступок очень практичен. Некоторые клубы не могут позволить себе бороться за выход в элиту, потому им не нужно жить надеждами - необходимо заниматься реальными делами.
 
- Похоже, Вы снова открыты к диалогу с тифози.
 
- Это не совсем так. Тифозерия заняла позицию ополчения. В 2005-м году, когда я впервые заговорил о новом стадионе, в Лацио произошло землетрясение - было невозможно что-либо предпринять. Прошло восемь лет, возможно, к кому-то пришло осознание происходящего. Клуб не делает шагов назад, мы признательны, что поведение тифозерии меняется. Как президент я должен не только культивировать результаты и следить за бюджетом, но и поддерживать страсть, следовать интересам болельщиков.
 
- Вы сделали очень важное заявление, когда фанов Лацио обвинили в нападении на поклонников Тоттенхэма.
 
- Я стал на их защиту. Поступил, как отец семейства.
 
- Но отношения с Курвой все-таки изменились?

- Они делают много правильных вещей, например, мне по душе инициатива "Terzo Tempo".Меня не понимали, но разве я виноват, что вижу все на пять лет вперед? Не понимали подписания свободных агентов, аренд, постоянно говорили, что нельзя построить прочный дом на песке. А мне это удалось!Я не изменился - изменился мир вокруг меня. Я говорил о "потолке зарплат" девять лет назад, мне отвечали, что я сошел с ума. Сейчас мы видим, кто был прав... Я не берусь судить, пусть это делает народ. Я делал все не для того, чтобы решить свои проблемы, а для того, чтобы защитить общие интересы.

 
- Какова ситуация с Диаките?
 
- Я привел его в примаверу Лацио из Пескары, дал ему хорошую зарплату, обращался, как с родным сыном, всегда поддерживал. Я хотел бы, чтобы он остался в клубе. Но полтора года назад он запросил такой контракт... Это сумасшедшие цифры, они не поддаются логике. Более чем в два раза больше того, что получает Бьява. Интер... Сложно сейчас говорить о чем-то конкретном, это действительно проблема. Я общался с Фассоне и Моратти по этому поводу. Посмотрим, как будет вести себя Диаките.
 
- Вы исключаете его продажу в январе?
 
- Авторитет зарабатывается последовательностью действий. В свое время я отказался от пяти миллионов за Пандева, эта сумма вынудила бы меня отказаться от борьбы за коллективный контракт. Футболисты не должны больше позволять себя играть в игры, когда речь идет о серьезных вещах.
 
- Вы хотели бы войти в историю Лацио, возродив клуб, что уже само по себе является достижением, или же нацелены на скудетто?
 
- Победа должна быть полной. Слишком легко не дать клубу обанкротиться, а затем свалиться с ним в Серию Б, нужно продолжать прогрессировать, добиваться результатов. Я сам себе главный оценщик, и моя главная битва - с самим собой. Время покажет, как все сложится. "Главное стремление каждого человека - становиться лучше", - как писал Данте.
 
- В историю футбола можно войти лишь побеждая...
 
- Все говорят о мяче, мало кто - о футболе. Я обладаю знанием предмета. Взять, к примеру, Салернитану. Я уволил тренера, который был мне не по душе, и позвонил Перроне в полночь, сидя в ресторане. "Завтра у тебя тренировка с командой" - сказал я ему. Сейчас команда первая в турнирной таблице, они выиграли 12 матчей кряду.
 
- Вы мечтаете еще о двух "Клозе" - в оборону и полузащиту?
 
- Клозе согласился перейти в Лацио, хотя мы предложили ему куда более скромный контракт, чем у него был в Баварии. Я не буду говорить, кто претендовал на Миро, но он выбрал нас. То же происходит и с Салернитаной - в клуб идут игроки из Серии Б, лишь потому, что будут иметь дело со мной. Клозе - великий человек. Вы задаете мне этот вопрос, но ведь не все так просто. Нельзя просто выйти на рынок и взять игрока. Он должен соответствовать требованиями тренера, подходить по многим параметрам. Главное - не имя. Находимся ли мы в поиске? Конечно. В Лацио работают над этим 24 часа в сутки.
 
- Роберто Манчини сказал, что Лацио по силам стать главным конкурентом Ювентуса.
 
- Не в этом сезоне. У Юве восемь очков преимущества, доход в 270 миллионов, но в итоге - потери в 70 миллионов. Наша выручка - 10 миллионов, тогда как доход - около 90.
 
- Где будете строить новый стадион?
 
- Меня высмеивали, когда я заговорил о постройке новой арены, но хуже стало только тем, кто критиковал мой план. У меня такой проект... По сравнению с ним, стадион Ювентуса покажется озерцом с утками.
 
- Владимир Петкович, кажется, ставит перед собой серьезные задачи.
 
- Скудетто? Давайте не будем столь самонадеянны. Петкович должен говорить об этом, но я не витаю в облаках. У нас сильная команда, но ей еще нужно прогрессировать. Клозе - великий футболист, у него менталитет победителя. Я делаю все, что обещал, не хватает только стадиона. Ждем принятия соответствующего закона.
 
- Правда, что после подписания контракта Клозе не захотел это отметить, а отправился отдыхать?
 
- Мы пошли в ресторан, у Мирослава был день рождения. Я видел, что он очень сонный. Клозе сказал мне: "Извините, президент, но мне нужно поспать, завтра тренировка". В другой раз он удивил меня, когда попросил тренироваться с примаверой. Мне позвонил их тренер Боллини и рассказал, что после занятия вся команда пошла в душ, а Клозе собирал мячи...
 
- Говорили, что Вы хотели пригласить в команду Дзолу, а не Петковича.
Скудетто? Давайте не будем столь самонадеянны. Петкович должен говорить об этом, но я не витаю в облаках.
- Слухами о Дзоле я пытался стимулировать Рею. Эди не справлялся с давлением.  Вы даже представить не можете, как часто мне приходилось "подталкивать" своих тренеров. Баллардини – отличный алленаторе, но ему очень не повезло. В команде была война, в раздевалке постоянно возникали конфликты. Но он выиграл Суперкубок к Интера Моуриньо, причем, переиграл нерадзурри тактически, поставив Матузалема под нападающими и отодвинув Маури в глубину поля. Франселино забил, Стефано отдал голевой пас Рокки. Лацио вышел в Лигу Европы, а потом все прошло не так. Спасения не было, и мы с Давиде приняли решение расстаться.
 
- Его место занял Рея.
 
-  Мне позвонили и сказали, что у Эди в контракте есть клаусула, он может освободиться. Два дня я вел очень сложные переговоры, уговорил его, но после поражения от Бари он заявил, что хочет уйти и покинул Италию. Я заставил Рею прилететь в Рим и собрал команду на базе. Привел с собой психолога и провел очень важный разговор. Дескать, вы тут не в наказание, это пойдет на пользу. Нельзя допускать, чтобы команду освистывали. Вы хотите в Серию Б? Вперед, но в Рим вы больше не вернетесь. Рокки сказал мне: "Проблема в психологии". Отлично! Вот вам психолог! Все разошлись, а ночью позвонили мне и сказали "Мы посоветовались и решили, что обойдемся без психолога. Мы берем на себя ответственность". Именно то, чего я добивался. Через пару дней мне позвонил Эди: "Ты был прав, они заиграли".
 
- Росси Вы называли хорошим тренером с точки зрения игры, Рею – лидером группы. Как опишете Петковича?

- Это совсем другой уровень. Владимир – великий знаток человеческой натуры. РоссиСлишком легко не дать клубу обанкротиться, а затем свалиться с ним в Серию Б, нужно продолжать прогрессировать, добиваться результатов.хорошо работал над действиями команды, у Реи был огромный опыт, он умел "держать раздевалку". В Петковиче объединяются лучшие качества их обоих, к тому же, он – прекрасный собеседник, он умеет говорить. Мне очень нравится нынешний Лацио, я горд командой.


- Что с Сарате? Какая ситуация? Думаете, он уйдет по истечении срока контракта?

- Каждый в своей жизни волен делать то, что хочет. По соглашению у него еще полтора года, если Мауро хочет пасти овец в Формелло, что ж… Летом его звали в Галатасарай и Марсель, однако Сарате отказался.
 
- Ищите замену Брокки? Более молодого игрока на эту позицию?

- Конечно, у нас есть мысли, идеи, мы хотим, чтобы наша молодежь набиралась опыта. К примеру, Онази хорошо проявляет себя. И Каванда, безусловно. Он очень вырос, стал реальной альтернативой Конко и Скалони. Лионель очень ему помог.
 
- Ходили слухи, что одним из кандидатов на пост тренера Лацио был Винченцо Монтелла.
 
- Да, я хотел пригласить его. Впрочем, думаю, он никогда не согласился бы принять нашу команду.
 
Интервью Corriere dello Sport
 
Перевод и адаптация Юрия Шевченко, Football.ua